Работа с одарёнными детьми
статья по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад: Работа с одарёнными детьми
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям,
Одарённость представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, ведь одна древняя мудрость гласит: «Каковы сегодня дети, - такими станут завтра министры и президенты». Поэтому сегодня остро встаёт вопрос о разработке системы работы с такими детьми, которая бы включала в себя разные уровни, такие как:
Выявление одарённых детей;
Развитие творческих способностей на уроках;
Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, проектная работа);
Создание условий успешности по работе с одарёнными детьми.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.
В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одарённых детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время уроков. Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся 5х классов, которые только что перешли в среднее звено. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Проблема выявления одарённых детей сложна и следует иметь ввиду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации , решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленые на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей,
Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщать учащихся к творческой работе
Прививать интерес к творчеству, поиску
Развивать навыки созидания, самореализации.
Мною накоплен опыт использования метода проектов при обучении учащихся 5-8 классов. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Нашими учащимися выполнено много интересных проектов. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентно способный и заслуживает рассмотрения. Например, «Сумочка на каждый день»(7кл.), «Колье- в подарок»(9кл.), «Украшение ) и др. Особенно ценны и интересны коллективные творческие работы ( где над одной темой работает группа девочек)такие как «Оформление интерьера кабинета технологии» (8кл.), «Родному городу посвящается…»(8 кл.) Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании "Новогодней ёлки" нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скрупулезно и четко выполняющие исполнители.(Проект девятиклассниц «Проведение Новогоднего праздника»). Защита проектов - не менее интересный этап, ведь для него ученицы используют и сами сочиняют стихи, песни, сценки, используют компьютерные презентации
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Т. О., можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
В школе ведётся внеклассная работу по предмету , кружок «Лоскуток», участвуем в предметных неделях организую индивидуальную работу с одаренными детьми.
На предметной неделе проводим интересные мероприятия, такие как «лучший кулинар»(6-8кл.), Конференция «Секреты Золушки» (5 кл.), «Счастливый случай»(9кл.) и др.
Целостную картину результатов обучающихся даёт система портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.
Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми
Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
- Мне нравится (1)