Программа по технологии ведения дома (девочки) для учащихся 5-6 классов 2017-2018
рабочая программа по технологии (5, 6 класс) по теме
Программа по технологии ведения дома (девочки) для учащихся 5-6 классов расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников «Технология. Технологии ведения дома» автора Синица Н.В., Симоненко В.Д. для 5, 6 классов. - М., Вентана-Граф, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tehnologii_5-6_vorobyeva_po_sinice_kl_new_30.08.17.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА «СПЕКТР»
Утверждено Директор ГБОУ Школа «Спектр» ___________ Р.А.Виноградова 31.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии ведения дома (девочки)
на 2017-2018 учебный год
базовый уровень
Срок реализации: 2 года
Классы: 5, 6
Количество часов за год (для каждой параллели): 68ч., 68ч.
Количество часов в неделю (для каждой параллели): 2ч., 2ч.
Учитель (коллектив учителей): Воробьева Светлана Владимировна
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………..…………………………………….. | 3 |
Содержание программы занятий ………………..…….……………………................................................. | 6 |
Методическая литература …………………………………………………………………………………... | 18 |
Учебно-тематическое планирование ………………...……………………………………………………... | 19 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии ведения дома для 5-6 классов составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями,
- примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015 г. №1/15,
- основой образовательной программе ГБОУ Школа «Спектр»,
- авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко издательский центр «Вентана-граф» 2014г.,
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки от 31 марта 2014г. №253, с изменениями от 26 января 2016г.
Цели настоящей программы:
- Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
- Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
- Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников «Технология. Технологии ведения дома» автора Синица Н.В., Симоненко В.Д. для 5, 6 классов. - М., Вентана-Граф, 2013.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 136 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология: в 5 и 6 классах - 68ч. из расчёта 2ч. в неделю. Кроме того, дополнительное время для обучения технологии может быть выделено из регионального компонента и компонента образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки и занятий по профессиональному самоопределению. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане.
Планируемыми предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома» являются:
- В познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов.
- В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
- В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
- В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование технического изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
- В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для 5 класса
№ уро ка | Тема урока | Элементы содержания | Основной вид учебной деятельности (опыт творческой деятельности) |
1-2 | Вводный инструктаж (2ч.) | Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок: содержание курса технологии за 5 класс. Выполнение проекта. | Знать правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте. Иметь представление о содержании курса и правилах выполнения проекта. |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22ч.) | |||
3-4 | Тема «Производство текстильных материалов» (2ч.) | Волокна растительного происхождения. Прядильное производство. Ткацкое производство. Отделочное производство. Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани. | Лабораторная работа № 6 «Определение направления долевой нити в ткани»; Лабораторная работа № 7 «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани». Лабораторная работа № 8 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей». |
5-6 | Тема «Свойства (2ч.) | Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач. | Лабораторная работа № 9 «Изучение свойств тканей из хлопка и льна». |
7-10 | Тема «Конструирование (4ч.) | Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами. | Практическая работа № 9 «Снятие мерок и изготовление выкроек». |
11 - 14 | Тема «Элементы машиноведения » (4ч.) | Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
| Лабораторная работа № 10 «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины». |
15 - 24 | Тема «Технология изготовления швейных изделий» (10ч.) | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами), ручная закрепка. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной. | Практическая работа № 10 «Раскрой швейного изделия»; Практическая работа № 11 «Изготовление образцов ручных работ»; Практическая работа № 12 «Изготовление образцов машинных работ»; Практическая работа № 13 «Проведение влажно-тепловых работ»; Практическая работа № 14 «Обработка проектного изделия». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (6ч.) | |||
25 - 30 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект: «Наряд для завтрака». (6ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | Творческий проект: «Наряд для завтрака». |
Раздел «Кулинария» (14ч.) | |||
31-32 | Тема «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания» (2ч.) | Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания. | Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Лабораторная работа № 2 «Определение качества питьевой воды». |
33-34 | Тема «Бутерброды, горячие напитки» (2ч.) | Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка. | Практическая работа № 2 «Приготовление бутербродов»; Практическая работа № 3 «Приготовление горячих напитков». |
35-36 | Тема «Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий» (2ч.) | Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. | Лабораторная работа № 3 «Маркировка и штриховые кода»; Практическая работа № 4 «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий». |
37-40 | Тема «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов» (4ч.) | Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. | Практическая работа № 5 «Приготовление салата из сырых овощей»; Практическая работа № 6 «Приготовление салата из вареных овощей». |
41-42 | Тема «Технология приготовления блюд из яиц» (2ч.) | Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд. | Лабораторная работа № 5 «Определение свежести яиц»; Практическая работа № 7 «Приготовление блюда из яиц». |
43-44 | Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» (2ч.) | Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. | Практическая работа № 8 «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (6ч.) | |||
45-50 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». (6ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | Творческий проект: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». |
Раздел «Художественные ремёсла» (8ч.) | |||
51 | Тема «Декоративно-прикладное искусство» (1ч.) | Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. | Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия. |
52-54 | Тема « Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства » (3ч.) | Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. | Практическая работа № 15 «Создание композиции в графическом редакторе». |
55 - 58 | Тема «Лоскутное шитье» (4ч.) | Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. | Практическая работа № 16 «Изготовление образцов лоскутных узоров». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (6ч.) | |||
59-64 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект: «Лоскутное изделие для кухни-столовой». (6 ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | Творческий проект: «Лоскутное изделие для кухни-столовой». |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (1ч.) | |||
65 | Тема «Интерьер и планировка кухни-столовой» (1ч.) | Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформление кухни. Планирование кухни с помощью ПК. | Практическая работа № 1 «Планировка кухни». |
Раздел «Электротехника» (1ч.) | |||
66 | Тема «Бытовые электроприборы на кухне» (1ч.) | Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. | Лабораторная работа № 1 «Изучение потребности в электрических приборах на кухне». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (2ч.) | |||
67-68 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект «Планирование кухни-столовой». (2ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | Творческий проект «Планирование кухни-столовой». |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для 6 класса
№ уро ка | Тема урока | Элементы содержания | Основной вид учебной деятельности (опыт творческой деятельности) |
1-2 | Вводный инструктаж (2ч.) | Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок: содержание курса технологии за 6 класс. Выполнение проекта. | Знать правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте. Иметь представление о содержании курса и правилах выполнения проекта. |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22ч.) | |||
3-4 | Тема «Свойства (2ч.) | Классификация текстильных химических волокон и волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей, шерстяных и шёлковых тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Признаки определения вида ткани по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон. (Учебник по технологии для 6, 7 класса) | Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон». |
5-6 | Тема «Конструирование (2ч.) | Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки. (Учебник по технологии для 7 класса) | Практическая работа № 9 «Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки». |
7-8 | Тема «Моделирование (2ч.) | Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета. (Учебник по технологии для 7 класса) | Практическая работа № 10 «Моделирование и подготовка выкройки к раскрою». |
9-10 | Тема «Элементы машиноведения » (2ч.) | Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины. | Практическая работа № 14 «Устранение дефектов машиной строчки»; Практическая работа № 15 «Применение приспособлений к швейной машине» |
11 - 24 | Тема «Технология изготовления швейных изделий» (14ч.) | Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем. Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание. Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный шов с закрытым срезом и с открытым срезом. Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок. Подготовка к примерке. Заметывание вытачек. Сметывание боковых срезов. Заметывание подгибки низа. Проведение примерки. Устранение дефектов после примерки. Устранение дефектов после примерки. Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия. (Учебник по технологии 7 класса) | Практическая работа № 12 «Раскрой проектного изделия»; Практическая работа № 13 «Изготовление образцов ручных швов»; Практическая работа № 14 «Изготовление образцов машинных швов»; Практическая работа № 15 «Обработка среднего шва юбки с застежкой-молнией»; Практическая работа № 16 «Обработка складок»; Практическая работа № 17 «Примерка изделия»; Практическая работа № 18 «Обработка юбки после примерки». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (6ч.) | |||
25 - 30 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект: «Наряд для семейного обеда». (6ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | Творческий проект: «Наряд для семейного обеда». |
Раздел «Кулинария» (14ч.) | |||
31-34 | Тема «Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря» (4ч.) | Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд | Лабораторная работа № 1 «Определение свежести рыбы». Практическая работа № 3 «Приготовление блюда из рыбы». Лабораторная работа № 2 «Определение качества термической обработки рыбных блюд». Практическая работа № 4 «Приготовление блюда из морепродуктов». |
35-38 | Тема «Блюда из мяса» (4ч.) | Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам | Лабораторная работа № 3 «Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов». Практическая работа № 5 «Приготовление блюда из мяса». Лабораторная работа № 4 «Определение качества мясных блюд». |
39-40 | Тема «Блюда из птицы» (2ч.) | Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу | Практическая работа № 6 «Приготовление блюда из птицы». |
41-42 | Тема «Заправочные супы» (2ч.) | Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу | Практическая работа № 7 «Приготовление заправочного супа». |
43-44 | Тема «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду» (2ч.) | Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами | Практическая работа № 8 «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (6ч.) | |||
45- 50 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект: «Приготовление воскресного обеда». (6ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | Творческий проект: «Приготовление воскресного обеда». |
Раздел «Художественные ремёсла» (8ч.) | |||
51 - 54 | Тема «Вязание крючком» (4ч.) | Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий. | Практическая работа № 23 «Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами»; Практическая работа № 24 «Выполнение плотного вязания по кругу». |
55 - 58 | Тема «Вязание спицами» (4ч.) | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. | Практическая работа № 25 «Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями»; Практическая работа № 26 «Разработка схемы жаккардового узора». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (6ч.) | |||
59 -64 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект: «Вяжем аксессуары крючком или спицами». (6 ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | Творческий проект: «Вяжем аксессуары крючком или спицами». |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2ч.) | |||
65 | Тема «Интерьер жилого дома» (1ч.) | Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей; зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон | Практическая работа № 1 «Декоративное оформление интерьера». |
66 | Тема «Комнатные растения в интерьере» (1ч.) | Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Профессия садовник | Практическая работа № 2 «Перевалка (пересадка) комнатных растений». |
Раздел «Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности» (2ч.) | |||
67-68 | Тема «Исследовательская и созидательная деятельность». Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома». (2ч.) | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта | Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома». |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2013.
- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2013.
- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2014.
Дополнительная литература для учителя:
- Охрана труда в школе: система работы руководителя.- Волгоград: Учитель, 2011;
- Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1991;
- Школа и производство. 2014 — 2015.
- Маркутская С.Э. Технология . Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы.-М.: Издательстьво «Экзамен», 2009;
- Тищенко А.Т., Синица Н.В.Технология: программа: 5-8 классы.-М., «Вентана-граф», 2012.
- Маркутская С.Э. . Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий труд -М.: Издательстьво «Экзамен», 2008;
Дополнительная литература для учащихся:
- Рабочая тетрадь "Технология. Технологии ведения дома" для учащихся 5 класса (Синица Н.В., Симоненко В.Д. - М. : Вентана-Граф, 2012.
- Рабочая тетрадь "Технология. Технологии ведения дома" для учащихся 6 класса (Синица Н.В., Симоненко В.Д. - М. : Вентана-Граф, 2012.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
- Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.
- Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.
- Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005
- Самоучитель. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Бизнес софт», 2006.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 5 класса
№ урока | Разделы, темы | Количество часов | |
1-2 | Вводный инструктаж. | 2 | |
Создание изделий из текстильных материалов. | 22 | ||
3-4 | Производство текстильных материалов. | 2 | |
5-6 | Свойства текстильных материалов. | 2 | |
7-10 | Конструирование швейных изделий. | 4 | |
11-14 | Элементы машиноведения. | 4 | |
15-24 | Технология изготовления швейных изделий. | 10 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 6 | ||
25-30 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект: «Наряд для завтрака». | 6 | |
Кулинария. | 14 | ||
31-32 | Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания. | 2 | |
33-34 | Бутерброды, горячие напитки. | 2 | |
35-36 | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. | 2 | |
37-40 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. | 4 | |
41-42 | Технология приготовления блюд из яиц. | 2 | |
43-44 | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. | 2 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 6 | ||
45-50 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». | 6 | |
Художественные ремёсла. | 8 | ||
51 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | |
52-54 | Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 3 | |
55-58 | Лоскутное шитье. | 4 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 6 | ||
59-64 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект: «Лоскутное изделие для кухни-столовой». | 6 | |
Технологии домашнего хозяйства. | 1 | ||
65 | Интерьер и планировка кухни-столовой. | 1 | |
Электротехника | 1 | ||
66 | Бытовые электроприборы на кухне. | 1 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 2 | ||
67-68 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект «Планирование кухни-столовой». | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 6 класса
№ урока | Разделы, темы | Количество часов | |
1-2 | Вводный инструктаж. | 2 | |
Создание изделий из текстильных материалов. | 22 | ||
3-4 | Свойства текстильных материалов. | 2 | |
5-6 | Конструирование швейных изделий. | 2 | |
7-8 | Моделирование швейных изделий. | 2 | |
9-10 | Элементы машиноведения. | 2 | |
11-24 | Технология изготовления швейных изделий. | 14 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 6 | ||
25-30 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект: «Наряд для семейного обеда». | 6 | |
Кулинария» | 14 | ||
31-34 | Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. | 4 | |
35-38 | Блюда из мяса. | 4 | |
39-40 | Блюда из птицы. | 2 | |
41-42 | Заправочные супы. | 2 | |
43-44 | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. | 2 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 6 | ||
45-50 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект: «Приготовление воскресного обеда». | 6 | |
Художественные ремёсла. | 8 | ||
51-54 | Вязание крючком. | 4 | |
55-58 | Вязание спицами. | 4 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 6 | ||
59-64 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект: «Вяжем аксессуары крючком или спицами». | 6 | |
Технологии домашнего хозяйства. | 2 | ||
65 | Интерьер жилого дома. | 1 | |
66 | Комнатные растения в интерьере. | 1 | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности. | 2 | ||
67-68 | Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома». | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА ФГОС
Рабочая программа ФГОС по технологии 5-8 класс с КТП для 5 класса по УМК под ред. Синица, Симоненко....
Рабочая программа по технологии ведения дома 5-8 класс
Рабочая программа по технологии для девочек 5 - 8 классов по учебникам для общеобразовательных учреждений " Технологии ведения дома": 5, 6 7,8 классы / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко. – М.:...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
Программа по технологии ведения дома (девочки) для учащихся 5-6 классов 2018-2019 год
Программа по технологии ведения дома (девочки) для учащихся 5-6 классов 2018-2019 год расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников &la...
Рабочая программа по технологии ведения дома. 5 класс
Рабочая программа по предмету «Технология. Технология ведения дома» для 5 класса составлена на основе примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учрежде...
Урок по технологии ведения дома "Мода. Стиль. Силуэт" для 7 класса
1. План-конспект урока "Мой лучший урок"2. Презентация №1 "Мода. Стиль. Силуэт".3. Презентация №2 "История костюма"....