История и источники развития технологий. Предмет "Технология ведения дома". Урок № 2 для 5 класса
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС для 5 класса.
Человек на протяжении всей жизни занимается преобразованием различных материалов, таких как: древесина, металлы, ткани, продукты питания и многое другое. В связи с этим существуют различные технологии, которые помогают в поиске и обработке информации, организации учебного процесса, приготовлении еды, обработке различных материалов.
Огромное количество технологий, делятся на: материальные, нематериальные, социальные, интеллектуальные, которые представлены в разработке урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Дата __________класс
- Предмет Технология ведения дома
- Учитель: Щетинина Виктория Анатольевна
- Класс: 5
- Тема урока История и источники развития технологий. Технологии и мировое хозяйство.
- Цель урока: Представить исторические сведения о развитии технологий и их развитие.
- Задачи:
- Раскрыть понятие преобразующая деятельность;
- Представить мир современных технологий;
- Показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.
- Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.
- Планируемые результаты
Предметные: уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
- Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.
Характеристика этапов урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. | Орг. момент | Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению предмета «Технология». Проверяет готовность учеников к уроку. Представляет план урока. | Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей. | К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве. |
2. | Мотивация к учебной деятельности | А помнит ли кто-либо из вас как перевести слово «технология» и что оно означает? Выслушав предполагаемые ответы учащихся, предлагаю сравнить их высказывания с определением на слайде. Но определение «технологии» не ограничивается только тем, которое дано на слайде. Где вы ещё встречаетесь с этим словом? Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек. Как вы думаете, что это за технологии? Правильно - это технология общения, технология ухода за жильем, технологии обработки, древесины, металлов и других материалов, технология декоратовно-художественной обработки материалов, и др. Вот этими-то технологиями мы с вами постараемся овладеть, изучая предмет «индустриальные технологии». | Фронтальный опрос учениц | П.: структурировать знания К.: адекватно воспринимать оценку учителя. Р.: – уметь контролировать своё время и управлять им; – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
3. | Актуализация знаний | Потребности, с которыми вы уже знакомы – одна из причин активности человека, т.к. после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и связанные с этим задачи для дальнейшей деятельности. Деятельность человека делится на два вида: исследовательская деятельность, служащая для познания законов природы, и преобразующая деятельность, предназначенная для получения необходимых человеку результатов. К преобразующей деятельности относятся, например, обработка различных материалов: древесины, металла, текстильных материалов, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовываться может и энергия. Так, дома электрическая энергия может преобразовываться в тепловую - для обогрева помещения и приготовления пищи или в световую - для освещения комнат. Очень важной для людей является работа с информацией, которая состоит из исследовательской и преобразующей деятельности. В процессе общения люди обмениваются информацией. Она может передаваться на расстоянии с помощью различных устройств: телефонов (рис. 1), телевизионных приемников (рис. 2), сети Интернет, преобразуясь в форму, удобную человеку. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно с помощью специального прибора – термометра (рис. 3). Эта информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача. Людям приходится преобразовывать различные материалы: древесину, металлы, а также ткани и пищевые продукты. В сельском хозяйстве преобразовывают посевной материал, в том числе семена, выращивают и используют сельскохозяйственных животных. В медицине – лечат, т.е. преобразовывают заболевшие органы людей. Для решения каждой задачи преобразования материалов, энергии и информации разработаны различные технологии. С помощью одной технологии можно приготовить определенный вид еды, с помощью другой технологии – найти нужную информацию в учебнике или в сети Интернет, с помощью третьей технологии – организовать учебу в классе. Мир технологий. В настоящее время существует огромное количество технологий, которые можно разделить на: 1) материальные (преобразование, обработка материалов); 2) нематериальные; информационные (преобразование, обработка информации); социальные (работа с людьми); 3) интеллектуальные. Материальные технологии Нематериальные технологии В нематериальных технологиях работают с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рис. 5 показана структура использования элементов информационной технологии. В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др. Технологии и мировое хозяйство. С начала ХХI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и, в конечном счёте, ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей. Главной задачей технологии является выявление закономерностей развития физических, химических, механических, социальных, коммерческих, экологических и прочих процессов с целью управления ими для превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой для наиболее полного удовлетворения потребностей человеческого общества. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду. Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу. На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы. В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды. Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду | Деятельность человека фиксируют в рабочих тетрадях Приводят примеры из жизни преобразующей деятельности человека Работают с презентацией Работают с презентацией | П.:извлечение необходимой информации из текстов -Р.:выполнение пробного учебного действия -К.:учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
4 | Практическое задание | Ознакомление с технологиями | П.: выполнение действий по алгоритму, доказательство. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |
5. | Физкультминутка | Исходное положение – стоя, руки на поясе. На счет «раз» - повернуть голову вправо; на счет «два» - вернуться в исходное положение, на счет «три» - повернуть голову налево; на счет «Четыре» - вернуться в исходное положение. | Делают волнообразные движения. К.: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.Отвечают на вопросы | К.: осуществление совместной двигательной деятельности в группе. |
6. | Закрепление пройденного материала | Надо научиться использовать и развивать технологии таким образом, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия путём применения малоотходных и безотходных технологий, ограничения выбросов в атмосферу, применения ветряных и солнечных электростанций, восстановления разрушенных природных ландшафтов высадкой зелёных насаждений и др. 1. Чем отличаются друг от друга исследовательская и преобразующая деятельности? | Осмысление изученного материала. Отвечают на вопросы | Л.: умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Р.: умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению; К. :умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников; |
7. | Рефлексия | Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо? Как вы открыли новое знание? Оцените свою работу на уроке. | Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их. Оценивают степень достижения цели, | |
8. | Домашнее задание | Задания по выбору:
| Записывают в дневник | Л.: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. |
- Учебно – методический комплекс: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вента – Граф, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Примерное тематическое планирование. Направление "Технологии ведения дома" ФГОС 5 класс (68 ч) Программа "Технология" А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко.
Программа по предмету Технология разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государст...
Технология. Технология ведения дома. 5-8 класс ФГОС
Рабочая программа по направлению "Технология ведения дома" к линии учебников А.Т.Тищенко,Н.В. Синица, В.Д.Симоненко. Разработана для сельской школы с учетом регионального компонента....
Использование проектной технологии на занятиях по «Технологии ведения дома» в 5 классе.
В статье рассказываеся опыт применения проектной технологии на занятиях с учащимися 5 классов. Как пример, дается коллективное создание проекта "Новогодний сувенир"...
Рабочая программа по технологии (технологии ведения дома) для 7 класса к УМК Н.В.Синица, В.Д.Симоненко
Рабочая программа и КТП по технологии ( технологии ведения дома) ( девочки) для 7 класса составлвлены к УМК Н.В. СИНИЦ.В.Д Симоненко на 1 час. Возможно кто- нибудь из коллег воспользуется рабоче...
Потребности и технологии, их развитие. Предмет "Технология ведения дома". Урок № 1 для 5 класса
В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда чего-то не доставет, то есть возникает потребность в чем-либо: пище, одежде, жилье, средствах передвижения, общении, получении знаний, сохранении...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...