Семинар по теме «Потребности и деятельность»
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс)

Воробьев Андрей Михайлович

Семинар расчитан на знакомство обучающихся с концепцией потребностей Абрахама Маслоу. Приведен сокращенный вариант статьи А. Маслоу "Теория человеческой мотивации". Даны вопросы к текстам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обществознание. Семинар по теме «Потребности и деятельность».

МАСЛОУ АБРАХАМ ГАРОЛЬД.

Теория человеческой мотивации. (1943)

Первоначально отпечатан в Psychological Review, 50, 370-396.

© Четвертаков С. А. Перевод на русский язык, 2013

© Четвертаков С. А. Предисловие и комментарии к статье Маслоу, 2013

I. ВВЕДЕНИЕ 

<…>

4. Существуют обычно разные доступные культурные пути к той же самой цели. Следовательно, сознательные, специальные, локально-культурные вариации не так важны и фундаментальны в мотивационной теории, как более базовые бессознательные цели.

5. Любое мотивированное поведение, как подготовительное, так и завершающее, должно пониматься как канал, через который могут быть одновременно выражены или удовлетворены многие базовые потребности [под базовыми потребностями тут понимаются не фундаментальные, а наиболее общие группы потребностей – А. В.]. Типично поведенческий акт имеет более чем одну мотивацию.

6. Практически все состояния организма должны пониматься как мотивированные и мотивирующие.

7. Человеческие потребности организуют себя в иерархии по степени важности. Другими словами, появление одной потребности обычно накладывается на предыдущее удовлетворение другой, более важной. Человек есть постоянно желающий организм. Поэтому нет нужды или драйва, которые можно рассматривать, как если бы они были изолированы или дискретны; каждый драйв имеет отношение и связан с состояниями удовлетворения или неудовлетворения других драйвов.

<…>

13. Мотивационная теория не синонимична теории поведения (или бихевиоризму). Мотивации суть только один класс детерминант поведения. В то время, как поведение почти всегда мотивировано, оно также почти всегда биологически, культурно и ситуационно определено.

<…>

II. БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ [под базовыми потребностями тут понимаются не фундаментальные, а наиболее общие группы потребностей – А. В.]

Физиологические потребности – Потребности, которые обычно выбираются как начальная точка для мотивационной теории, – это так называемые физиологические драйвы.

<…>

Несомненно, эти физиологические нужды – самые важные из всех потребностей. Что это конкретно означает – в жизни человека, в ситуации самой крайней нужды и полного отсутствия жизненных ресурсов, наиболее вероятно, что основной мотивацией станут физиологические потребности, чем какие-нибудь иные. Индивид, которому не достает пищи, безопасности, любви и уважения наиболее вероятно будет голоден (ощущать себя, прежде всего, голодным), чем ощущать нечто иное.

Если все потребности не удовлетворены и соответственно организм поглощен физиологическими потребностями, тогда все другие потребности могут стать просто неощущаемыми или быть отодвинуты на задний план. Тогда справедливо характеризовать организм в целом, утверждая, что это голод, так как сознание почти целиком занято голодом. Все силы организма направлены на удовлетворение голода, и организация ресурсов почти всецело определяется одной целью удовлетворения голода. Рецепторы и эффекторы, интеллект, память, привычки – все теперь может определяться просто как средства удовлетворения голода. Ресурсы, что не нужны для этой цели, бездействуют или отодвинуты на задний план. Используя поэтический язык можно сказать, что страсть иметь автомобиль, интерес к Американской истории, требование пары новой обуви, в предельном случае просто забыто или становится вторичным по важности. Для человека, который крайне и опасно для жизни голоден, нет интересов, кроме голода. Он мечтает о пище, он ее вспоминает, он думает о ней, его переживание только о пище, он замечает только пищу, и он желает только ее. Более тонкие факторы, что обычно смешаны с физиологическими драйвами даже при организации еды, питья или сексуального поведения, могут теперь быть так полно пересмотрены, что позволяют нам говорить в этот момент (но только в это время) о чистом голоде и поведении с безоговорочно единственной целью психического освобождения (от него).

Другой своеобразной чертой человеческого организма, когда он находится под давлением определенной нужды, является то, что вся философия будущего также подвергается у человека изменению. Для нашего хронически или крайне голодного человека Утопия (страна Счастья) может быть определена очень просто – это место, где множество еды. Он имеет тенденцию думать, что, если только он обеспечит себе еду на всю оставшуюся жизнь, он будет совершенно счастлив и никогда не захочет ничего больше. Жизнь сама приобретает черты определяться в терминах еды и процессов ее поглощения. Все остальное будет представляться как неважное. Свобода, любовь, чувство общности, уважение, философия – все может развеваться по миру как бесполезная мишура, поскольку она не способна набить живот. О таком человеке можно честно сказать, что он жив «хлебом единым».

Невозможно отрицать, что такие вещи (ситуации) верны за исключением того, что можно отрицать их общность (широкое распространение). Крайние условия, почти по определению, редки в нормально функционирующем мирном обществе. <…>

В любом случае, это еще верно в Соединенных Штатах. Средний американский гражданин испытывает аппетит более чем голод, когда он говорит «Я голоден» Ему приходится испытывать чистый голод на уровне жизни и смерти только в чрезвычайной ситуации и то только несколько раз за всю жизнь. <…>

Истинная правда в том, что человек жив «хлебом единым», когда этого хлеба нет. Но, что случается, с человеческими желаниями, когда существует огромное количество хлеба и когда его живот хронически полон?

Тотчас же другие (и «выше») потребности возникают и они, более высокие, чем физиологический голод, захватывают организм. И когда они в свою очередь удовлетворяются, снова возникают новые (и еще «выше») потребности и так далее. Вот что мы имеем в виду, говоря, что базовые человеческие потребности организованы в иерархию относительной важности. <…>

Физиологические потребности вместе с их частичными целями, когда они постоянно удовлетворяются, прекращают существовать как активные детерминанты или организаторы поведения. Они теперь существуют только в потенциальном виде в смысле того, что они могут возникнуть снова, чтобы подчинить организм, если их удовлетворению возникла помеха. Но желание, которое удовлетворено, более не желание. Организм подчинен (потребности) и его поведение организовано только неудовлетворенными потребностями. Если голод удовлетворен, то это становится неважно в текущей динамике индивида. <…>

Потребности безопасности – Если физиологические потребности относительно хорошо удовлетворены, тогда возникает новое множество потребностей, которые мы можем грубо характеризовать как потребности безопасности. Все, что было сказано о физиологических потребностях равно верно, хотя в меньшей степени, и у этих потребностей. Организм может быть равно полно и всецело захвачен ими. <…> Снова как в случае голодного человека, мы обнаруживаем, что доминирующая цель это сильная доминанта не только его текущего взгляда на мир и его философия, но также и его философия на будущее. Практически все выглядит менее важным, чем безопасность, (даже иногда физиологические нужды, которые удовлетворены, теперь уже недооцениваются). <…>

Хотя в этой статье мы интересуемся в основном потребностями взрослых, но мы можем оценить подход к пониманию его потребностей безопасности более эффективно наблюдением младенцев и детей, у которых эти потребности много более просты и ясны. <…> Отражение детской потребности в безопасности состоит в его предпочтениях относительно сохранения некоторых процедур и ритмов. Ему, похоже, хочется предсказуемого, упорядоченного мира. Например, несправедливость, нечестность, непоследовательность в родителях, похоже, заставляет ребенка ощущать свою тревожность и отсутствие безопасности. <…>

Возможно, можно выразить это более точно, сказав, что ребенок требует организованного мира больше, чем неорганизованного или неструктурированного.

Определяющая роль родителей и требования нормальной семьи непререкаемы. Ссоры, физическое насилие, разлука, развод или смерть в семье может действительно ужаснуть или напугать. И родительские взрывы ярости или угрозы наказаний, направленные ребенку, оскорбительные прозвища, резкое обращение, встряхивание ребенка, грубое одергивание или действительно физическое наказание иногда вызывают такую общую панику или ужас у ребенка, что мы должны предположить сложное сочетание всех деприваций в большей степени, чем одну только физическую боль. В то же время верно и то, что в некоторых детях этот ужас может представлять также и страх утраты родительской любви; <…>

Потребность в безопасности видна как активный и ведущий концентратор ресурсов организма только в крайних ситуациях, например, войне, болезни, катастрофах, волнах преступности, социетальной (то есть общественной) дезорганизации, неврозах, повреждении центральной нервной системы, хронически вредных ситуациях. <…>

Потребности любви. – Если уверенно удовлетворены физиологические и потребности безопасности, тогда возникнут потребности любви, сопереживания и принадлежности, и весь цикл уже описанный выше, повторится с новым центром предпочтений. Теперь личность будет страстно, как никогда дотоле, ощущать отсутствие друзей, или милой (милого), или жены, или детей. Он будет жаждать любящих отношений с людьми в целом, именно, искать места равного в его социальной группе и он будет бороться с огромным рвением для достижения этой цели. <…>

В нашем обществе препятствие к удовлетворению этих потребностей есть самая общая из обнаруженных причин в случаях психических нарушений социального плана и более серьезной психопатологии. Любовь и влюбленность, так же как их возможное выражение в сексуальности в целом, наблюдаемы двойственно и обычно разделены многими ограничениями и запретами. Практически все теоретики психопатологии отметили препятствия потребности любви как основу в картине нарушения социальной адаптации. <…>

Потребности уважения. – Все люди в нашем обществе (с малым количеством патологических исключений) имеют потребность или желание стабильной, твердо основанной, (обычно) высокой оценки самих себя, для самоуважения или самооценки, и для оценки других. Под твердо оцениваемой самооценкой мы имеем в виду ту оценку, которая реально основана на действительной собственной способности и достижениях, на уважении от других. Эти потребности могут быть классифицированы на два подмножества. Первое – желание силы, достижений, адекватности, доверия перед лицом мира и независимости и свободы. Второе – это то, что мы можем называть желанием репутации или престижа (определяя его как уважение и оценку от других людей), признание, внимание, важность или оценивание. <…>

Удовлетворение потребности самоуважения ведет к чувству самоуверенности, ценности, силы, способности и достаточности бытия полезного и необходимого в мире. Но неудовлетворение этих потребностей создает ощущения неполноценности, слабости и беспомощности. Эти чувства в свою очередь дают рост или основной подавленности, обескураженности, или еще компенсаторным, или невротическим тенденциям. <…>

Потребность самоактуализации. – Даже если все эти потребности удовлетворены, мы можем еще часто (если не всегда) ожидать, что новое недовольство и беспокойство разовьется скоро, без того, что индивид делает то, для чего он приспособлен. Музыкант должен делать музыку, художник – рисовать, а поэт должен писать, если он, в конечном счете, счастлив. То, кем человек может быть, он должен быть. Эту потребность мы можем именовать самоактуализацией. <…>

Специфические формы, какие эти потребности могут принимать, будут, конечно, существенно изменяться от человека к человеку. В одном индивиде это может принять форму желания быть идеальной матерью, в другом это может быть выражено атлетически, в иных это выразится рисованием картин или в изобретениях. Это не необходимо – творческий позыв, хотя в людях, которые имеют способности к творчеству, самоактуализация будет принимать такую форму.

Явное проявление этих потребностей основано на предшествующем удовлетворении потребностей физиологических, безопасности, любви и уважения. <…>

Так как в нашем обществе базово удовлетворенные люди - это исключения, то мы не знаем многого о самоактуализации, ни экспериментально, ни клинически. <…>

Предусловия для удовлетворения базовых потребностей. – Существуют определенные условия, которые оказываются необходимыми (предпосылками) для удовлетворения базовых потребностей. Опасность их нарушения оказывается такой же почти прямой опасностью к возможности удовлетворения самих базовых потребностей. Такие условия как – свобода говорить, свобода делать то, что человек желает делать и настолько, насколько не наносит ущерба остальным, свобода выражать себя, свобода исследовать и искать информацию, свобода оборонять себя, справедливость, честность, закон, благородство, порядочность-порядок или подчинение закону в группе – все это примеры таких предусловий для удовлетворения базовых потребностей. <…>

Желания знать и понимать. – До настоящего времени, мы упомянули когнитивные потребности только мимоходом. Требование знаний и систематизация универсума (мира) рассматривалась как в части техники (средств) для достижения базовой безопасности в мире, или для интеллектуального человека как выражение самоактуализации. <…>

Но мы должны постулировать базовое желание знать, быть осведомленным о реальности (понимать реальность), получать факты, удовлетворять любопытство, <…>

Факты, что мы приобретаем, если они изолированы или атомистичны, неизбежно теоретизируются, а также или анализируются, организуются, или и то, и другое. Этот процесс перефразирован некоторыми как поиск «смысла». Мы тогда постулируем желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать отношения и смыслы.

<…>

III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Степень устойчивости иерархии базовых потребностей. – Мы говорили до сих пор об этой иерархии в смысле того, она имеет устойчивый порядок, но в действительности она не так строга, как мы можем себе представить. Это верно, что большинство людей, с кем мы работали, как кажется, имели эти базовые потребности примерно в том порядке, который был отмечен. Но есть большое число исключений.

(1) Есть люди, у которых, например, самоуважение может быть более важной потребностью, чем любовь. Это самая общая (частая) инверсия в иерархии обычно имеет причиной развитие мнения, что личность, которая наиболее вероятно должна быть любима, является слишком сильной или властной личностью, такая внушает уважение или страх и является самодостаточной, самоуверенной или агрессивной. Следовательно, такие люди, кому не достает любви и кто ищет ее, могут пытаться прикрыться оболочкой агрессивности и достаточности в поведении. <…>

 (2) Есть иные, несомненно, внутренне творческие люди, в которых драйв креативности кажется более важен, чем другие и базовые детерминанты. Их творчество может проявиться не как самоактуализация, освобожденная удовлетворением базовых потребностей, но вопреки недостатку базового удовлетворения.

<…>

 (5) Другой случай инверсии иерархии в том, что когда потребность удовлетворена долгое время, эта потребность может недооцениваться. Люди, которые никогда не имели опыта хронического голода, склонны недооценивать его воздействие и смотреть на еду свысока как на довольно неважную вещь. <…>

(7) Возможно самые важные, важнее, чем все эти исключения, - это те, которые включают идеалы, высокие социальные стандарты, высокие ценности и тому подобное. С такими вещами люди становятся святыми и мучениками. Они отдают все ради собственных идеалов или ценностей. <…>

Люди, которые были удовлетворены в их базовых потребностях в течение всей жизни, особенно в ранние годы, похоже, развивают исключительную мощь, выдерживая текущие или будущие невзгоды и жизненную неудовлетворенность просто потому, что они имеют сильную и здоровую структуру личности в результате удовлетворения базовых потребностей. <…>

Именно те, кто любил и был любим, и кто имел много настоящей дружбы, именно те и могут выстоять против ненависти, гонений, в период отказов и лишений.

<…>

Степень относительного удовлетворения. -- Ранее, наша теоретическая дискуссия могла дать впечатление, что эти пять подмножеств потребностей так или иначе и поэтапно имеют взаимоисключающие отношения между собой. Мы говорили это в следующем ключе: «Если одна потребность удовлетворена, тогда возникает другая». Это утверждение может создать неверное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100% до того, как возникнет следующая потребность. В действительности, большинство членов нашего общества, кто нормален, частично удовлетворен во всех своих базовых потребностях и частично не удовлетворен во всех своих базовых потребностях в то же самое время. <…>

Культурная специфичность и общность потребностей. -- Классификация базовых потребностей требует попыток принять во внимание относительное единство, стоящее за поверхностными различиями в специфических желаниях и нуждах при различии культур друг от друга. Определенно в любой отдельной культуре сознательное (мысленное) мотивационное содержание будет обычно весьма отличным от мотиваций индивида в другом обществе. <…>

Множественная мотивация поведения. -- Эти потребности должны быть поняты не как исключительные или единственные определители конкретных форм поведения. <…>

Или, как бы это сказать иначе, большая часть поведения мульти-мотивирована. В сфере мотивационных детерминант любое поведение имеет тенденцию быть определенным несколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, а не только какой-то одной из них. Последнее будет скорее исключением, чем первое. Еда осуществляется частично из-за голода, частично ради комфорта и повышения уровня других потребностей. <…>

IV. ВЫВОДЫ

(1) Существуют, по крайней мере, пять групп целей, которые мы можем назвать базовыми потребностями. Это кратко потребности: физиологические, безопасности, любви, уважения и самоактуализации. В дополнение, мы мотивированы желаниями достичь или сохранить различные условия, в соответствии с которыми эти базовые удовлетворенности сохраняются и определенными более интеллектуальными желаниями.

(2) Эти базовые цели соотносятся друг к другу и организованы в иерархию по своей важности или значимости. Это означает, что самая важная цель монополизирует сознание и будет сама влиять на мобилизацию разнообразных способностей организма. Менее важные потребности минимизированы, даже забыты или сняты. Но когда потребность по настоящему успешно удовлетворена, в свою очередь возникает следующая по важности (более «высокая») потребность, чтобы господствовать в сознательном поведении и служить как центр организации поведения, поскольку уже удовлетворенные потребности перестают быть активными мотиваторами.

Вопросы:

Как А. Маслоу характеризует взаимосвязь разных потребностей?

Как А. Маслоу характеризует связь между действиями и поведением?

Какие из потребностей названных А. Маслоу являются общими у человека и животного?

Какие из перечисленных потребностей можно отнести к социальным и почему?

Какие из перечисленных потребностей можно отнести к духовным и почему?

Возможно ли с точки зрения А. Маслоу удовлетворение высших потребностей при неудовлетворенных низших? Согласны ли вы с этим утверждением (ответ нужно аргументировать)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Семинар на тему: "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Актуальность проекта Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, причем, весьма специф...

Специальный семинар по теме: " Особенности познавательной деятельности детей с РАС"

В наше время наблюдается рост увеличения детей с РАС. Многие задаются вопросом, что это за растройство, его признаки, происхождение этого нарушения и  какие методы  обучения используются спе...