Программа кружка « Мода и стиль» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Кружок «Мода и стиль» – это творческое объединение учащихся, имеющих способности к творческой деятельности и стремящихся совершенствовать свои знания и умения. Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол и заканчивая семидесятилетней бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить одежду, но уже для своей внучки. Получается такой вот круговорот одежды, сделанной собственноручно в природе. Самое сложное в этом процессе понять, что ты можешь, что ты должна, что ты научишься шить, и здесь нет ничего сложного. В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно уникальна. Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну данной программы. Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат, а также создавать костюмы для концертных номеров. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры. Цель программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды. Задачи: Обучающие: - обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий; - обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий ; - обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время; - научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия; - научить читать чертежи; - научить определять название и форму деталей кроя; - научить выполнять разнообразные виды ручных швов; - научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий; - научить подбирать материал для изготовления швейного изделия; - научить выбирать последовательность операций по изготовлению . Воспитательные: - воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности; - воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач; - воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий; - воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием. Развивающие: - развивать моторику рук во время занятий; - развивать идейно-художественное мышление; - развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий. Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 12 до 16 лет. Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 140 часов. Режим занятий: два раза в неделю по 1 часу. Прогнозируемые результаты: Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному изготовлению чертежа выкройки и индивидуальному пошиву того или иного изделия, необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья. Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие навыки: - планировать последовательность изготовления изделий; - качественно выполнять работу, рационально используя материал и время; - уметь изготавливать чертежи выкроек швейных изделий; - уметь выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов; - уметь выполнять поузловую обработку швейных изделий; - уметь изготавливать швейные изделия; - уметь выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО); - уметь читать чертежи. В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться самостоятельно оценивать свои способности и возможности и до конца выполнять выбранное изделие. Для проведения контроля качества обучения один раз в полугодие предполагается тестовая итоговая работа с практическим заданием, а по мере необходимости, но не реже трех раз в год, проведение итоговых выставок работ учащихся. Итогом работы за год служит выставка работ участников объединения во время Отчетного показа моделей, который проводится по завершении учебного года. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем и разделов | Кол-во часов всего | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | 1 | Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности | 2 | 2 | - | 2 | Раздел 1. История костюма | 12 | 1 | 11 |
| Стили и эпохи | 1 | 1 | - |
| Практические занятия | 12 | - | 12 | 3 | Раздел 2. Материаловедение | 2 | 1 | 1 | 4 | Раздел 3. Бытовая швейная машина | 2 | 1 | 1 | 5 | Раздел 4. Технология швейных изделий | 38 | 8 | 30 |
| Характеристика конструкции одежды | 7 | 5 | 2 |
| Влажно-тепловая обработка | 2 | 1 | 1 |
| Клеевые соединения | 2 | 1 | 1 |
| Стежки, строчки и швы | 27 | 2 | 25 | 6 | Раздел 5. Изготовление швейных изделий. Поузловая обработка. | 23 | 5 | 18 |
| Обработка срезов деталей | 3 | 1 | 2 |
| Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.) | 5 | 1 | 4 |
| Обработка разрезов и шлиц | 4 | 1 | 3 |
| Виды застежек, обработка застежек | 5 | 1 | 4 |
| Обработка накладных карманов | 4 | 1 | 3 | 7 | Раздел 6. Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия | 10 | 3 | 7 |
| Снятие мерок, построение чертежа выкройки | 3 | 1 | 2 |
| Конструирование и моделирование изделия | 2 | 1 | 1 |
| Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 5 | 1 | 4 | 8 | Раздел 7. Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (юбка) | 11 | 3 | 8 |
| Снятие мерок, построение чертежа выкройки | 3 | 1 | 2 |
| Конструирование и моделирование изделия | 2 | 1 | 1 |
| Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 6 | 1 | 5 | 9 | Раздел 8. Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (платье, жилет, халат) | 17 | 3 | 14 |
| Снятие мерок, построение чертежа выкройки | 3 | 1 | 2 |
| Конструирование и моделирование изделия | 2 | 1 | 1 |
| Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 12 | 1 | 11 | 10 | Раздел 9. Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (брюки) | 14 | 3 | 11 |
| Снятие мерок, построение чертежа выкройки | 3 | 1 | 2 |
| Конструирование и моделирование изделия | 2 | 1 | 1 |
| Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 9 | 1 | 8 | 11 | Раздел 10. Ремонт швейных изделий | 6 | 1 | 5 |
| Подготовка изделий к показу | 2 | - | 2 |
| Демонстрация моделей | 2 | - | 2 |
| Итого | 140 | 60 | 80 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В течение всего периода обучения каждый участник объединения получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни. Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера. Учебный процесс строится на принципах: - доступности – от простого к сложному; - наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов; - основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения. Учащиеся в детском коллективе получают навыки конструирования, моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью. Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями. Материально-техническая база: - посадочные места по количеству обучающихся; - универсальные швейные машины; - утюги; - гладильные доски; - манекены; - комплекты лекал; - швейные принадлежности и инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура, распарыватели, ножницы, клей и т.д.) |