Статья «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»
статья по технологии
Cтатья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnoe_myshlenie_statya.doc | 68 КБ |
kreativnoe_myshlenie_statya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова
Кировский район Санкт-Петербург
Учитель изобразительного искусства и технологии (черчения) – Алексеева Елена Петровна
Статья «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»
«Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое».
Александр Поп, английский поэт XVIII века
Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Как вы оцениваете свой интеллект?
- Высоко: у меня исключительно умственные способности. Зовите меня просто – Леонардо.
- Средне: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда решаю крайне сложные задачи.
- Низко: моя голова – это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.
Разум как и тело человека надо тренировать, заставлять трудиться, недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, скуке и, что хуже всего, к умственному застою. Часто используя свой мозг в определённом направлении, люди забывают о других возможностях. Перестают экспериментировать, обыгрывать новые возможности, и мышление становится негибким. Но для того, чтобы быть в хорошей форме необходимо заставлять работать «мышцы» своего ума.
Профессор IQ вошел в свою лабораторию. На стенах висят плакаты с изображением разных «мышц ума»: мышцы размышление, мышцы концентрации внимания, воображения. Он знал, с каким удовольствием его ассистенты выполняют упражнения: бегают «интеллектуальной трусцой», занимаются «мысленной растяжкой». Профессор не сомневался, что создал именно то, что нужно, - место, где можно отточить свой ум, вернуть свежесть и ясность мысли.
Тестирование, увлекательные ролевые игры, головоломки, развитие памяти, моделирование, проектирование, конструирование - вот без чего невозможно развивать различные типы мышления.
Головоломки. Решение настоящей головоломки требует известного напряжения ума и изобретательности, и хотя при решении такого рода задач бесспорную помощь оказывают математические познания и некоторое знакомство с логикой, все же порой случается, что гораздо существенней здесь природная сообразительность и смекалка. Дело в том, что многие из наилучших задач нельзя решить каким-то знакомым способом, они требуют совершенно оригинального подхода. И некоторые головоломки порой лучше поддаются обладателю острого от природы ума, а не от высокой образованности. Не случайно, что при игре в шахматы или шашки больших успехов добиваются люди, лишенные специального математического образования, хотя часто может оказаться, что они наделены математическими способностями, не получившими должного развития.
Что необходимо использовать для работы с детьми? Чему их может научить учитель?
- Искать во всём интересное и необычное
- Не отказываться от встретившихся случайно или найденных специально упражнений
- Уметь расслабляться и задумываться
- Уметь все собрать воедино свое внимание и направить к одной цели (задаче, проблеме).
Наше истинное Я – это результат работы головного мозга.
Все мысли, чувства, воспоминания, все, что воспринимают в данный момент наши органы чувств, - все это производится и обрабатывается массой нервной ткани размером с маленький кочан капусты. Как именно работает мозг остается загадкой, но, очевидно, его деятельность связана с электрическими импульсами, которыми обменивается примерно триллион нейронов, образующих что-то вроде компьютера – только намного сложнее всех когда-либо созданных человечеством машин. В отличие от любого компьютера мозг способен непрерывно совершенствоваться по мере поступления в него новой информации.
Новые педагогические подходы непременно связаны со знанием учителя психологии учащегося: как работают левое и правое полушария головного мозга, почему необходим сон для ребенка, по некоторым данным он помогает решать интеллектуальные проблемы, например математические задачи.
Ум и интеллект - это совокупность различных качеств, включающих в том числе умение решать математические задачи и способность доходчиво выражать свои мысли.
Для создания творческой среды развития учащихся необходимы условия для диалога:
- Атмосфера
- Пространство-время
- Информация
- Психолого-педагогические условия
Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся.
Современный проект учебного процесса, определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Для выявления способностей ребёнка в любом направлении, необходима помощь психолога: тестирование, диагностирование, выявление различных психологических параметров ребёнка.
Пользуясь такими методами обучения как:
- Упражнения: в начале урока проходит разминка для ума, например: головоломка на образное мышление или на латеральное (ассоциативное) мышление.
- Решение задач: поставленная задача решается на основе упрощения (по законам математики, по стандартам для предмета черчение).
- Словесные: дети на слух должны понять условие задания; необходимы подсказки, похвала ребёнка за правильное решение.
- Наглядные: привлечение различными интересными складными моделями демонстрация плакатов, схем, таблиц.
- Использование технических средств.
- Практические: предлагается склеить ленту Мёбиуса, и подумать, что получится если её разрезать вдоль.
- По степени активности познавательной деятельности учащихся: найти креативную модель и начертить её или рассказать о её форме.
- По логичности подхода: разбить на этапы процесс конструирования модели (от простого к сложному).
Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый метод;
- исследовательский метод.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила.
Метод проблемного изложения в обучении – педагог формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Необходимым условием достижения нового качества образования становится создание системы изучения и оценки разных групп образовательных результатов. В первую очередь интересны изменения, которые происходят в процессе обучения на стороне ученика, которые происходят в личности, в ее развитии и росте, ведь важны педагогические результаты.
К этим результатам можно отнести изменения следующего рода:
- Человек начинает себя воспринимать по-иному
- Он более полно принимает себя и свои чувства
- Становится более уверенным в себе и самостоятелен
- Ставит перед собой реальные цели, более зрело ведет себя
- Он все более становится похожим на человека, которым хотел бы быть
- Начинает принимать и понимать других людей.
Для целостного, системного взгляда на эту проблему необходим целостный взгляд на человека, учет и видение, как подсказывает нам психология, в единстве трех его сфер: сознание, отношение, деятельность. Необходим комплекс личностных структур сознания, эмоционально-чувственной сферы, деятельностных возможностей; их достаточная развитость. Все это должно обеспечить человеку способность развиваться посредством самонадстраивания, «выращивания в себе» новых, более жизнестойких структур.
Результат современного урока – в динамике самопознания учащегося. Динамика у каждого своя. В силу множественности и неоднозначных целей, а также разнообразия индивидуально-личностных смыслов, которые на каждом этапе учебного занятия определяют участники, можно констатировать и принципиальную неоднозначность результатов.
Список литературы
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб, 2000.
- Ермолаева – СПб. : СПбАППО, 2007 Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие / М.Г.
- Занимательная наука «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест» Copyright 2008
- Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993
- Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996.
- Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
- Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Методическое пособие. – СПб .: КАРО, 2003
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова
Кировский район Санкт-Петербург
Учитель изобразительного искусства и технологии (черчения) – Алексеева Елена Петровна
Статья «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»
«Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое».
Александр Поп, английский поэт XVIII века
Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Как вы оцениваете свой интеллект?
- Высоко: у меня исключительно умственные способности. Зовите меня просто – Леонардо.
- Средне: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда решаю крайне сложные задачи.
- Низко: моя голова – это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.
Разум как и тело человека надо тренировать, заставлять трудиться, недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, скуке и, что хуже всего, к умственному застою. Часто используя свой мозг в определённом направлении, люди забывают о других возможностях. Перестают экспериментировать, обыгрывать новые возможности, и мышление становится негибким. Но для того, чтобы быть в хорошей форме необходимо заставлять работать «мышцы» своего ума.
Профессор IQ вошел в свою лабораторию. На стенах висят плакаты с изображением разных «мышц ума»: мышцы размышление, мышцы концентрации внимания, воображения. Он знал, с каким удовольствием его ассистенты выполняют упражнения: бегают «интеллектуальной трусцой», занимаются «мысленной растяжкой». Профессор не сомневался, что создал именно то, что нужно, - место, где можно отточить свой ум, вернуть свежесть и ясность мысли.
Тестирование, увлекательные ролевые игры, головоломки, развитие памяти, моделирование, проектирование, конструирование - вот без чего невозможно развивать различные типы мышления.
Головоломки. Решение настоящей головоломки требует известного напряжения ума и изобретательности, и хотя при решении такого рода задач бесспорную помощь оказывают математические познания и некоторое знакомство с логикой, все же порой случается, что гораздо существенней здесь природная сообразительность и смекалка. Дело в том, что многие из наилучших задач нельзя решить каким-то знакомым способом, они требуют совершенно оригинального подхода. И некоторые головоломки порой лучше поддаются обладателю острого от природы ума, а не от высокой образованности. Не случайно, что при игре в шахматы или шашки больших успехов добиваются люди, лишенные специального математического образования, хотя часто может оказаться, что они наделены математическими способностями, не получившими должного развития.
Что необходимо использовать для работы с детьми? Чему их может научить учитель?
- Искать во всём интересное и необычное
- Не отказываться от встретившихся случайно или найденных специально упражнений
- Уметь расслабляться и задумываться
- Уметь все собрать воедино свое внимание и направить к одной цели (задаче, проблеме).
Наше истинное Я – это результат работы головного мозга.
Все мысли, чувства, воспоминания, все, что воспринимают в данный момент наши органы чувств, - все это производится и обрабатывается массой нервной ткани размером с маленький кочан капусты. Как именно работает мозг остается загадкой, но, очевидно, его деятельность связана с электрическими импульсами, которыми обменивается примерно триллион нейронов, образующих что-то вроде компьютера – только намного сложнее всех когда-либо созданных человечеством машин. В отличие от любого компьютера мозг способен непрерывно совершенствоваться по мере поступления в него новой информации.
Новые педагогические подходы непременно связаны со знанием учителя психологии учащегося: как работают левое и правое полушария головного мозга, почему необходим сон для ребенка, по некоторым данным он помогает решать интеллектуальные проблемы, например математические задачи.
Ум и интеллект - это совокупность различных качеств, включающих в том числе умение решать математические задачи и способность доходчиво выражать свои мысли.
Для создания творческой среды развития учащихся необходимы условия для диалога:
- Атмосфера
- Пространство-время
- Информация
- Психолого-педагогические условия
Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся.
Современный проект учебного процесса, определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Для выявления способностей ребёнка в любом направлении, необходима помощь психолога: тестирование, диагностирование, выявление различных психологических параметров ребёнка.
Пользуясь такими методами обучения как:
- Упражнения: в начале урока проходит разминка для ума, например: головоломка на образное мышление или на латеральное (ассоциативное) мышление.
- Решение задач: поставленная задача решается на основе упрощения (по законам математики, по стандартам для предмета черчение).
- Словесные: дети на слух должны понять условие задания; необходимы подсказки, похвала ребёнка за правильное решение.
- Наглядные: привлечение различными интересными складными моделями демонстрация плакатов, схем, таблиц.
- Использование технических средств.
- Практические: предлагается склеить ленту Мёбиуса, и подумать, что получится если её разрезать вдоль.
- По степени активности познавательной деятельности учащихся: найти креативную модель и начертить её или рассказать о её форме.
- По логичности подхода: разбить на этапы процесс конструирования модели (от простого к сложному).
Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый метод;
- исследовательский метод.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила.
Метод проблемного изложения в обучении – педагог формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Необходимым условием достижения нового качества образования становится создание системы изучения и оценки разных групп образовательных результатов. В первую очередь интересны изменения, которые происходят в процессе обучения на стороне ученика, которые происходят в личности, в ее развитии и росте, ведь важны педагогические результаты.
К этим результатам можно отнести изменения следующего рода:
- Человек начинает себя воспринимать по-иному
- Он более полно принимает себя и свои чувства
- Становится более уверенным в себе и самостоятелен
- Ставит перед собой реальные цели, более зрело ведет себя
- Он все более становится похожим на человека, которым хотел бы быть
- Начинает принимать и понимать других людей.
Для целостного, системного взгляда на эту проблему необходим целостный взгляд на человека, учет и видение, как подсказывает нам психология, в единстве трех его сфер: сознание, отношение, деятельность. Необходим комплекс личностных структур сознания, эмоционально-чувственной сферы, деятельностных возможностей; их достаточная развитость. Все это должно обеспечить человеку способность развиваться посредством самонадстраивания, «выращивания в себе» новых, более жизнестойких структур.
Результат современного урока – в динамике самопознания учащегося. Динамика у каждого своя. В силу множественности и неоднозначных целей, а также разнообразия индивидуально-личностных смыслов, которые на каждом этапе учебного занятия определяют участники, можно констатировать и принципиальную неоднозначность результатов.
Список литературы
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб, 2000.
- Ермолаева – СПб. : СПбАППО, 2007 Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие / М.Г.
- Занимательная наука «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест» Copyright 2008
- Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993
- Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996.
- Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
- Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Методическое пособие. – СПб .: КАРО, 2003
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления.
Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Статья "Креативная педагогика как способ решения задач современного образования"
Статью можно использовать для МО и педагогических советов по теме "Педагогические технологии"...
Статья "Креативность одаренных детей в объединениях технического творчества и шахмат"
Статья посвящена вопросам развития креативности у одаренных детей и подростков в доме детского творчества. Автор раскрывает задачу – развивать вместе с детьми их идеи для достижения цели -...
Статья "Креативный педагог - креативные ученики"
Во все времена были люди, которые отличались нестандартностью поведения, оригинальностью суждений, высоким уровнем фантазии. Они осваивали новые пространства, совершали научные открытия, создавали про...