Планирование занятий по теме : «Изготовление инструментов в школьных мастерских».
материал по технологии (7 класс)

 Сирачитдинов Марат Салимчанович

Описание процесса изготовления ручного минирубанка в условиях мастерских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Планирование занятий  по теме :

                «Изготовление  инструментов в школьных мастерских».

ЗАНЯТИЕ 1:

   Тема: Обработка деревянных изделий со сложной поверхностью столярными инструментами. Изготовление рукоятки рубанка.

   Цели:  1.  Научить обучающихся  обрабатывать деревянные заготовки со сложной поверхностью столярными инструментами. Изготовление рукоятки рубанка.

               2.  Корректировать действия опорно-двигательного аппарата, учить выполнять план предстоящих действий.

               3.  Воспитать целеустремленность, аккуратность в изготовлении объекта труда.

   Тип занятия: Комбинорованный.

   Метод обучения: Рассказ, беседа, наглядная демонстрация способов обработки древесины.

   Инструменты и приспособления: Верстак столярный, тиски, разметочный инструмент,

Ножовка столярная, рубанок, рашпили, (или напильники) полукруглые, шлифшкурка, образцы породы древесины (стенд), образец готового изделия, технологическая карта.

   Форма обучения: Фронтальная.

   Ход занятия: 1.  Организационный момент.

                            2.  Теоретическая часть.

                            3.   Текущий инструктаж.

                            4.   Практическая часть.

                            5.   Закрепление.

                            6.   Подведение итогов.

                            7.   Уборка рабочих мест.

   I.  Организационный момент. Проверка присутствующих учащихся, назначение дежурных. Сообщение темы и целей обучающимся.

   II.  Основная теоретическая часть. Внутреннее строение древесины.  

 Сердцевина, ядро, камбий, кора, заболонь, сердцевинные лучи.

   Разметка заготовки (шаблон, карандаш, линейка).

   Пиление древесины (вдоль и поперек древесины).

Инструменты для пиления:

Пила лучковая.

  1. Стойка.
  2. Титева.
  3. Щеколда.
  4. Распорка.
  5. Ручка.
  6. Полотно.

Полотна лучковых пил.

  1. Поперечное.
  2. Распускное.
  3. Шиповое.
  4. Выкружное.

Столярная ножовка.

  1. Рукоятка.
  2. Полотно универсальное.
  3. Зажимной винт.

При пилении необходимо соблюдать правильность рабочей позы (стойки)- расстановка ног, рук, хватку инструмента.

Т/Б при пилении:

  1. Пилить исправным инструментом.
  2. Пользоваться зажимом, тисками или упором.
  3. Не допускать перекоса пилы, не держать руку рядом с пилой.
  4. Опилки сметать щеткой- сметкой.

-необходимо также беречь инструменты

- виды брака при пилении

Опиливание древесины.

  Инструменты для опиливания:

  1. Рашпиль или напильник драчевый полукруглый.
  2. Рашпиль или напильник драчевый плоский.

Т/Б при опиливании.

  1. Работать только инструментом с исправной рукояткой.
  2. При насаживании рукоятки использовать только чистый верстак.
  3. При опиливании не обхватывать инструмент.
  4. При засорении рабочей части напильника очистить его металлической щеткой.

Шлифование древесины.

Инструменты для шлифования:

  1. Шлифовальная доска.
  2. Шлифовальный брусок.
  3. Шлифшкурка.

Т/Б  при шлифовании:

  1. Стараться не дышать пылью (держать голову подальше от объекта шлифовки).
  2. Включить электровытяжку воздуха.
  3. Не сдувать пыль со шлифовальной доски.

Лакировка древесины.

Оборудование и материалы:

  1. Лак для дерева.
  2. Кисть художественная.
  3. Краскопульт.

Т/Б  при лакировке:

  1. Стараться не дышать парами лака (держать голову подальше от объекта).
  2. Проветривать помещение или включить вытяжку.
  3. Лак наносить тонким ровным слоем равномерно  (2-3 слоя с промежутками для сушки).

     Рабочее место столяра.

Верстак. Инструмент расположен на верстаке в определенном порядке на оптимальном расстоянии  в лотке.

III. Текущий инструктаж по Т/Б.

При работе с пилой, рубанком, рашпилем, шлифшкуркой, при лакировке.

IY.  Практическая часть.

Изготовление рукоятки для рубанка.

Y.  Закрепление.

1.  Назвать инструменты для пиления древесины.

2.  Перечислить правила Т/Б при пилении древесины.

3.  Т/Б при опиливании древесины.

4.  Т/Б при шлифовке и лакировке древесины.

YI.  Подведение итогов (демонстрация лучших работ).

YII.  Уборка мастерской и рабочих мест.

ЗАНЯТИЕ 2:

   Тема: Обработка металла . Изготовление корпуса рубанка и прижимного устройства.   Цели:     1.  Научить обучающихся  производить обработку металла, изготавливать   корпус рубанка и прижимного устройства.          

               2.  Развивать внутренний план действий на основе технологической карты.  

               3.  Развивать моторику рук учащихся , силу воли.

   Тип занятия: Комбинорованный.

   Метод обучения: Рассказ, беседа, наглядная демонстрация способов обработки  металла.

   Инструменты и приспособления: Верстак слесарный , тиски слесарные , разметочный инструмент, ножовка по металлу, напильник плоский драчевый, электродрель, сверла, плашки, метчики, таблица для нарезания наружной и внутренней резьбы (крупный шаг), технологическая карта, образец готового изделия.

   Форма обучения: Фронтальная.

   Ход занятия: 1.  Организационный момент.

                            2.  Теоретическая часть.

                            3.   Текущий инструктаж.

                            4.   Практическая часть.

                            5.   Закрепление.

                            6.   Подведение итогов.

                            7.   Уборка рабочих мест.

   I.  Организационный момент. Проверка присутствующих учащихся, назначение дежурных. Сообщение темы и целей обучающимся.

   II.  Основная теоретическая часть.

  1. Ковкость.
  2. Жидкотекучесть.
  3. Свариваемость.
  4. Обрабатываемость резанием.

Пиление металла. Инструмент для пиления: ножовка по металлу.

  1. Рамка.
  2. Натяжное устройство.
  3. Рукоятка.
  4. Полотно.

При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку зубьями вперед (рабочий ход)

Т/Б при работе:

  1. Пилить исправным инструментом.
  2. Нельзя пилить со слабо или сильно натянутым полотном- во избежание  травм рук.
  3. Не допускать перекоса пилы, не держать руку рядом с пилой.
  4. Заготовку надежно зажимать в тисках.
  5. Опилки сметать щеткой- сметкой.

Опиливание металла.

  Инструменты для опиливания -напильник плоский драчевый напильник плоский личной. Рашпиль или напильник

  1. Нос.
  2. Ребро.
  3. Грань
  4. Пятка.
  5. Кольцо.
  6. Хвостовик.
  7. Ручка.

     При опиливании рабочая поза такая же как и при пилении – правая рука держит ручку напильника, а левая ладонь ложится на напильник на расстоянии 20-30 мм от его носка.

      В процессе опиливания необходимо балансировать усилие для того, чтобы напильник четко обрабатывал опиливаемую деталь.

Т/Б при опиливании.

  1. Работать только инструментом с исправной рукояткой.
  2. При насаживании рукоятки использовать только чистый верстак.
  3. При опиливании не обхватывать инструмент.
  4. При засорении рабочей части напильника очистить его металлической щеткой.
  5. Стружки сметать щеткой –сметкой.

     Сверление металла.

  1. Электродрель с РЧВ.
  2. Станок сверлильный.
  3. Набор сверл по металлу.

Устройство электродрели:

  1. Корпус дрели с электродвигателем и редуктором.
  2. Пусковая кнопка с РЧВ.
  3. Зажимной патрон.
  4. Шнур электрический.

  Устройство сверлильного станка:

  1. Плита.
  2. Стол.
  3. Станина.
  4. Шпиндель.
  5. Коробка передач.
  6. Электродвигатель.
  7. Штурвал ручной подачи патрона.
  8. Патрон.
  9. Пусковая кнопка с реверсом.
  10. Рукоятка вертикального перемещения стола.

      Перед сверлением металла необходимо убедиться в том, что заготовка надежно закреплена в тисках. Места засверливания предварительно кернуются. Сверло в патроне должно быть хорошо закреплено. При сверлении нельзя допускать перекосов сверла или заготовки (т.к. сверло хрупкое).

      Работать необходимо в очках, т.к. летят стружки. Нельзя сверлить на высоких оборотах , т.к. сверло при этом будет перегреваться и быстро затупляться.

                Т/Б при сверлении.

  1. При работе с электроинструментом не должно быть свисающих частей одежды.
  2. Нельзя трогать сверло и патрон до полной остановки.
  3. Сверлильный станок должен быть с исправными (не поврежденными) проводами.
  4. Станок должен быть исправным.

     Нарезание резьбы.

Инструменты для нарезания резьбы:

Метчикодержатель с метчиками  №1, №2-  М8.

  1. Корпус метчикодержателя.
  2. Фиксатор.
  3. Рукоятки.

Плашкодержатель с плашкой М8 .

  1. Корпус.
  2. Фиксаторы.
  3. Рукоятки.

       Нарезание резьбы производится в два этапа (после просверливания отверстия определенного диаметра согласно таблице ). Сначала в ход идет метчик №1 , а затем №2  (предварительно отверстие и инструмент смачивается машинным маслом) 2 оборота вперед и 0,5-  назад.

       При работе не допускать перекоса метчиков и чрезмерных усилий, т.к. инструмент очень хрупкий.

       Аналогично работать с плашкой.

III. Текущий инструктаж по Т/Б при пилении, опиливании, сверлении и нарезании резьбы..

IY.  Практическая часть.

  1. Изготовление корпуса рубанка.
  2. Изготовление прижимного устройства (для лезвия).

Y.  Закрепление.

1.  Назовите основные технологические свойства металлов и сплавов.

2.  Перечислить правила Т/Б при пилении, опиливании, сверлении и нарезании резьбы.

3.  Какими свойствами обладают инструменты режущие металл?

YI.  Подведение итогов (демонстрация лучших работ).

YII.  Уборка мастерской и рабочих мест.

       ЗАНЯТИЕ 3:

   Тема: Термообработка металла. Изготовление ножей рубанка.

   Цели:  1.  Научить обучающихся  производить термообработку металла и изготавливать ножи  рубанка.

               2.  Развивать внутренний план действий на основе составлений плана предстоящих действий по технологической карте.

               3.  Воспитать бережное отношение к инструментам , учить доводить дело до конца.

   Тип занятия: Комбинорованный.

    Оснащение занятия: Верстак слесарный, тиски, разметочный инструмент, ножовка слесарная, напильник плоский (драчевый, личной), плоскогубцы (или клещи), печь муфельная (до 1500 С), емкость с маслом (с водой).

   Форма обучения: Фронтальная.

   Ход занятия: 1.  Организационный момент.

                            2.  Теоретическая часть.

                            3.   Текущий инструктаж.

                            4.   Практическая часть.

                            5.   Закрепление.

                            6.   Подведение итогов.

                            7.   Уборка рабочих мест.

     I.  Организационный момент. Проверка присутствующих учащихся, назначение дежурных. Сообщение темы и целей обучающимся.

   II.  Теоретическая часть.

  1. Термообработка металлов (процесс изменения внутреннего строения путем нагрева, выдержки и последующего охлаждения для необходимых физико-механических свойств металлов и сплавов).
  2. Отжиг - термическая обработка (термообработка) металла, при которой производится нагревание металла, а затем медленное охлаждение вместе с печью. Эта термобработка (т.е. отжиг) бывает разных видов (вид отжига зависит от температуры нагрева, скорости охлаждения металла).
  3. Закалка - термическая обработка (термообработка) стали, сплавов, основанная на перекристаллизации стали (сплавов) при нагреве до температуры выше критической; после достаточной выдержки при критической температуре для завершения термической обработки следует быстрое охлаждение в жидкости. Закаленная сталь (сплав) имеет неравновесную структуру, поэтому применим другой вид термообработки - отпуск.
  4. Отпуск - термическая обработка (термообработка) стали, сплавов, проводимая после закалки для уменьшения или снятия остаточных напряжений в стали и сплавах, повышающая вязкость, уменьшающая твердость и хрупкость металла.
  5. Нормализация - термическая обработка (термообработка), схожая с отжигом. Различия этих термобработок (нормализации и отжига) состоит в том, что при нормализации сталь охлаждается на воздухе (при отжиге - в печи).

Отжиг и закалка.

Инструменты и приспособления:

  1. Печь муфельная электрическая.
  2. Клещи для закалки деталей.
  3. Таблицы: «Содержание углерода в процентах», «Цвета каления», «Температура нагрева стали при термообработке».
  4. Емкость с маслом (водой) для охлаждения.

Прогрев печь до соответствующей температуры,  поместить в печь заготовки, выключить печь и остудить вместе с заготовками.  Остывшую деталь подвергнуть слесарной обработке- разметка, пиление, опиливание, затачивание. Далее готовую обработанную заготовку поместить в уже нагретую печь, доведя до определенной температуры (по таблице цветов каления) и охладить в масле (воде). Емкость при этом должна быть достаточной , чтобы жидкость долго сохраняла определенную температуру   (не нагревалась).

     Т/Б при работе.

  1. Не стоит касаться руками нагретых предметов и печи (использовать специальные клещи).
  2. При закаливании держать наготове плотную ткань (кошму) для возможного предотвращения пламени при попадении горячей детали в масло. (При возгорании накрыть емкость).
  3. Не располагать в помещении вещества ГСМ  вблизи к печи.

     Рабочее место слесаря.

Верстак. Инструмент расположен на верстаке в определенном порядке на оптимальном расстоянии  друг от друга.

Муфельная печь, емкость и клещи.

III. Текущий инструктаж по Т/Б.

При работе с печью и маслом, при пилении металла, опиливании металла.

IY.  Практическая часть.

Изготовление лезвия для рубанка.

Технологическая карта прилагается.

Y.  Закрепление.

1.  Назвать виды термообработки.

2.  Для каких целей производится отжиг (закалка) ?

3.  Т/Б при отжиге и закалке.

YI.  Подведение итогов.

YII.  Уборка мастерской.

     Заключение.

         Т.О. при изготовлении инструментов обучающиеся не только приобретают необходимые в дальнейшей работе  и в жизни знания, умения и навыки, но и учатся творчески подходить к изготовлению того или иного изделия , а значит и учатся творчески мыслить.

         Мастерство, приобретенное на уроках технологии имеет немаловажное значение особенно для обучающихся школы с ОВЗ в будущем при выборе профессии.

         Изготовление инструментов для мастерской повышает уровень знаний, умений и навыков.

   

 

   



Предварительный просмотр:

Технологическая карта на изготовление  рубанка для школьников.

Сведения об изделии

Сведения о заготовке и инструменте

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_17-56-01.png

Брусок 50х100х20     (материал: бук, граб, береза)                        уголок  металлический 40х40х150,                                  болт М8-40      -3шт.                  гайка М8          -2шт.                шуруп 30мм    -2шт.

Сталь инструментальная с содержанием углерода  (полотно ножовочное машинное) 40- 50мм.

Инструменты и приспособ-ления:  ножовка по дереву,  напильник полукруглый драчевый, ножовка по метал-лу, электродрель, сверла 4мм, 6,7мм, 9мм, плашка М8, метчик М8, плашкодержатель, метчикодержатель, шлифшкурка.

№ п/п

Последовательность работ

Наглядное изображение

1

Разметить, выпилить и обработать  брусок до получения формы рукоятки .

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_19-39-07.png

2

Покрасить цветным лаком в несколько слоев.

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_19-42-12.png

3

Изготовить корпус рубанка:

- разметить уголок

- выпилить ножовкой

- опилить края напильником

- просверлить отверстия

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_19-45-46.png

4

Изготовить фиксатор ножа:

- разметить

- выпилить

- просверлить отверстие  6,7мм

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_19-48-42.png

5

Нарезать внутреннюю резьбу на фиксаторе и корпусе рубанка

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_19-51-19.png

Изготовить нож:

- отрезать при помощи шлифера  (отрезным кругом) 40-50мм машинного  полотна

- заточить под острым углом

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_19-53-27.png

Изготовить ножи:

  1. Прогреть муфельную печь и поместить в печь заготовки , выдержать их.

  1. Выключить печь и остудить ее вместе с заготовками.

  1. Остывшую деталь (заготовку) подвергнуть слесарной обработке:

-разметка (35х35)

-пиление

-опиливание L=30 градусов

(острие)

-затачивание

     2. Готовую обработанную деталь  (нож)  поместить в нагретую муфельную печь , доведя до температуры 770 С

По таблице цветов каления и охладить в масле (воде). Емкость при этом должна быть  достаточной, чтобы жидкость не нагревалась.

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-05_12-40-58.png

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-05_12-46-22.png

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-05_12-47-43.png

7

Собрать рубанок

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2020-05-03_19-55-07.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводные занятия в школьных мастерских.Технология. 5 – 7 классы.

Вводные занятия в учебных мастерских имеют целью сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу....

Технологическая карта пошива фартука для работы в школьных мастерских по техническому труду

Эту технологическую карту составила и использую на уроках труда по швейному делу в школе 8 вида. Содержание  и вид работы доступен для учащихся....

Технологическая карта пошива фартука для работы в школьных мастерских по техническому труду

Эту технологическую карту составила и использую на уроках труда по швейному делу в школе 8 вида. Содержание  и вид работы доступен для учащихся....

методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".

В работе описаны  методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...

Простой блок питания для школьной мастерской.

Блок питания с регулируемым выходным напряжением, который имеет защиту от короткого замыкания. Простой и очень надёжный. Можно сделать самим на уроках технологии....

«Усилитель для школьной мастерской»

На уроках технологии можно сделать  самим усилитель для компьютера. Очень удобный в использовании, простой в изготовлении. Это так же хорошая тема творческого проекта....