Использование проектной технологии на занятиях по «Технологии ведения дома» в 5 классе.
статья по технологии (5 класс) по теме

Егорова Любовь Владимировна

В статье рассказываеся опыт применения проектной технологии на занятиях с учащимися 5 классов. Как пример, дается коллективное создание проекта "Новогодний сувенир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_tehnologii_na_zanyatiyah_po.docx263.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии на занятиях по «Технологии ведения дома» в 5 классе.

Как известно, в 5 классе учащиеся изучают большой раздел – проектная деятельность. Ребята в начальной школе по ФГОСу  уже выполняли по различным предметам творческие проекты. Однако, трудность у учащихся возникает в  объеме своей работы, а также в оформлении документации. Как известно, метод проектов является сейчас приоритетным. Одним из компонентов Всероссийской олимпиады по «Технологии» также является творческий проект учащегося.  Существует три глобальных этапа проекта: исследовательский, технологический и аналитический. Сейчас на конкретном примере  расскажу свой опыт.  Я предлагаю учащимся создать коллективный проект – подарок к новому году. Исследования на новогоднюю тему детям проводить интересно. Они охотно собирают информацию в интернете о символе наступающего года, например в год кролика, легенды о кролике, заяц в фольклоре разных народов.  Также, ребята собирают загадки, стихи и зимние приметы.  C:\Users\DOM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (3).bmp

Пословицы, поговорки и приметы о зайцах:

  • Заяц сед: уж навидался он бед.
  • Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловя
  • Без собаки зайца не поймать.
  • Заяц не трус, он себя бережет.

Стихи о зайце

Про зайца     Николай Рубцов

Заяц в лес бежал по лугу.

Я из лесу шёл домой.

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой весёлый крик.

 

И ещё, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

А что внутри?     Галина Новицкая

Вот сугроб.

-А что внутри?

-Если хочешь,

Посмотри! -

Посмотрел зайчишка,

А в сугробе - мишка!

Не хватило б

зайке ног,

Если б ветер

Не помог.

Зайка - прыг

На край метели.

И они в овраг

Влетели.        

 Загадки о зайце

Комочек пуха,

длинное ухо,

Прыгает ловко,

любит морковку.

(Заяц)  

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком?

(Заяц)

img_2721

1241365431_fadeeva064

 

Потом ребята ищут варианты сувениров. Они  могут классифицироваться по материалам: из ткани, бумаги, меха, глины, ваты. Они находят образцы в источниках информации. Из предложенных учащимися вариантов сувениров мы выбираем наиболее доступный. Для этого проводим дизайн-анализ изделий. Критерии для дизайн-анализа придумываем вместе (рис. 1). По примерной таблице, предложенной  на рис. 1 выбираем оптимальный вариант. Теперь учащиеся переходят к выполнению II этапа – технологического. Они выбирают материалы и оборудование, которое необходимо для создания изделия, разрабатывают  технологическую карту, подробно описывающую  технологические этапы изготовления и просчитывают экономический расчет себестоимости данного сувенира. Мы выбрали изготовить лоскутную куклу – зайчик-на-пальчик.  Учащиеся нашли историческую справку о лоскутных куклах. Мы выбрали материалы и инструменты, определили виды и способы отделки лоскутной игрушки.  Здесь же мы проговариваем и прописываем экологическую оценку проекта – как данное изделие (или процесс его изготовления) влияет на наше здоровье и экологию. Наконец, изделие выполнено и мы переходим к заключительному этапу проекта – аналитическому. Подводя итоги такой большой работы, учащиеся делают вывод, проводят самоанализ и самооценку. Для защиты проекта они придумывают рекламу. И в конце происходит защита проекта, в форме краткого выступления и демонстрации изделия. Реклама:  «Детки! Зайцев доставайте Новый год скорей встречайте! Будем песни петь, кружиться Хохотать и веселиться!»

Следующие уроки, где я использую проектный метод – это уроки рукоделия. Например, можно провести интегрированный урок с литературой по сказкам А. С. Пушкина и сделать аппликацию из ткани по эскизам сказочных героев. Это тоже работа содержит проблемно-исследовательский этап. Учащиеся ищут отрывки из произведений А. С. Пушкина, которые затем иллюстрируют, выбирают оптимальный вариант и – реализуют в виде аппликации из ткани, применяя при этом новые знания.

Если занятия рукоделием проводятся в IV четверти, то можно использовать метод проектов, интегрируя его с праздником народного календаря – Пасхой. Изготовить пасхальный сувенир становится интересным занятием. Можно предложить вышивку деревянных заготовок яиц  либо изготовление открытки с элементами вышивки. Схемы пасхальных мотивов также ребята придумывают сами или находят и интернете.

Я поделилась с вами своим опытом применения метода проекта на занятиях «Технологией». Надеюсь, что эта статья была полезной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по технологии (Технологии ведения дома), 5 класс.

Программа по технологии - Технологии ведения дома - для обучения учащихся 5 класса. Стандарты второго поколения. Учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.:...

Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома" 5 класс

Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...

Рабочая программа по технологии. Технологии ведения дома. 5 класс(девочки).

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе: Технология: программа: 5-8 классы  / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М.: Вентана - ...

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома" 7 класс

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.Основными целями и задачами обр...