Внеурочное занятие по технологии
план-конспект по технологии на тему

Балеевская Юлия Александровна

 Внеурочное занятие по Технологии (обслуживающий тур), категория участников 5-8 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fil_2.doc.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов

имени Я.И. Лейцингера»

Внеурочное занятие по технологии

«Наряд для любимой куклы»

автор: учитель технологии

Балеевская Юлия Александровна, 1кк

Архангельск

2015

Тема

«Наряд для любимой куклы»

Класс/возраст

5 – 8 классы, 11-14 лет

Форма проведения

внеурочное занятие  по технологии

(обслуживающий труд), конкурс

Цель

Создание оптимальных возможностей для выявления творческого  потенциала детей и подростков, удовлетворения их потребностей и творческой самореализации средствами художественно-эстетического образования.

Задачи

Развитие творческих способностей, эстетического вкуса и образного мышления у школьников.

Вовлечение детей в атмосферу творческой активности.

Развитие коммуникативных навыков обучающихся, толерантности.

Межпредметные связи

История, литература, музыка

Технические средства

Мультимедиа-проектор, компьютер, колонки, экран

Материалы и оборудование

Выставка кукол – номинантов, кукол в народных костюмах, кукол-оберегов, литературы по теме занятия

Подготовительный этап конкурса (1 месяц)

Обучающимся объявляется о конкурсе заранее (конкурс проводится ежегодно). Наряд для куклы девочки готовят самостоятельно на занятиях творческого объединения.

Выставка кукол участниц (2 недели)

Далее оформляется выставка кукол участниц в кабинете технологии.

Ход внеурочного занятия – конкурса

  1. Организационный момент (3 мин.)

Участники, зрители и гости располагаются на своих местах. Представление педагога. Знакомство с составом жюри.

  1. Основная часть

2.1. Представление участниц, жеребьёвка (5 мин.)

Тряпичная кукла   М.А.Пожарова

Свернута из тряпки

Куколка у Маши

Не отыщешь краше:

Руки – словно лапки.

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Ну а Маша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

маленькую дочку.

Сегодня у нас долгожданный финал конкурса «Наряд для любимой куклы». Представлением участниц (под музыку «Золушка»).

А ещё у нас сегодня гостья. Такая же девочка, как вы, только из былых времен - Любава.

Жеребьёвка (участницы вытаскивают бумажку с номером). Номер закрепляется на кукле.

2.2. Теоретическая часть  разрывная (15 мин.)

Учитель-ведущий:

Кукла – главное действующее лицо в детских играх. Ещё не так давно в семьях кукла переходила от матери к дочери, как залог домашнего уюта и тепла. Кукла – то существо, с помощью которого ребёнок воспринимает свою человеческую роль.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

Любава:

Самые первые народные куклы на Руси делались из золы - шарик, к которому прикреплялась юбка. Такая зольная кукла называлась «баба» - женское божество.

Учитель-ведущий:

Для девочки кукла порой была единственной игрушкой, которую к тому же мастерила она сама. Крестьянская девочка проводила много времени за домашними делами, с пяти-шести лет её уже сажали за прялку, для чего мастерили специальные детские прялки. А с девяти лет девочку учили ткать. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Девочки-подростки делали кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по-своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице.

Давайте посмотрим, какие наряды получились у наших участниц.

2.3. Самопрезентация участниц (10 мин.)

Участницы выходят и рассказывают о наряде для куклы. Кукол участницы отдают жюри для оценки качества работ.

Любава:

Да, красивые наряды смастерили девочки.

В былые времена ткань на наряд кукле просто рвали. Использовали ткань из ношеной одежды.  Ножницы, железные, колющие и режущие предметы не использовали.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил. Если рисовали или вышивали лицо, что встречалось в более поздних куклах для любования, то рот куклы  рисовался или вышивался плотно закрытым.

Учитель-ведущий:

В кукольной одежде прошлых лет существовали строгие правила, в которых намного больше смысла, чем в нарядах современных Барби. Голову покрывает платок, он защищает голову, которая ближе всех к небу и от него черпает силы – простоволосой ходить – грех. Волосы заплетались в длинные косы – чем больше переплетений, тем меньше шансов проникнуть злым силам. Обязателен и фартук с многочисленными узорами. Он защищает женщин своим присутствием.

В основе формы куклы часто встречается крест, который тоже несет в себе обережную силу. Таким образом, наша пра-кукла была скрученным куском бересты или ткани в платке и фартуке.

- А как назывались эти куклы?

- Игровые куклы. Куклы, связанные с обычаями и обрядами

- Может быть, наша гостья поиграет с участницами конкурса?

- С удовольствием!

2.4. Выполнение задания по карточкам (5 мин.)

Девочкам раздаются карточки. Вика показывает куклу с номером. Участницы должны расставить номера соответственно названиям. Карточки отдаются жюри.

А теперь правильные ответы:

1. Кувадка

2. Пеленашка

3. Столбушка

4. Кормилица

5. Колокольчик

6. День-ночь

7.  Неразлучники

8. Мартиничка

9. Ангел

Учитель-ведущий:

В настоящее время детские игры значительно изменились. Место тряпичных куколок заняли современные Барби, Кены и Братсы. Уже очень редко в руках маленьких девочек можно увидеть обычную тряпичную куклу.

Любава:

- А какие они, современные куклы?

Учитель-ведущий:

        Давайте, девочки, расскажем нашей гостье о современных куклах.

Теоретическая часть

Кукла Барби, ставшая одним из символов двадцатого столетия, продолжает свой путь в двадцать первом веке, меняясь, но, не изменяя себе.

Она всегда была такой: красивой, динамичной, не отстающей от моды и иногда даже опережающей ее. Более противоречивой игрушки история не знает: противники Барби не устают рассказывать о неправильных пропорциях ее тела и губительных последствиях игры с ней, а поклонники любуются красотой любимой куклы, которая приносит им радость и вдохновение.

Мама знаменитой куклы - американка Рут Хэндлер. Идея создания "взрослой куклы" для маленьких девочек появилась у Рут, когда она увидела, что в играх ее дочери Барбары со сверстницами бумажные "взрослые куклы" пользуются большей популярностью, чем куклы-дети

Полное имя Барби — Барбара Миллисент Робертс. Первая кукла Барби  была  выпущена в 1959 году, в США и  носила прическу "конский хвост"; у нее в ушах были перламутровые сережки, на ногах - открытые босоножки на каблуке, а одета она была в черно-белый полосатый купальник. Рост Барби — 29 см. Её пропорции по отношению к «нашему», реальному миру — 1:6. По подсчетам специалистов, если бы Барби стала человеком, то при росте около 170 см ее вес был бы чуть меньше 50 кг, объем груди — 99 см, талии — 45 см, бедер — 84 см.

Но популярность куклы возрастала и возрастала. Барби недолго была одна - в 1961 году у Барби появился друг Кен, которого назвали так в честь сына Рут Хэндлер. В 1963 году была создана лучшая подруга Барби - Мидж, а в 1964 - сестренка Скиппер.

Сейчас у Барби есть уже не один десяток родственников и друзей. В 60-х годах Барби обзаводится «Домом мечты», в 70-х — автомобилем.

Внешность куклы не оставалась неизменной. Дизайнеры много экспериментировали с цветом и длиной волос кукол Барби, которые то укорачивались, то "отрастали".

Кукла становилась более подвижной: создатели Барби "научили" ее сгибать и поворачивать все части тела - и Барби стала велосипедисткой, наездницей, спортсменкой, танцовщицей…

Она "вырастала" до трех футов, и ее маленькая хозяйка примеряла наряд любимой куклы (серия My Size Barbie).

Фирма Mattel выпускала кукол Барби разных национальностей, одетых в народные костюмы, и "учила" игрушку говорить на разных языках.

За пятьдесят лет своей жизни знаменитая кукла сделала карьеру во многих областях: например, она побывала стюардессой, врачом, бизнес-леди, рок-звездой, военным летчиком, пожарным, учительницей, и даже кандидатом в президенты!

Большой популярностью всегда пользовались куклы Барби, повторяющие внешность суперзвезд: например,  Мэрилин Монро. С новыми временами приходят новые кумиры, и с выходом киноэпопеи "Властелин колец" фирма Mattel выпустила новую серию кукол, изображающих героев знаменитой фэнтези-трилогии. И как же героев нашумевшей саги «Сумерки».

Смешные создания Bratz – это забавные куколки с большими головами и огромными глазищами.

Слово «братц» (bratz) - это производное от английского слова brats - "избалованные дети". Принято считать, что Братц – это некий «ответ» Барби, новый "молодежный" этап в кукольном мире. Bratz – это модные, стильные       подростки, которые безумно популярны на всей планете

У куколок Братц есть все, что должно быть у настоящих тусовщиц: игровые наборы, куча одежды, диски, караоке; они могут посещать свои кукольные суши-бары, салоны спа, ретро-кафе; ездить на лимузинах, заниматься серфингом, смотреть ДВД и играть в видеоигры.

Выпуск этих кукол прекращен, но на смену им пришли куклы Moxi.

Куклы Мокси – веселые подружки - Эйвери, Софина, Лекса и Саша - им всем от шестнадцати до восемнадцати лет. Подружки куклы MOXIE яркие, модные, любознательные и дружные. Куклы МОКСИ не всегда следуют моде, они ее творят! У каждой из кукол свой собственный, неповторимый стиль. Куклы Мокси не боятся пробовать что-то новое или творить яркие образы. В мире моды кукол MOXIE ценят естественность и непосредственность, индивидуальность и самовыражение, отважность и любопытство, дружбу и взаимопомощь.

Если Bratz  были плохими девчонками из уличной банды, то Moxie (с английского – «дерзкие», «настойчивые», «смелые») - не бунтари: у каждой девочки из новой четверки  своя индивидуальность. Лекса, Саша, Эвери и Софина - очень «правильные»: добрые, ответственные, отзывчивые, иногда чуть наивные подростки.

Японка Момоко -  одна из "молодых" кукол, которые покорили миллионы сердец по всему миру. Она выполнена в стандартном масштабе 1/6 (27 сантиметров)

         Привлекательна в ней не только характерная азиатская внешность, но и  "мобильность", пластичность, возможность придавать естественные позы. И немудрено - изящное тело этой куклы снабжено шарнирами в коленях, локтях, запястьях, лодыжках и даже на грудной клетке. Момоко - действительно идеальная фотомодель!

Momoko - кукла-индивидуалистка. В ее линии нет ни подруг, ни молодого человека (что, однако, расстраивает коллекционеров). На нее можно примерить любую роль и настроение - она обладательница "идеального кукольного лица": на нем нет широкой белозубой улыбки, а внимательные глаза задумчиво смотрят куда-то вбок.

Во что одеваются и обуваются  Момоко? Фирменные костюмы, в которых продаются куклы, проработаны удивительно детально, вплоть до крохотного нижнего белья с украшениями, и обувь столь же педантично воссоздана - кроссовки выглядят, как настоящие, а сапожки отличаются от человеческих разве что узкой щелью сзади, чтобы легче было снимать и надевать их на кукольную ножку.

Куклы Tonner  известны во многих странах, нежные, утонченные и неизменно пробуждающие желание играть с ними - или, по крайней мере, поставить такую куклу за стекло и любоваться ее красотой.

Художник и дизайнер этих чудесных кукол - Роберт Тоннер: он создает кукол очень разных, но одинаково совершенных, от маленьких девочек и классических "детских" кукол до полностью подвижных коллекционных модных кукол  с большими гардеробами модной и стильной одежды.

Среди кукол Тоннера много героев популярных фильмов. Например, полюбившийся во всем мире Гарри Поттер.

Но, к сожалению, одежда для всех современных продается  по очень высоким ценам. Это и вечерние наряды, и повседневная одежда и даже обувь. Ну и конечно, кукла не может обойтись  без мебели.  Но все, что продается в магазинах – розовый пластик. А свей любимой кукле хочется дать что-то необычное, такое, чего ни  у кого нет. Поэтому любительницы кукол по всему миру шьют одежду самостоятельно.

3. Заключительная часть (7 мин.)

Опрос зрителей. Подсчет зрительских голосов для выявления приза зрительских симпатий.

Выход жюри.

Дефиле участниц с куклами. Выход для награждения.

     Награждение.

Учитель-ведущий:

И хотя все куклы разные, но они объединяют людей по всему миру – ведь они пробуждают желание что-то сделать своими руками для  любимиц!!!

Любава:

Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите.
И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется -
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.
И, может быть, кукла – всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

Внеурочное занятие по технологии "Священный свет Рождественской звезды", выполнение открытки в технике торцевание

Конспект внеурочного занятия включает в себя беседу о Рождестве, план занятия....

Внеурочное занятие по технологии-5 класс "Технология изготовления куклы-самокрутки"

В ходе проведения внеурочного занятия учащихмся предлагается изготовить деревенскую куклу-самокрутку....

Разработка внеурочного занятия по технологии обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) «Выбор банка для оптимального вклада»

Разработка внеурочного занятия «Выбор банка для оптимального вклада» актуальна  в  настоящее  время,  т.к. формирует у обучающихся  понятие об экономической и фина...

Методическая разработка внеурочного занятия по технологии 8-9 класс

Тренинг-занятие по профориентации для подростков «Первый шаг к самопознанию»...

Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»

Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...