Вводный урок по технологии в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить их с программой курса «Швейное дело», создать условия:
- для формирования устойчивого интереса к предмету;
- формирования элементов экономического мышления и сознательного подхода к выбору профессии;
- воспитания мотивации к учению, уважения к труду;
- мобилизации знаний и опыта учащихся;
- активизации мышления;
- коррекции речи, развития культуры общения.
Тип урока: вводный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 1 (по числу учащихся), электронное приложение.
Во все времена славились мастера швейного дела. Сегодня, дорогие пятиклассники, вы начинаете изучать основы швейного дела. На уроках в школьной мастерской вы узнаете секреты производства ткани, познакомитесь с устройством и работой швейных машин, научитесь шить многие полезные вещи. Возможно, уже очень скоро кого-то из вас назовут Марьей-искусницей или мастером золотые руки. Сначала у нас в школе, а потом – в нашем городе, в области… Но для этого нужно очень-очень постараться.
Шитье – интересное и увлекательное занятие. Оно требует усидчивости, сосредоточенности, старания, аккуратности, терпения и повышенного внимания. Раньше мастера работали в одиночку или в небольших мастерских, а сегодня швейное производство – мощная отрасль индустрии, в которой заняты специалисты множества профессий. Каждый из вас в будущем может выбрать себе профессию по душе в швейном производстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnyy_urok_v_5_klasse_po_shv_delu.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВОДНЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» В 5 КЛАССЕ
Тема урока: ВВЕДЕНИЕ
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить их с программой курса «Швейное дело», создать условия:
- для формирования устойчивого интереса к предмету;
- формирования элементов экономического мышления и сознательного подхода к выбору профессии;
- воспитания мотивации к учению, уважения к труду;
- мобилизации знаний и опыта учащихся;
- активизации мышления;
- коррекции речи, развития культуры общения.
Тип урока: вводный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 1 (по числу учащихся), электронное приложение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. У окна сидит портной –
Он парнишка озорной!
Ножницами щелк, щелк, щелк,
В своем деле знает толк!
– Ребята, а кто такой портной? Чем он занимается? В каком деле «знает толк»? (Ответы детей.)
Портной – мастер, специалист по шитью одежды. Профессия портного – одна из старейших и необходимейших в мире. Первым портным по праву может считаться первобытный человек, додумавшийся с помощью костяной иглы и жил соединить между собой несколько звериных шкур. Костюмы, платья, пальто, белье – все это результат деятельности портных. Кроме пошива новой одежды, портные ремонтируют старую, выполняя различные виды швейных работ. Работницу, занимающуюся шитьем, мы называем швеей или портнихой. А дело, в котором она знает толк, – швейное дело.
III. Объяснение нового материала.
Сопровождается слайдами электронного приложения: «Швея за работой», «Закройщик», «Утюжильщик».
Учитель. Во все времена славились мастера швейного дела. Сегодня, дорогие пятиклассники, вы начинаете изучать основы швейного дела. На уроках в школьной мастерской вы узнаете секреты производства ткани, познакомитесь с устройством и работой швейных машин, научитесь шить многие полезные вещи. Возможно, уже очень скоро кого-то из вас назовут Марьей-искусницей или мастером золотые руки. Сначала у нас в школе, а потом – в нашем городе, в области… Но для этого нужно очень-очень постараться.
Шитье – интересное и увлекательное занятие. Оно требует усидчивости, сосредоточенности, старания, аккуратности, терпения и повышенного внимания. Раньше мастера работали в одиночку или в небольших мастерских, а сегодня швейное производство – мощная отрасль индустрии, в которой заняты специалисты множества профессий. Каждый из вас в будущем может выбрать себе профессию по душе в швейном производстве.
Швеи-мотористки, работающие на крупных современных предприятиях массового производства, изготавливают самую разнообразную продукцию: пальто, верхнюю женскую, мужскую и детскую одежду, мужские сорочки, женское белье и пр. От искусства швей во многом зависят красота, элегантность, удобство нашей одежды, а следовательно, и наше хорошее настроение, работоспособность. В процессе работы швея проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, следит за качеством шва, регулирует натяжение нити и частоту строчки, ликвидирует обрывы нити, меняет шпули. Современные швейные цеха – просторные, чистые, светлые помещения с большим количеством зелени, аквариумами, что способствует созданию благоприятного микроклимата. Швея, в совершенстве овладевшая всеми операциями, может работать в группах, обслуживающих модельеров и конструкторов одежды, и заниматься изготовлением единичных изделий – первых экземпляров новых моделей пальто, платьев, костюмов и т. п. Профессию швеи-мотористки можно получить в ПТУ и в ТУ. Родственные профессии: портной, оператор швейного производства, модельер, конструктор швейной промышленности.
Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я… (портниха).
Портные работают на швейных фабриках, в домах моды, ателье. Они должны уметь снять размеры и сделать выкройку, подобрать материал.
Портные по ремонту одежды работают в мастерской или ателье по ремонту одежды.
Оператор швейного производства работает на швейной фабрике, в мастерской или ателье. Он выполняет различные виды швейных работ на промышленных швейных машинах.
Закройщик выполняет расчет и построение основ изделий по меркам заказчика.
Утюжильщик занимается утюжкой деталей и готовых изделий.
Знания, умения и навыки, полученные вами на уроках швейного дела, помогут в повседневной жизни. Помните стихотворение Елены Благининой «Две девочки»?
Как у нашей Ирки на чулках по дырке!
Почему, почему на чулках по дырке?
Потому что неохота штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки штопка на пятке!
Почему, почему штопка на пятке?
Потому что неохота быть неряхой Натке.
Для уроков швейного дела вам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, альбом, дневник, письменные принадлежности, рабочие коробки, о содержимом которых мы поговорим позже. А сейчас возьмите в руки учебник, откройте его, пролистайте несколько страничек. Авторы учебника предлагают вам изучить разделы о школьной швейной мастерской, о волокнах и тканях, о технологии выполнения ручных и машинных работ, о ремонте одежды, об устройстве швейной машины, о технологии пошива полезных изделий. В учебнике много важной и интересной информации, которая поможет в освоении основ швейного дела. В конце каждого параграфа размещены: словарь новых слов, которые нужно запомнить, и вопросы, на которые обязательно нужно ответить при подготовке домашнего задания.
На уроках вы будете выполнять практические работы, запись о выполнении которых будете вести в рабочей тетради.
IV. Практическая работа «Составление таблицы профессий швейного производства».
Учитель. Откройте рабочие тетради и сделайте первую запись: сегодняшняя дата, практическая работа «Составление таблицы профессий швейного производства». Каждый из вас получит карточку 1 с таблицей. (Карточки демонстрируются также через проектор (на всех уроках).) В таблице не заполнена одна графа – название профессии. Впишите в нее ту профессию, которая, по вашему мнению, соответствует описанию, и вклейте таблицу в тетрадь.
Карточка 1 «Впишите профессию»
Название | Место работы | Описание работы |
Швейная фабрика | Проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, следит за качеством шва, регулирует натяжение нити и частоту строчки, ликвидирует обрывы нити, меняет шпули | |
Мастерская или ателье по ремонту одежды | Производят ремонт одежды, замену деталей, подгонку одежды по фигуре | |
Ателье по пошиву одежды | Выполняет расчет, построение основ и раскрой изделий по меркам заказчика | |
Швейная фабрика, ателье | Занимается утюжкой деталей и готовых изделий |
– Давайте проверим правильность заполнения таблицы. Внимание на экран.
Слайд «Профессии швейного производства»
Название | Место работы | Описание работы |
1 | 2 | 3 |
Швея-мотористка | Швейная фабрика | Проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, следит за качеством шва, регулирует натяжение нити и частоту строчки, ликвидирует обрывы нити, меняет шпули |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
Портной по ремонту одежды | Мастерская или ателье по ремонту одежды | Производят ремонт одежды, замену деталей, подгонку одежды по фигуре |
Закройщик | Ателье по пошиву одежды | Выполняет расчет, постро-ение основ и раскрой изделий по меркам заказчика |
Утюжильщик | Швейная фабрика, ателье | Занимается утюжкой деталей и готовых изделий |
Проверка правильности выполнения работы, внесение необходимых корректив.
V. Закрепление нового материала.
Учитель. Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!
– Ребята, а что еще могло бы случиться? (Ответы детей.)
– Вот видите, какое важное швейное дело. Без него невозможно представить нашу жизнь. С изделиями, созданными швейниками, мы встречаемся каждый день. Это необходимые всем нам предметы одежды, украшения для дома, белье, головные уборы и многое, многое другое. Даже сказочным героям без швейного дела не обойтись. Давайте вместе вспомним, в каких сказках о нем упоминается. (Ответы детей.)
– Верно, это сказки «Храбрый портняжка», «Умные вещи», «Марья-искусница», «Спящая красавица», «Золушка», «Дикие лебеди», «На-учись ремеслу» и др.
Возможно, кто-то из вас знает стихи, посвященные швейному делу, прочитайте их. (Ответы детей.)
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Учитель. В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, –
Золотых, стальных, алмазных, –
Нет священней слова: «труд!»
…И на место в жизни право
Только тем, чьи дни в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!
…И, окончив день усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
В. Брюсов
Наш скромный труд на этом уроке завершен. А путь в постижение секретов швейного дела только начинается. На этом пути вас ждут интересные открытия, радость творчества, удовлетворение от хорошо выполненной работы. Всякий труд нужен и важен. Обществу нужны люди, которые умеют делать изделия для себя и других. Чтобы стать мастером швейного дела, нужно много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо учиться, быть прилежным и старательным. Первые пятерки сегодня получают… (Выставление положительных оценок.)
Домашнее задание: записать в тетрадь пословицы и поговорки о труде, изучить теоретический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по астрономии 11 класс.
Разработка включает: конспект, презентация (3 части)...
Вводный урок по технологии.
Урок посвящен знакомству с предметом. И прохождению инструктожа по технике безопасности....
Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения
Вводный урок литературы в 10 классе. Тема: "Русская литература 19 века. Основные этапы развития России и русской классической литературы"....
Презентация для вводного урока по технологии "Первый раз в 5 класс"
Знакомство с предметом "Технология" и вводный тест...
Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».
Разработки вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие». Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...
Вводный тест по технологии 7 класс (девочки)
Ответить на вопрос выбрав нужный вариант ответа...
Проект вводного урока фортепиано в I классе по теме: «Фортепианная музыка как вид искусства» с применением технологии проблемно- развивающего обучения.
В наше время образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. У детей иногда отсутствует активность, инициативность, потребност...