Планирование занятий по теме : «Изготовление инструментов в школьных мастерских».
материал по технологии (7 класс)
Описание процесса изготовления ручного минирубанка в условиях мастерских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_instrumentov_v_shkolnyh_masterskih_.docx | 32.04 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 755.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование занятий по теме :
«Изготовление инструментов в школьных мастерских».
ЗАНЯТИЕ 1:
Тема: Обработка деревянных изделий со сложной поверхностью столярными инструментами. Изготовление рукоятки рубанка.
Цели: 1. Научить обучающихся обрабатывать деревянные заготовки со сложной поверхностью столярными инструментами. Изготовление рукоятки рубанка.
2. Корректировать действия опорно-двигательного аппарата, учить выполнять план предстоящих действий.
3. Воспитать целеустремленность, аккуратность в изготовлении объекта труда.
Тип занятия: Комбинорованный.
Метод обучения: Рассказ, беседа, наглядная демонстрация способов обработки древесины.
Инструменты и приспособления: Верстак столярный, тиски, разметочный инструмент,
Ножовка столярная, рубанок, рашпили, (или напильники) полукруглые, шлифшкурка, образцы породы древесины (стенд), образец готового изделия, технологическая карта.
Форма обучения: Фронтальная.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
3. Текущий инструктаж.
4. Практическая часть.
5. Закрепление.
6. Подведение итогов.
7. Уборка рабочих мест.
I. Организационный момент. Проверка присутствующих учащихся, назначение дежурных. Сообщение темы и целей обучающимся.
II. Основная теоретическая часть. Внутреннее строение древесины.
Сердцевина, ядро, камбий, кора, заболонь, сердцевинные лучи.
Разметка заготовки (шаблон, карандаш, линейка).
Пиление древесины (вдоль и поперек древесины).
Инструменты для пиления:
Пила лучковая.
- Стойка.
- Титева.
- Щеколда.
- Распорка.
- Ручка.
- Полотно.
Полотна лучковых пил.
- Поперечное.
- Распускное.
- Шиповое.
- Выкружное.
Столярная ножовка.
- Рукоятка.
- Полотно универсальное.
- Зажимной винт.
При пилении необходимо соблюдать правильность рабочей позы (стойки)- расстановка ног, рук, хватку инструмента.
Т/Б при пилении:
- Пилить исправным инструментом.
- Пользоваться зажимом, тисками или упором.
- Не допускать перекоса пилы, не держать руку рядом с пилой.
- Опилки сметать щеткой- сметкой.
-необходимо также беречь инструменты
- виды брака при пилении
Опиливание древесины.
Инструменты для опиливания:
- Рашпиль или напильник драчевый полукруглый.
- Рашпиль или напильник драчевый плоский.
Т/Б при опиливании.
- Работать только инструментом с исправной рукояткой.
- При насаживании рукоятки использовать только чистый верстак.
- При опиливании не обхватывать инструмент.
- При засорении рабочей части напильника очистить его металлической щеткой.
Шлифование древесины.
Инструменты для шлифования:
- Шлифовальная доска.
- Шлифовальный брусок.
- Шлифшкурка.
Т/Б при шлифовании:
- Стараться не дышать пылью (держать голову подальше от объекта шлифовки).
- Включить электровытяжку воздуха.
- Не сдувать пыль со шлифовальной доски.
Лакировка древесины.
Оборудование и материалы:
- Лак для дерева.
- Кисть художественная.
- Краскопульт.
Т/Б при лакировке:
- Стараться не дышать парами лака (держать голову подальше от объекта).
- Проветривать помещение или включить вытяжку.
- Лак наносить тонким ровным слоем равномерно (2-3 слоя с промежутками для сушки).
Рабочее место столяра.
Верстак. Инструмент расположен на верстаке в определенном порядке на оптимальном расстоянии в лотке.
III. Текущий инструктаж по Т/Б.
При работе с пилой, рубанком, рашпилем, шлифшкуркой, при лакировке.
IY. Практическая часть.
Изготовление рукоятки для рубанка.
Y. Закрепление.
1. Назвать инструменты для пиления древесины.
2. Перечислить правила Т/Б при пилении древесины.
3. Т/Б при опиливании древесины.
4. Т/Б при шлифовке и лакировке древесины.
YI. Подведение итогов (демонстрация лучших работ).
YII. Уборка мастерской и рабочих мест.
ЗАНЯТИЕ 2:
Тема: Обработка металла . Изготовление корпуса рубанка и прижимного устройства. Цели: 1. Научить обучающихся производить обработку металла, изготавливать корпус рубанка и прижимного устройства.
2. Развивать внутренний план действий на основе технологической карты.
3. Развивать моторику рук учащихся , силу воли.
Тип занятия: Комбинорованный.
Метод обучения: Рассказ, беседа, наглядная демонстрация способов обработки металла.
Инструменты и приспособления: Верстак слесарный , тиски слесарные , разметочный инструмент, ножовка по металлу, напильник плоский драчевый, электродрель, сверла, плашки, метчики, таблица для нарезания наружной и внутренней резьбы (крупный шаг), технологическая карта, образец готового изделия.
Форма обучения: Фронтальная.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
3. Текущий инструктаж.
4. Практическая часть.
5. Закрепление.
6. Подведение итогов.
7. Уборка рабочих мест.
I. Организационный момент. Проверка присутствующих учащихся, назначение дежурных. Сообщение темы и целей обучающимся.
II. Основная теоретическая часть.
- Ковкость.
- Жидкотекучесть.
- Свариваемость.
- Обрабатываемость резанием.
Пиление металла. Инструмент для пиления: ножовка по металлу.
- Рамка.
- Натяжное устройство.
- Рукоятка.
- Полотно.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку зубьями вперед (рабочий ход)
Т/Б при работе:
- Пилить исправным инструментом.
- Нельзя пилить со слабо или сильно натянутым полотном- во избежание травм рук.
- Не допускать перекоса пилы, не держать руку рядом с пилой.
- Заготовку надежно зажимать в тисках.
- Опилки сметать щеткой- сметкой.
Опиливание металла.
Инструменты для опиливания -напильник плоский драчевый напильник плоский личной. Рашпиль или напильник
- Нос.
- Ребро.
- Грань
- Пятка.
- Кольцо.
- Хвостовик.
- Ручка.
При опиливании рабочая поза такая же как и при пилении – правая рука держит ручку напильника, а левая ладонь ложится на напильник на расстоянии 20-30 мм от его носка.
В процессе опиливания необходимо балансировать усилие для того, чтобы напильник четко обрабатывал опиливаемую деталь.
Т/Б при опиливании.
- Работать только инструментом с исправной рукояткой.
- При насаживании рукоятки использовать только чистый верстак.
- При опиливании не обхватывать инструмент.
- При засорении рабочей части напильника очистить его металлической щеткой.
- Стружки сметать щеткой –сметкой.
Сверление металла.
- Электродрель с РЧВ.
- Станок сверлильный.
- Набор сверл по металлу.
Устройство электродрели:
- Корпус дрели с электродвигателем и редуктором.
- Пусковая кнопка с РЧВ.
- Зажимной патрон.
- Шнур электрический.
Устройство сверлильного станка:
- Плита.
- Стол.
- Станина.
- Шпиндель.
- Коробка передач.
- Электродвигатель.
- Штурвал ручной подачи патрона.
- Патрон.
- Пусковая кнопка с реверсом.
- Рукоятка вертикального перемещения стола.
Перед сверлением металла необходимо убедиться в том, что заготовка надежно закреплена в тисках. Места засверливания предварительно кернуются. Сверло в патроне должно быть хорошо закреплено. При сверлении нельзя допускать перекосов сверла или заготовки (т.к. сверло хрупкое).
Работать необходимо в очках, т.к. летят стружки. Нельзя сверлить на высоких оборотах , т.к. сверло при этом будет перегреваться и быстро затупляться.
Т/Б при сверлении.
- При работе с электроинструментом не должно быть свисающих частей одежды.
- Нельзя трогать сверло и патрон до полной остановки.
- Сверлильный станок должен быть с исправными (не поврежденными) проводами.
- Станок должен быть исправным.
Нарезание резьбы.
Инструменты для нарезания резьбы:
Метчикодержатель с метчиками №1, №2- М8.
- Корпус метчикодержателя.
- Фиксатор.
- Рукоятки.
Плашкодержатель с плашкой М8 .
- Корпус.
- Фиксаторы.
- Рукоятки.
Нарезание резьбы производится в два этапа (после просверливания отверстия определенного диаметра согласно таблице ). Сначала в ход идет метчик №1 , а затем №2 (предварительно отверстие и инструмент смачивается машинным маслом) 2 оборота вперед и 0,5- назад.
При работе не допускать перекоса метчиков и чрезмерных усилий, т.к. инструмент очень хрупкий.
Аналогично работать с плашкой.
III. Текущий инструктаж по Т/Б при пилении, опиливании, сверлении и нарезании резьбы..
IY. Практическая часть.
- Изготовление корпуса рубанка.
- Изготовление прижимного устройства (для лезвия).
Y. Закрепление.
1. Назовите основные технологические свойства металлов и сплавов.
2. Перечислить правила Т/Б при пилении, опиливании, сверлении и нарезании резьбы.
3. Какими свойствами обладают инструменты режущие металл?
YI. Подведение итогов (демонстрация лучших работ).
YII. Уборка мастерской и рабочих мест.
ЗАНЯТИЕ 3:
Тема: Термообработка металла. Изготовление ножей рубанка.
Цели: 1. Научить обучающихся производить термообработку металла и изготавливать ножи рубанка.
2. Развивать внутренний план действий на основе составлений плана предстоящих действий по технологической карте.
3. Воспитать бережное отношение к инструментам , учить доводить дело до конца.
Тип занятия: Комбинорованный.
Оснащение занятия: Верстак слесарный, тиски, разметочный инструмент, ножовка слесарная, напильник плоский (драчевый, личной), плоскогубцы (или клещи), печь муфельная (до 1500 С), емкость с маслом (с водой).
Форма обучения: Фронтальная.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
3. Текущий инструктаж.
4. Практическая часть.
5. Закрепление.
6. Подведение итогов.
7. Уборка рабочих мест.
I. Организационный момент. Проверка присутствующих учащихся, назначение дежурных. Сообщение темы и целей обучающимся.
II. Теоретическая часть.
- Термообработка металлов (процесс изменения внутреннего строения путем нагрева, выдержки и последующего охлаждения для необходимых физико-механических свойств металлов и сплавов).
- Отжиг - термическая обработка (термообработка) металла, при которой производится нагревание металла, а затем медленное охлаждение вместе с печью. Эта термобработка (т.е. отжиг) бывает разных видов (вид отжига зависит от температуры нагрева, скорости охлаждения металла).
- Закалка - термическая обработка (термообработка) стали, сплавов, основанная на перекристаллизации стали (сплавов) при нагреве до температуры выше критической; после достаточной выдержки при критической температуре для завершения термической обработки следует быстрое охлаждение в жидкости. Закаленная сталь (сплав) имеет неравновесную структуру, поэтому применим другой вид термообработки - отпуск.
- Отпуск - термическая обработка (термообработка) стали, сплавов, проводимая после закалки для уменьшения или снятия остаточных напряжений в стали и сплавах, повышающая вязкость, уменьшающая твердость и хрупкость металла.
- Нормализация - термическая обработка (термообработка), схожая с отжигом. Различия этих термобработок (нормализации и отжига) состоит в том, что при нормализации сталь охлаждается на воздухе (при отжиге - в печи).
Отжиг и закалка.
Инструменты и приспособления:
- Печь муфельная электрическая.
- Клещи для закалки деталей.
- Таблицы: «Содержание углерода в процентах», «Цвета каления», «Температура нагрева стали при термообработке».
- Емкость с маслом (водой) для охлаждения.
Прогрев печь до соответствующей температуры, поместить в печь заготовки, выключить печь и остудить вместе с заготовками. Остывшую деталь подвергнуть слесарной обработке- разметка, пиление, опиливание, затачивание. Далее готовую обработанную заготовку поместить в уже нагретую печь, доведя до определенной температуры (по таблице цветов каления) и охладить в масле (воде). Емкость при этом должна быть достаточной , чтобы жидкость долго сохраняла определенную температуру (не нагревалась).
Т/Б при работе.
- Не стоит касаться руками нагретых предметов и печи (использовать специальные клещи).
- При закаливании держать наготове плотную ткань (кошму) для возможного предотвращения пламени при попадении горячей детали в масло. (При возгорании накрыть емкость).
- Не располагать в помещении вещества ГСМ вблизи к печи.
Рабочее место слесаря.
Верстак. Инструмент расположен на верстаке в определенном порядке на оптимальном расстоянии друг от друга.
Муфельная печь, емкость и клещи.
III. Текущий инструктаж по Т/Б.
При работе с печью и маслом, при пилении металла, опиливании металла.
IY. Практическая часть.
Изготовление лезвия для рубанка.
Технологическая карта прилагается.
Y. Закрепление.
1. Назвать виды термообработки.
2. Для каких целей производится отжиг (закалка) ?
3. Т/Б при отжиге и закалке.
YI. Подведение итогов.
YII. Уборка мастерской.
Заключение.
Т.О. при изготовлении инструментов обучающиеся не только приобретают необходимые в дальнейшей работе и в жизни знания, умения и навыки, но и учатся творчески подходить к изготовлению того или иного изделия , а значит и учатся творчески мыслить.
Мастерство, приобретенное на уроках технологии имеет немаловажное значение особенно для обучающихся школы с ОВЗ в будущем при выборе профессии.
Изготовление инструментов для мастерской повышает уровень знаний, умений и навыков.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта на изготовление рубанка для школьников.
Сведения об изделии | Сведения о заготовке и инструменте |
Брусок 50х100х20 (материал: бук, граб, береза) уголок металлический 40х40х150, болт М8-40 -3шт. гайка М8 -2шт. шуруп 30мм -2шт. Сталь инструментальная с содержанием углерода (полотно ножовочное машинное) 40- 50мм. Инструменты и приспособ-ления: ножовка по дереву, напильник полукруглый драчевый, ножовка по метал-лу, электродрель, сверла 4мм, 6,7мм, 9мм, плашка М8, метчик М8, плашкодержатель, метчикодержатель, шлифшкурка. |
№ п/п | Последовательность работ | Наглядное изображение |
1 | Разметить, выпилить и обработать брусок до получения формы рукоятки . | |
2 | Покрасить цветным лаком в несколько слоев. | |
3 | Изготовить корпус рубанка: - разметить уголок - выпилить ножовкой - опилить края напильником - просверлить отверстия | |
4 | Изготовить фиксатор ножа: - разметить - выпилить - просверлить отверстие 6,7мм | |
5 | Нарезать внутреннюю резьбу на фиксаторе и корпусе рубанка | |
6А | Изготовить нож: - отрезать при помощи шлифера (отрезным кругом) 40-50мм машинного полотна - заточить под острым углом | |
6Б | Изготовить ножи:
-разметка (35х35) -пиление -опиливание L=30 градусов (острие) -затачивание 2. Готовую обработанную деталь (нож) поместить в нагретую муфельную печь , доведя до температуры 770 С По таблице цветов каления и охладить в масле (воде). Емкость при этом должна быть достаточной, чтобы жидкость не нагревалась. | |
7 | Собрать рубанок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкции по технике безопасности при работе в школьной мастерской
Инструкции по технике безопасности...
Вводные занятия в школьных мастерских.Технология. 5 – 7 классы.
Вводные занятия в учебных мастерских имеют целью сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу....
Технологическая карта пошива фартука для работы в школьных мастерских по техническому труду
Эту технологическую карту составила и использую на уроках труда по швейному делу в школе 8 вида. Содержание и вид работы доступен для учащихся....
Технологическая карта пошива фартука для работы в школьных мастерских по техническому труду
Эту технологическую карту составила и использую на уроках труда по швейному делу в школе 8 вида. Содержание и вид работы доступен для учащихся....
методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".
В работе описаны методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...
Простой блок питания для школьной мастерской.
Блок питания с регулируемым выходным напряжением, который имеет защиту от короткого замыкания. Простой и очень надёжный. Можно сделать самим на уроках технологии....
«Усилитель для школьной мастерской»
На уроках технологии можно сделать самим усилитель для компьютера. Очень удобный в использовании, простой в изготовлении. Это так же хорошая тема творческого проекта....