ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_tehnologii.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Доклад на тему:
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Подготовил: Калашников А.К.,
учитель технологии
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Учитывая психолого-педагогические особенности возраста детей, учитель постепенно должен формировать у школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности.
Темы проектов учащихся должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка.
ФГОС второго поколения ставят задачу при обучении работе над проектом сформировать компетенции школьника: научить формулировать цель, принимать решения, быть коммуникативным, заниматься проектной деятельностью и добиваться реализации цели.
«Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, которое даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проекта предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развития умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Учителю необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.
Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе состоит в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
- находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
- проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
- овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
- осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
- экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
- давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
- выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
- оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;
- сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.
Задачи курса “Технологии” включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека. Дети изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомятся с видами профессиональной деятельности человека.
А главное — знакомство это происходит через практическую деятельность. Еще одной важной особенностью курса “Технология” является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно.
Важной частью проектной деятельности является умение рассказать о своей работе. Итак, проект, как правило, состоит из двух основных частей: сам проект и его презентация. Умение представить свой продукт является очень важной составляющей работы.
В ходе работы над своим проектом ученики создают и выполняют сами необходимые изделия, учатся планировать свою работу, подбирать материал, инструменты, выполняют необходимые технологические операции, учатся коллективно решать различные проблемы. Результат работы над проектом – это представление своей работы.
Такой проект – творческий, долгосрочный.
Трудный период приходиться преодолевать учащимся, когда они переходят из 4 класса в 5. В этот период у детей происходят физиологические и психологические изменения. Именно в этот период необходимо сохранить то, к чему они привыкли, чему научились, какие знания приобрели, в каких видах деятельности участвовали. Преемственность в обучении – это одна из главных задач всего учебного процесса и очень важно соблюсти ее.
Я уже много лет использую в своей работе метод проекта, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Метод проекта позволяет создать атмосферу поисково-исследовательской деятельности, накопления информации, творческой состязательности, востребованности результатов, что способствует привлечению сведений по различным основам наук, создать условия для дифференцированного, индивидуального подхода к каждому учащемуся с учетом сохранения единого образовательного пространства.
Выполнение проекта может укладываться в один час, несколько часов (уроков) учебного времени, в месяцы, в полугодие, год. Если проект требует большой занятости по времени, то целесообразно заниматься его выполнением во внеурочное время.
Первые занятия внеурочной деятельности по предмету технология, проходят в мастерской. Затем дети привыкают там работать и уже не испытывают дискомфорт, приходя в мастерскую. Преемственность в работе должна учитывать все психологические факторы учащихся.
Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету; даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.
Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение работать в команде, воспитывает чувство толерантность, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....
Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС
Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС"...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....
Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.
В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....
План самообразования на тему: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Индивидуальный план самообразования преподавателя - это важный и нужный документ, в котором отражены деятельность педагога в течение учебного года, его перспективы развития и самосовершенствования, пл...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...