Урок по технологии в 5 классе "Блюда из круп"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Конспект урока по технологии "Блюда из круп" для 5 класса. На уроке происходит работа с видеороликами из телевизионной программы "Галлилео" Затрагивается, не только блюда из круп, а также поясняется значение в жизни человека употребления бобовых и макаронных изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_blyuda_iz_krup_5_klass.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» Класс: 5
раздел «Кулинария»
учитель технологии Мешкова В.Ю.
УМК под редакцией В.Д.Симоненко (для девочек)
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
- Предметные цели:
- Способствовать формированию и развитию умений и навыков при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
- Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
- Способствовать осознанию основного технологического материала.
- Способствовать формированию представления о правильном питании.
- Личностные цели:
- Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков) при изучении новых терминов и понятий: ядрица, продел.
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать полученные сведения, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, применять полученные знания на практике.
- Способность к самооценке своих интеллектуальных способностей для труда в сфере общественного питания.
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету технологии.
- Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся в процессе приготовления пищи.
- Метапредметные цели:
- Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
- Способствовать воспитанию правильного отношения к здоровому образу жизни.
- Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
- Профориентационные цели:
- Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере: предприятия общественного питания.
- Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база:
- кабинет технологии;
- мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации;
- материалы: продукты.
- Дидактическое обеспечение:
1.учебник: (Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технология 5 класс. Технологии ведения дома», Вентана-Граф, 2012)
2. Видеофрагменты из передачи «Галлилео»
- рабочая тетрадь
- Дополнительная литература
Вид урока: комбинированный.
Методы обучения:
- по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
- по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
- а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
- б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Планируемые результаты:
- Предметные: сформировать правильное представление о здоровом питании.
- Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
- Личностные: уметь сотрудничать, понимать и осознавать важность изучаемой темы.
План:
Деятельность учителя | |
Проверка домашнего задания. Представление отзывов и рецептов о бутербродах. Изложение нового материала. Сегодня на уроке мы поговорим о крупах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием. Объяснение учителя. Обратимся к пишевой пирамиде. Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу. Слайд _______________________ Работа в рабочей тетради Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы. -Гречневая крупа очень ценная. Пчелы очень любят собирать с гречихи нектар. Почему? -По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов. Рассмотреть образцы в стаканчиках!!! Просмотр видеофрагментов: «Галлилео. Крупы» Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время. -Для приготовления каких блюд используют крупы? -Кашу варят разной консистенции. (Под запись в тетрадь). Слайд _______________________ - Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок: • Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной. • Каша – кормилица наша. Продолжите… Слайд _______________________ Просмотр видеофрагментов: «Галлио. Каша из топора», Блюда из бобовых К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%. Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч. Слайды ________________ Макаронные изделия - питательный и ценный продукт. Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени. Слайд _____________ Просмотр видеофрагментов: «Галлилео. Макароны» Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям: 1. иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком; 2. правильную форму; 3. вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и других посторонних привкусов и запахов. Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.) I способ варки применяют для гарниров; II способ - для запеканок и макаронников. К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования: 1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков; 2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка; 3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено. Просмотр видеофрагментов: «Галлилео. Паста» Домашнее задание - изучить параграф ____ в учебнике - найти оригинальный рецепт блюда по данной теме и составить технологическую карту | Формирование логических действий анализа, сравнения, причинно-следственных связей Формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Формирование способности использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
Приложение 1. Сообщения по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
- Гречиха — важнейшая крупяная и медоносная культура. Цветки мелкие, белые с розоватым оттенком, очень ароматные, собраны в кисти. Цветение начинается с нижних соцветий. Пчелы берут с гречихи нектар и зеленовато-желтую пыльцу главным образом в утренние часы и под вечер. Нектаровыделение гораздо интенсивнее в начале цветения и в теплую, влажную и тихую погоду. Зацветает гречиха в среднем через 30—35 дней после посева (обычно в конце июня — начале июля), цветет 20—30 дней. Чтобы удлинить взяток с гречихи, ее высевают в два-три срока. На многих пасеках Белоруссии гречиха является единственной культурой главного взятка. Контрольный улей во время ее цветения дает привес до 4—6 кг и больше. При нормальных погодных условиях и хорошей агротехнике возделывания с 1 га посевов гречихи пчелы могут собрать до 70 кг меда.
- Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее несушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в литературе в X—XII вв. Употребление в пищу начинается с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.
- Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири.
- Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом. Слайд 13. С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе. Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.
Дайте каши, дайте каши, Дайте каши с молоком. Наедимся вкусной каши И частушки вам споём! | Я плясала бы и пела б Только нету больше сил, Полведёрка каши съела б Если б кто-нибудь сварил |
Приложение 2
Работа в группах
Технологическая карта приготовления рассыпчатой каши
|
Технологическая карта приготовления вязкой каши
|
Приложение 3
Инструкция для учащихся «Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии»
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
Образец листа контроля
Оценочный лист Ф.И. учащегося___________________________класс______ Дата__________
Этапы урока | оценка |
конкурс «Золушка» | |
Работа в рабочей тетради с. 26 задание 8№1 | |
Работа с дополнительной информацией (доклад, реферат, устное сообщение) | |
Работа в рабочей тетради задание 8 №3 | |
Практическая работа (оценивает дежурный в группе) | |
Итоговая оценка |
Проверочные тесты
1 вариант
пшеница овсяные хлопья овес манная крупа
зерновые, пшеница, просо, рис, чечевица
| 2 вариант
ячмень пшенная крупа просо перловая крупа
бобовые, фасоль, гречиха, овес, горох
|
Ответы:
1 вариант 2 вариант
- Ядрица – цельные зерна, полученные путем специальной обработки 1. Продел – дробленая крупа
- пшеница овсяные хлопья 2. ячмень пшенная крупа
овес манная крупа просо перловая крупа
- Чечевица 3. Гречиха, овес
Приложение 4.
Рефлексия
На столе три горшочка, разноцветные крышки. Дети выбирают горшочек соответствующий их настроению:
- желтая (от проделанной работы остались яркие впечатления, на уроке много интересного узнал для себя)
- зеленая (остались некоторые сомнения)
- красная (материал полностью не усвоил)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок по технологии в 6 классе " Блюда из круп"
Урок-сказка по технологии в 6 классе "Блюда из круп"...
Урок по технологии в 6 классе " Блюда из круп"
Урок-сказка по технологии в 6 классе "Блюда из круп"...
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе " Блюда из круп , бобовых и макаронных изделий " .
Конспект урока по технологии в классе ....
Конспект урока по технологии 6 класс на тему «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Урок по технологии 6 класс на тему«Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» ...
План-конспект урока по технологии 6 класс "Лабораторная работа. Крупы и макаронные изделия"
Закрепление материала по теме: Крупы и макаронные изделия". Лабораторная работа по определению названия круп и макаронных изделий....
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Крупы богаты – белками, крахмалом, витаминами В1, В2, РР, углеводами, жирами. Человек использует для своего питания зёрна растений. Путём специальной обработки получают цельные зёрна (ядрицу) и раз...