Развитие творческих способностей обучающихся средствами английского языка
статья по английскому языку на тему

Жаркова Наталья Леонидовна

В данном материале представлен опыт работы  во внеурочное уремя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zharkova_n.l._vneurochnaya_deyatelnost.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ЖАРКОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА

учитель английского языка

муниципальное образовательное учреждение

 Болтинская средняя общеобразовательная школа,

 Рыбинский район Ярославская область

АННОТАЦИЯ

     Как пробудить в ребенке интерес к своему предмету, как сделать его самым захватывающим и необычным, занимательным и нескучным? Как воплотить свои давние идеи и догадки в жизнь и увлечь ими своих учеников? Это ли не те самые вопросы, которые мучают не только учителей английского языка, но и всех других предметников школы?

      Как и большинство моих коллег, я пыталась найти ответы на эти вопросы, выбирая наиболее оптимальное решение. Этим решением оказалась внеклассная работа по предмету.

     Внеклассная работа мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и способствует творческому развитию учащихся.

     Творческая деятельность дает учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты английского языка, школьники знакомятся с внутренним миром западного человека, с его мировоззрением и т. д.

     Результат творческой работы не следует оценивать и измерять лишь конкретным, то есть полученным продуктом. Творческой является и сама деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек.

     Во внеклассной работе интерес представляют приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке.

     Примером таких приемов можно считать следующие:

  1. исследовательская деятельность;
  2. творческие конкурсы;
  3. использование аутентичной песни;
  4. драматизация.

Очень хотелось прислать песни в исполнении ребят, конкурсные работы, но объем получился очень большой.

«Развитие творческих способностей учащихся                      средствами английского языка

в рамках внеурочной деятельности»

      Цель работы: развитие и формирование творческой личности ребенка,  способной к межкультурному общению.

     Задачи работы: 

  1. способствовать повышению интереса к изучению предмета «английский язык»;
  2. формировать творческие способности обучающихся в рамках внеаудиторной работы;
  3. совершенствовать знания и умения по английскому языку;
  4. создавать творческую атмосферу для общения на английском языке.

     Возраст детей: 3-11 классы.

     Многолетний опыт убеждает в том, что все без исключения дети приступают к изучению английского языка с большим желанием и интересом. А это, как известно, очень важный положительный фактор. Учителю необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление учащихся к овладению английским языком. Однако нужно отметить, что иностранный язык не всем детям дается легко. Дети переживают свой неуспех, особенно если рядом ребята, которые быстро схватывают, хорошо запоминают, все правильно воспроизводят.

     Учителю нужно быть очень терпеливым, ни в коем случае не показывать своего недовольства. Дети очень ранимы, резкие порицания, как правило, не дают положительных результатов.

     Как пробудить в ребенке интерес к своему предмету, как сделать его самым захватывающим и необычным, занимательным и нескучным? Как воплотить свои давние идеи и догадки в жизнь и увлечь ими своих учеников? Это ли не те самые вопросы, которые мучают не только учителей английского языка, но и всех других предметников школы?

      Как и большинство моих коллег, я пыталась найти ответы на эти вопросы, выбирая наиболее оптимальное решение. Этим решением оказалась внеклассная работа по предмету.

     Внеклассная работа мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и способствует творческому развитию учащихся.

     Творческая деятельность дает учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты английского языка, школьники знакомятся с внутренним миром западного человека, с его мировоззрением и т. д.

    Результат творческой работы не следует оценивать и измерять лишь конкретным, то есть полученным продуктом. Творческой является и сама деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек.

     Дети, как никто другой, способны постоянно создавать нечто новое, оригинальное. Они любят творить, часто делают это непроизвольно, такое творчество им просто необходимо.

     Во внеклассной работе интерес представляют приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке.

       Примером таких приемов можно считать следующие:

  1. исследовательская деятельность;
  2. творческие конкурсы;
  3. использование аутентичной песни;
  4. драматизация.

1. Исследовательская деятельность

     Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Многие педагоги рассматривают организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.

     Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

     На протяжении 8 лет я являюсь научным руководителем, курирующим научно-исследовательские работы по языкознанию. За эти годы появились свои наработки и подходы к развитию у детей навыков ведения исследовательской работы.

Цели и задачи организации

исследовательской деятельности учащихся

     Существует мнение, что учащиеся с трудом проводят исследование на родном языке, поэтому об иностранном языке не может быть и речи. Однако это не совсем так. Именно исследование на иностранном языке открывает перед учеником огромные преимущества. В первую очередь, это:

  1. Возможность ближе познакомиться с особенностями культуры, традициями и обычаями, историей страны изучаемого языка.
  2. Возможность максимально использовать имеющие теоретические знания, умения, и навыки иностранного языка в реальной практической ситуации.
  3. Возможность познакомиться с художественной и специальной литературой на иностранном языке.
  4. Возможность улучшить свои знания по иностранному языку, развить свой словарный запас.
  5. Повысить собственную значимость в глазах своих сверстников, педагогов, семьи.

     Как показывает личный опыт работы, учебно-исследовательская деятельность учащихся является мощным средством повышения качества образования и дает огромные возможности для приобретения новых компетенций:

  1. развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (работа с литературой, оформление библиографии, создание структуры работы);
  2. формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  3. даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  4. воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  5. благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
  6. способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по английскому языку. 

     В качестве научного руководителя я сталкиваюсь с целым рядом препятствий на своем пути. Прежде всего, своей главной задачей в начале года я считаю выявление детей, которые бы хотели участвовать в исследовательской работе по английскому языку. Ни для кого не секрет, что далеко не все учащиеся, склонные к научно-исследовательской работе, всегда проявляют сами инициативу к участию в подобной деятельности. Поэтому для выявления интересов детей их намерений я провожу анкетирование, беседу, где подробно раскрываю суть предстоящей работы.        

     Наиболее сложным этапом работы является постановка вопроса исследования. Тематика лингвистических работ крайне разнообразна. Две науки, понимание которых более доступно школьникам в силу большей их иллюстративности и наличия связей с курсом русского языка в школе – это лексикология и лексикография. В рамках этих лингвистических дисциплин возможно создание очень интересных по содержанию, самостоятельных по выполнению и, более того, имеющих и некоторое практическое применение учебно-исследовательских работ. При этом желательно, чтобы учащиеся самостоятельно определились в выборе тех или иных тем исследования. Основная задача преподавателя — повлиять на выбор учащихся таким образом, чтобы тематика исследования соответствовала возможностям и наклонностям учеников.

      Существует мнение, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Мне приходилось наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не оцениваются высоко из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину я вижу в том, что дети оказались психологически не готовы к выступлению. Поэтому уже не первый год мы проводим предварительное представление исследовательской работы, сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории перед воспитанниками нашего учебного центра.      Этот этап не просто позволяет выступающим детям получить опыт публичных выступлений, но и стимулирует других учащихся присоединиться в будущем к исследовательской деятельности. Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций. После выступлений учащиеся обсуждают, анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы.       Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу -  педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

     Проведенную работу по данной теме продолжаю, используя возможности современных информационно-коммуникационных технологий обучения – совокупности современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения. Любая информация, представленная на компьютере, воспринимается учениками с огромным интересом, что позволяет активизировать творческие способности учащихся.

Наши достижения:

  1. Глебова  Наталья  в  2003-2004  у.г. на  XI  муниципальной  научной    конференции школьников  памяти  академика  А.А.Ухтомского  получила  диплом  3   степени с работой «Функционирование жанров устного народного творчества (пословиц и поговорок) в современном английском и русском языках»;
  2. Табакова  Оксана в 2004-2005  у.г. на XII научной конференции школьников памяти академика А.А.Ухтомского получила диплом 3 степени с работой  ««Англичане» в современном русском языке»;
  3. Таева  Вера   в   2005-2006  у.г.  на   XIII   научной   конференции     школьников  памяти академика А.А.Ухтомского получила диплом 2 степени с работой ««Звуковые загадки» в современном английском языке»;
  4. Таева Вера в 2006-2007 у.г. на X Всероссийской научной конференции школьников «Открытие» вошла в число  участников очного этапа (из 1500 работ, присланных на заочный этап были отобраны 300);
  5. Зимина Ольга  в 2008-2009 у.г. участвовала в очном этапе  XII  Всероссийской научной конференции школьников «Открытие»;
  6. Зимина Ольга в 2009-2010 у.г. на XVII научной конференции школьников памяти академика А.А.Ухтомского получила диплом 3 степени с работой  «Функционирование фразеологических единиц с прилагательными в современном английском языке»;
  7. Зимина Ольга – 11 февраля 2010 года эта работа отправлена на заочный этап  XIII  Всероссийской научной конференции школьников «Открытие»;
  8. Зимина Ольга  в 2009-2010 у.г. на IV научно-практической  конференции "Шаг в будущее" стала победительницей в секции "Языкознание"  с работой  «Функционирование фразеологических единиц с прилагательными в современном английском языке».
  9. Изотова Юлия в 2010-2011 у.г. на V научно-практической  конференции "Шаг в будущее" стала победительницей в секции "Языкознание"  с работой  «"Омографы" и их функционирование в современном английском языке».
  10. Изотова Юлия в 2010-2011 у.г. принимала участие в областной конференции школьников "Открытие" в секции "Языкознание"  с работой  «"Омографы" и их функционирование в современном английском языке».
  11. Богомолова Кристина в этом учебном году (в феврале и марте) примет участие в областной научной конференции школьников "Открытие" и в  VI научно-практической  конференции "Шаг в будущее" с работой ""Англичане" и их функционирование в современном русском языке".

     

     Приведенные здесь достижения подтверждают тот факт, что работа учащихся нашей школы в рамках исследовательской деятельности по английскому языку получила общественное признание. Дети показали знание материала, владение приемами исследования, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать и представлять результат деятельности.

2. Творческие конкурсы

2.1. «Я открываю мир»

     На протяжении нескольких лет в г. Ярославле проводится региональный конкурс творческих работ на английском и немецком языках «Я открываю мир». Общественная организация «Ассоциация учителей английского языка Ярославской области» предоставляет учащимся прекрасную возможность проявить свои творческие способности и принять участие в данном конкурсе.             В 2010 году мы участвовали впервые и, по словам Шихеевой Милены, участницы конкурса, она  приобрела новые знания и  получила положительные эмоции. Работа продолжалась в течение 6 месяцев.

     Отличительной особенностью данного конкурса от научных конференций различного уровня является тот факт, что работа пишется и презентуется на иностранном языке. Поверьте, это не так-то просто! Работа "Michael Jackson. King of Pop" заняла Диплом II степени.

     В 2011 году Жаркова Анастасия стала победительницей в номинации "Кроссворд" на тему "Once at school...",  еще двое обучающихся были награждены сертификатами участников.

     В этом году Шпытко Анастасия вышла в финал данного конкурса с работой "Human and Space. Neil Armstrong". 31 января она презентовала свою работу членам жюри и участникам конкурса - ждем результатов.

   

2.2. «Мы вместе»

     Общественная организация «Ассоциация учителей английского языка Ярославской области»  учредила данный конкурс в прошлом году.                Он  проводится по трем номинациям: вокальная, театральная и литературная, в трех возрастных категориях: 2-4 классы; 5-8 классы и 9-11 классы.

     В 2009г. мы приняли участие в двух номинациях: вокальной и литературной.     Бульдина А. стала победителем в вокальной номинации, а Шихеева М.  получила сертификат участника  литературной номинации.  

     В 2010г. от нашей школы было 4 песенных номера (соло) и спектакль на английском языке  «Айболит».  Ребята  стали  лауреатами  II и  III  степени;  я,  Жаркова Н.Л., дипломантом I степени, а спектакль "Айболит" - победителем конкурса в своей возрастной категории. 

     В 2011 году было принято решение провести отборочные туры этого конкурса в муниципальных районах региона. Мне было поручено организовать и провести муниципальный фестиваль творчества "Мы вместе" в Рыбинском муниципальном районе. Несмотря на проблемы, которые возникали по ходу организации  - фестиваль удался! Членам жюри предстояло оценить 24 номера из 6 школ района. Были и песни, и стихотворения, как собственного сочинения, так и литературные переводы поэтов, а также литературная постановка "Зайка-зазнайка". Мною были подготовлены 9 номеров: "Зайка-зазнайка" (при содействии школьного режиссера) - диплом I степени, вокальная группа 2 класса - диплом I степени, дуэт 5 класс - диплом II степени, 2 солиста 7 класс - дипломы II степени, соло 10 класса - диплом I степени, литературная номинация - диплом участника, соло (Жаркова Н.Л.) - диплом II степени, совместный дуэт Жарковых Н.Л. и Анастасии - диплом I степени.

     Диск с записью проведенного мероприятия был представлен в оргкомитет Ассоциации учителей английского языка.

     Сейчас идет подготовка к проведению II муниципального фестиваля творчества на английском языке "Мы вместе".  Некоторые школы района уже дали согласие на участие в фестивале. Ждем новых звездочек и побед!

Вокальная номинация

     Как известно, обращение к области музыки является достаточно перспективным в преподавании культуры и цивилизации страны изучаемого языка. Песенная культура представляет собой «продукт» деятельности общества, являясь частью искусства, и одновременно содержит массу культурных кодов.

     Разучивание песен на английском языке имеет очень большое значение, так как учащиеся приобретают новые знания в английском языке. Они запоминают новые слова, выражения и целые стихи, приобретают навыки правильного произношения и интонации. Песни способствуют развитию внимания, памяти, художественного и музыкального вкуса.

     Песня может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения

 словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка.

     Начинать нужно с тщательного отбора песни. Здесь следует придерживаться некоторых принципов, а именно: песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся (в идеальном варианте – выбрана самими учениками).

     Необходимо также помнить, что не только текст песни представляет для нас интерес, но и сама музыка, которая может создать благоприятную креативную атмосферу, стимулировать воображение учащихся.

Драматизация

     Пожалуй, никого не нужно убеждать в том, что театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове "вечного троечника" во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.

     Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.

     В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений - режиссера и актеров.

Среди многоплановых ЗАДАЧ деятельности следует выделить следующие:

  1. привитие интереса к английскому языку;
  2. развитие монологической и диалогической речи на английском языке;
  3. расширение общекультурных знаний, знакомство с особыми эстетическими категориями;
  4. развитие фантазии, воображения;
  5. раскрепощение ребенка, снятие психологических зажимов и комплексов;
  6. развитие эмоциональной сферы детей;
  7. формирование творческой личности, способной к яркому самовыражению;
  8. привлечение школьников к разновозрастному сотрудничеству на основе общего коллективного творчества.
  9. расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов

     Работа над ролью, песней, проектом, декорацией, костюмом имеет огромную практическую значимость, активизирует учащихся, позволяет им

работать в индивидуальном темпе с учётом интересов и способностей, а также развивать общеучебные навыки.

     Ценным является не только результат, НО И САМ ПРОЦЕСС РАБОТЫ, предполагающий работу вне класса, школы, района и даже города, создавая тем самым условия для творчества, поиска, взаимодействия учащихся и учителей.

2.3. Другие творческие конкурсы

     Ежегодно мы принимаем участие и в других творческих конкурсах. Например: творческие конкурсы, организованные обществом дружбы г.Ярославля и г.Эксетера. В прошлом учебном году 6 обучающихся под моим руководством подготовили свои работы по теме "Выдающиеся люди 20 века Великобритании и России". Каждый из них получил дипломы и призы.

     Сейчас ребята изъявили желание принять участие в творческом конкурсе, объявленном этим же обществом.

     В декабре прошлого года ребята участвовали в творческом конкурсе, объявленном кураторами портала для учителей английского языка www.englishteachers.ru "Рождественская история". В конкурсе приняли участие более 500 юных россиян. К сожалению, работы наших учеников не стали призерами данного конкурса, но мы надеемся, что в дальнейших конкурсах нам повезет больше.

Заключение

     Все вышесказанное подтверждает правило о том, что внеклассная работа - это ключ к успеху детей и их наставников, а изучение языка  вызывает положительные эмоции. Занимайтесь внеклассной работой, коллеги, это - благодарный труд!                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках английского языка

Представлен опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся...

Развитие творческих способностей на уроках английского языка.

Развитие творческих способностей на уроках английского языка....

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами компьютерной графики»

Использование на занятиях по пошиву одежды средств компьютерной графики позволяет развивать детям свой творческий потенциал и способности, независимо от владения навыками рисования. Работая в гр...

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"...