Рабочая программа по технологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (6 класс)

Ким Евгений Суманович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6_klass_trud_2017.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Победино

МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области

РАССМОТРЕНО

на заседании педсовета ШМО

______________Е.Г. Пакеева

Протокол №___

от «___» __________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________  О.Н.Власенко

«___» _________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Победино

___________ Е.Е.Гераськина

Приказ от  " ___"________20__г.

№ _____

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по технологии

6 класс

2018-2019 учебный год

срок реализации: 1 год

составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования и программы общеобразовательных учреждений

Ким Евгений Суманович,

учитель без квалификационной категории

с. Победино

2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учебного плана, примерной программы основного общего образования по «Технологии. Технический труд» для 5-8 классов с учетом авторской программы «Технология. Технический труд» 5-8 классы под редакцией В.М.Казакевича, Г.А. Молевой – М.: «Дрофа», 2012.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • Технология. Технический труд. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: «Дрофа», 2016.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта учебного плана, основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ, примерной программы основного общего образования по технологии и дают возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.

Цели и задачи учебного предмета «Технология».

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
  • демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология»:

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основные задачи обучения:

- ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.

- обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

- формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.

- ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.

- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

- подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-опыт познавательной деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-исследовательские, учебно-коммуникативные);

- опыт осуществления способов деятельности (учебно-организационные);

-опыт творческой деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-коммуникативные);

-опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (учебно-организационные).

Общая характеристика учебного предмета «Технология» в 6 классе

Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, представлений о технологической культуре производства, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению в сфере индустриального труда и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Учебная программа «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• техническая творческая, проектная деятельность;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.

Универсальность технологии состоит в том, что любая деятельность - профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 68 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 6 классе —68 ч, из расчета 2 ч в неделю.

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе, по концентрическому принципу: основные разделы программы будут изучаться с 5 по 8 класс с постепенным усложнением на каждой ступени обучения.

Каждый раздел учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программы. В конце учебного года по программе предусмотрено выполнение школьниками технических творческих или проектных работ на которые с учетом требований стандарта образования по технологии отводится 2/5 объема учебного времени.

Отличительной особенностью рабочей программы является:

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения блоков, разделов и тем учебного предмета осуществлён с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Вследствие распределения часов резервного времени примерной программы под редакцией В.М.Казакевича, Г.А. Молевой - внесены следующие изменения в распределение учебных часов рабочей программы:

Блок «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов»

Раздел «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации»

•        Тема: «Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм» (6 класс) увеличена на 16 часов. 28 часов вместо 12 часов по примерной программе.

Раздел программы «Технологии создания изделий из металлов и искусственных материалов на основе конструкторской и технологической документации»

•        Тема: «Технологии изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов» (6 класс) увеличена на 4 часа. 18 часов вместо 14 часов по примерной программе.

Раздел программы «Машиноведение»

•        Тема: «Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам» (6 класс) увеличена на 2 часа. 4 часа вместо 2 часов по примерной программе.

Повторение пройденного материала и контроль знаний учащихся за 1 полугодие- 2часа.

Повторение пройденного материала и итоговый контроль знаний учащихся за учебный год -2 часа

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Технология».

В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ -компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Изучение технологии в основной школе по направлению «Технический труд» обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

12) проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

13) выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

14) развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

15) становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

16) планирование образовательной и профессиональной карьеры;

17) осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

18) бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

19) готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

20) проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

21) самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Предметные результаты.

В познавательной сфере:

  1. рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  2. оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  3. ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  4. владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  5. классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  6. распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  7. владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  8. применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  9. владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  10. применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  1. планирование технологического процесса и процесса труда;
  2. подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  3. проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  4. подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  5. проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  6. выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  7. соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  8. соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  9. обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  10. выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  11. подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  12. контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
  13. выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  14. документирование результатов труда и проектной деятельности;
  15. расчет себестоимости продукта труда;
  16. экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  1. оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  2. оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  3. выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  4. выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  5. согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  6. осознание ответственности за качество результатов труда;
  7. наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  8. стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  1. дизайнерское проектирование технического изделия;
  2. моделирование художественного оформления объекта труда;
  3. разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
  4. эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  5. опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  1. формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  2. выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  3. оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
  4. публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  5. разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  6. потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В психофизической сфере

  1. развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
  2. достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  3. соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  4. сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Особенности организации учебного процесса.

Приоритетными методами обучения, по предмету «Технология», в 6 классе являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в учебной программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных и ремонтных работ, графических, расчетных и проектных операций.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки материалов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, расчетных и проектных операций. Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла

В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Планируемые результаты.

Ученик научится:

- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

- выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

- разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

- осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии.

- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Ученик получит возможность научиться:

- грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

- составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):

- осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Требования к уровню достижений обучающихся 6 класса.

Учащиеся должны знать:

  • виды материалов из натуральной древесины; учитывать их свойства при обработке;
  • назначение и механические свойства конструкционных материалов;
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,
  • влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека;
  • общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов;
  • виды графических изображений деталей;
  • конструктивные элементы деталей и их графическое изображение;
  • виды соединений брусков, элементы шиповых соединений;
  • виды столярных клеев и их технологические характеристики;
  • виды декоративно-прикладного творчества;
  • сплавы чёрных, цветных металлов;
  • виды, практическое применение сортового проката;
  • возможности и использование ПЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении практических работ;
  • осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
  • производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
  • читать простейшие технические рисунки и чертежи деталей типа тел вращения;
  • разрабатывать содержание инструкционно-технологических карт;
  • находить необходимую техническую информацию, обрабатывать и использовать ее;
  • осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;
  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
  • выполнять шиповые столярные соединения;
  • шлифовать и полировать плоские металлические поверхности; „
  • выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, отделка поверхностей материалов красками,  лаком);
  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

Должны владеть компетенциями:

  • ценностно-смысловой;
  • деятельностной;
  • социально-трудовой;
  • познавательно-смысловой;
  • информационно-коммуникативной;
  • межкультурной;
  • учебно-познавательной.

Требования  по разделам технологической подготовки обучающихся 6 класса

«Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»

Знать/понимать

методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов.

Уметь

обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

«Машиноведение»

Знать/понимать

технологические понятия; состав и отличительные характеристики рабочих и технологических машин.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую документацию при конструировании моделей машин.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 безопасной эксплуатации технологических машин, получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации.

«Электротехнические работы»

Знать/понимать

назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь

объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

«Творческая, проектная деятельность»

В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям учащиеся должны:

знать

как определять потребности людей;

какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;

как планировать и реализовывать творческий проект;

уметь

кратко формулировать задачу своей деятельности;

отбирать и использовать информацию для своего проекта;

определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;

оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;

выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;

планировать изготовление изделий и изготовлять их;

определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;

испытывать изделие на практике;

анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;

формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;

определять перечень профессий,  необходимых для промышленного изготовления

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

в т.ч. на практическую часть

Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы.

32

Технологии изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов

18

Электротехнические работы

2

Элементы техники

4

Проектные работы

14

ИТОГО

70

Основное содержание рабочей программы – 6 класс

Блок №1: «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов»

Раздел: «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов

на основе конструкторской и технологической документации»

Тема: Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической

 и цилиндрической формы - 32 часов.

Основные теоретические сведения

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация.

Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов.

Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки, пазы, лыски, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Разновидности столярных соединений. Элементы шиповых соединений. Последовательность выполнения столярных соединений. Инструменты, крепежные изделия, столярные клеи применяемые для сборочных работ.

Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство кронциркуля и способы выполнения измерений. Основные технологические операции точения и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества. Правила безопасности труда при работе на токарном станке. Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построения орнаментов.

Практические работы

Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины.

Чтение сборочных чертежей: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте.

Разметка и выполнение элементов шиповых столярных соединений: соединение деталей вполдерева, на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия. Сборка деталей изделия на клею, с использованием крепёжной фурнитуры (гвоздей, шурупов). Защитная и декоративная отделка изделия.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Выполнение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда

Игрушки и настольные игры, инструменты для подвижных игр, ручки, изделие для украшения интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.

Раздел №2: «Технологии создания изделий из металлов и искусственных материалов

на основе конструкторской и технологической документации»

Тема: «Технологии изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов» - 18 часов.

Основные теоретические сведения

Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов. Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката.

Виды искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.

Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей..

Особенности работы с металлом на сверлильном станке. Современные технологические машины для выполнения слесарных работ.

Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий и сортового проката: штангенциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило, углошлифовальная машина, электрический лобзик, электрическая дрель, электрическая отвертка. Способы работы с инструментами.

Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений: поддержка, натяжка, обжимка. Виды заклепок. Основные технологические операции изготовления деталей из сортового проката и искусственных материалов, особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка.

Технология соединения деталей в изделии на заклепках.

Практические работы

Определение видов сортового проката. Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов.

Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном станке.

Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля; резание заготовок слесарной ножовкой; сверление отверстий на сверлильном станке, опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений; отделка абразивной шкуркой.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.

Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, формирование замыкающей головки.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Соблюдение правил безопасности труда.

Профессии и специальности рабочих, занятых выполнением слесарных и слесарно-сборочных работ.

Варианты объектов труда

Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.

Раздел №3: «Машиноведение»  

Тема: Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора

по эскизам и чертежам (4 часа).

Основные теоретические сведения

Технологические машины: основные узлы и механизмы. Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Виды передач. Условные графические обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчет.

Практические работы

Чтение кинематической схемы. Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора. Проверка модели в действии.

Подсчет передаточного отношения в зубчатой передаче по количеству зубьев шестерен.

Варианты объектов труда

Конструктор, препарированные и натурные механизмы оборудования школьных мастерских.

Блок №2: «Электротехника и электроника»

Раздел: «Электротехнические работы»  

Тема: Изготовление устройств с электромагнитом (2 часа).

Основные теоретические сведения

Организация рабочего места при выполнении электротехнических работ. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах.

Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле.

Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.

Практические работы

Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства. Разработка схем электротехнических установок и устройств с электромагнитом. Сборка устройств с реле.

Варианты объектов труда

Модели различных устройств из деталей электроконструктора, электромагнитные реле, модели устройств с электромагнитом из деталей механического конструктора.

Блок 3: «Творческая, проектная деятельность»

Раздел «Творческая, проектная деятельность» (14 часов).

Основные теоретические сведения

Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.

Методы поиска информации об изделии и материалах.

Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Виды проектной документации.

Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.

Практические работы

Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации.

Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.

Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты объектов труда

Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов.

Предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.

Технология создания изделий из металлов, пластмасс и поделочных материалов.

Весы, ручки для дверей, головоломки, блесны, инвентарь для мангала или камина, наборы для барбекю, коптильни, украшения, спортивные тренажеры, багажники для велосипедов, подставки для цветов, приборы для проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов.

Электротехнические работы.

Рациональное использование электричества, рациональное размещение электроприборов, подсветка классной доски, электрифицированные учебные стенды, электрические щупы для поиска обрыва цепи, модели автомобилей или механизмов с электроприводом.

6 класс (70  часов)

на 2011-2018 учебный год

Тема урока

Кол-во

часов

Цель урока

Вид контроля,

измерители

Дата

 проведе-ния

Примечания

Д/З

планируемые  редметные результаты  (УУД)

планируемая деятельность

учащихся

Глава 1 : Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы 32ч.

1-2

Вводное занятие. Механические свойства древесины.

2

Основные механические свойства древесины. Определение прочности, твердости, ударной вязкости и упругости древесины. Зависимость области применения древесины от её свойств.

Знать: древесные материалы; механические свойства древесины; о правилах определения прочности, твердости, ударной вязкости и упругости  древесины;

Уметь: определять прочность, твердость, ударную вязкость и упругость  древесины.

Работа с учебником ,

Л/р

§1, с.4-6

3-4

Рациональное оборудование рабочего места.

2

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок

в зажимах верстака.

Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке.

Уметь: организовывать

рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту.

Работа с учебником, фронтальный опрос

§2, с.7-8

5-6

Требования к изготавливаемому изделию.

2

Общие сведения о конструировании. Этапы конструирования изделия. Функции вещей. Требования, учитываемые при конструировании различных предметов. Общие сведения о моделировании

Знать: понятия конструирование, моделирование, модель; функции вещей; требования, учитываемые при конструировании изделия; этапы конструирования.

Уметь: конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия

Индивидуальный опрос

§3, с.8

7-8

Чертеж детали цилиндрической формы

2

Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки.

Знать: технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже.

Индивидуальный опрос

§4, с.9-10

9-10

Сборочный чертеж изделия.

Чтение сборочного чертежа.

2

Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки.

Знать: технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже.

Самостоятельная работа.

Тест.

Пр/р

§4, с.11-12,

§4, с.12-13

11-12

Изготовление деталей цилиндрической формы ручными инструментами.

Изготовление изделия цилиндрической формы.

2

Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки.

Знать: технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже

Пр/р

§5, с.14-15,

§5, с.16

13-14

Устройство токарного станка для точения древесины.

Изучение устройства токарного станка.

2

Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке

Знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке.

Работа с учебником

тест

§6, с.17-21,

§6, с.21-22.

15-16

Подготовка заготовок к точению на токарном станке.

Подготовка станка к работе. ПТБ.

2

Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным способом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества

Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; назначение инструментов и рациональные приёмы работы с ними; правила безопасной работы.

Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества

Пр/р

§7, с.22-24.

17-18

Технология точения древесины на токарном станке. Точение наружных цилиндрических поверхностей.

2

Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным способом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества

Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; назначение инструментов и рациональные приёмы работы с ними; правила безопасной работы.

Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества

Работа с учебником

Самостоятельная работа

§8, с.25-28,

§8, с.29-30

19-20

Соединение деталей шипами, вполдерева.

Соединение деталей шкантами и нагелями.

2

Виды соединений брусков. Последовательность выполнения соединений брусков различными способами. Инструменты для выполнения данного вида работ. Правила безопасной работы

Знать: виды соединений брусков; способы соединения деталей; ручные инструменты для выполнения соединений брусков; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять соединение брусков различными способами

Работа с учебником.

Пр/р

§9, с.31-32,

§9, с.32-35

21-22

Склеивание древесины.

Склеивание деталей изделия..

2

Способы склеивания древесины. Последовательность выполнения соединений . Правила безопасной работы

Знать: способы соединений брусков; способы соединения деталей; ручные инструменты для выполнения соединений брусков; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять соединение брусков различными способами

Пр/р

§10, с.36-38,

§10, с.39.

23-24

Технологические  особенности сборки  изделий из древесины. Технологические особенности отделки изделий из древесины.

2

Выбор ручных инструментов,

 Приёмы сборки изделий из древесины. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов

Знать: виды сборки изделий из древесины;  инструменты для выполнения ручной сборки; приёмы выполнения сборки; правила безопасной работы.

Уметь:

 подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять сборку;

Пр/р

§11, с.40-43,

§11, с.40-43

25-26

Декоративно- прикладная обработка древесины.

Выполнение контурной резьбы.

2

Виды защитной и декоративной отделки изделий из древесины. Правила безопасности при окрашивании изделий. Затраты на изготовление изделия

Знать: назначение защитной отделки изделий из древесины; виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила безопасной работы; правила расчёта затрат на изготовление изделий.

Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия

Пр/р

§12, с.43-46, §12, с.43-46

27-28

Виды резьбы по дереву. Выполнение геометрической резьбы.

2

Выбор ручных инструментов,

 Приёмы резьбы по дереву. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов

Знать: виды орнамента;

виды резьбы; инструменты для резьбы;  приёмы выполнения резьбы;; правила безопасной работы.

Уметь: размечать рисунок

 подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу

Пр/р

§12, с.43-46

29-30

Роспись по дереву.

Выполнение росписи по дереву.

2

Выбор ручных инструментов,

 Приёмы росписи по дереву. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов

Знать: виды орнамента;

виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной росписи; приёмы выполнения росписи; правила безопасной работы.

Уметь: размечать рисунок

 подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять роспись

Пр/р

§13, с.46-51

31-32

Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру.

Пути экономии древесины.

2

 Подготовка заготовок к выпиливанию.

 Приёмы работы ручным лобзиком. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов

Знать: приёмы подготовки заготовок к выпиливанию; назначение

и устройство ручного инструмента; правила пользования инструментом; приёмы работы.

Уметь: подготавливать заготовки к выпиливанию; выполнять работу с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты

Пр/р

§14, с.52-54,

§15, с.54-56

Глава 2 : Технологии изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов 18ч.

33-34

Черные и цветные металлы и сплавы.

Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.

2

Металлы и сплавы,

область их применения. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Влияние технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской

Знать: общие сведения

о металлургической промышленности; влияние технологии производства и обработки металлов на окружающую среду; основные свойства металлов и сплавов; правила поведения в слесарной мастерской.

Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§16, с.57-59

35-36

Механические свойства металлов и сплавов.

Ознакомление с механическими свойствами

2

Металлы и сплавы,

область их применения. Основные механические свойства металлов и сплавов. Влияние технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской

Знать: общие сведения

о металлургической промышленности; влияние технологии производства и обработки металлов на окружающую среду; основные свойства металлов и сплавов; правила поведения в слесарной мастерской.

Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§17, с.60-61.

§17, с.62

37-38

Сортовой прокат. Виды сортового проката. Способы получения сортового проката.

2

Понятие о процессе обработки металлов. Виды сортового проката. Графическое изображение деталей из сортового проката.

Знать: виды изделий из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката;

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§17, с.60-61, §17, с.62

39-40

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Измерение размеров деталей.

2

Разметка заготовок из сортового металлического проката, экономичность разметки. Назначение и устройство штангенциркуля. Измерения штангенциркулем

Знать: инструменты для разметки; назначение

и устройство штангенциркуля; приёмы измерения штангенциркулем.

Уметь: разметка заготовок сортового проката с использованием штангенциркуля

Работа с учебником.

Пр/р

§19, с.66-71,

§19, с.71-72

41-42

Чертеж детали из сортового проката. Сборочный чертеж.

2

 Виды сортового проката. Графическое изображение деталей из сортового проката.

Знать: виды изделий из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката;

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§20, с.73-74, §20, с.75-86

43-44

Резание сортового проката слесарной ножовкой. Рубка металла зубилом.

2

 Назначение и устройство слесарной ножовки. Приёмы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой

Знать: назначение и устройство слесарной ножовки; правила выполнения резания металла; правила безопасной работы.

Уметь: подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§21, с.87-92,

§24, с.107-113

45-46

Опиливание заготовок из сортового проката.

Приёмы опиливания.

2

Опиливание металла. Инструменты для выполнения операции опиливания. Правила безопасной работы

Знать: инструменты для выполнения операции опиливания;  правила безопасной работы.

Уметь: выполнять операцию опиливания деталей из металла

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§22, с.93-99,

§23, с.99-106

47-48

Сверление заготовок из сортового проката. Виды заклепочных соединений.

2

Сверление металла. Инструменты для выполнения операции сверления. Правила безопасной работы

Знать: инструменты для выполнения операции сверления;  правила безопасной работы.

Уметь: выполнять операцию сверления деталей из металла

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§25, с.113-120, §26, с.121-125

49-50

Виды пластмасс. Технологии обработки пластических материалов.

2

Понятие о процессе обработки пластмасс. Виды пластических материалов. Графическое изображение деталей из пластических материалов.

Знать: виды изделий из пластмасс и пластических материалов; способы получения пластмасс; графическое изображение деталей из пластических материалов.

Уметь: распознавать пластические материалы по внешнему виду и свойствам

Работа с учебником.

Самостоятельная работа

§27, 28,

§29, с.128-131

Глава 3: Электротехнические работы 2ч.

51-52

Электромагнит как электротехническое устройство. Чтение электрических схем.

2

Организация рабочего места. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле

Знать: устройство и применение электромагнитов; в каких устройствах используют электромагнит; как можно измерить силу притяжения электромагнита.

Уметь: собрать эл. цепь с использованием электромагнита; сравнивать силу притяжения с сердечником и без него

Самостоятельная работа. Тест.

§30, с.132-134, §31, с.135-137

Глава 4: Элементы техники 4ч.

53

Технологические машины. Транспортные машины.

1

Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, реечной). Ведомая и ведущая шестерни. Передаточное отношение

Знать: сущность зубчатой передачи; примеры узлов и механизмов машин передачи движения при помощи зубчатой передачи. Уметь: объяснять принцип действия зубчатой передачи; производить расчет частоты вращения исполнительного механизма

Самостоятельная работа.

Тест.

§33-35,

§36-38

54

Применение транспортирующих технических средств. Тенденции развития рабочих машин.

1

Виды транспортирующих машин и приспособлений, применение транспортирующих технических устройств, понятие о приеме решения нестандартных задач.

Знать: виды транспортирующих машин и приспособлений, применение транспортирующих технических устройств, понятие о приеме

Уметь :принять и выполнить  решение нестандартных задач.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос

§39, с.151-153.

§32, с.138-139

Глава 5: Проектные работы 14ч.

55-56

Выбор и обоснование темы проекта. Разработка конструкции изделия.

2

Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования.

Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделия; основные этапы проектирования; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта.

Уметь: анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта

Самостоятельная работа

§40, с.154-156,

§41,с.157-160

57-58

Разработка конструкторской документации.

Разработка технологической документации по теме проекта.

2

Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.

Знать: последовательность работы над проектом; пооперационную карту изготовления изделия; технологические операции; виды и структуру технологических процессов.

Уметь: составлять и читать технологическую карту изделия; выполнять основные технологические операции по изготовлению изделия

Самостоятельная

работа

§41,с.157-160,

§42,с.160-162

59-60

Подбор материала.

Разметка деталей изделия.

2

Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Сборка и отделка изделия.

Знать: последовательность работы над проектом; пооперационную карту изготовления изделия; технологические операции; виды и структуру технологических процессов.

Пр/р

§43,с.162-163,

§43,с.162-163

61-62

Изготовление деталей изделия

Изготовление изделия.

2

Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Сборка и отделка изделия.

Знать: последовательность работы над проектом; пооперационную карту изготовления изделия; технологические операции; виды и структуру технологических процессов.

Уметь: составлять и читать технологическую карту изделия; выполнять основные технологические операции по изготовлению изделия; соединять и отделывать детали в изделии; отделывать изделие

Пр/р

§43,с.162-163,

§43,с.162-163

63-64

Сборка изделия.

Отделка изделия

2

Экологическое и экономическое обоснование проекта. Расчет себестоимости проектного задания. Оформление проектной документации

Знать: основы экономической оценки себестоимости выполнения проекта; влияние современных технологий на окружающую среду.

Уметь: проводить расчет себестоимости проекта; выявлять вредные факторы влияния современного производства на окружающую среду и здоровье человека

Пр/р

§43,с.162-163

§43,с.162-163

65-66

Экономическое и экологическое обоснование проекта.

Рекламный проспект изделия.

2

Вывод. Оценка изделия. Презентация изделия. Реклама проекта

Знать: критерии оценки изделия; способы презентации проекта. Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие

Защита проектного задания. Зачет.

§44,с.163-166, §44,с.163-166

67-68

Защита проекта.

Итоговое занятие.

2

Вывод. Оценка изделия. Презентация изделия. Реклама проекта

Знать: критерии оценки изделия; способы презентации проекта. Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие

Защита проектного задания. Зачет.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью освоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
  • изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • полностью не усвоил учебный материал;
  • не может изложить знания своими словами;
  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании выполнения работы;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  • допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  • затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знания программного материала;
  • допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  • не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «1» ставится, если учащийся:

  • не может спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знания программного материала;
  • отказывается выполнять задание.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта:

1.Оригинальность темы и идеи проекта.

2.Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).


Перечень учебно-методического обеспечения

курса «Технология», 5 класс

Учебники и учебные пособия для учащихся

Технология. Технический труд. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: «Дрофа», 2016.

Технология. Технический труд. 5 кл.: рабочая тетрадь для учащихся. – М.: «Дрофа», 2016.

Пособия для учителя

Технология. Технический труд. 6 кл.: методическое пособие / под ред. В.М.Казакевича, Г.А.Молевой.– М.: Дрофа, 2015.

Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011.

Бешенков А. К. Технология. Технический труд: Метод, пособие: 5-7 кл. — М.: Аркти, 2000.

Капустин B.C. Проект по технологии в 5-9 классах: Методические рекомендации для учителей технологии. — Елабуга,  2000

Карточки-задания по черчению. В 2 ч. / Под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2001.

Боровков Ю. А, Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4-8 кл. -2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - М.: Просвещение, 1980.

Рихвк Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984.

Коваленко В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. - М.: Просвещение, 1990.

Кругликова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. — 1999. - № 6.

Литова З.А. Творческие проекты в школе: В курсе «Технология» // Школа. - 2000. - № 1.

Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования // Педагогика. — 2000. — №

Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.П. Полат. — М., 2000.

Пахомова Н.Ю. Учебный проект, его возможности // Учитель. - 2000. - № 4.

Павлова А. А.,Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Пособие для учителей графики. — М.: Владос, 1999.

Справочник по техническому труду/ Под ред. А. Н. Ростовцева и др. — М.: Просвещение, 1996.

Степакова В. В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2001.

Адреса сайтов по технологии

  • www.mioo.ru – лаборатории – лаборатория технологии
  • http://ftip.nspu.net – технологическое образование
  • http://conf.nspu.net/ftp – сайт сибирских конференций по технологии
  • http://school.rin.ru/school/doc/04/6.html – Концепция содержания образовательной области “Технология” в 12-летней школе
  • http://www.edu.nsu.ru/~nipkpro/izdanija/sovrem_ uchitel /melnikova.htm И. Ю. Мельникова. Проблемы стандартизации содержания и методов преподавания предметных циклов образовательной области Технология
  • http://edu.redline.ru/ Автоматизированная информационная система, содержащая научную и педагогическую информацию, пригодную к практическому использованию.
  • http://www.aquanet.co.il/vip/altec – Сайт аналоговой электроники. Принципиальные схемы устройств, техническая документация, подборка тематической информации. Советы радиолюбителям.
  • http://electro.nizhny.ru/— Электротехника- сборник научно-технических статей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» состав­лена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...

Рабочая программа по технологии по ФГОС 5-8 классы

Рабочая программа по ФГОС 5-8 классы по технологии...

Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс

Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс...

Рабочая программа по технологии 7класс(ФГОС)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и скорректирована на смешанные группы (мальчики, девочки). Введен раздел "Современные технологии" с использованием учебника по...

Рабочая программа по технологии 5класс ФГОС

Рабочая программа по технологии 5класс ( девочки)ФГОС с календарно-тематическим планом...