План самообразования на тему: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
материал по технологии
Индивидуальный план самообразования преподавателя - это важный и нужный документ, в котором отражены деятельность педагога в течение учебного года, его перспективы развития и самосовершенствования, планирование повышения квалификации и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_uchitelya_tehnologii_vafinoy_s.v.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей
самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может
осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир»
А. Дистервег
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Учителя технологии: Вафиной Светланы Викторовны 2015-2020 гг.
Образование: средне-профессиональное, Сызранский швейно-трикотажный техникум, Самарской области, 1984 г.
Квалификационная категория: высшая.
Тема самообразования: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Цель:
- Приобщить учащихся к творческой работе;
- Прививать интерес к творчеству, поиску;
- Развивать навыки созидания, самореализации.
- Расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования технологий через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- мониторинг уровня формирования компетенций обучающихся;
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно- воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО, РГМО учителей технологии и педсовете, участие в конкурсах различного уровня.
Введение
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет
труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал
«зоной
потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).
Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?
Урочная деятельность.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.
Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Внеурочная деятельность.
Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.
Внеурочная деятельность, как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет внеурочная деятельность. Вызывая интерес учащихся к предмету, она способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.
Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.
ПЛАН РАБОТЫ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления результа тов |
1. Диагности- ческий | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Первы й год работы над темой | Собеседование с руководителем МО, заместителем директора по УВР школы |
II. Пр огности- ческий | 1. Определение цели и задач работы над темой. | Первы й год работы над темой | Выступление на заседании МО |
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов | |||
III. П ракти- ческий | 1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы | Второ й год работы над темой | Открытые уроки, выступления на заседании МО |
IV. О бобща- ющий | 1. Подведение итогов. 2.Офор мление результатов работы по теме. 3.Предс тавление материалов | Третий год работы над темой | Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета |
V. Вн едрен- ческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе | В ходе дальнейшей педагогическ ой деятельности | Реферат, индивидуальный творческий проект и др. |
дальнейшей работы. 2. Распространение опыта |
Ожидаемые результаты
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Список литературы для изучения:
- Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
- Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
- Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как
способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с.42.
- 4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
- Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....
Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС
Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС"...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...
Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".
В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...