Методическая разработка для 8 класса «Креативное мышление»
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей № 387 им. Н.В. Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
Учитель ИЗО и черчения, Алексеева Елена Петровна
Тип урока: Игровая деятельность (для 8 технического класса)
«Креативное мышление»
Цель: Формирование креативного мышления и познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоения информации.
Задачи:
1.Усвоения знаний, умений и навыков;
2.Активизация познавательного интереса;
3.Вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
История и даже обыденный опыт дает нам множество примеров того, что всякий человек мыслит по-своему. У каждой личности свои мыслительные привычки, обычные умственные ходы, к которым она, размышляя, прибегает. И в каждом кругу людей, в каждой эпохе находятся примеры людей, которые мыслят иначе, чем остальные, умеют взглянуть на действительность под иным углом зрения. Нестандартность мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она во все времена приводила к рождению идей, двигающих человечество вперед.
Ход урока:
- Сегодня, на уроке, мы с вами раскроем тайны создания бумаги, изготовления ластика, историю масштаба, появление карандаша и познакомимся с креативным мышлением.
- Четыре команды по 6 человек из класса будут соревноваться между собой.
- Группы поддержки из этих классов тоже будут участвовать в конкурсах и помогать своим командам, получая за правильные ответы баллы.
- Баллы будут суммироваться, и в конце урока мы объявим результаты.
На уроке учащиеся выступают со своими докладами, по домашнему заданию:
- История бумаги
Бумагу впервые стали делать в Китае во II веке н.э. Сырьём для изготовления были стебли бамбука и луб шелковичного дерева. Русское слово «бумага» произошло от греческого bambakion- бамбук. В Европе бумага появилась в XI-XII вв. она пришла на смену папирусу и пергамент (которые были слишком дорогие). Сначала для её изготовления пользовались измельченным пеньковым и льняным тряпьём. С появление в XV в. Книгопечатания нашли способ делать бумагу из древесины. Так её делают и сейчас, и лишь для изготовления высших сортов бумаги, на которой печатают денежные знаки и важные документы, используют измельчённые обрезки бумаги.
Бумага состоит из растительных волокон (хлопок, лён, целлюлоза), синтетического волокна, наполнителей (каолин, мел, сернистый барий, отбеливатели и т.п.) и клеящих веществ (клей, смолы, канифоль т.п.)
- Как появился карандаш?
Карандаш получил название от слияния двух тюрских слов: кара— чёрный и таш—камень.
В XVI веке англичане нашли у себя залежи графита. Из глыб этого мягкого камня выпиливали пластины, отшлифовали, делили на грифели. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тросника ли красного дерева. Пользоваться такими карандашами могли только очень богатые люди. Так продолжалось почти до конца XVIII века, когда чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельчённого графита и глины. Одновременно французский ученый Н.Конте изобрёл деревянные оболочки карандашей.
- Из чего сделана стиральная резинка (ластик).
Слово ластик произошло от сокращённого слова «гуммиэластик» (каучук). Первым человеком, рассказавшим миру о том, что стирать написанное может каучук, был Фернан Магеллан (ок. 1480-1521). Магеллан первым увидел как индейцы Южной Америки из тягучего сока тропического дерева гевеи.
- История масштаба
Много веков тому назад, при строительстве жилищ, выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. Для выполнения таких чертежей-гигантов были создан специальные чертёжные инструменты- деревянный циркуль-измеритель и верёвочный циркуль.
- Орнамент по спирали.
Нарисовать спираль и на ней нарисовать узор.
- Определить предметы по длине на ощупь с закрытыми глазами.
Положить6 предметов разной длины, завязать глаза повязкой, на ощупь определить какой предмет длиннее.
- Как убедиться, что всегда сумма углов треугольника равна 180
С помощью линейки начертить на листе бумаги большой треугольник. Теперь разорвать его. Оторвать все три угла. Сложить их все вместе. Что получилось?
- Как сделать пятиугольник из полоски бумаги?
Надо взять полоску бумаги шириной 3 см и завязать узел. Разгладить и натянуть угол, то получится пятиугольник. А на просвет можно увидеть внутри пятиконечную звезду (пентаграмму).
- Лента Мёбиуса
Сколько сторон у куска бумаги? Конечно две. А может ли кусок бумаги иметь всего одну сторону? Да, но это очень необычный кусок бумаги, а именно лента, которую изобрёл немецкий математик Мёбиус (1790-1868).
Сначала отрезать полоску бумаги не менее 20 см. и шириной не менее 2,5 см. сделай пол-оборота и склей концы. Теперь у бумаги всего одна поверхность и один край.
Сделать две круглые бумажные ленты (не Мёбиуса) и склеить их в одной точке. Затем разрезать их обе посередине.
- Это – матемагика!
Изогнуть полоску бумаги и закрепить её скрепками в двух местах, легко сложив два раза. Потянуть за концы и скрепки улетят, сцепившись вместе.
В таблице указаны баллы за каждое выполненное задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»
Мастер-классМетодический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...
Методическая разработка "Креативное мышление ребенка" (скрапбукинг)
Развитие творчества...
Методическая разработка "Креативное мышление ребенка" (игры)
Развитие креативного мышления...
Методическая разработка Игра «Позиция» «Развитие функциональной грамотности обучающихся. Креативное мышление»
Раскрыть с разных позиций вопрос креативного мышления, как одного из направлений функциональной грамотности....
Мастер-класс Креативное мышление школьников на уроках английского языка
laquo;Путь в тысячу миль начинается с первого шага….»Лао ЦзыПриобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления отдельных личностей. Как повысить интерес к ...
Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.
Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...
Методическая разработка Формирование креативного мышления учащихся на уроках информатики.
Формирование креативного мышления учащихся на уроках информатики. Креативность — это изобретение, экспериментирование, рост, принятие рисков, нарушение правил, совершение ошибок ...