Мотив потребности трудовой деятельности
статья по технологии

Бебешин Сергей Всеволодович

Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд – даже самый грубый –

возвышается до творчества.

М. Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya_s.v.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотив потребности трудовой деятельности.

Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд – даже самый грубый –

возвышается до творчества.

М. Горький

  Мотив – внутренний побудитель к деятельности. Мотив труда, соответственно, побуждает человека выполнять определенные трудовые операции. Если у взрослого человека мотив труда помимо интереса к деятельности подкрепляется желанием получить определенные блага (материальное вознаграждение, трудовой стаж, профессиональное взаимодействие в коллективе и др.), то у школьника формирование мотивации к труду, вероятнее всего, будет основываться на желании получить эстетическое наслаждение. Проблема современных подростков в том, что эстетическое наслаждение для них относительный показатель. Это во-первых. Во-вторых,  формирование мотива труда невозможно без усилия. А усилие для значительной группы современных детей  вызывает массу дискомфортных ощущений.  

   Что же делать? Отказаться от формирования мотивации к труду у школьников и ориентироваться только на желание? Не окажется ли тогда, что уроки технологии пожелает посещать в лучшем случае около половины учащихся? А профессионализм учителя где?

    Сила мотива определяется степенью актуальности. Соответственно, первая ступень формирования мотивации к труду – выделение актуальности. Современный учитель должен попытаться заинтересовать учеников не только посредством обязательности, но и процессом формирования собственной значимости в изготовлении продукта (изделия), индивидуальным своеобразием конечного результата, ориентацией на достижение успеха. Здесь можно привести примеры изделий ручной работы, охарактеризовать их своеобразие и степень востребованности, сопоставить продукт массового производства и индивидуального труда, выделив  особенные качества последнего.

    Современные дети ориентированы на движение. Следующим условием формирования мотивации к труду может быть исследовательский компонент процесса. Направление деятельности имеет широкий спектр возможностей: от изучения народного творчества до поиска инновационных технологий. Поисковые формы работы предполагают самостоятельность, фантазию, движение. Групповые формы работы могут опираться не на привычное разделение ролевых позиций, а на интерес к определенному «жанру»: кому-то интересен исторический ракурс, а кому-то инновационная модификация того, что сделано своими руками. Для учителя важно почувствовать основу интереса каждого ученика.

     Уроки технологии ориентированы на практическую работу. Порой подростки стесняются признать, что не могут выполнить задание учителя, потому что никогда не пробовали. Стеснение скрывается за откровенным нежеланием работать, демонстрацией равнодушия,  порой и грубостью. Усугублять подобную ситуацию не следует. Можно ненавязчиво попробовать ролевые методы обучения: «Представь себя мастером, наставником, подмастерьем», «Сыграй роль учителя или ученика», «Попробуй объяснить кому-то, как сделать по-своему».

     Особенно полезной в процессе формирования мотивации оказывается опора на межпредметные связи. Продуктивность метода высока не только для детей с широким кругозором, но и для тех, чей круг общей осведомленности уже, но очевидна заинтересованность каким-либо конкретным предметом: физикой, черчением, математикой, экономикой, историей, литературой и пр. Если интерес к отдельным предметам развить в практическую технологическую деятельность, результат может оказаться нестандартным и необычным.

    Современная система преподавания основывается на интегративных методах обучения. Однако ситуация, когда учитель соединяет в учебном процессе несколько технологий и методических приемов всегда была основой профессионализма. Невозможно представить учителя, который использует педагогический метод в конкретный день или в конкретном классе, или на конкретном уроке. Но учитель, который опирается на стандартные фронтальные варианты ведения урока, не редкость. Можно много спорить о преимуществах традиционных и инновационных технологий  урока, но в любом случае основа мотивационной заинтересованности – личностно ориентированный подход. Когда учитель «почувствует» своеобразие каждого своего ученика и попробует подобрать к нему ключик, тогда любая мотивация к деятельности окажется результативной. В том числе, и мотивация к труду. Всегда надо помнить: « Отправная точка любого успеха – желание».

   

           

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология трудовой деятельности"

Презентация по теме  для урока технологии в 11 классе по курсу "Основы технологической культуры"....

Формирование у учащихся школы 8 вида с ДЦП морально-психологической готовности к различным видам трудовой деятельности через трудовую деятельность.

Наиболее значимое для целей адаптации детей с интеллектуальным и физическим недоразвитием является трудовое воспитание. Формируются трудовые навыки напротяжении всего учебного процесса....

Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей детей с особенными потребностями на примере преподавания «Оригами»

В статье рассматривается трудовая деятельность учащихся как способ развития творческих возможностей. Рассматриваются методы преподавания Оригами и его влияние на развитие мелкой моторики у  детей...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...

Семинар по теме «Потребности и деятельность»

Семинар расчитан на знакомство обучающихся с концепцией потребностей Абрахама Маслоу. Приведен сокращенный вариант статьи А. Маслоу "Теория человеческой мотивации". Даны вопросы к текстам....