работа с одаренными
рабочая программа на тему

Демошина Наталия Николаевна

Индивидуальная образовательная программа (работа с одаренными)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9 им. А.С. Пушкина»

города Волжска Республики Марий Эл

УТВЕРЖДАЮ:

Зам директора по УВЧ

МОУ СШ № 9 им. А.С. Пушкина

__________ Тямакова А.А.

«____»______________ 2016 г

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ»

Автор:

учитель технологии

высшей категории

МОУ СШ № 9 им. А.С. Пушкина

Демошина Н.Н.

Волжск 2016

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
 

В.А. Сухомлинский

        

        Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка

        Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

        Образовательная область «Технология» является одним из предметов школьных дисциплин, где созданы благоприятные условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей.

        На базе «пилотного» 6 «в» класса в начале учебного 2016-2017 года была проведена психолого-педагогическая диагностика. По её результатам Журавлева Надежда показала высокую школьную мотивацию. Она хорошо выполняет все предъявляемые школой требования, проявляет активность в отборе и запоминании необходимой информации, имеет высокие организаторские и коммуникативные способности.  Надя  всегда отличается оригинальностью мышления, удивляет всех своими идеями, нестандартным подходом к решению задач и проблем, стремится все к новым и новым знаниям.

        В связи с этим возникла необходимость уделить особое внимание одаренным детям  и  разработать систему для творческого и интеллектуального их развития в рамках школьного предмета «Технология».

        Индивидуальная образовательная программа составлена на основе авторской программы д.п.н. В.Д. Симоненко в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по технологии «Обслуживающий труд » для обучающихся 5-9 классов при изучении раздела « Рукоделие. Лоскутное шитье».

  1. Нормативная база.

        Нормативная база по работе с одаренными детьми  определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

        Индивидуальная образовательная  программа составлена на основе  следующих нормативно-правовых документов:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ);
  •  Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников» (04 февраля 2010 г. Пр-271);
  • Национальный проект «Образование»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);
  • Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
  •  Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;
  • Основная образовательная программа начального/основного/среднего общего образования МОУ «СШ №9им. А. С. Пушкина»  г. Волжска Республики Марий Эл 
  • Устав МОУ «СШ № 9им. А. С. Пушкина»  г. Волжска Республики Марий Эл 

1.2 Концепция программы

        В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной сущности ребенка как личности, которая  имеет более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.  В  рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Специальная работа по выбору и организации деятельности детей, которые имеют доминирующую активную и познавательную потребность в изучении данного предмета. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

        Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

1.3. Цель программы: создание условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

1.4. Задачи программы:

-изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей.

-создать условия для самореализации одарённых детей.

-создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и творческого развития детей.

-способствовать проявлению одаренности в различных видах творческих занятий через оптимальное сочетание урочной, внеурочной, групповой и индивидуальной деятельности;

-внедрять в образовательные занятия инновационные педагогические технологии для обучения детей с высоким уровнем одаренности;

-расширить возможности для участия способных и одарённых детей в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

1.5 Формы работы:

Индивидуальные занятия

1.6 Способы обучения:

-дистанционное обучение;

-дифференцированное домашнее задание  

2.Содержание работы по реализации ИОП

2.1 Содержание учебно-тематического плана

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

Образовательный продукт

Дом. задание

Отметка о выполнении

История лоскутного шитья

1

исследование

тестовая

Опорный конспект

презентация

Художественная обработка текстильного лоскута

1

практика

самоконтроль

обработка прихватки

Разработать эскиз изделия в лоскутной технике

Основы цветовой грамоты

1

лекция

тестовая

составление  

провести анализ цветовой гаммы иллюстрации

Современные формы традиционного лоскутного шитья.

1

исследование

устная

презентация

Найти аналоги приемы работы с лоскутом в современном мире рукоделия

Техники: “Полоска”, “Разноцветная спираль”.

1

практика

самоконтроль

образец

Исследовать другие виды техники лоскутного шитья

Лоскуты и фантазия.

1

исследование

оценочная

Разработка эскиза

Применение элементов лоскутного шитья в одежде

Технология работы над лоскутным изделием.

1

практика

самоконтроль

Работа над проектом

Работа с изделием

Технология работы над лоскутным изделием.

1

практика

самоконтроль

Работа над проектом

Работа с изделием

Технология работы над лоскутным изделием.

1

практика

самоконтроль

Работа над проектом

подготовить презентацию к защите проекта

Итоговый урок

1

представление результата

оценочная

Защита проекта

Не задано

3. Ожидаемые результаты

В сфере личностных УУД должны быть сформированы:

  • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности;
  • выражать устойчивый интерес и  учебно-познавательную мотивацию и к учению;
  • готовность к самообразованию и самовоспитанию.

В сфере регулятивных УУД должны быть сформированы:

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • выполнение правил гигиены учебного труда.

В сфере коммуникативных УУД должны быть сформированы:

  • умение адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
  • умение использовать средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
  • умение презентовать выполненную работу в наглядном виде

В сфере познавательных УУД должны быть сформированы:

  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • преобразование  объекта: изменять, творчески переделывать;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  • умения применять технику лоскутного шитья в современном дизайне одежды и предметов быта;
  • умения находить нужную информацию из различных источников, давать оценку и анализ.

Литература

1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...