Конспект урока "Татарские национальные мотивы в вышивке головных уборов"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Урок по технологии, по профилю « вышивка» в 6 классе для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема: «Татарские национальные мотивы в вышивке головных уборов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tatarskie_natsionalnye_motivy_v_vyshivke_golovnyh_uborov.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
по технологии,
по профилю « вышивка» в 6Б классе
для детей с умеренной умственной отсталостью
Тема: «Татарские национальные мотивы в вышивке головных уборов».
Учитель технологии
высшей квалификационной категории
Николаева Н.В.
Цели урока:
1.Обучающие:
Закрепить знания и умения в выполнении стебельчатого стежка
Формировать представление о национальной культуре татарского народа.
Обогащать словарный запас учащихся.
2. Коррекционно-развивающие:
Учить классифицировать, группировать предметы, различать стежки.
Развивать и активизировать чувство образного восприятия.
Развивать и тренировать образную и зрительную память.
Корригировать мышление через включение в урок загадок, ребусов,
развивающих упражнений.
3.Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Вызвать у учащихся интерес и эмоциональный отклик на прекрасные творения природы и человека.
Оборудование урока:
1.Образец вышивки – панно.
2.Инструкционные кары по выполнению стебельчатого стежка.
3. Проверочные карты.
4. Тесты по ТБ «Золотой ключик».
5.Карточки задания по определению стежков.
6.Шарады, загадки, ребусы.
7.Словарные слова: тюбетейка, калфак.
8.Инструменты, приспособления, материалы для выполнения вышивки.
9.Презентация «Вышивка татарских национальных головных уборов», выполненная в программе Power Point.
10.МРпроектор.
11.Магнитофон.
12.Запись мелодии ( татарские народные мелодии ).
План урока
1.Организационный момент.
1.1. Приветствие.
- Прозвенел звонок для нас, Мы зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо, Вижу класс наш хоть куда.
Мы урок начнем тогда.
1.2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, пожалуйста, все подготовили к уроку.
2. Основная часть.
2.1.Введение в тему: «Татарские национальные мотивы в вышивке головных уборов».
Звучит татарская народная мелодия .
В нашей республике живут люди с разной национальностью. Сегодня мы познакомимся с культурой татарского народа, с его национальной одеждой, что тоже является частью культуры любого народа.
Татарский народ с древних времен отличался присущим только ему национальным костюмом (слайд 2 ). В одежде отражались обычаи, национальные особенности и духовный мир татарского народа (слайды 3,4 ).
Особенно девушки, молодые женщины были внимательны к своей одежде. Девушки для праздников, для выхода специально заказывали новые платья (слайд 5), а молодые женщины, чтобы продемонстрировать свою красоту, надевали самую красивую одежду гулять и даже когда ходили за водой (слайд 6).
С древних времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным элементом. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых головных уборов: калфаков и тюбетеек(слайд 7 ).
Словарная работа.
Посмотрите на доску: здесь написаны два новых слова, с которыми мы сегодня познакомились - калфак, тюбетейка. Давайте прочтем их хором.
Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды (слайд 8). У татар тюбетейка являлась не просто головным убором, она подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому,о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что он «родился в тюбетейке» . На калфаках, женских головных уборах, раньше писали добрые пожелания, волшебные слова, заклинания, в качестве оберега, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение «у нее написано на лбу» (слайд 9).
Издавна умелые мастерицы изготавливали головные уборы, вкладывая свои творческие фантазии. Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы.
В калфках чаще всего это вышивка букетов цветов, сияние Луны и мерцание звезд, листья и стебли растений. Поражает удивительное многообразие мотивов татарского орнамента (слайд 10).
Широко используются степные мотивы: тюльпан, гвоздика (слайд 11, 12).;
полевые мотивы: колокольчик, ромашка (слайд 13, 14);
садовые мотивы: георгин, астра, хризантема, фиалка, роза (слайд 15, 16).
Используется мотив трилистника. Объединяясь с цветами трилистник создает очень красивую композицию (слайд 17).
3. Закрепление материала.
Сегодня вы познакомились с видами национальных татарских головных уборов.
- Как называются национальные татарские головные уборы?
(калфак, тюбетейка).
- Как украшают тюбетейки и калфаки?
(вышивкой).
- Какие узоры вышивают на татарских головных уборах?
( цветочно-растительные).
4. Актуализация опорных знаний.
4.1. Сегодня на уроке вы будете вышивать рисунок для калфака и вы знаете, что при выполнении вышивки используются различные инструменты и приспособления. Давайте вспомним, какие инструменты и приспособления вы знаете.
Под словами «инструменты» и «приспособления» находятся карточки, на которых написаны задания, которые вы должны выполнить.
Первое задание:
- Вы должны расшифровать, что написано в этом круге. Двигаясь по стрелкам, вы прочитаете название инструмента. Начало слово выделено красным цветом (слайд 18).
|
(ножницы).
Второе задание:
- Разгадать загадку.
Я – одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну.
(Игла).
Третье задание:
- Разгадайте ребус. Какое слово скрывается здесь? (Слайд 19).
(булавка).
- Для чего мы применяем булавку?
( Для скрепления ткани, рисунка и копировальной бумаги при переводе рисунка на ткань).
Четвертое задание:
- Вопрос. Какой предмет используют для натягивания ткани при вышивке? (Пяльцы).
Пятое задание:
Разгадать шараду.
- Какое слово зашифровано здесь?(Слайд 20).
( Наперсток. )
- Для чего применяется наперсток?
(Для того, чтобы не уколоть палец.)
4.2. Самостоятельная работа учащихся.
- Разложите имеющиеся у вас предметы на инструменты и приспособления. В желтый лоток положите инструменты, в синий лоток – приспособления.
- Проверьте, правильно вы разложили инструменты и приспособления? В желтом лотке должны лежать ножницы и игла. В синем лотке – булавка, пяльцы и наперсток. Молодцы.
4.3. Правила техники безопасности.
- При работе с инструментами и приспособлениями вы должны соблюдать правила техники безопасности. Как вы знаете эти правила проверим , поиграв в игру «Золотой ключик».
- Отвечая на вопросы в таблице при ответе «да» вы ставите «галочку», при ответе «нет» вы ставите «тире» (слайд 21). Если вы на все вопросы ответите правильно, в ваших таблицах появятся ключики (слайд 22).
- Вопросы: 1. Можно терять иглу? (Нет).
2.Сломанную иглу сдать учителю?( Да).
3. Ножницы передавать кольцами вперед?( Да).
4. Можно брать иглу в рот?( Нет).
5. Можно держать ножницы открытыми концами вверх?( Нет).
6. Можно оставлять ножницы раскрытыми на столе?( Нет).
7. Иглу хранить в игольнице? (Да).
8. Можно откусывать нитку зубами?( Нет).
- У всех получился ключик? Молодцы. Все хорошо знают правила безопасной работы с инструментами.
4.4.Виды стежков.
- Все вышивки на головных уборах выполнены различными швами, стежками. Многие из них вы знаете. Я вам раздам карточки. В нижней части карточки даны названия шва, его номер. В верхней части изображены схемы этих швов. Сопоставьте названия и схемы, проставьте номера швов (слайд 23).
- Проверьте, как вы выполнили задание, сравните с ответами на экране (слайд 24).
5. Физкультминутка.
- Устали? Давайте встанем, немного взбодримся.
- Выполняем гимнастику для глаз.
- Вертикальные движения глазами: вверх (один, два, три), вниз (один, два, три).
- Горизонтальные движения глазами: вправо-влево, вправо-влево.
- Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
- Теперь выполняем дыхательную гимнастику.
Вдох - с улыбкой день встречаем,
Выдох - всё мы замечаем.
Вдох - мы руки развели и плывём как корабли.
Выдох - вместе с капитаном странствуем по разным странам.
Вдох - спешим за облаками, машем крыльями-руками.
Выдох - вот уже летим, руки в крылья обратим.
Успокоились немножко – Вдох - закончилась дорожка,
Выдох - встанем у порожка и опять начнём играть,
День с улыбкою встречать.
- Молодцы, садитесь.
6. Практическая работа.
6.1. Подготовка к практической работе.
- Вы сегодня будете вышивать рисунок, который часто используют в вышивке калфаков. Посмотрите на образец. Давайте проведем анализ этого образца.
- Какой цветок вышит на образце? (Колокольчик).
- Как называются части цветка? (Лепестки, листья, стебель).
- Какими стежками вышиты лепестки цветка?(Гладью).
- Какими стежками вышиты стебли стежка?(Стебельчатыми стежками).
- Какие нитки использовали при вышивке? (Мулине).
6.2.Технология выполнения стебельчатых стежков.
- Сегодня вы начнете выполнять вышивку стебля растения стебельчатыми стежками.
- На экране и у вас на столах находятся инструкционные карты по выполнению стебельчатого стежка. Вспомним технологию выполнения стебельчатого стежка (слайд 25) .
- Выполняют стебельчатые стежки слева направо или снизу вверх. Во время работы нитка всегда должна быть с одной стороны иглы, стежки небольшие и одинаковые по размеру.
- Стебельчатые стежки с лицевой стороны напоминают веревочку, а с изнаночной – прямые стежки (слайд 26).
- Переходим к рабочим столам и продолжаем урок.
6.2. Пальчиковая гимнастика.
- Перед практической работой разомнем пальцы, чтобы работу выполнитьправильно и аккуратно.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно пальцы сосчитать.
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.
6.3. Выполнение практической работы.
- Опираясь на инструкционные карты, и не забывая о правилах безопасной работы, приступаем к выполнению практической работы.
- Выполнение стежка контролируйте по проверочной карте.
Индивидуальная помощь отдельным учащимся.
7. Итог урока:
- Какое изделие начали вышивать? (Калфак).
- С каких деталей начали вышивать? (Со стебля).
- Какими стежками вышиваем стебли? (Стебельчатыми стежками).
- Вышивку изделия продолжим на следующем уроке.
8. Оценки за урок.
Литература.
1.Стреблева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва, 2005г.
2.Н.А.Сотникова «Учимся вышивать». Издательство «Айрис-пресс», 2006г.
3.Альбом по рукоделию под редакцией И. Муреница, АСТ «Астрель», Москва, 2001г.
4.Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок», «Академия развития», Ярославль, 1996г.
5.И.П.Арефьев «Занимательные уроки технологии для девочек 5 класса», Пособие для учителя , «Школьная пресса, Москва, 2005г.
6.Ф.Г.Габдуллина «Вышиваем сами», Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), Казань, 2000г.
7.Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая «Швейное дело» 5 класс, Издательство «Просвящение», Москва, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока татарской литературы
Данный урок проводился в 9 классе. Тема урока "Язмышларга буйсынмас җан", посвященный творчеству Ф.Яруллина...
Конспект урока татарского языка во 2 классе
"Билгеле үткән заман хикәя фигыльнең барлык һәм юклык формаларын кабатлау" темасы буенча дәрес эшкәртмәсе рус телле 2нче сыйныф укучылары өчен әзерләнде....
План-конспект урока татарского языка, тема: "Фразеологик әйтелмәләр".
План-конспект урока татарского языка на тему: "Фразеологизмы" для 5 класса. Цель: научить детей находить в предложениях фразеологизмы, побудить любовь к татарскому языку и т. д....
Конспект урока и презентация технология Рукоделие. Вышивка 8 класс
Конспект урока технология Рукоделие. Вышивка 9 класс...
Конспект урока татарского языка на тему "Ө хәрефе" во 2 классе (татарская группа).
2 В сыйныфында “Ө хәрефе” дигән темага дәрес. Укыту процессында укучыларны тәрбияләү юллары, аларга белемнәрне бирү, ул белемнәрне тикшерү һәм ныгыту юллары, укучыларның акыл көчләрен һәм сәләтләрен ү...
Конспект НОД. Развитие ЛГСР. Тема "Одежа, обувь, головные уборы".
Конспект по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема "Транспорт"...
конспект занятия "Татарская национальная вышивка"
Конспект открытог занятия "Татарская национальная вышивка"...