Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"
статья по технологии на тему

Эдуард Валентинович Иванов

Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в преподавании предмета технология.

 

                                                          Иванов Эдуард Валентинович, учитель технологии

                                                         МБОУ «Школа №101 с углубленным изучением  

                                                          экономики»  ГО г. Уфа РБ

                                                 

              Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт   общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

               Если говорить о детях то, те, которые учатся в  школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

 Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

  в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

  в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

 в систему контроля и оценки уровня образования;

 в систему финансирования;         

 в учебно-методическое обеспечение;

 в систему воспитательной работы;

 в учебный план и учебные программы;

 в деятельность учащегося и преподавателя.

          В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

 Я хочу остановиться на некоторых технологиях обучения и воспитания, применение которых, дает возможность намного повысить качество образовательного процесса в  ПРЕПОДОВАНИИ ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИЯ. Вот некоторые из них:  развивающее обучение;   проблемное обучение;   коммуникативное обучение; проектная технология;   игровые технологии;   технологии ОС «Школа-2100».

Информационно-коммуникативные технологии, которой отвожу я большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

Деятельностный  подход предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Личностно-ориентированный подход

         Организационные формы:  учебная исследовательская деятельность;  изготовление учебных продуктов;  работа в системе погружения.

 Использования возможностей современных развивающих технологий, позволяет мне обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Проблемное обучение

                 Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

 Каждый мой урок выстроен с проблемного подхода, особенно по предмету технология, выигрышными являются разрешение проблем, связанных с практической направленностью и реальным внешним миром. Мною разработаны целый блок уроков по решению проблемных ситуаций и интеграции предметов практической направленности. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

            Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

           Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением, будущее современной школы.

Метод проектов на уроках  технологии

           Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

 - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

     Инновационный поиск новых средств приводит  нас педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

     Ведущее место среди таких методов,   принадлежит сегодня методу проектов.

     В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

      Я считаю, трудной задачей является  выбор проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Например, к 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне в течении двух лет мы разрабатываем проект «Блокадный хлеб Ленинграда».   На уроках и внеурочное врем я всегда планирую защиту мини проектов.

     Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Основные требования к проекту.

 В основном  метод проектов я использую  не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

 - умение вести дискуссию;

 - умение отстаивать свою точку зрения;

 - умение находить компромисс;

 - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

 - умение уверенно держать себя во время выступления;

 - артистические умения;

 - умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

 - умение отвечать на незапланированные вопросы.

          Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

            Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

            Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

             Метод творческих проектов, наряду с другими активными методами,  эффективно применяется   на уроках технологии. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Применение инновационных технологий в обучении   школьников это формирование видов и форм деятельности учащихся, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Статья "Личностно-ориентированный подход преподавания предмета "Технология" с одаренными детьми"

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развитие не как "коллективного субъекта", но,  прежде всег...

Статья - Метод проектов в преподавании предмета "Технология" (Кулинария) "По школьным ступеням развития к самостоятельной деятельности"

Использование метода проектов в преподавании предмета "Технология" на примере раздела "Кулинария"....

Информационные технологии в преподавании предмета "Технология".

Применение информационных технологий на уроках технологии для девочек. Игровые технологии в разделе "Художественное моделирование изделий"....

Статья "Русская традиционная культура в преподавании предмета технология" (из опыта работы)

Статья о важности русской традиционной культуры в воспитании и развитии подрастающего человека. Знание традиций и прикосновение к русской  традиционной культуре необходимо для сохранения русского...

Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета "Технология. Технический труд".

Предлагается вниманию статья "Использование современных образовательных технологий" в преподавании предмета Технология. Технический труд, в которой автор делится своим опытом по подготовке, ...

Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...