Открытый урок 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Технология
Класс: 7 класс; 24.12.2018 г.
Тема урока: Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Точность обработки и качество поверхности деталей. Практическая работа № 13 «Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей ».
Продолжительность занятия: 45 мин.
Планируемые результаты :
- личностные УУД: воспитание уважения к профессиям, развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса в работе с металлом и пластмассой; формирование умений применять полученных знаний для осмысления сущности выбора профессии;
- метапредметные УУД: развитие речи , формирование умений сравнивать , обобщать понятия , развитие у учащихся самостоятельности ; развитие внимательности при поиске ошибок ; развитие умений искать , анализировать, сопоставлять и оценивать информацию ; развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации ; развитие информационной культуры обучающихся;
- предметные УУД: развитие умений работать с источником ; овладение понятиями ; усвоение содержания темы:
Материально – техническое оснащение урока : учебники, конспекты учащихся , чертежные принадлежности, наглядное пособие « Посадка с зазором и с натягом», ноутбук, проектор, презентация « Профессии, связанные с обработкой металла ».
Литература: Технология. Технический труд. 7 класс; учебник под ред. В.М.Казакевича, Г.А. Молевой; Дрофа, 2014г.
Место урока в учебной программе: Тема урока «Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Точность обработки и качество поверхности деталей. Практическая работа № 13 « Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей » рассматривается в разделе «Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов с использованием точеных деталей ». Этот урок расширяет кругозор учащихся и дает понятие о графическом способе изображения полей допусков.
Метод проведения урока: изучение и закрепление нового материала.
Ход занятия
1.Организационная часть – 3 мин.
- Приветствие, проверка посещаемости ,готовности к уроку, сообщение темы
2.Актуализация знаний – 5 мин.
Повторение ранее изученного материала: Беседа с учащимися .
Вопрос: - Что такое сплав?
Ответ:- Сплав- сложное вещество, состоящее из двух и более металлов или неметаллов с характерными для них свойствами .
Вопрос: - Что характеризуют технологические свойства?
Ответ: - Способность данного материала подвергаться различным видам обработки.
Вопрос: - Каковы механические свойства металлов и сплавов?
Ответ:- Прочность, твердость, упругость, пластичность. Свойства металлов зависят от их состава. Изменяя состав металла, можно получить нужное свойство.
Вопрос: - Чем отличается сталь от чугуна?
Ответ:- Сталь- сплав железа с углеродом, где содержание углерода до 2,14%. Чугун- сплав железа с углеродом, где содержание углерода более 2,14%; обычно 3-4,5%.
3.Работа по теме занятия – 25 мин.
3.1 Мотивация изучения темы:
Металл в большинстве случаев или прочен, или дорог , и обработке поддается с трудом. Работа с ним требует знаний, навыков, квалификации и ответственности .Именно поэтому, профессии, связанные с металлом , пользуются уважением, поэтому эти профессии затребованы на рынке труда. Демонстрация презентации « Профессии, связанные с обработкой металла ».
3.2 Изложение нового материала.
При изготовлении какой-либо детали стараются добиться определенных размеров. Действительный размер получают измерением- с допускаемой погрешностью. Изготовить деталь определенного размера сложно, поэтому размеры деталей должны находиться в установленных пределах.
Номинальный размер ( d, D) определяется функциональным назначением детали и служит началом отчета отклонений.
Предельные размеры( Dmax, dmax, Dmin, dmin)интервал значений, между которыми должен находиться размер годной детали.
Отклонение размера- разность между действительным ( предельным) размером и соответствующим номинальным. Отклонения могут быть положительными ( размер больше номинального ),отрицательными ( размер меньше номинального) и нулевыми ( размер равен номинальному). Отклонения откладываются от так называемой нулевой линии, условно изображающей номинальное значение размера: вверх- положительные отклонения, вниз- отрицательные.
Предельные отклонения- разность между предельным и номинальным размерами.
Для отверстия:
ES=Dmax-D( верхнее отклонение);
EI=Dmin-D( нижнее отклонение).
Для вала:
es=ddax-d ( верхнее отклонение);
ei=dmin-d ( нижнее отклонение).
Допуск( Т) – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами ( предельными отклонениями).
Для отверстия :TD =Dmax-Dmin.
Для вала:Td= dmax-dmin.
Допуск служит мерой точности размера- чем меньше допуск, тем выше точность. От допуска непосредственно зависит трудоемкость изготовления и себестоимость деталей, а также в значительной степени выбор оборудования, средств контроля, производительность обработки. Значение допуска всегда положительно.
Посадка- это характер соединения деталей. Соединение может быть подвижным ( посадка с зазором) или неподвижным ( посадка с натягом). Для соединения с зазором нужно, чтобы диаметр вала всегда был меньше диаметра отверстия. Для соединения с натягом нужно, чтобы диаметр вала всегда был больше диаметра отверстия.
Графический способ изображения ( рис.12) полей допусков позволяет быстро определять характер соединения деталей и облегчает выполнение различных расчетов. Для графического изображения полей допусков сопрягаемых деталей проводят нулевую линию, затем схематически изображают детали с их полями допусков, предельными размерами, отклонениями, показывают значения зазоров или натягов.
Поля допусков изображают в виде прямоугольников с указанием предельных отклонений. Схемы строят в определенном масштабе. Положительные отклонения откладывают вверх,а отрицательные - вниз от нулевой линии. Из двух отклонений основным считается то отклонение, которое расположено ближе к нулевой линии. Из двух положительных отклонений основным считается нижнее отклонение, а из двух отрицательных – верхнее отклонение.
В графическом изображении поле допуска отверстия расположено: при посадке с зазором – над полем допуска вала ( рис. 13 а), при посадке с натягом – под полем допуска вала ( рис.13б).
На чертежах линейные размеры и предельные отклонения проставляют в миллиметрах. Предельные отклонения ( со своим знаком) указывают после номинальных размеров; верхние отклонения помещают над нижними. При равенстве абсолютных значений отклонений их дают один раз со знаком _+. Отклонения, равные нулю, на чертежах не ставят.
3.3 Выполнение упражнения.
По значению номинального размера и предельных отклонений для вала и отверстия определить поля допусков, тип посадки.
1. Определяем предельные размеры отверстия и вала ( мм);
Dmax=D+ES; Dmax=118,0+ (- 0,144) =117,856.
Dmin=D+EI; Dmin= 118,0+(-0,198)=117,802.
dmax=d+es; dmax=118,0+0,139=118,139.
dmin=d+ei; dmin=118,0+0,104=118,104.
2. Определяем допуски отверстия и вала (мм);
TD=Dmax- Dmin;TD=117,856-117,802=0,054.
Td=dmax-dmin; Td=118,139-118,104=0,035.
3.Определяем тип посадки.
Посадка с натягом.
3. 4 Выполнение практической работы № 13 « Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей ».
1. Вводный инструктаж.
Заданы для вала и отверстия номинальный диаметр и предельные отклонения. Определить предельные размеры и записать их.( варианты см. приложение).
2. Текущий инструктаж.
Корректировка хода практической работы.
Проверка правильности выполнения практической работы.
3. Заключительный инструктаж.
Анализ успехов и ошибок в работе.
Объяснение способов устранения ошибок.
4.Закрепление изученного материала – 5мин.
Ответить на следующие вопросы:
- Какой размер называется номинальным?
- Что называют верхним и нижним отклонениями и как их обозначают?
- Что такое допуск?
- Как указывают размеры вала и отверстия на чертежах?
5. Подведение итогов – 5 мин.
Самоанализ своей работы на уроке самими учащимися, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
открытый урок класс насекомые
открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"
Урок предназначен для детей 7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...
Презентация Открытый урок класс баяна
Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...