Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по дисциплине «Технология»
в 5 классе,
Муниципальное казённое общеобразовательная учреждение «Средняя образовательная школа» №10
Левокумского района Ставропольского края
на тему «Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей»
Разработал: Магомедов П.Р.А
Учитель технологии
2018 год
Разработка урока по технологии в 5 классе
Предмет | Технология |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления |
Технология построения урока | Диалогическая |
Тема | "Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей" |
Цель | Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Задачи | -ознакомить обучающихся с правильным уходом за одеждой из шерстяных и шелковых тканей, -символами на ярлыках одежды; -воспитывать эстетический вкус, внимательность; -прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; -развивать логическое мышление. |
Методы: | проблемно-поисковый |
Формы работы | практическая, работа в парах, индивидуальная. |
Оборудование | Ноутбук, проектор, экран. Электронная презентация к уроку Плакат - таблица. Ярлыки от одежды из различных видов ткани. Карточки с символами по уходу за одеждой. Два изделия из шерстяной ткани, два изделия из шелковой ткани (детская одежда). Бланки памятки (первый и второй лист). Клей, ножницы, фломастеры, карандаши, журналы |
Планируемый результат. | |
Предметные умения: Учебно- творческие умения: проводить анализ Речевые умения: умение анализировать и делать выводы; устно описывать замысел своей творческой композиции | Предметные - учащиеся ознакомятся основными видами мероприятий по уходу за одеждой. Метапредметные (УУД): - регулятивные – определение технологической последовательности в уходе за изделиями из шерстяных и шелковых тканей. - коммуникативные - умение работать в паре при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы - познавательные - выбор наиболее рациональных способов ухода за изделием и проводить сравнительный анализ. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе. |
Технологическая карта урока
№ этапа урока | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции | Формируемые УУД | |
1. Организационный момент. (1 минута) | 1.Приветствие. 2.Проверка готовности учащихся к уроку. | Проверка готовности учащихся к уроку – Добрый день! Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись. -Присаживайтесь ребята на свои места! | Учащиеся готовят все необходимое для урока. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. (3 минуты) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слайд 1. Ситуативная задача Маша очень хотела порадовать маму и сделать ей подарок к 8 марта. Оставшись дома одна, она постирала мамино любимое платье в стиральной машине, думая о том, как обрадуется мама, увидев свое платье чистым и отутюженным. Как же Маша была удивлена, когда платье после стирки стало в пору ей самой, и она не смогла его разгладить утюгом. Она очень расстроилась и представила, как огорчиться мама, увидев свое платье. - Ребята, почему Маше не удалось порадовать маму своей заботой?
-Есть ли у вас желание научиться ухаживать за одеждой так, чтобы не получать неприятных сюрпризов? - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (Как правильно ухаживать за одеждой ) - Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как правильно ухаживать за одеждой. Больше всего уделим внимание изделиям из шелка и шерсти. -Давайте попробуем назвать тему урока: "Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей" - а какую цель можно поставить нашему уроку? Слайд 2,3 (Ознакомиться с правилами ухода за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей) | Учащиеся слушают учителя Ответы учащихся: Учащиеся внимательно слушают - потому что платье село и было в пору только Маше, она его не правильно постирала - да есть -Как правильно ухаживать за одеждой -Ознакомиться с правилами ухода за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей | К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке | |
3. Актуализация знаний. | 1.Рассмотреть виды стирки. 2.Ознакомить с историей синтетических моющих средств. 3.Раскрыть возможности СМС. 4.Заинтересовать учащихся информацией о ярлыках. | - Открываем свои тетради и записываем число и тему урока - Попробуйте сформулировать правила подготовки к стирке. Белье нужно предварительно рассортировать по:
-Далее: Сайд 4 (Общие правила стирки) - изучить внимательно инструкцию по использованию моющего средства; - стирайте белое белье отдельно от цветного; - старайтесь отбирать изделия для стирки в соответствии с составом волокон; - перед стиркой удалите из карманов одежды носовые платки, деньги и другие предметы, застегните застежки-молнии; - если вещи имеют пятна, то перед стиркой их следует удалить, либо добавить пятновыводитель во время стирки; - Какие способы стирки вы знаете? -Какие химические вещества хозяйки используют для стирки? - А чем стирали, когда ещё не было стиральных порошков? Слайд 5 Раньше хозяйки преимущественно стирали мылом. Мыло - моющее средство со сбалансированным составом жирных кислот и веществ, обладающих щелочными свойствами. Слайд 6. В настоящее время промышленность выпускает различные моющие средства -Для стирки изделий из шерстяных и шелковых тканей лучше использовать специальные моющие средства, чтобы они не потеряли свой цвет, мягкость - а какое средство применяются для стирки шёлка и шерсти? Слайд 7. (Ласка) Слайд 8, 9 (презентация-читать) (правила уход за шерстяными и шёлковыми тканями) - Как узнать какой способ стирки, сушки, глажения, чистки подойдет тому, или иному изделию? | Учащиеся открывают тетрадь и записывают число и тему урока Ответы учащихся: Учащиеся пробуют сформулировать правила подготовки к стирке Один из уч-ся читает по слайду правила подготовки к стирке -машинная и ручная стирка. -порошки, отбеливатели, кондиционеры и т.д. - хозяйственным мылом (выслушать ответы учащихся, а только потом, рассказать об СМС подробнее). В ходе просмотра презентации учащиеся: воспринимают и запоминают новую информацию. «Ласка» средство предназначенное для стирки изделий из шёлка и шерсти. Учащиеся читают презентацию «Правила ухода за шерстяными и шёлковыми тканями» -по специальным ярлыкам, имеющимся на изделии | ||
4. Первичное усвоение новых знаний. Ярлыки и этикетки | 1.Самостоятельное изучение новой информации. 2.Закрепить полученные знания в виде заполнения плаката-таблицы. | Слайд 10. Как правило, на изделиях фабричного производства имеются ярлыки или этикетки с указанием вида волокон, а также рекомендуемыми способами чистки, стирки и глаженья. Набор символов по уходу за изделием печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны. Знание данных символов, поможет правильно ухаживать за одеждой из различных видов тканей. Слайд 11-15 Способ ухода за изделием с помощью символов Работа с карточками - А сейчас предлагаю поработать в группе - на карточках, которые я вам сейчас раздам прочитайте информацию и попробуйте разобраться какие виды ухода подходят для изделий из шелка и из шерсти, - Задание: вы должны прикрепить на плакат символы, расшифровав, которые вы определите способ ухода за изделиями из шелковых и шерстяных тканей. -Предлагаю рассказать о результатах выполнения работы | Внимательно слушают учителя Учащиеся внимательно слушают учителя и запоминают Учащиеся выходят к доске, на которой прикреплен плакат-таблица, в который они приклеивают карточки, соответствующие уходу за изделиями из шерсти и шелка. ученики комментируют результат своей работы по очереди | П.извлечение необходимой информации из текстов -Р.выполнение пробного учебного действия -К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |
5. Первичная проверка понимания. (5 минут) | Выявить степень усвоения новых знаний | Слайды 16 - А сейчас предлагаю ответить на вопросы викторины Викторина «Почемучка» (на слайде появляется вопросы, ) читаем поочередно). 1.Почему нельзя кипятить изделия из шелковых и шерстяных тканей ? 2.Почему нельзя тереть, выкручивать изделия из шелковых и шерстяных тканей? 3. Почему необходимо многократно прополаскивать изделия из шелковых и шерстяных тканей? 4. Почему надо сушить в расправленном состоянии, придав нужную форму, на впитывающей воду подложке (махровом полотенце) в горизонтальном положении вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов? | Ответы учащихся: - В отличие от хлопчатобумажных и льняных изделий, изделия из шелковых и шерстяных тканей, нельзя кипятить, т.к. изделие может дать усадку. - Изделие деформируется. - Для лучшего вымывания СМС из волокон ткани. -Чтобы изделие не деформировалось при сушке и не выгорело на солнце. | -К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |
6. Первичное закрепление (5 минут) | Закрепить полученные знания на практике. | Практическая работа в группе (получает изделие со ярлыком). Слайд 17. Практическая работа
Инструкция по уходу
| По итогам работы учащиеся читают инструкцию по уходу за изделиями | Р.выполнение пробного учебного действия | |
7.Физкультминутка | Снять усталость и мышечное напряжение | Физкультминутка Слайд 18 (физкультминутка под музыку) | Учащиеся повторяют движения за учителем | ||
8. Исследовательская деятельность (индивидуальная и в парах) | 1.Развитие навыков работы. 2.Научить их творчески мыслить и принимать решение самостоятельно. 3.Дать возможность получить удовлетворение от выполненной работы и увидеть результат своего труда. | - Продолжим наш урок -Каждая уважающая свой труд хозяйка без этой манипуляции не начнет стирку, о чем идет речь? -Для того чтобы удалить загрязнения, пятна с любой вещи, прежде всего, необходимо знать их происхождение. Это позволит правильно выбрать средство для чистки или мытья. - Слайд 19. Классификация пятен - Многие пятна легко распознаются по их виду, запаху, цвету, блеску, жесткости и другим качествам. Для удаления пятен применяют специальные пятновыводители. Слайд 20 Характерные особенности выведения пятен (читаем презентацию) Работа в группе Учитель: А сейчас, используя памятки, журналы и интернет в ваших мобильных устройствах найдите информацию о способах удаления этих пятен и разработайте памятку. Чтобы памятка получилась красочной, вы можете дополнить ее собственными рисунками или вырезать из памяток. - Но сначала давайте вспомним правила ТБ при работе с ножницами Слайд 21 (Правила ТБ при работе с ножницами) (Расписаться в журнале по ТБ)
-Предлагаю рассказать о результатах выполнения работы. По окончании работы - уборка рабочих мест. | -перед началом стирки необходимо проверить одежду на наличие пятен и постараться их от них избавиться, Учащиеся знакомятся с особенностями выведения пятен Учащиеся получают бланк памятки и приступают к поиску информации. После изучения справочной литературы, обсудив и объединив все направления в единую схему, учащиеся приступают к исследовательской деятельности В ходе работы учащиеся осуществляют само взаимоконтроль. Учащиеся зачитывают информацию со своих страниц и они скрепляются в единую памятку. дети называют правила. По окончании работы - уборка рабочих мест. | выбор наиболее эффективных способов решения задач (п) - планирование (Р) | |
9. Закрепление изученного материала. Рефлексия. | Сформулировать цель и задачи урока. | Беседа по вопросам: - Давайте вспомним какова была цель нашего урока? -осуществили мы её? - С какой целью вы разработали эту памятку? И инструкцию? - Ну а если самостоятельно не получается удалить пятна и загрязнения, нужно обратиться к взрослым или в химчистку. | Ответы учащихся: - узнать правила ухода за одеждой -да - чтобы знать, как правильно ухаживать за одеждой и выглядеть аккуратным | К. формулирование и аргументация своего мнения | |
10. Подведение итогов урока, выставление оценок. | 1.Проанализировать урок. 2.Отметить типичные ошибки. 3.Выставить оценки за работу на уроке. 4.Сделать выводы по рефлексии. | Слайд 22 -Давайте подведём итог нашего урока Беседа по вопросам: 1. Что нового узнали на уроке, чему научились? 2. Пригодятся ли вам в дальнейшем знания и навыки, полученные сегодня на уроке? 3. О каких мероприятиях по уходу за одеждой вы узнали на уроке? Продемонстрировать полученную памятку. Оценить работу каждого ученика. Слайд 23 - Оценки за урок | Ответы учащихся: -Узнали о правилах ухода за одеждой, разбираться в знаках на ярлыках изделий, познакомились с классификацией пятен - да пригодятся - Как правильно подготовить вещи к стирке, выведение пятен с одежды Выставление оценок в дневники учащихся | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. | |
11. Домашнее задание. | Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Самостоятельно найти в сети интернет символы по уходу за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей | Записывают домашнее задание в дневник. |
Литература
- Технология. Учебник для учащихся 5 класса под ред. В.Д. Симоненко. – М. Ветана-Граф. 2007.
- Поурочные планы по учебнику “Технология. 5 класс” (В.Д. Симоненко). – Учитель-АСТ. 2008.
- Гальперина Г.А. 1001 совет лентяйке. Домашняя химчистка: Выведение пятен любой сложности. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
- А.А. Халин, Н.С. Сулин. Русский дом. Нижний Новгород, 1993.
- http://shkolnikru.com/qa327262.html
- http://cleandry.by/pravila-uhoda-za-odejdoy.html
- http://www.lavanderya.ru/info/poleznaya-informatsiya/detail.php?ID=507
Самоанализ урока технологии.
Дата проведения: 03.04.2018
Урок технологии в 5 классе.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления
Тема: "Уход за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей»
Цель урока: Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Задачи урока:
-ознакомить обучающихся с правильным уходом за одеждой из шерстяных и шелковых тканей,
-символами на ярлыках одежды;
-воспитывать эстетический вкус, внимательность;
-прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости;
-развивать логическое мышление.
Методы: проблемно-поисковый;
Формы работы: практическая, работа в парах, индивидуальная
Мною была выбрана такая структура:
1 этап – организационный момент (1 минута) с целью положительного настроя на работу.
2 этап – Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. (3 минуты)
С целью осуществления через ситуативное задание, назвать тему и цель урока
Этот этап формулирует проблему. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность. Использует реальные жизненные ситуации.
Обогащает кругозор учащихся.
3 этап – Актуализация знаний (вхождение в тему) (4 минут)
С целью освоения информации с помощью презентации
1. Общие правила стирки
2.Рассмотреть виды стирки.
3.Ознакомить с историей синтетических моющих средств.
4.Раскрыть возможности СМС.
5. Правила уход за шерстяными и шёлковыми тканями
6.Заинтересовать учащихся информацией о ярлыках.
На этом этапе происходит формирование мыслительной деятельности у учащихся.
4 этап - Первичное усвоение новых знаний. Ярлыки и этикетки
На этом этапе учащиеся с целью изучения способов ухода за изделием с помощью символов, работают в парах с карточками.
Учащиеся самостоятельно с помощью презентации и раздаточного материала
изучают новую информацию.
Закрепляют полученные знания в виде заполнения плаката-таблицы на доске
На этом этапе формируется личностные способности установления связи между целью урока и её мотивом.
Формируется позитивная моральная самооценка и чувства.
5 этап - Первичная проверка понимания. (5 минут)
На этом этапе выявляется степень усвоения новых знаний
Учащимся предлагается ответить на вопросы викторины
Викторина «Почемучка» (на слайде появляется вопрос поочередно каждой паре).
6 этап - Первичное осмысление и закрепление (5 минут)
Практическая работа в парах (каждая пара получает изделие со своим ярлыком)
Закрепить полученные знания на практике
Расшифруйте символы, и составить инструкцию
по уходу за данным изделием.
На этом этапе учащиеся организуют деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению. Определяют пути решения проблемы, ищут способы, выдвигает предположения. Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Составляют инструкцию по уходу за данным изделием.
7 этап - Физкультминутка
8 этап - Исследовательская деятельность (индивидуальная и в парах)
Исследовательская деятельность.
Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы решения.
На этом этапе учащиеся учатся творчески мыслить и принимать решение самостоятельно. С помощью презентации разбираются с классификацией пятен, характерные особенности выведения пятен.
9 этап - Закрепление изученного материала. Рефлексия
с целью осмысления процесса и результата деятельности. Этот этап осуществлялся через беседу по вопросам и ответы учащихся.
Происходит формулирование и аргументация своего мнения.
10 этап - Подведение итогов урока, выставление оценок.
С целью проанализировать урок, отметить типичные ошибки, выставить оценки за работу на уроке, сделать выводы по рефлексии.
Формируется самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
11 этап - Домашнее задание.
Организовать обсуждение и записать домашнее задание.
На уроке использовались следующие методы обучения:
- Проблемный метод. Решения ситуативного задания.(мыслительный, определить проблему урока, назвать тему и цель);
- Проблемно – поисковый метод (работа с плакатом – таблица);
- Игровой метод (викторина «Почемучка»);
- Метод исследования. Индивидуальная работа;
Формы работы:
практическая, работа в парах, индивидуальная.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Планируемый результат. | |
Предметные умения: Учебно- творческие умения: проводить анализ Речевые умения: умение анализировать и делать выводы; устно описывать замысел своей творческой композиции | Предметные - учащиеся знакомятся с основными видами мероприятий по уходу за одеждой. Мета предметные (УУД): - регулятивные – определение технологической последовательности в уходе за изделиями из шерстяных и шелковых тканей. - коммуникативные - умение работать в паре при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы - познавательные - выбор наиболее рациональных способов ухода за изделием и проводить сравнительный анализ. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"
Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"...
Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей.
Данная тема включена в изучение раздела "Технология ведения дома" в предмете "технология" 7 класс. На первом этапе урока обучающиеся повторяют изученный ранее материал. При изучении нового материала в...
шерстяные и шелковые и ткани
Шерстяные и шелковые ткани...
Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"
На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон; издел...
Уход за одеждой. Знаки ухода за одеждой
Материал предназначен для демонстрации на уроках технологии в 7 классе...
Урок по теме: Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей
Форма урока: проблемный урок. Формы обучения: групповая работа, фронтальная работа. Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные. Ход занятия. I...
Шерстяные и шелковые ткани и их свойства
Мы знаем, что человеку необходима одежда для защиты тела от воздействия окружающей среды, обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов. Она имеет также социальное, психологическое, эсте...