Развитие творческих способностей обучающихся средствами предмета «Технология»
статья по технологии

Цыганская Светлана Сергеевна

статья по развитию творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья36.5 КБ
Файл презентация1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся средствами предмета «Технология»

С.С. Цыганская

                                                      МБОУ «СОШ №50»

г. Новокузнецк

Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта,  он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого обучающегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Признаки и критерии творческой деятельности, применяемые в 5-8 классах: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к воплощению новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

Особое место в развитии творческих способностей у обучающихся 5-8 классов школы №50 принадлежат проектному и проектно-исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Бесталантливых детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Передо мной  стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.   Введение творческих заданий (изготовление  работ в технике оригами, квилинг, коллаж, бумагопластика, «волшебные руки», работа с пластикой, соленым тестом и т.д.) в курс технологии помогает решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Моя задача помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении к проектированию, найти свой способ самовыражения. Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего  творческие работы представляют собой продукт проектной и проектно-исследовательской деятельности.  Выбор данных методов,  в качестве дополнительных к традиционной форме обучения обусловлен тем фактом, что обучающиеся видят сразу конечный результат. Так например, изучая тему моделирование одежды, одной из  творческих работ было выполнение куклы в русском-народном или в фантазийном костюме. К теме работа с нитками, пряжей и шерстью обучающиеся подошли творчески, изготовив  поделки в яркой цветовой гамме, это были различные «ловцы снов», куклы, пинетки, шапочки, кофточки, а также были выполнены работы в технике сухого валяния. Внедряя новые технологии, такие как квилинг, оригами, « пластика», бумагопластика, соленое тесто у обучающихся развиваются творческие способности и интерес к изучению материала на уроках, что способствует формированию  профессиональных навыков.   При изучении темы здоровье и красота наряду с другими творческими работами была выполнена работа по изготовлению бус из «пластики» и заколок из атласных лент.  Выполняя творческие работы,  на уроке технологии,  обучающиеся реализуют полученные знания по другим предметам,  развивают инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде.

 Ежегодно, в конце года в школе проходит мероприятие «Маленькая страна». На нём учащиеся представляют итоги работы за учебный год (демонстрируют свои творческие работы, организуют выставки). Работы старших, девочек являются стимулом для младших. Данное мероприятие также способствует развитию творчества у детей, так как изготовленные работы необходимо прорекламировать.

       Подводя итог можно сказать, что развитие творческих способностей у обучающихся 5-8 классов  ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. На таких уроках развивается общая информационная культура школьника, реализуется индивидуальный подход в обучении учащихся,  реализуются межпредметные связи. Интегрированные уроки, делают процесс обучения более качественным, интересным, и обеспечивают развитие творческих способностей обучающихся. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учится. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей обучающихся средствами предмета «Технология» С.С. Цыганская МБОУ «СОШ № 50» г. Новокузнецк 1

Слайд 2

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. 2

Слайд 3

Особое место в развитии творческих способностей у обучающихся 5-8 классов школы № 50 принадлежат проектному и проектно-исследовательскому методу . 3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

Ежегодно, в конце года в школе проходит выставка творческих работ «Маленькая страна». На ней обучающиеся представляют итоги работы за учебный год ( демонстрируя свои творческие работы). 8

Слайд 9

Творческие работы выполненные в разных техниках 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся средствами английского языка

В данном материале представлен опыт работы  во внеурочное уремя....

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.

Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами компьютерной графики»

Использование на занятиях по пошиву одежды средств компьютерной графики позволяет развивать детям свой творческий потенциал и способности, независимо от владения навыками рисования. Работая в гр...

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"...