Взаимосвязь начертательной геометрии и законов развития природы и общества
презентация к уроку по технологии
В данной работе рассматриваются основные понятия закона; качество, количество, мера, скачок и их проявления в решении задач по начетательной геометрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_konkurs.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Взаимосвязь начертательной геометрии и законов развития природы и общества Научно - иследовательская цель занятия : Раскрыть присутствие закона философии «Переход количественных изменений в качественные» в начертательной геометрии. Развить логическое мышление и пространственные представления решением задач, обосновывающих наличие основных положений в них закона. Повысить надпредметную компетентность. Обосновать поставленную цель решением следующих ЗАДАЧ начертательной геометрии: Задание геометрических элементов пространства на чертеже; Пересечение цилиндра плоскостями частного положения; Взаимное пересечение геометрических тел.
Историческая справка Идея о том, что миром управляют универсальные законы, родилась в глубокой древности у китайских и греческих мыслителей. Этот закон впервые сформулировал немецкий мыслитель Гегель в XIX веке... Основное содержание закона : накопление количественных изменений любого объекта закономерно приводит к его качественному скачкообразному изменению, а возникшее новое качество оказывает, в свою очередь, обратное воздействие на протекание соответствующих количественных изменений. Чтобы понять суть закона необходимо ознакомиться с его понятиями : Качество Количество Мера Скачок .
Содержание понятий закона Качество - это совокупность признаков предмета ( явления, объекта...), определяющих его специфику и черты сходства с другими объектами. Категория качества обозначает такую определенность предмета, которая отличает предмет от других и делает его тем, что он есть. Например: Определить в какой емкости находиться сахар ? - В средней, так как основной определенностью сахара является его вкус- этот признак сахара и дает его качественную определенность . Соль Сахар Сода
Продолжение Количество - это определенность предметов ( явлений , объектов . ..), характеризующая степень их сходства и различия по имеющимся у них однородным свойствам, выражающая их качество в форме числа, степени и т.д . Например , химическое соединение Н 2 О ( вода) имеет признаки, отличающие его от другого соединения Н 2 О 2 ( перекись водорода) , и в тоже время сходство с ним в смысле общности структуры атомов кислорода и водорода, как материальных носителей химических свойств элементов. Количество атомов кислорода полностью изменило качество химического соединения.
Продолжение Мера - это единство качественной и количественной определенностей предмета . Мера представляет собой интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Скачок - это момент , форма, способ перехода от одного качества к другому . Скачкообразный характер развития совершается в живой и неживой природе, человеческом обществе, в самом процессе познания: превращение одного биологического вида в другой, социальные революции, переход чувственного познания к логическому и т.д. Понятия закона мера и скачок можно рассмотреть на примере перехода воды из жидкого состояния в лед и пар при изменении температуры от 0 до 100 градусов и выше.
Основные составляющие закона и примеры их раскрывающие К О Л И Ч Е С Т В О Н 2 О Н 2 О 2 СОСТОЯНИЕ ВОДЫ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ К А Ч Е С Т В О СКАЧОК М Е Р А О С 0 100 С 0 Твердое Жидкое Газообразное Соль Сода Сахар
Основные понятия закона в решениях задач по начертательной геометрии Закон философии
Задание геометрических элементов пространства на чертеже № Геометричес кий элемент пространства Качество Кол. Мера Скачок 1 Ближе - дальше, Выше – ниже, Левее – правее, Совпадение Одна точка Одна точка или данные о ее расположе-нии к плоскостям проекций. Две точки 2 Ближе – дальше, Выше – ниже, Левее – правее, Совпадение, Параллельность, Пересечение, Принадлежность- новые свойства Две точки Две точки или данные их располо-жения по от-ношению друг к другу. Более двух точек, не лежащих на одной прямой. Точка Прямая
Продолжение № Геометрический элемент пространства. Качество Кол. Мера Скачок 3 Ближе – дальше, Выше – ниже, Левее – правее, Совпадение, Параллельность, Пересечение, Принадлежность. Определение двугранных углов, биссекторных плоскостей … - новые свойства . Три точки, не лежа- щие на одной прямой . n- уголь-ник Четыре точки, одна из которых не лежит в плоскос–ти. Плоскость
Сечения геометрического тела плоскостью № Геометрическое тело-цилиндр Качество Количество Мера Скачок 1 Прямоугольник . Прямые углы, противоположные стороны равны и параллельны, диагонали пересекаются в одной точке. Четыре точки Угол 90 0 _ угол наклона секущей плоскости При изме- нении уг- ла... 2 Эллипс. Кривая линия, имеющая большую и малую оси, пересекающиеся в од -ной точке, сумма расстояний от любой точки до фокусов равна величине большой оси эллипса. Множество точек , включая четыре - концы большой и малой осей эллипса. Угол наклона секущей плоскостимежду 90 0 -180 0 . При изме- нении угла... 3 Окружность. Кривая линия, геометрическое место точек, равноудаленных от одной точки. Множество точек, включая четыре- концы сопряженных диаметров. Угол 180 0 _ угол наклона секущей плоскости При изме-нении угла ...
Задачи на взаимное пересечение геометрических тел № Геометрические тела Качество Количество, мера, скачок 1 Пересекающиеся цилиндры - тела вращения. Пространственная кривая линия , точки, ее определяющие не лежат в одной плоскости. Понятия закона : « количество», «мера » и « скачок » в решении подобных задач зависят от: Изменения взаимного расположения тел вращения относительно друг друга. В любом из этих случаев происходит скачок , ведущий к изменению меры и получению нового качества , новой пространственной кривой, а возможно и двух кривых.
Продолжение № Геометрические тела Качество Количество, мера, скачок 2 Пересекающиеся гранное тело и тело вращения- призма и полусфера. Плоские кривые- Дуги окружностей от пересечения граней призмы с полусферой. Понятия закона : « количество », « мера » и « скачок » в решении подобных задач зависят от: Изменения взаимного расположения геометрических тел относительно друг друга. Изменение внешнего вида форм пересекающихся геометрических тела, а значит и внешнего вида самих кривых, пространственных или плоских. В любом из этих случаев происходит скачок , ведущий к изменению меры и получению нового качества.
Продолжение № Геометрические тела Качество Количество, мера, скачок 3 Пересекающиеся призма и пирамида – два многогранника . Пространственная ломаная линия, состоящая из отдельных звеньев. Внешний вид каждого звена будет определяться количеством точек n - угольника, входящего в звено. Понятия закона : « количество », «мера » и « скачок » в решении подобных задач зависят от: Изменения взаимного расположения геометрических тел относительно друг друга ведет к изменению внешнего вида линии пересечения тел. Она может распадаться и на плоские п- угольники. Изменение внешнего вида пересекающихся многогранников. В любом из этих случаев происходит скачок , ведущий к изменению меры и получению нового качества, плоских п- угольников или пространственной ломаной линии.
Усвоение материала ( Ответы обучающихся на поставленный вопрос : « В каких предметах, изучаемых вами, распространяется закон философии?» Дать объяснение.) № Предметы Сост. часть 1 Черчение 14, 3 2 Начертательная геометрия 14, 3 3 История 14, 3 4 Химия 14, 3 5 Физика 14, 3 6 Математика 14, 3 7 Русский язык 14, 3
Вывод В заключение можно сказать следующее : С ПОСТАВЛЕННОЙ научно - исследовательсой ЦЕЛЬЮ занятия вы справились , поняли суть закона и его существование вне нашего сознания. Вы сумели « полностью « освоить понятия закона философии, раскрывающие его суть. Развили пространственное и логическое мышление , подтвердив это своими ответами на поставленный вопрос: «В каких предметах, изучаемых вами распространяется закон философии?« т.е. вы повысили свою надпредметную компетентность. Успешно вы решили и поставленные задачи . На решениях трех разновидностей задач начертательной геометрии вы рассмотрели все категории- понятия закона философии. Ответили на все вопросы при рассмотрении примеров. И, наконец, пришли к выводу, что все в природе, обществе и даже конкретных науках находится во взаимосвязи и развивается по законам философии.
Значение проведенного занятия Подтверждение присутствия основных положений закона философии в начертательной геометрии дает возможность не просто подчеркнуть межпредметную связь , но и сформировать у обучающихся представление о законах развития науки природы и общества. Разнообразие вариантов решения задачи способствует эмоциональному интересу при освоении материал а, развивает логическое и пространственное мышление и повышает интеллектуальный уровень развития обучающихся. Использование закона философии в решении задач повышает познавательный интерес , выходящий за рамки предметного курса, кроме того, дает возможность детям почувствовать свою уверенность в освоении предметов любой сложности . Знания и умения, приобретенные обучающимися по этому предмету, способствуют их общетехнической подготовке и дают возможность в дальнейшем выбрать свой образовательный путь .
Продолжение 5. Решаются задачи: Обучающие - приобретаются знания, дающие возможность развитию личностных способностей и качества образного мышления; Воспитательные – развитие и поддержка избирательного интереса к полученной информации способствуют самоопределению детей; Развивающие - развитие мотивации к познанию и творчеству, формируют интерес к изучению наук. Подобные занятия способствуют развитию у детей воображения, рассуждений, фантазии, внимательности, творчества,… пространственного и логического мышлений.
Всем! Всем! Всем ! Только удач и побед в приобретении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начертательная геометрия 8 класс.
Курс начертательной геометрии адаптирован для основной школы....
Пересечение многогранников/Начертательная геометрия
Материал представлен для учащихся в рамках изучения начертательной геометрии в разделе «Пересечение многогранников».Учащимся представлено поэтапное построение линии пересечения многогранни...
Математические основы начертательной геометрии
Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Основы начертательной геометрии для 10 класса
Разработка уроков - два урока....
Культурная среда в пространстве урока начертательной геометрии.
Статья , поясняющая психологические проблемы учащихся при восприятии и работе с чертежами на уроках начертательной геометрии. Способы ...
Взаимосвязь науки, природы и общества через проявление закона философии «Закон перехода количественных изменений в качественные» в решении задач начертательной геометрии.
В этой статье даётся понятие основных положений Закона, приложение его к жизненным ситуациям, и рассматриваются все понятия Закона в решениях задач начертательной геометрии, что ялвяется мотивацией уч...