Методика занятий в школьных мастерских
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Вахаев Алексей Юрьевич

Методика занятий в школьных мастерских

В настоящее время ученые и педагоги-практики уделяют большое внимание совершенствованию технологий обучения. В науке появилось специальное направление и новая дисциплина – педагогические технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_zanyatiy_v_shkolnyh_masterskih.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методика занятий в школьных мастерских

В настоящее время ученые и педагоги-практики уделяют большое внимание совершенствованию технологий обучения. В науке появилось специальное направление и новая дисциплина – педагогические технологии.

Сам термин «технология» заимствован из производственной сферы деятельности и, конечно же, применяется в образовании условно, а сама педагогическая технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология, и базируется на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики и управления.

Традиционно к педагогической технологии относилось умение использовать в учебном процессе обучающее и лабораторное оборудование. Смысловое содержание понятия «педагогическая технология» стало активно исследоваться и обсуждаться в педагогической прессе и на международных конференциях с середины 60-х годов. Результатом такого пристального изучения стало полифункциональное толкование понятия «педагогическая технология»:

  • образовательная технология использования технических средств и средств программированного обучения;
  • образовательная технология как средство совершенствования организации учебного процесса и как средство преодоления отставания педагогических идей от стремительного развития техники.

К наиболее известным зарубежным и отечественным авторам современных педагогических технологий относят А.М. Алексюка, С.И. Архангельского,Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б. Блума, Д. Брунера, А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, Г. Гейса, Б.С. Гершунского, Р.С. Гуревича, В.В. Давыдова, И.А. Зязюна, Т.А. Ильину, М.В. Кларина, В. Коскарелли, Дж. Кэррола, И.Я. Лернера, А.А. Матюшкина, М.И. Махмутова, Н.Г. Ничкало, Е.Н. Пехоту,В.А. Сластенина, С.А. Сысоеву, Н.Ф. Талызину, Д. Хамблина и др.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • концептуальность – технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора;
  • системность – технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • дидактическое целеобразование – наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;
  • инновационность – технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;
  • оптимальность – оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;
  • корректируемость – возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • воспроизводимость и гарантированность результатов – элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов.

Не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Поэтому при описании или изучении конкретной технологии необходимо обратить внимание на ее воспроизводимость в определенных условиях школы.

Таким образом, педагогическая технология — это не дидактика, не теория воспитания, это и не методика обучения или воспитания. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия учителя и учащихся, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания.

Много ли может быть технологий? В принципе, технологий может быть много, так как они могут различаться по разным основаниям — в зависимости от базовой концепции, от целей, применяемых средств и пр. При этом каждой научной концепции может соответствовать несколько технологий, ее реализующих. Кроме того, разрабатываются новые концепции и соответствующие им технологии: компьютерного, блочно-модульного, концентрированного обучения и пр.

Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводные занятия в школьных мастерских.Технология. 5 – 7 классы.

Вводные занятия в учебных мастерских имеют целью сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу....

Технологическая карта пошива фартука для работы в школьных мастерских по техническому труду

Эту технологическую карту составила и использую на уроках труда по швейному делу в школе 8 вида. Содержание  и вид работы доступен для учащихся....

Технологическая карта пошива фартука для работы в школьных мастерских по техническому труду

Эту технологическую карту составила и использую на уроках труда по швейному делу в школе 8 вида. Содержание  и вид работы доступен для учащихся....

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗКТЫ «ЗВОНОК»

Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы...

Планирование занятий по теме : «Изготовление инструментов в школьных мастерских».

Описание процесса изготовления ручного минирубанка в условиях мастерских....