Статья «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»
статья по технологии

Алексеева Елена Петровна

Cтатья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreativnoe_myshlenie_statya.doc68 КБ
Microsoft Office document icon kreativnoe_myshlenie_statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова

Кировский район Санкт-Петербург

Учитель изобразительного искусства и технологии (черчения) – Алексеева Елена Петровна

Статья  «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»

 «Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое».

 Александр Поп, английский  поэт XVIII века

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления.  Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Как вы оцениваете свой интеллект?

-  Высоко: у меня исключительно умственные способности. Зовите меня просто – Леонардо.

- Средне: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда решаю крайне сложные задачи.

- Низко: моя голова – это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Разум как и тело человека надо тренировать, заставлять трудиться, недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, скуке и, что хуже всего, к умственному застою.  Часто используя свой мозг в определённом направлении, люди забывают о других возможностях. Перестают экспериментировать, обыгрывать новые возможности, и мышление становится негибким. Но для того, чтобы быть в хорошей форме необходимо заставлять работать «мышцы» своего ума.

Профессор IQ вошел в свою лабораторию. На стенах висят плакаты с изображением разных «мышц ума»: мышцы размышление, мышцы концентрации внимания, воображения. Он знал, с каким удовольствием его ассистенты выполняют упражнения:  бегают  «интеллектуальной трусцой», занимаются «мысленной растяжкой». Профессор не сомневался, что создал именно то, что нужно, - место, где можно отточить свой ум, вернуть свежесть и ясность мысли.

Тестирование, увлекательные ролевые игры, головоломки,  развитие памяти, моделирование, проектирование, конструирование - вот без чего невозможно развивать различные типы мышления.  

Головоломки.  Решение настоящей головоломки требует известного напряжения ума и изобретательности, и хотя при решении такого рода задач бесспорную помощь оказывают математические познания и некоторое знакомство с логикой, все же порой случается, что гораздо существенней здесь природная сообразительность и смекалка.  Дело в том, что многие из наилучших задач нельзя решить каким-то знакомым способом, они требуют совершенно оригинального подхода. И некоторые головоломки порой лучше поддаются обладателю острого от природы ума, а не от высокой образованности. Не случайно, что при игре в шахматы или шашки больших успехов добиваются люди, лишенные специального математического образования, хотя часто может оказаться, что они наделены математическими способностями, не получившими должного развития.

Что необходимо использовать для работы с детьми? Чему их может научить учитель?

  • Искать во всём интересное и необычное
  • Не отказываться от встретившихся случайно или найденных специально упражнений
  • Уметь расслабляться и задумываться
  • Уметь все собрать воедино свое внимание и направить к одной цели (задаче, проблеме).

Наше истинное Я – это результат работы головного мозга.

Все мысли, чувства, воспоминания, все, что воспринимают в данный момент наши органы чувств, - все это производится и обрабатывается массой нервной ткани размером с маленький кочан капусты. Как именно работает мозг остается загадкой, но, очевидно, его деятельность связана с электрическими импульсами, которыми обменивается  примерно триллион нейронов, образующих что-то вроде компьютера – только намного сложнее всех когда-либо созданных человечеством машин. В отличие от любого компьютера мозг способен непрерывно совершенствоваться по мере поступления в него новой информации.

Новые педагогические подходы непременно связаны со знанием учителя психологии учащегося:  как работают левое и правое полушария головного мозга, почему необходим сон для ребенка, по некоторым данным он помогает решать интеллектуальные проблемы, например математические задачи.

Ум и интеллект - это совокупность различных качеств, включающих в том числе умение решать математические задачи и способность доходчиво выражать свои мысли.

Для создания творческой среды развития учащихся необходимы условия для диалога:

  • Атмосфера
  • Пространство-время
  • Информация
  • Психолого-педагогические условия

Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
         Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся.  

Современный проект учебного процесса, определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Для выявления способностей ребёнка в любом направлении, необходима помощь психолога: тестирование, диагностирование, выявление различных психологических параметров ребёнка.

Пользуясь такими методами обучения как:

  • Упражнения: в начале урока проходит разминка для ума, например: головоломка на образное мышление или на латеральное (ассоциативное)  мышление.
  • Решение задач: поставленная задача решается на основе упрощения (по законам математики, по стандартам для предмета черчение).
  1. Словесные: дети на слух должны понять условие задания; необходимы подсказки, похвала ребёнка за правильное решение.
  2. Наглядные: привлечение различными интересными складными моделями                демонстрация плакатов, схем, таблиц.
  3. Использование технических средств.
  4. Практические: предлагается склеить ленту Мёбиуса, и подумать, что получится если её  разрезать вдоль.
  5. По степени активности познавательной деятельности учащихся: найти креативную модель и начертить её или рассказать о её форме.
  6. По логичности подхода: разбить на этапы процесс  конструирования  модели (от простого к сложному).

Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый метод;
  • исследовательский метод.

     Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

     Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила.

     Метод проблемного изложения в обучении – педагог формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

 Необходимым условием достижения нового качества образования становится создание системы изучения и оценки разных групп образовательных результатов. В первую очередь интересны изменения, которые происходят в процессе обучения на стороне ученика, которые происходят в личности, в ее развитии и росте, ведь важны педагогические результаты.

 К этим результатам можно отнести изменения следующего рода:  

  • Человек начинает себя воспринимать по-иному
  • Он более полно принимает себя и свои чувства
  • Становится более уверенным в себе и самостоятелен
  • Ставит перед собой реальные цели, более зрело ведет себя
  • Он все более становится похожим на человека, которым хотел бы быть
  • Начинает принимать и понимать других людей.

Для целостного, системного взгляда на эту проблему необходим целостный взгляд на человека, учет и видение, как подсказывает нам психология, в единстве трех его сфер: сознание, отношение, деятельность. Необходим комплекс личностных структур сознания, эмоционально-чувственной сферы, деятельностных возможностей; их достаточная развитость. Все это должно обеспечить человеку способность развиваться посредством самонадстраивания, «выращивания в себе» новых, более жизнестойких структур.

Результат современного урока – в динамике самопознания учащегося. Динамика  у каждого своя. В силу множественности и неоднозначных целей, а также разнообразия индивидуально-личностных смыслов, которые на каждом этапе учебного занятия определяют участники, можно констатировать и принципиальную неоднозначность результатов.

Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб, 2000.
  2. Ермолаева – СПб. : СПбАППО, 2007 Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие / М.Г.
  3. Занимательная наука «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест» Copyright 2008
  4. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993
  6. Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996.
  7. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
  8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
  9. Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Методическое пособие.  – СПб .: КАРО, 2003
  10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.



Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова

Кировский район Санкт-Петербург

Учитель изобразительного искусства и технологии (черчения) – Алексеева Елена Петровна

Статья  «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»

 «Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое».

 Александр Поп, английский  поэт XVIII века

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления.  Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Как вы оцениваете свой интеллект?

-  Высоко: у меня исключительно умственные способности. Зовите меня просто – Леонардо.

- Средне: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда решаю крайне сложные задачи.

- Низко: моя голова – это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Разум как и тело человека надо тренировать, заставлять трудиться, недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, скуке и, что хуже всего, к умственному застою.  Часто используя свой мозг в определённом направлении, люди забывают о других возможностях. Перестают экспериментировать, обыгрывать новые возможности, и мышление становится негибким. Но для того, чтобы быть в хорошей форме необходимо заставлять работать «мышцы» своего ума.

Профессор IQ вошел в свою лабораторию. На стенах висят плакаты с изображением разных «мышц ума»: мышцы размышление, мышцы концентрации внимания, воображения. Он знал, с каким удовольствием его ассистенты выполняют упражнения:  бегают  «интеллектуальной трусцой», занимаются «мысленной растяжкой». Профессор не сомневался, что создал именно то, что нужно, - место, где можно отточить свой ум, вернуть свежесть и ясность мысли.

Тестирование, увлекательные ролевые игры, головоломки,  развитие памяти, моделирование, проектирование, конструирование - вот без чего невозможно развивать различные типы мышления.  

Головоломки.  Решение настоящей головоломки требует известного напряжения ума и изобретательности, и хотя при решении такого рода задач бесспорную помощь оказывают математические познания и некоторое знакомство с логикой, все же порой случается, что гораздо существенней здесь природная сообразительность и смекалка.  Дело в том, что многие из наилучших задач нельзя решить каким-то знакомым способом, они требуют совершенно оригинального подхода. И некоторые головоломки порой лучше поддаются обладателю острого от природы ума, а не от высокой образованности. Не случайно, что при игре в шахматы или шашки больших успехов добиваются люди, лишенные специального математического образования, хотя часто может оказаться, что они наделены математическими способностями, не получившими должного развития.

Что необходимо использовать для работы с детьми? Чему их может научить учитель?

  • Искать во всём интересное и необычное
  • Не отказываться от встретившихся случайно или найденных специально упражнений
  • Уметь расслабляться и задумываться
  • Уметь все собрать воедино свое внимание и направить к одной цели (задаче, проблеме).

Наше истинное Я – это результат работы головного мозга.

Все мысли, чувства, воспоминания, все, что воспринимают в данный момент наши органы чувств, - все это производится и обрабатывается массой нервной ткани размером с маленький кочан капусты. Как именно работает мозг остается загадкой, но, очевидно, его деятельность связана с электрическими импульсами, которыми обменивается  примерно триллион нейронов, образующих что-то вроде компьютера – только намного сложнее всех когда-либо созданных человечеством машин. В отличие от любого компьютера мозг способен непрерывно совершенствоваться по мере поступления в него новой информации.

Новые педагогические подходы непременно связаны со знанием учителя психологии учащегося:  как работают левое и правое полушария головного мозга, почему необходим сон для ребенка, по некоторым данным он помогает решать интеллектуальные проблемы, например математические задачи.

Ум и интеллект - это совокупность различных качеств, включающих в том числе умение решать математические задачи и способность доходчиво выражать свои мысли.

Для создания творческой среды развития учащихся необходимы условия для диалога:

  • Атмосфера
  • Пространство-время
  • Информация
  • Психолого-педагогические условия

Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
         Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся.  

Современный проект учебного процесса, определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Для выявления способностей ребёнка в любом направлении, необходима помощь психолога: тестирование, диагностирование, выявление различных психологических параметров ребёнка.

Пользуясь такими методами обучения как:

  • Упражнения: в начале урока проходит разминка для ума, например: головоломка на образное мышление или на латеральное (ассоциативное)  мышление.
  • Решение задач: поставленная задача решается на основе упрощения (по законам математики, по стандартам для предмета черчение).
  1. Словесные: дети на слух должны понять условие задания; необходимы подсказки, похвала ребёнка за правильное решение.
  2. Наглядные: привлечение различными интересными складными моделями                демонстрация плакатов, схем, таблиц.
  3. Использование технических средств.
  4. Практические: предлагается склеить ленту Мёбиуса, и подумать, что получится если её  разрезать вдоль.
  5. По степени активности познавательной деятельности учащихся: найти креативную модель и начертить её или рассказать о её форме.
  6. По логичности подхода: разбить на этапы процесс  конструирования  модели (от простого к сложному).

Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый метод;
  • исследовательский метод.

     Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

     Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила.

     Метод проблемного изложения в обучении – педагог формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

 Необходимым условием достижения нового качества образования становится создание системы изучения и оценки разных групп образовательных результатов. В первую очередь интересны изменения, которые происходят в процессе обучения на стороне ученика, которые происходят в личности, в ее развитии и росте, ведь важны педагогические результаты.

 К этим результатам можно отнести изменения следующего рода:  

  • Человек начинает себя воспринимать по-иному
  • Он более полно принимает себя и свои чувства
  • Становится более уверенным в себе и самостоятелен
  • Ставит перед собой реальные цели, более зрело ведет себя
  • Он все более становится похожим на человека, которым хотел бы быть
  • Начинает принимать и понимать других людей.

Для целостного, системного взгляда на эту проблему необходим целостный взгляд на человека, учет и видение, как подсказывает нам психология, в единстве трех его сфер: сознание, отношение, деятельность. Необходим комплекс личностных структур сознания, эмоционально-чувственной сферы, деятельностных возможностей; их достаточная развитость. Все это должно обеспечить человеку способность развиваться посредством самонадстраивания, «выращивания в себе» новых, более жизнестойких структур.

Результат современного урока – в динамике самопознания учащегося. Динамика  у каждого своя. В силу множественности и неоднозначных целей, а также разнообразия индивидуально-личностных смыслов, которые на каждом этапе учебного занятия определяют участники, можно констатировать и принципиальную неоднозначность результатов.

Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб, 2000.
  2. Ермолаева – СПб. : СПбАППО, 2007 Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие / М.Г.
  3. Занимательная наука «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест» Copyright 2008
  4. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993
  6. Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996.
  7. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
  8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
  9. Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Методическое пособие.  – СПб .: КАРО, 2003
  10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления.

Сборник  задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Статья "Креативная педагогика как способ решения задач современного образования"

Статью можно использовать для  МО и педагогических советов по теме "Педагогические технологии"...

Статья "Креативность одаренных детей в объединениях технического творчества и шахмат"

Статья посвящена вопросам развития креативности у одаренных детей и подростков в доме детского творчества. Автор раскрывает  задачу – развивать вместе с детьми их идеи для достижения цели -...

Статья "Креативный педагог - креативные ученики"

Во все времена были люди, которые отличались нестандартностью поведения, оригинальностью суждений, высоким уровнем фантазии. Они осваивали новые пространства, совершали научные открытия, создавали про...