Исследовательская работа "Резьба по дереву"
проект по технологии (6 класс)
Исследовательская работа о местных умельцах резьбы по дереву
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный фольклорно- этнографический праздник «Рождественские встречи»
Министерство образования Саратовской области
Отдел образования администрации ОМО Балтайского района
МОУ - средняя общеобразовательная школа с. Садовка
Конкурс поисково - исследовательских работ «Мудрость веков»
Номинация «Ремесло и предметы быта”»
Работу выполнили: Хлебухова Ольга
Каримуллина Арина, Буслаева Олеся а
Учащиеся 5 класса
МОУ - средней общеобразовательной
школы с. Садовка Домашний адрес: 412637, Саратовская обл.,Балтайский р-н, с. Садовка,
ул. Ленина 21
Руководитель работы : учитель технологии
Стенькина Наталья Анатольевна
Адрес: Саратовская обл, Балтайский р-н
с. Садовка, ул. Центральная 34,
Садовка 2014 го
Содержание:
1. Введение………………………………………………………...3
2. Виды резьбы по дереву………………………………………..4
2.1 Плоскорельефная резьба по дереву
2.2 Прорезная, или пропильная резьба по дереву
2.3 Ажурная (сквозная) резьба
3. Деревянное зодчество………………………………………….6
4. Инструменты для резьбы по дереву…………………………8
5. Народные умельцы нашего села:……………………………10
5.1 Черняев Алексей Николаевич
5.2 Леваков Владимир Дмитриевич
5.3 Носков Анатолий Владимирович
5.4 Курамшина Татьяна Ивановна
6. Заключение……………………………………………………..13
7. Приложение №1…………………………………………… .…14
Приложение №2………………………………………………..16
Приложение №3………………………………………………..20
Приложение №4………………………………………………..22
Приложение №5……………………………………………….24
Приложение №6………………………………………………..27
1. Введение
Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей. Живое придание старины соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. «уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому».
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.
Перед участниками фольклорного объединения стояла задача познакомиться с народно-художественным промыслом, как резьба по дереву. И показать преемственность между бытом в древности и современностью.
Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.
Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным (тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии. Есть умельцы и среди садовчан.
2. Виды резьбы по дереву.
Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек.
Резьба различается по видам - плоскорельефная резьба, ажурная резьба, объемная резьба и корнепластика.
2.1 Плоскорельефная резьба по дереву
Плоскорельефная резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром — края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном — фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном — вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.
Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19 в. в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.
2.2 Прорезная, или пропильная резьба по дереву
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия.
Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних времен она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов и мебели стилей барокко и рококо в конце XVII — начале XVIII в. Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных построек, который сохранился во многих городах и селах Сибири и других районов России до настоящего времени. Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек.
Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, долотами различного профиля, а также выкружными пилами, лобзиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика.
Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами резьбы она менее трудоемка.
2.3. Ажурная (сквозная) резьба
Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари Севера, Верхнего Поволжья и Восточной Сибири.
Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород — липы, березы, осины; в архитектуре — лиственницы и сосны.
С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности и современными строителями
Среди наиболее интересных явлений ажурного декора бытовых предметов можно привести поморские и ярославские прялки, чьи лопаски, а иногда и ножки, с разной степенью интенсивности покрыты сквозным узором; удлиненные ручки козьмодемьянских, тверских, вологодских ковшей, покрытые прорезным орнаментом; солонки из Костромской губернии. Резные наличники
3. Деревянное зодчество
В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. На протяжении столетий мастера познавали секреты работы с деревом и передавали их из поколения в поколение возводя подчас настоящие шедевры деревянного зодчества. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала, к сожалению, до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов. В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Издревле люди стремились иметь надежное, добротное жилье. Повсюду, от средневекового замка до яранги северных народов, от наскальной живописи до роскошной отделки фешенебельных отелей, везде прослеживается стремление человека украсить свое жилище, придать ему неповторимый, запоминающийся вид. В зависимости от имеющихся в распоряжении строителей материалов и технологий различались и способы декорирования жилья. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.
В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире. Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего. С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.
Постепенно домовая резьба утрачивала свое культовое, оберегающее значение. Ее мотивы и орнаменты все больше наполнялись художественными элементами. В конце 19 – начале 20 веков произошел настоящий всплеск увлечения домовой резьбой
Резьба в декоре предметов быта
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования бытовых предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер домовой резьбы. Ткацкие станки, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл. Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки. Узор на них наносился преимущественно на «лопастку», реже на «донце». В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.
Прялка, простейшее приспособление для ручного прядения.
Прялка-копыл состояла из плоского гребня-лопаски, ножки и плоского основания-донца, вырезанных, как правило, из цельного куска дерева. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено из кудели — волокнистого пучка льна или пеньки, — привязанной к лопаске. Веретено представляло собой конусообразную палочку длиной около 30 см. Для устойчивости на тонкий конец веретена надевалось каменное или керамическое кольцо — пряслице.
Для изготовления прялок-копылов использовалась комлевая часть дерева, как правило, сосны или ели, с торчащим корнем из которого вытесывалось донце. Лопаску и ножку готовой прялки мастера обычно покрывали резьбой или росписью, часто резные узоры раскрашивались масляными красками. В каждом из регионов были веками разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Богато украшенные прялки дарились невестам и затем бережно хранились в семье, передаваясь от матери к дочери. Благодаря этому до нас дошли изделия мастеров 18 век
4 Инструменты для резьбы по дереву
Для выполнения всех видов домовой резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент. Резчицкий инструмент делится на основной (режущий), и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный).
Набор основного резчицкого инструмента. Без него невозможно сделать самую простую резьбу. При выполнении сложных резных изделий требуется большое количество разнообразных стамесок, ножей и т.д. (приложение 2)
В набор основного резчицкого инструмента входят:
1. Ножи- косяки: применяются в основном для выполнения геометрической контурной резьбы, а также для прорезки орнамента. Конец лезвия ножа затачивают под углом от 30 до 80 градусов. Например, косяком с углом скоса от 60-80 градусов удобно прорезать прямые, крупные орнаменты. Меньшие углы удобны для работы с мелким и криволинейным рисунком.
2. Ножи- резаки: используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, "сияний "с закруглениями, элементов с кривыми линиями. А также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе и для профильных работ.
3. Прямые стамески нужны для зачистки фона , прорубки контура орнамента, снятия фасок и других работ. Ширина их- от 5 до 30 мм.
4. Стамеска- косячок такая же, как прямая, но со срезом лезвия под углом от 45 до 70 градусов, применяется для выполнения геометрической резьбы.
5. Отлогие и полукруглые стамески основной инструмент для выполнения в геометрической и контурной резьбе для скобчатых порезок, полукруглых лунок. Форма полукруглых стамесок дает возможность работать краями бортов.
6. Стамески - уголки применяются при выборке узких линий канавок. Используются почти во всех видах резьбы.
7. Стамески - клюкарзы имеют короткое полотно в виде согнутой ножки или крючка. Они широко используются при плоскорельефной и рельефной резьбе, зачистке углубленного фона, для обработки выпуклости в углубленных местах. Эти стамески имеют различный профиль и ширину полотен от 5 до 50 мм.
8. Стамески - церазики. Изогнутые в нижней части с различной формой лезвия. Применяются они для прорезки узких жилок на фоне и рельефе, зачистки фона в труднодоступных местах. Ширина лезвий 2- 3 мм.
9. Ложечные ножи. Их применяют преимущественно при изготовлении резной посуды (ложек, ковшей), имеющей внутреннюю сферическую поверхность. Обоюдоострые полукруглые или кольцевые лезвия ножей легко выбирают и вычищают внутреннюю поверхность чаш, ложек и т.п.
10. Скобы и скобели. Применяют для снятия коры, очистки поверхности круглого или иного материала, выборки углублений. Скобелем можно быстрее и легче обработать заготовку, так как работа идет двумя руками.
11. Чеканы. Применяются в основном для отделки и уплотнения фона с шероховатой поверхностью или придания гладкому фону фактуры, а также для нанесения какого- либо рисунка. Чеканы представляют собой металлические стержни разного диаметра, на одном из концов которых сделаны насечки различных геометрических фигур и профилей.
12. Скребки и цикли. Применяют для выборки галтелей, штапиков, зачистки от ворса поверхностей с кривизной.
13. Рашпили. Служат для зачистки резьбы, бывают разной формы и профиля: прямые, плоские. Полукруглые и другие. На сторонах рашпиля имеются насечки в виде небольших зубчиков различной величины.
14. Щетка проволочная. Нужна для прочистки, выявления рисунка текстуры на изделиях, особенно тонированных или обожженных. Щетку круглой формы можно установить на электроинструмент, что намного облегчит работу.
5 Народные умельцы села Садовка
5.1 Черняев Алексей Николаевич .
Родился 22 марта1975 года. (приложение 3) С детства его привлекала работа с деревом. Сначала занимался выжиганием . Затем делал скворечники, кормушки, разделочные узорные доски из обрезок досок и другого отходного материала.
Любовь к дереву перешла от отца, Николая Сергеевича, который профессионал в плотницком деле. А может эта любовь передалась по наследству ? Ведь дед Алексея Николаевича , Сергей Иванович, был плотником в Садовской артели , рубил дома. А прадедушка, Петр Тарасович, был знаменитым в районе бондарем.
С возрастом Алексей не утратил это хобби . Сейчас , свободное от работы время, он также занимается резьбой по дереву ,вырезает узоры.
Его дом и ворота расписаны узорами. Односельчане рады тому, что
молодежь не утратила интерес к народному искусству и продолжает традиции своих дедов и прадедов.
5.2 Леваков Владимир Дмитриевич
Леваков Владимир Дмитриевич (приложение 4) родился в селе Садовка, учился в садовской школе, после школы пошел работать в мебельный цех в селе Балтай , затем ушел служить в армию. По возвращении из армии в свободное время стал заниматься изготовлением домашней деревянной утвари и мебели. Пришло время жениться: привел молодую жену Ольгу в дом . Жена тоже оказалась рукодельницей : и шьет ,и вяжет, и мягкие игрушки да домашнюю утварь из отходных лоскутков мастерит .Вот и решили молодые свой быт обустраивать своими руками. Владимир мебель делает , а Ольга уют создает: шьет да вяжет. Так и появилась в молодой семье мебель ,выполненная руками русского умельца : это стол на резных ножках, стульчики, шкафчики, кроватки для сыночка да дочки , для любимой жены разделочные доски на кухню и многое другое из домашней утвари. Из рассказов Владимира Дмитриевича мы узнали ,что он потомственный умелец , работающий с деревом. Оказывается , его отец плотник, его дед был знаменит как мастеровой, изготавливающий деревянную посуд и знаменитые садовские бочки для засолки овощей, прадед, Дмитрий Михайлович Леваков ,рубил дома , дядя прадеда ,Яков Герасимович Кутумов, работал в садовской артели и являлся председателем деревообрабатывающей артели, изготавливал мебель: это зеркала, веретена ,прялки и преподавал уроки мастерства в Садовской школе.
Для работы по дереву Владимир Дмитриевич сам изготовил станок для выпиливания , также применяет в своей работе лобзик , шлифовальный станок, выпрямитель и металлическую струну. В.Д. продолжает династию мастеров по дереву и хотел бы передать свое ремесло сыну.
5.3 Носков Анатолий Владимирович
Носков Анатолий Владимирович (приложение 5) стал присматриваться к работе с деревом, когда отец строгал или пилил деревянные предметы. В то время Анатолию Владимировичу было десять лет. Будучи уже в юношеском возрасте ,Анатолий Владимирович стал заниматься в технологическом кружке по выпиливанию лобзиком ,мастерил клетки и кормушки для птиц и кроликов.
В зрелом возрасте , когда ему исполнилось 25 лет, вступил в кооператив по отделке зданий , внутренних помещений. Изделия изготавливали из ДВП в форме узора или орнамента, тонировали поверхность различными лаками и красителями .В процессе работы он научился изготавливать рамы для зеркал и картин, постепенно стал делать мебель. Со слов Анатолия …. ,эта работа его увлекла и заинтересовала , и теперь каждая свободная минутка отдается любимому делу. Сетует Анатолий … ,что нет у него сына , которому бы он мог передать свое мастерство.
В технологии изготовления резных форм из ДВП применяет как лекала , так и самостоятельно выдуманный рисунок различных узоров. Основным инструментом является нож с коротким косым лезвием, выполненный из тонкой фрезы по металлу, он оттачивается до остроты бритвы.
При работе по дереву умелец представляет воображаемый объект, который он хотел бы вырезать. Если это окружная или квадратная , симметричная форма, то изготавливается трафарет величиной ¼ часть будущего изделия. Потом трафарет переносится на ДВП для получения цельного рисунка, после чего все вырезается специальным ножом. Готовое изделие тонируется , и покрывается лаком. Всего потребуется несколько деталей, которые собираются в единое целое. Чтобы выполнить работу, нужны специальные навыки
5. 4 Курамшина Татьяна Ивановна
Татьяна Ивановна Курамшина(приложение 6) - уроженка села Садовка, родилась она в 1952 году , долгое время питала любовь к технике ,очень любит заниматься фотографией, виртуозно играет на гармони, но 10 лет назад, потеряв здоровье , от многих своих увлечений пришлось отказаться .Татьяна Ивановна решила не сдаваться и нашла себе дело по душе , занялась исконно русским мастерством- резьбой по дереву. Занимается она прорезной резьбой и рельефной. Т.И. изготавливает предметы домашней утвари: конфетницы, солонки, хлебницы, салфетницы, подставки для икон, полочки для цветов. обрамление для зеркал. Для работы она сама смастерила станок ,
выпрямитель, использует струну и шлифовальную машину.
В ее доме очень много предметов, выполненных руками хозяйки.
Любому человеку, который приходит к ней, очень интересно рассматривать эти поделки. Свои произведения искусства Т.И. часто дарит знакомым и друзьям.
Становится понятно, что народное ремесло не исчезло, оно живет в руках умельцев.
6 Заключение
Наверное, нельзя превратить всю страну в одни сплошные Кижи. Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Мы многое растеряли в лихолетье. Но время отделило главное, без чего жизнь не может быть счастливой, от второстепенного, чужеродного.
Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.
Приобретённые знания, умения и навыки остаются на всю жизнь. Каждый человек стремится узнать о своей Родине что- то новое, интересное.
В результате поисковой работы участники объединения много узнали о ремёслах, об умельцах, чьими руками создаются замечательные предметы для жизни и быта. В домах их до сих пор хранят изделия, которые бабушки и дедушки выполнили своими руками.
Попробовали и мы своими руками повторить шедевры бабушек и дедушек.
Все встречи с мастерами приносят не только радость общения, но и несут практическую направленность. Приобретенные знания, умения и навыки принесут большую пользу в повседневной жизни и помогут в дальнейшем выбрать профессию. Но для этого необходимо выработать в себе привычку трудиться. Не зря в народе говорят: « Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции исследовательских работ "Дерево Земли, на котором мы живем"
Вашему вниманию предоставляется выступление для защиты исследовательской работы по теме: «Выявление видового состава фауны биогеоценозов реки Сухая Аморда. Обнаружение новых мест оби...
Исследовательский проект "Деревья-великаны"
Одним из природных объектов, изучаемых экологами Майорской школы, является аллея вязов. Аллея расположена в центре хутора Майорский, в восточной части школьного двора.Уникальность этой аллеи в т...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"
Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши растения, водоёмы, земл...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"
Презентация на тему : "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"...
Научно-исследовательская работа на тему: «Мотив дерева в мифопоэтике С. Есенина и славянской мифологии»
Выступление учеников...
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"...
Познавательно - исследовательский долгосрочный проект "Дерево".
Видя интерес моих воспитанников к деревьям и кустарникам ,растущим на территории детского сада,мне захотелось помочь найти ответы на интересующие вопросы детей,систематизировать их...