Урок «Художественное точение изделий из древесины. Изготовление матрешки».
учебно-методический материал по технологии (8 класс) на тему

Новожилов Вячеслав Витальевич

Тема урока: «Художественное точение изделий из древесины. Изготовление матрешки».

Цель урока:

Создать условия для формирования общего представления о художественной обработке изделий из древесины.

 

Задачи:

  1. Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по планированию работы и применению

их учащимися при выполнении практической работы.  

  1. Создавать условия для  развития умений анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников.    
  2. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
  3. Создать условия для развития навыков культуры труда и  аккуратности выполнения работы.
  4. Способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Художественное точение изделий из древесины. Изготовление матрешки».

Цель урока:

Создать условия для формирования общего представления о художественной обработке изделий из древесины.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по планированию работы и применению

их учащимися при выполнении практической работы.  

  1. Создавать условия для  развития умений анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников.    
  2. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
  3. Создать условия для развития навыков культуры труда и  аккуратности выполнения работы.
  4. Способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый

метод, практический метод.

        Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы.

Краткий план урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление.
  6. Итоги урока 

Оснащение урока: компьютерная презентация, карточки-задания, образцы матрёшек, эскизы

Этапы урока

Виды деятельности, форма работы, ЦОР (цифровой образовательный ресурс)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты обучения

 I. Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: рациональность и безопасность размещения принадлежностей и материалов

 

II. Актуализация ранее полученных знаний

 Вопросы:

         1.  Назвать породы хвойных                      деревьев.

  1. Назвать породы лиственных деревьев.

  1. Как подготовить заготовку для художественного точения?

Ответы учеников:

К породам хвойных деревьев относятся: сосна, лиственница, ель.

К породам лиственных деревьев относятся: берёза, осина , липа, дуб, ольха. Сначала заготовке придают цилиндрическую форму, обтачивая ее         полукруглой стамеской, делают разметку с помощью карандаша и линейки и косой стамеской делают надрезы мест переходов на вращающейся заготовке.

Освоение предметных знаний:

Закрепят знания о породах древесины, используемой для точения; познакомятся с инструментами для точения и правилами безопасного их использования;

получат представление о заготовке для точения;

научатся выполнять разметку изделия;

овладеют техникой точения матрёшки;

расширят представления об отделке готового изделия;

Метапредметные УУД:

Регулятивные: Учатся принимать и сохранять учебную задачу работать по плану;

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить варианты решения учебной задачи;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные: умеют строить речевые высказывания в устной форме по вопросу, извлекают информацию из прослушанного материала; научатся анализировать и выполнять собственные объекты труда;

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;строить понятные для партнёра высказывания; воспринимать другое мнение и позицию;

III. Объяснение нового материала:

IV.Работа с технологической картой

V.Практическая работа. Точение матрёшки

VI.Закрепление полученных знаний

VII. Подведение итогов

Выставление отметок за работу на уроке и за практическую работу.

Объявление темы:

Тема нашего  урока «Художественное точение изделий из древесины. Изготовление матрешки».

Показ слайдов «Точеные изделия».  

  Художественное точение – широко распространенный вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек и т.д.

     Для художественного точения применяют древесину груши, клена, березы, бука, ясеня, липы, сосны.

     Детали, имеющие форму вращения, с фасонными поверхностями изображаются на чертежах одним главным видом.

     Выполнение чертежа начинается с проведения горизонтального штриха пунктирной линии.

     Затем вычерчивают профиль детали симметрично осевой линии. Вычерчиваются радиусы, образующие конусов, сфер и других элементов. Проставляются диаметры и длины, расстояния по оси, радиусы скругления профилей, размеры фасок и т.д.

Инструменты для ручной художественной резьбы:

     Для художественных токарных работ применяются как обычные инструменты – стамески, резцы, так и специальные – крючки, гребенки, а также различной конструкции сверла.

     Для контроля качества выполненного изделия применяются шаблоны и нутромеры, штангенциркуль и кронциркуль.

.Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Сергиевская (загорская) матрёшка

Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г.Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров – матрешечников объединились в артель. Окончательно же “Загорский” стиль росписи матрешки сложился в 1920-е годы.

В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий– с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды

Технология изготовления матрешки

Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Обычно сушат на улице под навесом два-три года. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть и расколоться.

Начинается работа с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

Последовательность изготовления матрешки:

1- закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы, рейером - полукруглым резцом .

2- Выравнивание торца заготовки мейселем – резцом для чистовой обработки.

3- Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки, рейром – полукруглым резцом.

4- Примерка внутренней матрешки к нижней части наружной матрешки, между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.

5- Формирования четверти уступа для соединения матрешки, мейселем – резцом для чистового точения.

6- Отрезка нижней части матрешки при помощи мейселя.

7- Выборка внутренней полости верхней части матрешки при помощи рейера и формирования выступа четверти для соединения матрешки- мейселем.

8- Соединения нижней и верхней части матрешки.

9- Формирования наружной формы матрешки, при помощи рейера и мейселя.

10- Шлифования матрешки шлифовальной шкуркой.

11- Обрезка верхней части матрешки мейселем.

12- Готовая заготовка – «бельё».

13- На загрунтованную (крахмальным клейстером или клеем ПВА) заготовку, наносят

карандашом контур рисунка.

14- Роспись матрешки. Расписывают матрешки чаще всего анилиновыми красителям.

темперой, гуашью.

15- Готовое изделие лакируют масляным или нитролаком. Матрешка готова.

1. Составление плана работы по изготовлению изделия.

     Давайте рассмотрим чертеж и прочитаем технологическую карту на изготовление этого изделия.

    (Читаем чертеж и технологическую карту. Приложение № 1).

1. Назовите габаритные размеры изделия?

2. До какого размера мы будем выполнять черновую обработку изделия?

  (Диаметр +5-8мм)

2. Инструктаж по выполнению практической работы

Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.

3. Текущий контроль над выполнением практической работы.

4. Проверка качества выполненной работы.

1. Отмечаю работу мальчиков, их активность, оцениваю правильность выполненной работы. Предлагаю оценить урок

Просмотр презентации

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Участвуют в беседе, рассматривают слайды

В беседе составляют план работы

Слушают объяснение

Рассматривают слайды презентации

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, анализируют изделия

Повторяют правила безопасности

Учащиеся выполняют свою работу

Мальчики анализируют свои работы и работы одноклассников



11-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».6 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА  «ДЕРЕВООБРАБОТКА»  ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ вклчает в себя поя...

Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба»....

Художественное точение изделий из древесины

Цели: научить учащихся вычерчивать чертеж точеной детали или читать готовый, подбирать резцы для выполнения работы, контролировать качество изготовленной детали....

Конспект урока "Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник)"

Конспект урока по технологии в 5 классе на тему: Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник) Цель урока:Содействовать формированию знаний по конструированию с ...

Урок технологии в 7-м классе Тема урока: «Художественное точение изделий из древесины»

Предлагаю вашему вниманию урок по технологии в 7 классе на тему: "Художественное точение изделий из древесины"...