Открытый урок "Натуральные волокна животного происхождения"
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Меркулова Ольга Николаевна

Предмет, класс: Технология 6 класс

Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения - шерсть и шелк»

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая задача урока: Обеспечение осознания и усвоения понятий.  Усвоение, понимание,  запоминание и применение ЗУНов в условиях решения учебных задач.

Цели урока:

 Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить историю происхождения шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани.

Воспитательная – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.

Развивающая – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naturalnye_volokna_zhivotnogo_proishozhdeniya.docx173.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая цель проведения урока:

«Использование современных средств и методов обучения с применением ИКТ»

 

Тема: «Натуральные волокна

животного происхождения - шерсть и шелк»

Цели урока:

Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить историю происхождения шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани.

Воспитательная – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.

Развивающая – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы тканей.

Наглядные пособия: Презентация к уроку, видеофильмы, образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд», пблоотрялка, швейные изделия из шерсти и шелка,

Раздаточный материал: карточки, образцы ткани, схемы.

Опорные понятия: руно, шерсть, шелк, гигроскопичность, теплозащитность, пылеёмкость, скольжение, осыпаемость, усадка.

Педагогические технологии: - игровая,

                                                      - групповая,

                                                      -  информационно-коммуникационная

Межпредметные связи: история, география, литература, русский язык, физика

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала

Наш урок хочется начать со слов древнегреческого философа Сократа:

"Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим".

«Сократ».

И сегодня на уроке мы будем находить подтверждение этим словам        (Слайд -1)

Класс  разделен на две группы и в течение урока, выполняя задания и отвечая на вопросы, ваши группы будут зарабатывать баллы, в конце урока мы вместе с вами подведем итог работы и по результатам я выставлю вам оценки.

Я думаю, все уже заметили на доске, слоги, если мы с вами их расположим в нужной последовательности, то сможем определить раздел, который мы с вами начнем изучать.

Попробуйте сложить слово, из предложенных слогов.                                     (Слайд -2)

   

ма

те

риа

ло

ве

де

ние

Что обозначает слово «Материаловедение».

Ответы: В этом разделе, мы изучаем ткани и их свойства.

С какими волокнами мы с вами уже знакомы?. Ответы - (лен, хлопок)

Давайте вспомним пройденный ранее материал и попробуем отгадать кроссворд.

Отгадаете, пожалуйста, кроссворд:

1 вопрос по горизонтали:
Раздел изучающий строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий  - (материаловедение)  -  16 букв

2 вопрос по горизонтали:

Что является сырьем для  производства ткани? – (волокна) -  7 букв

3 вопрос по горизонтали:

Поперечная нить в ткани. - ( уток) – 4 буквы

4 вопрос по горизонтали:

Волокно, какого растения используется для производства хлопчатобумажной ткани? - (хлопчатник) – 10 букв

1 вопрос по вертикали:

Процесс  получения  ткани  из  пряжи - (ткачество) – 9 букв

2 вопрос по вертикали:

Нить, идущая вдоль кромки ткани. - (основа) – 6 букв

3 вопрос по вертикали:

Основная профессия прядильного производства - (прядильщица)-11 б

4 вопрос по вертикали:

Волокна какой ткани  получают из стебля растения? – (лен) – 3 буквы

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ.

3. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Отгадаете, пожалуйста, загадку (Слайд - 29), отгадка  нам поможет сформулировать тему урока.

По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан.        -  (Овца)

- Волокно, какого происхождения можно получить от овцы? Как они называются?

Ответ: От овцы можно получить волокна животного происхождения, которые называются шерсть.

-А теперь сформулируйте тему нашего урока.

«Натуральные волокна животного происхождения - шерсть и шелк.» - (Слайд - 30)

Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.

_ Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не просто урок, а экспедиция в прошлое. Я не учитель, а научный руководитель, вы мои коллеги, научные сотрудники. Мы с вами сегодня познакомимся с натуральными волокнами  животного происхождения, к этой группе волокон относятся - натуральная шерсть и натуральный  шелк. И сегодня мы  окунемся в историю их появления и изучим основные  их свойства.

Класс (как я уже говорила)  разделен на две группы - “творческие лаборатории”, которые приготовили сообщения.

Итак, мы отправляемся в экспедицию.

Выступление первой группы научных сотрудников (3 ученика).

Первый ученик: До сих пор никто не знает точно, почему древнее руно называлось золотым. Возможно, шерсть древних колхидских баранов действительно имела золотистый оттенок  а, может быть, жители древней Колхиды с помощью овечьей шкуры добывали золото: расстилали шкуру на дне ручья, и шерстинки задерживали золотые песчинки, приносимые водой. Конечно, тогда еще не было известно, что руно само по себе содержит золото... (Слайд - 30)

На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовало в Киеве и Новгороде с 10 века. В древних летописях неоднократно упоминалось о выработке на Руси шерстяных тканей. Грубые шерстяные ткани ткали дома, но уже с 11 века их производили мастера шерстоткачества в монастырях и при княжеских дворах.

Созданием суконных фабрик занялся Петр 1, заботясь о снабжении армии. Первая фабрика была создана в 1698 году, а в 20-х гг. 18 века в России насчитывалось уже около 18 шерстоткацких предприятий. (Слайд – 31)

В том числе, одной из первых суконных фабрик была и фабрика, расположенная на территории Курской области, основал ее в 1719г. Иван Матвеевич Дубровский. В обращении к императрице Екатерине I он просит разрешения "построить на свои деньги в Путивльском уезде, в селе, Званном и Глушкове суконной завод в три года". Компаньоном Дубровского был генерал-майор Корчмин, купивший поместья, в которых располагалась фабрика.

Второй ученик: Разведением овец занимаются в Средней Азии, Закавказье, на Украине, в Сибири и Поволжье (ученица показывает эти районы на карте). - (Слайд - 32)

 Шерстяные волокна получают из волосяного покрова овец, коз, верблюдов и др. животных. Большое количество шерсти дают овцы (95%). Шерстяные волокна имеют длину от 10 до 250 мм, они достаточно толстые, мягкие и пушистые (учащиеся рассматривают шерсть). - (Слайд - 33)

Все видели, как в домашних условиях стригут овец. Постриженная, таким образом шерсть называется руном (демонстрация коллекции “Шерсть”). –

Многие из нас наблюдали, как получают шерстяные нитки. Давайте вспомним, последовательность первичной обработки шерсти - сортировка, очистка, теребление, прядение, скручивание, обмотка, стирка, сматывание в клубок. - (Слайд - 34)

Ученица демонстрирует прялку . 

Шерстяное волокно можно прясть, далее из пряжи ткут ткани; можно шерстяное руно валять - отсюда слова валенки, войлок. (Слайд -35)

Третий ученик: Шерстяные ткани (сукно, драп, габардин, кашемир, трико и др.) красивы, прочны, мало мнутся, теплозащитные, а потому используются чаще для зимней одежды: платья, костюмы, юбки, брюки, сарафаны, полупальто, а также платки, шарфы, пледы.

Учитель: Дайте определение теплозащитным свойствам ткани?

ОТВЕТ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохранять тепло человеческого тела;

Ученик: Ткани выпускаются чисто шерстяными и с примесями до 10% или полушерстяные с добавлением вискозы, капрона, лавсана, нитрона. Добавки синтетики повышают мягкость, упругость (учащиеся изучают коллекцию шерстяных тканей).

Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.

Учитель:  На следующем уроке у нас будет лабораторная работа, на которой мы и проведем этот опыт.  Давайте посмотрим видео фильм по истории шерсти.

Прослушав сообщения первой группы экспедиции, и посмотрев видео, сделаем некоторые записи в рабочих тетрадях (конспектирование основных понятий): 

  • ШЕРСТЬ – натуральное волокно животного происхождения, 
  • Руно – неразрывный пласт волосяного покрова животного.
  • Первичной обработкой шерсти является - сортировка, очистка, теребление, прядение, скручивание, обмотка, стирка, сматывание в клубок.

Выступает вторая группа научных сотрудников (3 ученика).

Первый ученик:  Впервые секрет изготовления шелка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества. (Слайд -36)

В Китае под смертным страхом было запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны. Лишь в 555 году двум монахам удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Благодаря этим личинкам, а также знаниям, приобретенные монахами в Китае о шелководстве, производство шелка стало возможным вне Китая.

Второй ученик:  Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка”, и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.

Шелководство развито в Японии, Китае, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане (ученица показывает эти страны на карте).- (Слайд  - 37)

Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда — яичко, гусеница, куколка, бабочка. - (Слайд  - 38)

Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичная обработки - рассмотреть коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком-сырцом. Демонстрация коллекции “Шелк”. - (Слайд  - 39)

Третий ученик:  На текстильных фабриках из шелка-сырца получают ткани (атлас, бархат, крепдешин, шифон и др.). Натуральные шелковые ткани имеют красивый внешний вид, блеск. Они мягкие и упругие, с отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные ткани. Шелк прекрасно “холодит” в жару. Не менее ценно и то, что шелк не становиться влажным на ощупь, впитывая влагу до 50% от собственного веса. Горит шелк так же, как шерсть (учащиеся изучают коллекцию шелковых тканей). -  (Слайд  - 40)

Шелковые ткани применяются для пошива платьев, блузок, мужских сорочек, платьев - костюмов, занавесей и драпировок, накидок, платков и косынок .

Учитель: Дайте вспомним определение таким свойствам ткани как - гигроскопичность и воздухопроницаемость

ОТВЕТ: Гигроскопичность и воздухопроницаемость  – свойства ткани впитывать влагу из окружающей среды и проводить воздух.

Учитель: Давайте посмотрим видео фильм по истории шелка. Прослушав сообщения второй группы экспедиции, и посмотрев видео, сделаем некоторые записи в рабочих тетрадях (конспектирование основных понятий):

  • Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.
  • Получение шелка - сбор коконов, обработка коконов паром, сматывание нескольких нитей в одну.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. А теперь, выслушав друг друга, мы попытаемся составить коллекции шерстяных и шелковых тканей. Каждая группа получает карточку-задание с названиями тканей и набор образцов тканей. Вы должны выбрать из образцов соответствующие и наклеить их на карточку под названиями тканей.

2. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон.

У вас на столе лежат карточки, на одной из них написано «Текстильные волокна». Составьте, пожалуйста, схему, из предложенных вам слов.

Кто первый, справиться с заданием поднимает руку.

А теперь давайте, сравним, что у вас получилось с моей схемой.  

6. Анализ и оценка работ

Учитель проверяет выполненные работы, считает количество заработанных баллов каждой группой учащихся и выставляет оценки.

7. Итог урока

С какими волокнами вы познакомились сегодня на уроке?

Где пригодятся вам знания по материаловедению?  

Обобщение полученных сведений. Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон животного происхождения: шерстяные и шелковые. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство - трудоемкий и дорогостоящий процесс. Полученные знания вам пригодятся при выборе ткани для пошива одежды и для покупки хороших качественных изделий.

8. Домашнее задание. Повторить натуральные волокна растительного и животного происхождения. Принести на следующий урок цветной картон, клей и ножницы.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

приветствие учащихся; -       Здравствуйте, садитесь!        

проверка посещаемости;  -    Дежурный – все ли присутствуют на уроке?

проверка готовности учащихся к уроку; -   поднимите руку, кто не готов к уроку?

2. Повторение пройденного материала

Наш урок хочется начать со слов древнегреческого философа Сократа:

"Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим".

«Сократ».

И сегодня на уроке мы будем находить подтверждение этим словам        (Слайд -1)

Класс  разделен на две группы и в течение урока, выполняя задания и отвечая на вопросы, ваши группы будут зарабатывать баллы, в конце урока мы вместе с вами подведем итог работы и по результатам я выставлю вам оценки.

Я думаю, все уже заметили на доске, слоги, если мы с вами их расположим в нужной последовательности, то сможем определить раздел, который мы с вами начнем изучать.

Попробуйте сложить слово, из предложенных слогов.                                     (Слайд -2)

ма

те

риа

ло

ве

де

ние

Что обозначает слово «Материаловедение».

Ответы: В этом разделе, мы изучаем ткани и их свойства.

С какими волокнами мы с вами уже знакомы?. Ответы - (лен, хлопок)

Давайте вспомним пройденный ранее материал и попробуем отгадать кроссворд.

1 вопрос по горизонтали:
Раздел изучающий строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий  - (материаловедение)  -  16 букв

2 вопрос по горизонтали:

Что является сырьем для  производства ткани? – (волокна) -  7 букв

3 вопрос по горизонтали:

Поперечная нить в ткани. - ( уток) – 4 буквы

4 вопрос по горизонтали:

Волокно, какого растения используется для производства хлопчатобумажной ткани? - (хлопчатник) – 10 букв

1 вопрос по вертикали:

Процесс  получения  ткани  из  пряжи - (ткачество) – 9 букв

2 вопрос по вертикали:

Нить, идущая вдоль кромки ткани. - (основа) – 6 букв

3 вопрос по вертикали:

Основная профессия прядильного производства - (прядильщица)-11 б

4 вопрос по вертикали:

Волокна какой ткани  получают из стебля растения? – (лен) – 3 буквы

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ.

3. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Отгадаете, пожалуйста, загадку (Слайд - 29), отгадка  нам поможет сформулировать тему урока.

По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан.        -  (Овца)

- Волокно, какого происхождения можно получить от овцы? Как они называются?

Ответ: От овцы можно получить волокна животного происхождения, которые называются шерсть.

-А теперь сформулируйте тему нашего урока.

«Натуральные волокна животного происхождения - шерсть и шелк.» - (Слайд - 30)

Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.

                      _ Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не просто урок, а экспедиция в прошлое. Я не учитель, а научный руководитель, вы мои коллеги, научные сотрудники. Мы с вами сегодня познакомимся с натуральными волокнами  животного происхождения, к этой группе волокон относятся - натуральная шерсть и натуральный  шелк. И сегодня мы  окунемся в историю их появления и изучим основные  их свойства.

Класс (как я уже говорила)  разделен на две группы - “творческие лаборатории”, которые приготовили сообщения.

 4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Итак, мы отправляемся в экспедицию.

Выступление первой группы научных сотрудников (3 ученика).

Первый научный сотрудник - Журюкин Артем: До сих пор никто не знает точно, почему древнее руно называлось золотым. Возможно, шерсть древних колхидских баранов действительно имела золотистый оттенок  а, может быть, жители древней Колхиды с помощью овечьей шкуры добывали золото: расстилали шкуру на дне ручья, и шерстинки задерживали золотые песчинки, приносимые водой. Конечно, тогда еще не было известно, что руно само по себе содержит золото... (Слайд - 30)

На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовало в Киеве и Новгороде с 10 века. В древних летописях неоднократно упоминалось о выработке на Руси шерстяных тканей. Грубые шерстяные ткани ткали дома, но уже с 11 века их производили мастера шерстоткачества в монастырях и при княжеских дворах.

Созданием суконных фабрик занялся Петр 1, заботясь о снабжении армии. Первая фабрика была создана в 1698 году, а в 20-х гг. 18 века в России насчитывалось уже около 18 шерстоткацких предприятий. (Слайд – 31)

В том числе, одной из первых суконных фабрик была и фабрика, расположенная на территории Курской области, основал ее в 1719г. Иван Матвеевич Дубровский. В обращении к императрице Екатерине I он просит разрешения "построить на свои деньги в Путивльском уезде, в селе, Званном и Глушкове суконной завод в три года". Компаньоном Дубровского был генерал-майор Корчмин, купивший поместья, в которых располагалась фабрика.

Второй научный сотрудник – Кутепова Анастасия: Разведением овец занимаются в Средней Азии, Закавказье, на Украине, в Сибири и Поволжье (ученица показывает эти районы на карте). - (Слайд - 32)

 Шерстяные волокна получают из волосяного покрова овец, коз, верблюдов и др. животных. Большое количество шерсти дают овцы (95%). Шерстяные волокна имеют длину от 10 до 250 мм, они достаточно толстые, мягкие и пушистые (учащиеся рассматривают шерсть). - (Слайд - 33)

Все видели, как в домашних условиях стригут овец. Постриженная, таким образом шерсть называется руном (демонстрация коллекции “Шерсть”). –

Многие из нас наблюдали, как получают шерстяные нитки. Давайте вспомним, последовательность первичной обработки шерсти - сортировка, очистка, теребление, прядение, скручивание, обмотка, стирка, сматывание в клубок. - (Слайд - 34)

Ученица демонстрирует прялку . 

Шерстяное волокно можно прясть, далее из пряжи ткут ткани; можно шерстяное руно валять - отсюда слова валенки, войлок. (Слайд -35)

Третий научный сотрудник – Носов Дмитрий : Шерстяные ткани (сукно, драп, габардин, кашемир, трико и др.) красивы, прочны, мало мнутся, теплозащитные, а потому используются чаще для зимней одежды: платья, костюмы, юбки, брюки, сарафаны, полупальто, а также платки, шарфы, пледы.

Учитель: Дайте определение теплозащитным свойствам ткани?

ОТВЕТ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохранять тепло человеческого тела;

Ученик: Ткани выпускаются чисто шерстяными и с примесями до 10% или полушерстяные с добавлением вискозы, капрона, лавсана, нитрона. Добавки синтетики повышают мягкость, упругость (учащиеся изучают коллекцию шерстяных тканей).

Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.

Учитель:  На следующем уроке у нас будет лабораторная работа, на которой мы и проведем этот опыт.  Давайте посмотрим видео фильм по истории шерсти.

Прослушав сообщения первой группы экспедиции, и посмотрев видео, сделаем некоторые записи в рабочих тетрадях

         конспектирование основных понятий: 

  • ШЕРСТЬ – натуральное волокно животного происхождения, 
  • Руно – неразрывный пласт волосяного покрова животного.
  • Первичной обработкой шерсти является - сортировка, очистка, теребление, прядение, скручивание, обмотка, стирка, сматывание в клубок.

Выступает вторая группа научных сотрудников (3 ученика).

Первый научный сотрудник – Ливенцова Изабелла:  Впервые секрет изготовления шелка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества. (Слайд -36)

В Китае под смертным страхом было запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны. Лишь в 555 году двум монахам удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Благодаря этим личинкам, а также знаниям, приобретенные монахами в Китае о шелководстве, производство шелка стало возможным вне Китая.

Второй научный сотрудник – Ливенцов Алексей:  Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка”, и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.

Шелководство развито в Японии, Китае, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане (ученица показывает эти страны на карте).- (Слайд  - 37)

Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда — яичко, гусеница, куколка, бабочка. - (Слайд  - 38)

Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичная обработки - размотть коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком-сырцом. Демонстрация коллекции “Шелк”. - (Слайд  - 39)

Третий научный сотрудник – Морозов Антон :  На текстильных фабриках из шелка-сырца получают ткани (атлас, бархат, крепдешин, шифон и др.). Натуральные шелковые ткани имеют красивый внешний вид, блеск. Они мягкие и упругие, с отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные ткани. Шелк прекрасно “холодит” в жару. Не менее ценно и то, что шелк не становиться влажным на ощупь, впитывая влагу до 50% от собственного веса. Горит шелк так же, как шерсть (учащиеся изучают коллекцию шелковых тканей). -  (Слайд  - 40)

Шелковые ткани применяются для пошива платьев, блузок, мужских сорочек, платьев - костюмов, занавесей и драпировок, накидок, платков и косынок .

Учитель: Дайте вспомним определение таким свойствам ткани как - гигроскопичность и воздухопроницаемость

ОТВЕТ: Гигроскопичность и воздухопроницаемость  – свойства ткани впитывать влагу из окружающей среды и проводить воздух.

Учитель: Давайте посмотрим видео фильм по истории шелка. Прослушав сообщения второй группы экспедиции, и посмотрев видео, сделаем некоторые записи в рабочих тетрадях

(конспектирование основных понятий):

  • Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.
  • Получение шелка - сбор коконов, обработка коконов паром, сматывание нескольких нитей в одну
  • Натуральные шелковые ткани имеют красивый внешний вид, блеск. Они мягкие и упругие, с отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные ткани. Шелк прекрасно “холодит” в жару

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. А теперь, выслушав друг друга и изучив коллекции шелковых и шерстяных тканей, мы попытаемся составить коллекции. Каждая группа получает карточку-задание с названиями тканей и набор образцов тканей. Вы должны выбрать из образцов соответствующие и наклеить их на карточку под названиями тканей.

2. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон.

У вас на столе лежат карточки, на одной из них написано «Текстильные волокна». Составьте, пожалуйста, схему, из предложенных вам слов.

Кто первый, справиться с заданием поднимает руку.

А теперь давайте, сравним, что у вас получилось с моей схемой.  

3.  КАРТОЧКА №3 (пожарная)

 Найдите определение основных свойств ткани.

            Соедините их между собой  стрелочками.

6. Анализ и оценка работ

Учитель проверяет выполненные работы, считает количество заработанных баллов каждой группой учащихся и выставляет оценки.

7. Итог урока

С какими волокнами вы познакомились сегодня на уроке?

Где пригодятся вам знания по материаловедению?  

Обобщение полученных сведений. Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон животного происхождения: шерстяные и шелковые. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство - трудоемкий и дорогостоящий процесс. Полученные знания вам пригодятся при выборе ткани для пошива одежды и для покупки хороших качественных изделий.

8. Домашнее задание. Повторить натуральные волокна растительного и животного происхождения. Принести на следующий урок цветной картон, клей и ножницы.

Спасибо всем за работу.

До свидания.

Урок закончен.


Шерсть – это волосяной покров животных.

Руно – неразрывный пласт шерсти.

Шелк - Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда.

Гигроскопичность – способность  волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать.

Теплозащитные свойства - способность волокон сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

Физические свойства – это, свойства направленные на сохранение здоровья человека.

Теплозащитность

Способность ткани сохранять тепло человеческого тела

Гигроскопичностью

Способность ткани и волокон удерживать влагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Натуральные волокна животного происхождения

Презентация предназначена для проведения урока к разделу "материаловедение" Натуральные волокна животного происхождения...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»

Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...