Статья "Современный урок технологии в условиях реализации ФГОС"
статья по технологии на тему

Москвина Татьяна Николаевна

Данная статья освещает некоторые аспекты структуры современного урока технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok_tehnologii.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Москвина Т.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Современный урок технологии в условиях реализации ФГОС»

Термин «технология» образован двумя греческими словами: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – понятие, учение. Дословно технология – это обучение мастерству.

        По ФГОС изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Содержание образовательного стандарта призвано изменить работу учителя, путём перехода от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно - ориентированный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы по предмету в зависимости от реальной  материально-технической базы школы, учитывать  склонности, способности,  потребности  учащихся;  находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработке большей части материала, а значит,  и лучше усваиваются учениками. При организации учебного  процесса обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие универсальные учебные действия, такие как:

1. Системно-деятельностный (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный)

3. Компетентностно-ориентированный

Урок является основной формой организации обучения образовательной области «Технология».  Урок – это  часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Задумываясь о месте своего урока в системе знаний, мы должны заботиться о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие обучающихся воспитанников.

Урок технологии во многом отличается от уроков  по другим предметам,  особенно гуманитарным.

В методике  трудового обучения различают четыре группы методов:

  1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
  2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
  3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.
  4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.

В условиях существующих организационных форм обучения применяются различные методические средства. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания, поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

 Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего  учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

 Структура урока может быть такова: 

  1. Тема урока. 
  2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. 
  3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. 
  4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п. 
  5. Контроль качества знаний и их корректировка.

Устный контроль: беседа, объяснение; технологические карты, схемы.  Письменный контроль: выполнение практических работ, дидактические тесты. 

  1. Самоанализ урока и постановка новых целей.
  • Общая структура урока. 
  • Реализация основной дидактической цели урока. 
  • Развитие учащихся в процессе обучения. 
  • Воспитание в процессе урока. 
  • Соблюдение основных принципов дидактики. 
  • Выбор методов обучения. 
  • Работа учителя на уроке. 
  • Работа учеников на уроке.
  1. На протяжении всего урока мы оцениваем:
  • Организацию рабочего места;
  • Применение теоретических знаний на практике;
  • Самостоятельность выполнения операций;
  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;
  • Качество выполненной работы (операции);
  • Соблюдение последовательности выполнения операций;
  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;
  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся. Таким образом, современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению. Исходя, из этого надо определить: Каким из общих требований должен отвечать качественный современный урок технологии? Каковы основные характерные черты этого урока?

  1. Важнейшим требованием к уроку,  является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.
  2. Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта. В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно - функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

Китайские мудрости:

«Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я усваиваю»

«Дай мне действовать самому, и я научусь»

Таким образом, уроку технологии присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем не менее, урок технологии - особый урок, где основной педагогической задачей является организация условий инициирующих действия учащихся и это отражает предложенный материал.

Литература:

1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология».  Общая  пояснительная записка// Школа и производство. – 2010.

2. Проектирование деятельностной модели урока технологии  на основе  технологической карты.// Школа и производство. – 2013.

3. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы на уроках «Технологии» в условиях реализации ФГОС ООО

Описаны некоторые подходы по реализвйии ФГОС ООО...

Проектная деятельность на уроках Технологии в условиях реализации ФГОС

Метадическая разработка на тему "проектная деятельность на уроках Технологии в условиях реализации ФГОС"...

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...

Статья «Активные методы обучения, применяемые на уроках технологии ,в условиях реализации ФГОС.»

Рассказано о методах обучения ,какие методы являются активными методами ,применяемыми на уроках тежнологии ,как применяются на уроках технологии активные методы обучения....

Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...