Математические основы начертательной геометрии
элективный курс по геометрии (10,11 класс) по теме
Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается недостаточно. Курс направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, что позволяет создать условия для их адаптации в высших учебных заведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_k_el_kursam.docx | 50.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса по выбору
Математические основы начертательной геометрии
Для учащихся 10 - 11 классов
Выполнила Кашина О. Л.
учитель высшей категории
г. Ижевск МБОУ
«Гимназия №83»
2012
Пояснительная записка
к программе элективного курса «Математические основы начертательной геометрии» для 10-а и 11-а классов.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 10-А и 11-А профильных физико-математических классов МОУ «Гимназии №83», рассчитана на 34 часа в год в 10 классе и 34 часа в год в 11 классе. Всего 68 часов за два года обучения с учетом возможностей гимназии № 83, образовательных потребностей и интересов учащихся.
Учащиеся 10-11 классов гимназии обучаются на основании БУП -2004 года. Согласно концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в учебном плане гимназии за счет компонента образовательного учреждения на реализацию курса по выбору предусмотрен 1 час в неделю на изучение данного курса.
Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается недостаточно. Курс направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, что позволяет создать условия для их адаптации в высших учебных заведениях. Начертательная геометрия является одной из составляющих графической подготовки и играет большую роль в формировании графической и визуальной культуры учащегося:
- совокупность знаний о графических методах, способах, средствах и правилах отображения и передачи информации;
- способности чтения, сохранения, преобразования и использования визуальной информации в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества;
- совокупности графических умений, позволяющих фиксировать, генерировать и передавать результаты репродуктивной и креативной деятельности;
- способности адекватно использовать графическую грамотность для участия в современных коммуникациях;
- способность к самообразованию.
Цель развития и обучения. Основная цель изучения элементов начертательной геометрии – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей, подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального образования.
Задачи курса, которые необходимо решить для достижения поставленной цели;
- изучить методы построения изображения пространственных форм и в разработке способов решения пространственных задач при помощи изображений;
- усвоить метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям;
- развивать самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе;
- развивать умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности;
Данный курс разработан с учетом требований Государственных стандартов общего образования по технологии (приказ №1089 Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.); а также с использованием материалов примерной программы «Технология», модуль «Графика» (под ред. В.Д.Симоненко,2000 г). Для разработки курса были привлечены работы ученых А.Д.Ботвинникова, И.А. Ройтмана, В.В. Степаковой и др., которые рассматривают вопросы развития образного, абстрактного и логического мышления, пространственных представлений и воображения, позволяющих осуществлять деятельность по визуализации информации. Труды Гервера и др. посвящены вопросам применения графических упражнений, заданий и задач для развития творческого потенциала учащихся, активизации их пространственного мышления.(http://www.dissercat.com/content/razitie-eizualnoi-gramotnosti-starsheklassnikov-v-protsesse-obucheniya)
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны научиться выполнять чертежи в соответствии с такими требованиями как:
-наглядность, т.е. давать пространственное представление об оригинале;
-простота с точки зрения графического выполнения;
-точность - графические операции, выполняемые на чертеже, должны давать достаточно точные решения.
Учащиеся должны научиться применять полученные знания с теоретическими основами и закономерностями для построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объемных тел) и основными операциями геометрического моделирования.
Учащиеся должны иметь представление:
- о способах передачи и восприятия информации об объектах, явлениях, процессах;
- о методах проекционного черчения, в том числе с использованием современных средств компьютерной графики;
Учащиеся должны знать:
- графические формы, грамматику пространства, принципы компоновки графической фразы;
- преимущества графического способа представления информации;
- алгоритмы построения проекций геометрических объектов;
- метод прямоугольного проецирования, метод Монжа;
- способы построения линий пересечения плоскостей, плоскогранных поверхностей;
- способы построения наглядных изображений предметов, содержащих линии пересечения поверхностей.
Учащиеся должны уметь:
- владеть проекционным аппаратом для построения изображений геометрических
объектов;
- представлять информацию в удобной для восприятия форме;
- владеть основными понятиями, связанными с графическим представлением
информации;
- использовать чертеж, технический рисунок для графического представления
технических решений;
-находить натуральные размеры прямой, фигур сечения и объёмных геометрических
тел графическим способом:
- правильно использовать чертежные инструменты;
- решения задач творческого характера;
- выполнять построения лекальных кривых, сопряжения, геометрические построения;
- наблюдать и анализировать линии пересечения поверхностей и плоскостей;
- оформлять и составлять графические модели геометрических объектов;
В организации занятий используются метод иллюстраций и демонстраций, лекции, практические и графические работы. Учащиеся, закрепляя знания по курсу, готовят доклад или презентацию по пройденной теме. Проводятся интегрированные занятия с математикой. Реализация многообразия связей элективного курса «Математические основы начертательной геометрии» с другими курсами и предметами проводится в рамках профильной подготовки учащихся: стереометрия, геометрия, физика, дизайн, технология, ИВТ и другими предметами.
Формы текущего и итогового контроля: знания, умения, навыки и способности к представлению пространственных форм проверяются на зачете в конце ученого года. В течении изучения элективного курса проводятся практические, графические и тестовые работы.
Учебно-тематический план для 10 класса
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Семи нары | ||||
1 | Введение. Ортогональный чертеж. Точка в пространстве. | 1 | 1 | Беседа | ||
2 | Взаимное положения прямых и плоскости. | 4 | 2 | 2 | Практическая работа | |
3 | Взаимное положение двух плоскостей. | 4 | 2 | 2 | Графическая работа | |
4 | Способы преобразования плоскостей. | 4 | 2 | 2 | Графическая работа | |
5 | Пересечение плоскогранных тел плоскостью. | 3 | 1 | 2 | Графическая работа | |
6 | Метрические задачи | 4 | 4 | Решение задач | ||
7 | Развертка поверхностей | 8 | 3 | 5 | Изготовление модели | |
8 | Практические занятия по проекционному черчению. | 7 | 1 | 5 | 1 | Графическая работа. Тестирование. |
Итого: | 34 | 14 | 19 | 1 |
Учебно-тематический план для 11 класса
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Семи нары | ||||
1 | Повторение пройденного. | 1 | 1 | Беседа | ||
2 | Лекальные кривые. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа | |
3 | Пересечение плоскогранных тел плоскостью. | 2 | 1 | 1 | Графическая работа | |
4 | Пересечение тел вращения плоскостью. | 2 | 1 | 2 | Графическая работа | |
5 | Развертка тел вращения. | 5 | 2 | 3 | Изготовление модели | |
6 | Взаимное пересечение плоскогранных тел. | 4 | 1 | 3 | Графическая работа | |
7 | Взаимное пересечение плоскогранных тел и тел вращения. | 4 | 2 | 2 | Практическая работа | |
8 | Взаимное пересечение тел вращения. | 5 | 2 | 3 | Практическая работа | |
9 | Построение наглядных изображений. | 5 | 2 | 3 | Графическая работа | |
10 | Повторение пройденного и подведение итогов. | 3 | 3 | Тестирование. Зачет | ||
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание курса.
10 класс
- Введение. Ортогональный чертеж. Точка в пространстве. (1 час)
Метод параллельных проекций. Основные свойства параллельных проекций. Прямоугольное проецирование на одну, на две и на три плоскости проекции. Ортогональный чертеж. Точка в пространстве.
- Взаимное положения прямых и плоскости. (4 часа)
Основные понятия и аксиомы стереометрии. Общее и частное положение прямой относительно плоскостей проекции. Параллельные и скрещивающиеся прямые. Прямые расположенные перпендикулярно друг к другу (проекция прямого угла). Главные линии плоскости (фронталь, горизонталь, профильная прямая). Пересечение прямой и плоскости, заданной геометрической фигурой.
Практическая работа:
Задача 1. Определить расстояние от точки D до плоскости α треугольника АВС. Отметить видимость.
Задача 3. Через прямую а(D,Е) провести плоскость γ⊥α (А,В,С); построить линию пересечения плоскостей α и γ. Отметить видимость.
- Взаимное положение двух плоскостей. (4 часа)
Изображение на плоскости фронтально - проецирующую , горизонтально - проецирующую плоскость. Параллельность плоскостей. Нахождение линии пересечения двух плоскостей, заданных геометрической фигурой.
Графическая работа:
Задача 1. Построить пересекающиеся плоскости β(К,М,Н) и α (А,В,С)
Задача 2. Найти линию пересечения плоскостей.
- Способы преобразования плоскостей (4 часа)
Приведение прямых линий и плоских прямых фигур в частное положения относительно плоскостей проекций. Замена плоскостей проекции. Способ вращения вокруг оси, перпендикулярной к плоскости проекции. Нахождение натуральной величины отрезка.
Графическая работа:
Задача 1: Построить горизонтальную и фронтальную проекции пирамиды SABC.
Задача 2: На ребре ВС найти точку К, удаленную от грани SAC на 20 мм.
Задача 3: Определить истинное расстояние l между ребрами AB и SC пирамиды.
- Пересечение плоскогранных тел плоскостью (3 часа)
Метод секущих плоскостей. Вырезы на плоскогранных телах. Изображение многогранников.
Графическая работа:
Задача 1. Построение сечения поверхности плоскостью.
Дано: многогранник и плоскость β. Координаты точек определяющих плоскость β даны в задании каждого варианта.
Задача 2. Найти натуральный размер фигуры сечения.
- Метрические задачи (8 часов)
Нахождение натуральной величины фигур сечения плоскогранных тел. Решение задач на построение ортогональных чертежей. Нахождение расстояния между точками; точкой и прямой; точкой, прямой и плоскостью.
Решение метрических задач (приложение №1)
- Развертка поверхностей (3 часа)
Понятия о развертках. Развертки многогранников. Развертки плоскогранных тел пересеченных плоскостями сечения. Вырезы в многогранниках и их развертки. Изготовление моделей сложных объемных форм.
Графическая работа:
Задача 1: построить пирамиду, пересеченную плоскостью. Координаты точек определяющих основание, вершины пирамиды АВСS и секущей плоскости α даны в задании каждого варианта;
Задача 2: определить длины ребер и сторон основания пирамиды.
Задача 3: построить развертку пирамиды и изготовить модель
- Практические занятия по проекционному черчению. (7 часов)
Решение позиционных и метрических задач.
Семинар по теме «Связь математики с начертательной геометрией»
Содержание курса.
11 класс
- Повторение пройденного. (1 час)
Визуализации информации. Методы проецирования.
- Лекальные кривые. (3 часа)
Эллипсы, Циклоида, эвольвента окружности, Спираль Архимеда.
Практическая работа:
Построение лекальных кривых.
- Пересечение многогранников плоскостью.(2 часа)
Метод секущих плоскостей.
Графическая работа:
Задача 1.Построить проекции линии (линий) пересечения поверхности α с плоскостью β (проекции сечения поверхности α плоскостью β). Определить видимость.
Задача 2. Построить истинный вид плоского сечения.
Задача 3. Составить алгоритм решения задания.
- Пересечение тел вращения плоскостью. (2 часа)
Конические сечения.
Графическая работа:
Задача 1. Построить проекции линии пересечения поверхности вращения с плоскостью β. Определить видимость.
Задача 2. Построить истинный вид плоского сечения.
Задача 3. Составить алгоритм решения задания.
- Развертка тел вращения. (5часа)
Метод дополнительной плоскости проекций.
Практическая работа:
Задача: изготовить модель конуса с вырезом призматической формы. Координаты заданы по вариантам.
- Взаимное пересечение плоскогранных тел. (4 часа)
Прямые особого положения в плоскости.
Графическая работа:
Задача: начертить пересечение двух геометрических тел.
Дано: пересекающиеся поверхности заданы координатами точек и размерами элементов (ребер, углов,)
- Взаимное пересечение плоскогранных тел и тел вращения. (4 часа)
Поверхности вращения и их образования.
Графическая работа:
Задача: начертить пересечение двух геометрических тел вращения.
Дано: пересекающиеся поверхности заданы координатами точек и размерами элементов (ребер, углов, радиусом, диаметром.
- Взаимное пересечение тел вращения. (5 часов)
Характерные точки линии пересечения. Введение вспомогательных плоскостей и сфер для нахождения линии пересечения поверхностей
Метод секущих сфер.
Графическая работа:
Задача: начертить пересечение двух геометрических тел вращения.
Дано: пересекающиеся поверхности заданы координатами точек и размерами элементов (радиусом, диаметром, высотой)
- Построение наглядных изображений. (5 часов)
Общие сведения об аксонометрических проекциях.
Практическая работа:
Построение объемных изображений в аксонометрических проекциях.
- Повторение пройденного и подведение итогов. (3 часа)
Решение задач.
Вопросы к зачету:
1. В чем состоит способ получения чертежа точки в системе двух и трех
прямоугольных проекциях? Какая существует зависимость во взаимном расположении проекций точки, изображенной в системе двух и трех проекций ?
2. Сформулируйте признаки, определяющие на чертеже в системе двух – трех проекций: а) прямую общего положения
б) прямую, параллельную одной и двум из плоскостей проекций,
в)прямую, перпендикулярную к одной из плоскостей проекций.
3. Для чертежи в системе двух ( трех ) проекций сформулируйте :
а) признаки параллельности двух прямых
б) признаки взаимного пересечения прямых
в) признаки скрещивающихся прямых
4. Какими способами может быть задана плоскость на чертеже в системе проекций? Какие признаки определяют на чертеже характерные частные положения плоскости проекций?
5. Какие прямые называются фронталями и горизонталями плоскости и каковы их отличительные признаки на чертеже?
6. Изложите эти построения:
а) точки пересечения прямой с плоскостью
б) линии пересечения двух плоскостей
в) взаимно перпендикулярных прямой и плоскости
г) взаимно перпендикулярных плоскостей
7. Какая проекционная связь существует :
а) между плоскости симметрии тела и симметрии его проекций
б) между осью симметрии тела и осями симметрии его проекций
8.Укажите в очертаниях проекций признаки, определяющие форму проецируемых геометрических тел в условиях простейшего их расположения относительно их плоскостей проекций. Приведите примеры, иллюстрирующие возможность определения формы простейших геометрических тел по чертежу в системе двух проекций, и примеры, показывающие необходимость иметь для той же цели чертеж в системе трех проекции.
9. В чем состоит сущность способа преобразования чертежа путем перемены
заданной системы проекций?
10. В чем состоит сущность способа преобразования чертежа точки, путем перемены одной из плоскостей заданной системы проекций?
11. В чем состоит сущность способа преобразования чертежа точки путем её вращения вокруг некоторой прямой? В каких положениях относительно плоскостей проекций практически удобно выбирать ось вращения?
12.Как отображается на чертеже в системе двух проекций путь точки, движущейся вокруг оси , взятой перпендикулярно к плоскости проекций?
13.Приведите примеры метрических задач способами преобразования чертежа.
- Какие поверхности называются развертываемыми? Назовите примеры развертываемых кривых поверхностей.
- Что называется разверткой поверхности тела? Изложите план развертки поверхности призмы (прямой и наклонной, полной и осеченной) по заданному её чертежу в системе двух проекций: укажите и покажите на чертеже какими способами преобразования чертежа можно воспользоваться для определения натурального вида боковых граней призы.
- Опишите способы построения разверток пирамиды , цилиндра и конуса.
- В чем состоит задача приближенного развертывания поверхности тела?
Какие способы применяются для приближенной развертки не развертываемых поверхностей тел вращения? - Приведите технические примеры применения разверток поверхностей.
- Какой вид имеет линия пересечения поверхностей многогранника плоскостью?
- Какой вид может иметь линия пересечения цилиндрической и конической поверхностей плоскостью? При каких условиях поверхность конуса пересекается плоскостью по дуге эллипса, параболы, гиперболы?
- Как можно, применяя способы преобразования чертежа, упростить графическое решение задачи на построение линии пересечения поверхности тела плоскостью?
- Как можно применить способ определения точки пересечения прямой линии с помощью при построении проекций линии пересечения двух многогранников? Какие частные способы можно применять для решения указанной задачи в случае взаимного пересечения:
а) двух п ризм
б) призмы и пирамиды
в) двух пирамид
23. Какие виды аксонометрических проекций различают в зависимости от соотношения между коэффициентами искажения по аксонометрическим осям? Приведите данные, характеризующие виды аксонометрических проекций, применяемых в практике.
Учебно-методическое обеспечение элективного курса.
Средства обучения.
Для учащихся:
- готовальня школьная;
- линейка и угольники с углами 900, 300, 600 и 900, 450, 450;
- лекала;
- карандаши марок Т, ТМ, М;
- форматная бумага А4, А3;
- тетрадь с печатной основой;
- ножницы;
- клей;
- цветной графический материал (цветные пасты или цветные гелиевые ручки)
Для учителя:
- цветные мелки, линейка 1м, транспортир, угольник школьный, циркуль школьный, лекала;
- компьютер, экран (интерактивная доска)
- модели пространственные, раздаточный материал, карточки заданий;
- задания в тестовом виде;
Перечень - методического обеспечения.
Для реализации данного курса необходимо:
1. Методические пособия: «Деление пространства на четверти и октанты».
2. Рабочие тетради по начертательной геометрии
3. Модели геометрических форм.
Список литературы
Литература для учителя
- Бубенков А.В., Громов М.Я. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1973г.
- Котов И.И. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1970 г.
- Крылов Н.Н., Лобандиевский П.И., Мэн С.А. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1977 г.
- Фролов С. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: машиностроение. 1980г.
- Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: учеб. Для студентов ВУЗов ~ М.: Владас, 1999г.
- Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии - М.: Высш. шк.,2001-135 с.
- Фролов С.А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: машиностроение, 1980 г.
- Локтев О. В. Краткий курс начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1999.
- Брилинг Н. С. Черчение. М: Стройиздат. 1989.
- Гордон В. О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии.М: Издательство «Наука». 1971.
- Воротников И. А. Занимательное черчение. М.: Просвещение. 1990.
- Локтев О. В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии. М: Высшая школа, 1977.
- Буравцез И. В., Владимирский Г. А., Гордон В. О., Ольховский Л. А. Черчение и начертательная геометрия. М.: Просвещение. 1960.
- МакароваМ. И. Перспектива. М: Просвещение. 1989.
- Короев Ю. И., Котов Ю. В., Орса Ю. И. Сборник задач и заданий по начертательной геометрии. М.: Стройиздат. 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начертательная геометрия 8 класс.
Курс начертательной геометрии адаптирован для основной школы....
Пересечение многогранников/Начертательная геометрия
Материал представлен для учащихся в рамках изучения начертательной геометрии в разделе «Пересечение многогранников».Учащимся представлено поэтапное построение линии пересечения многогранни...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Основы начертательной геометрии для 10 класса
Разработка уроков - два урока....
Культурная среда в пространстве урока начертательной геометрии.
Статья , поясняющая психологические проблемы учащихся при восприятии и работе с чертежами на уроках начертательной геометрии. Способы ...
Методические рекомендации по курсу «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики» по теме "Взаимное пересечение поверхностей."
В течение ряда лет в школе №13 с УИОП ведется работа над совершенствованием графического образования школьников. В результате этой работы была разработана программа элективного курса для 10-11 к...
Дистанционный курс "Основы начертательной геометрии"
Дистанционный курс представлен в форме лекций и заданий по начертательной геометрии. Учащиеся могут разобрать этот курс более детально и подробно на домашнем обучении и как дополнение к изученному на ...