Тема: «Пасха. Пасхальные яйца – история и современность»
творческая работа учащихся по технологии (8 класс) на тему

Цель исследования: изучить традиции  и современные направления в изготовлении подарочных пасхальных яиц; изготовление подарочных яиц  в техниках креативного рукоделия.

Гипотеза исследования: существуют факты, легенды, исторические события, объясняющие традицию крашения и декорирования пасхальных яиц. 

Актуальность: знание традиций и обычаев в изготовлении пасхальных яиц – важная часть традиционной русской культуры. Вопрос о проблемах празднования  Светлой Пасхи, а  в частности изготовлении яиц  ручной работы достаточно актуален и всегда интересовал исследователей. Пасхальное яйцо ручной работы – вдохновляет на создание высокохудожественных произведений  искусства. Современный творческий человек не должен оставаться равнодушным к тому, что народ создавал веками, а сегодня является достоянием культуры.

Задачи исследования:

1 изучить историю изготовления подарочного пасхального яйца;

2 познакомиться с русскими писателями, описывающими праздник Пасхи; изучить пасхальные  игры и забавы;

3  провести социологический опрос  учащихся, учителей и знакомых; обработать анкеты

4 изготовить коллекцию пасхальных яиц, используя современные материалы

Методы исследования:

1. изучение литературы по истории празднования Пасхи

2. изучение литературы по истории изготовления пасхальных  яиц в прошлом и настоящем

3. анкетирование учащихся, учителей, знакомых

4 изготовление коллекции пасхальных яиц, используя современные техники и приёмы 

 

 

 

                                                          Введение

С самого раннего детства мы с сестрой знали, что Пасха - это  что-то особенное,   очень торжественное,  величественное и  в тоже время красивое и удивительно вкусное празднество. 

Накануне праздника мы с мамой наводим порядок в доме, в Чистый четверг  рано утром мама ставит тесто на куличи. Куличей всегда печём много, потому что мы очень любим людей и всегда хотим сделать приятное  знакомым и близким. Затем мы принимаемся за самое таинственное и удивительно приятное занятие. Мы начинаем красить яйца! В заранее приготовленную посуду складываем луковую шелуху и осторожно укладываем яйца. Ещё мы пользуемся пищевой краской и пасхальными наклейками.

Меня и мою сестру  всегда интересовал вопрос когда впервые стали красить яйца и  чем красили . А так как мы увлекаемся творчеством, нас всегда  интересовал вопрос декорирования и украшения пасхальных яиц. Несколько лет назад , будучи совсем маленькими, побывали на выставке яиц Фаберже в художественном музее им.Сукачёва в г. Иркутске.  Увиденное поразило нас!

   Мы поставили перед собой цель: создать свою коллекцию пасхальных яиц, используя современные материалы и техники,  при этом  изучить историю подарочных пасхальных яиц ручной работы  с самого начала их появления.

Работа нас увлекла настолько, что кажется, теперь нам не будет покоя. Многообразие современных материалов, используемых при создании коллекции,  дало нам огромное поле деятельности.

Первое пасхальное яйцо получил в дар римский император Тиберий. Его преподнесла св.Мария Магдалина со словами «Христос Воскресе!». С тех пор и возник  обычай дарить друг другу крашеные яйца. Этот обычай наша семья бережёт  и в пасхальные дни, мы с радостью одариваем своих знакомых и близких, подарочными  яйцами ручной работы. 

  Появление первого подарочного пасхального яйца, его история и объясняет выбор темы нашего проекта.

                                                          

                                                     

 

                                                         Глава I

                            История пасхального яйца ручной работы

 

В России Пасха всегда особо почиталась среди важных церковных праздников. Кроме затейливо расписанных натуральных яиц, готовили ещё специальные подарочные или сувенирные.

   В создании пасхальных сувениров принимали участие императорские и частные заводы, лучшие художники и ювелиры. В дело шли самые разнообразные материалы. Яйца вытачивали из дерева и расписывали по золоту яркими травными узорами с фантастическими птицами и зверями иконописцы Оружейной палаты и монахи Троице- Сергиевского монастыря. На императорском фарфоровом заводе выпускали пасхальные яйца с вензелями их императорского величества, украшенные шелковыми лентами и бантами. Художники — ювелиры прославили фирму Фаберже неистощимой фантазией в изготовлении пасхальных сувениров из золота и серебра с эмалями и драгоценными камнями. Удивительные красные и синии лаковые яйца из папье-маше делали иконопоисцы Палеха и Мстеры. Они украшали их миниатюрами с христианскими сюжетами.

  При дворе русских царей и императоров уже с эпохи Алексея Михайловича существовал целый церемониал празднования Пасхи. Хозяйственный двор в пасхальные дни напоминал огромный инкубатор, превращающий обычное — куриное, гусиное, утиное и голубиное яйцо — в яркое цветное чудо. Яиц порой уходило до 37000 штук.

  Женщины из богатых семей получали в подарок миниатюрные яички из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями. Их собирали в ожерелья, подвески, браслеты и носили в пасхальные дни и на Рождество. Сами женщины, в свою очередь, одаривали близких бисерными вещицами и сувенирами собственного изготовления. Яйца шитые, низанные бисером, обвязанные спицами и крючком, покрытые воском, в который по рисунку вдавлен разноцветный бисер — каких только не было!

  Преуспел в этом деле знаменитый ювелир Петер Карл Фаберже, который был владельцем ювелирной фирмы по изготовлению сувениров из драгоценных материалов.

  В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил самый оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной «крашенки». Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из золота и  покрыто плотным слоем белой эмали. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. В полусфере золотого желтка, как в лукошке, на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий  гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и самое маленькое её пёрышко. Курочка тоже содержала сюрприз. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.

   Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для подарка жене — императрице Марии Фёдоровне. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

   В конце XIX века мастерские Фаберже стали изготавливать и вовсе удивительные пасхальные яйца — с заводными механизмами. В яйце, получившем название «Ландыш», оно было подарено Николаем II жене на Пасху 1898 года, запрятан механизм, при запуске которого из яйца появляются и раскладываются веером три маленьких портрета — самого императора и и двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны.

  В русских городах, начиная с конца XIX  и до начала XX века, обычай дарить пасхальные яйца стал  обязательным для всех. И во дворце, и в самой бедной семье, и даже в казарме  в светлые пасхальные дни звучала «Христос Воскресе!».

  Русские женщины всегда были мастерицами. Домашнее рукоделие ценилось ничуть не меньше, чем рисование и музицирование. Барышни, закрывшись в своих светёлках, часами просиживали над своим рукоделием, вышивая бисером пасхальный сувенир кому-нибудь из своих близких....

  Согласитесь, как прекрасно и трогательно получить от родного человека не купленный в ближайшем магазине сувенир, а вещицу, сделанную его руками — подарок, в который вложили частичку своей души.

   И ведь это не так сложно. А вы хотели бы преподнести своим близким и знакомым на Пасху яйцо, сделанное своими руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Глава III

                            Пасха в произведениях  русских  писателей   

 

Детские воспоминания о службах Страстной и Светлой седмиц, написанные музыкальным, образным, ёмким языком Ивана Шмелёва. В маленьких деталях угадываются глубокие, дивные смыслы.

                                   Везде Христос

 

 Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонёк: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Старая кухарка рада, что я донёс. Она вымывает руки, берёт святой огонёк. Зажигает свою лампадку, и мы идём выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике….

- Спаси Христос….- крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. – Христос с тобой, матушка, не бойся…лежи себе.

Корова смотрит задумчиво и жуёт.

Ходит и Горкин с нами. Берёт у кухарки свечку и выжигает крестики над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних годов.

Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В чёрном крестике от моей свечки – пришёл Христос. И всё – для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни – страстные,Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу тёмными сенями – и ничего, потому что везде Христос. 

 

   Александр  Иванович Куприн ( 1870-1938)

                                            По- семейному

« …..Тут подошла и Пасха с её прекрасной, радостной, великой ночью. Мне некуда было пойти разговеться, и я просто в одиночестве бродил по городу, заходил в церкви, смотрел на крестные ходы, иллюминацию, слушал звон и пение, любовался милыми детскими и женскими лицами, освещёнными снизу тёплыми огнями свечек. Была у меня в душе какая-то упоительная грусть – сладкая, лёгкая и тихая, точно я жалел без боли об утраченной чистоте и ясности моего детства»

 

                                       

                                              Пасхальные яйца

«….. Завтра у нас Светлое  Воскресение, и я по всем этим вашим кулёчкам, свёрточкам и картоночкам вижу, что вы несёте домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Вижу, как вы целый день бегали по магазинам в толпе,в давке, забыв даже об еде, и теперь, счастливые, усталые и голодные, зашли сюда, в кабачок, перекусить на скорую руку. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и всё это в самых отроческих годах».

 Николай Васильевич Гоголь ( 1809-1852)

« В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней – те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая –то другая, а не повседневная. Ему вдруг представится – эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье « Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздаётся у нас, - и он готов почти воскликнуть: « Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»

Владимир Галактионович Короленко ( 1853-1921)

                                 Старый звонарь ( весенняя идиллия)

« В чудесном рассказе В.Г. Короленко « Старый звонарь ( весенняя идиллия)» действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живёт в русской природе, русской деревне, а особенно, когда смотрит всё это старый, видевший в жизни много горя человек».

 

                                                   

                                                           Глава II

Современные техники: « крашенки», « крапанки», « квилинг» …..                                                      

                                                  Готовимся к Пасхе!

Сейчас поле для творчества огромно, а способов по украшению пасхальных яиц даже и не счесть. Одним нравится роспись, другим - бумага, Третьи пускают в ход бисер, бусины, ленточки, тесёмки и многое другое.

 Оригинальной идеей для украшения яиц является техника декупаж. Необыкновенно красивые яйца можно сделать всего лишь с помощью салфеток и декупажного клея.

Также с помощью техники декупажа можно создать винтажные яйца. Для этого потребуются деревянные заготовки яиц,сафетки с розочками и ангелочками. Заготовки необходимо покрыть светло-розовой акриловой краской. Сверху нанести узор из салфеток, а после просушки яйцо нужно покрыть кракелюрным лаком. Он используется при декорировании с целью искусственного состаривания. Когда лак высохнет, на поверхности появится красивая сеть трещинок, так называемый эффект кракле.

Исследователь народных писанок  действительный член императорского географического общества С.К.Кулжинский писал: « У многих мастериц есть известный репертуар писаночных узоров; велик он или мал, но она его знает твёрдо, он ей передан от предков и вне его она не напишет ни одной писанки».

Роспись пасхального яйца – дело очень занимательное и любопытное. Для росписи подойдут акриловые краски. В основе орнамента писанок три главных символа, отражающих строение вселенной по вертикали. Это круг (небо), кавдрат или ромб ( земля) и соединяющая их мировая ось ( крест, дерево, гора, яйцо, зёрнышко). Все писаночные орнаменты сводятся к трём следующим типам: круговой, плетеница, ключевой.

Не так давно из Кореи в Россию пришла удивительная техника – квилинг. И эта техника стала очень популярной . Узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки из которых складывается узор. Работа не простая, требующая усидчивости, но результат поражает.

Пасхальные яйца оплетённые бисером. Сначала плетётся ободок в технике « сетка» высотой, равной примерно половине высоты деревянной заготовки. Когда ободок будет впору  при сильном натяжении, первый и последний ряды сшиваются встык. Макушки доплетаются по кругу в технике « мозаика» с постепенным равномерным убавлением.

Для оформления яиц к пасхальному столу прекрасно подойдут крупы. С помощью разноцветных зёрен можно создать настоящее чудо. На скорлупу наклеиваются крупинки,из которых формируются орнаменты неповторимой текстуры.

Пасхальные яйца в лоскутной технике. Яйцо устанавливаем на подставке, и пинцетом встык укладываем нарезанные небольшие лоскутки, смазанные клеем ПВА. Если ткань ложится одна на другую, то по краю клея используем больше. Почти просохшее яйцо нужно покатать по горячей поверхности утюга. После окончательной просушки места стыка не видны.

Принято считать, что техника хардангера родилась в холодной Норвегии, но разве можно назвать холодными весенние пасхальные мотивы.

Из пасхальных яиц можно сделать настоящие произведения искусства, вышивая нежные цветочные мотивы ленточками разной ширины.

Простые и милые пасхальные композиции рождаются в руках вышивальщиц крестиком. В них вся душа и настроение того, кто создаёт шедевр.

Если мы позаботимся заранее о приближающемся празднике, то используя данные техники оформления яиц, сможем красиво оформить свой стол.

Светлая Пасха – это весна, надежда, предчувствие любви. Праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления. И потому, готовясь к нему, думая о нём, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя всему светлому и чистому.

 

                                                    

 

 

                                                   Глава  IV

                                       Игры и забавы на Пасху

В прошлом на Руси в праздник Пасхи устраивались различные игры и забавы.

Катание яиц, начиналось в первый день Пасхи, после обеда и продолжалось всю пасхальную неделю. Для этого делали специальные лоточки или просто катали с бугорка. Одно яйцо клали на землю, другое скатывали с лоточка. Если скатывающееся с лоточка яйцо ударялось об яйцо, лежащее на земле, играющий брал яйцо себе.

 Другой вид катания яиц. Выбирали ровный участок земли. В земле делали небольшие  лунки.  Играющие  раскладывают  свои яйца в лунки. Задача играющих – выкатить понравившееся яйцо из лунки. Победителем является тот, кто сумел это сделать. Яйца выкатывали с помощью  специального  тряпичного  мяча со сплющенными боками, похожего на колесо.

Катание яиц навстречу. Двое играющих становятся у разных стенок и катают яйца навстречу друг другу. Один приговаривает: « Христос воскресе!», другой отвечает: « Воистину воскресе!». Нужно постараться, чтобы яйца столкнулись. У кого яйцо разобьётся, тот и проиграл. Он отдаёт своё яйцо выигравшему.

Пасхальные яйца можно было ещё и раскручивать. В игру играют до четырёх человек. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель, он забирает яйца остальных игроков.

Распространённой игрой была и есть игра в «битки». Заключалась она в том, что крашеное яйцо ударялось о другое. Побеждал тот, чьё яйцо оставалось целым.

Стремясь к победе , играющие готовились заранее, проверяя  приготовленные яйца на твёрдость. Яйцами постукивали о передние зубы и по звуку определяли их твёрдость.

Ещё одно пасхальное развлечение, для молодых девушек – это угадывание яиц. Под одной из трёх шапок прятали яйцо и, если девушка угадывала, где оно спрятано, то в этом году она выйдет замуж, то есть угаданное яйцо символизировало готовность к браку. Юноша, дарящий своей возлюбленной яйцо на пасхальной неделе, негласно делал предложение выйти за него замуж.

                                                         

                                                     Глава V

                                           Необычное – в обычном

В процессе работы над проектом возникла необходимость воспользоваться Интернет-ресурсами. Мы нашли много интересного, удивительного и неожиданного. Например:

1 Единственный в мире музей пасхальных яиц  «Писанка», хранящий традиции праздника – здание в виде 13-метрового пасхального яйца в городе Коломыя. Помещение изготовлено из цветного стекла. Музей имеет три этажа, верх расписан звёздами и главной звездой – Солнцем, в нижней части стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца. В экспозиции и музейных фондах находится свыше десяти тысяч разукрашенных пасхальных  яиц со всех регионов Украины, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Эту коллекцию начали собирать более ста лет назад.

2 Дом, напоминающий яйцо Фаберже есть в Москве.

3 Знаменитый «яйцеобразный» комплекс на берегу Темзы в Лондоне. Его необычная форма была не причудой архитектурной мысли, а результатом компьютерного моделирования.

4 Существует памятник путешественнику Колумбу в форме яйца.

5 Яйцо дружбы народов города Иркутска и японского города Канадзава.

6 В книге рекордов Гиннеса отмечено огромное шоколадное яйцо, над которым трудились 26 человек и израсходовали для изготовления почти две тонны шоколада.

7 Самое большое пасхальное яйцо находится в Германии на Берлинском вокзале.

 

 

 

 

                                             

                                                       Заключение

Работая над проектом, мы убедились в том, что Пасха – удивительный праздник, богатый своими традициями и обычаями.  Пасха в России всегда почиталась особо, и обычай делать подарки в виде пасхальных яиц был весьма распространён. Пасхальные яйца являлись не только съедобным подарком, но и сувениром, поскольку существовал обычай хранить яйца целый год до следующей Пасхи. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня…

В произведениях русских писателей «пасхальная радость смешана с той грустью, которая всегда живёт в русской природе…».

Интересны игры и забавы, которые устраивались в светлый праздник Пасхи. При проведении праздника в школе, мы обязательно поиграем сами и научим этому других.

Из  « Иркутских губернских  ведомостей» от 1904-1906годов в главе 64 « Пасхальные благодеяния» мы узнали что, в начале прошлого века не зависимо от чинов и положения Пасху отмечали все. В статье говорится о том, что инспектор Зайцев появился в тюремном замке и объявил смотрителю, что намерен обойти все камеры и похристосываться с заключёнными.

 Считаем, что работа только началась так, как  убранство дома на Пасху – это рушники вышитые своими руками, иконы выполненные в различных техниках, приготовление творожной пасхи, выпечка куличей, пасхальные открытки и многое другое.

Вывод: собранный и изученный нами материал о подарочных пасхальных яйцах полностью соответствует заявленным задачам.

Данный проект будет использован при подготовке  проведения праздника Светлой Пасхи в школе.

 

 

                               

                                                                        Библиография

 1 Антон Павлович Чехов « Пасхальные яйца»: - М., 1985.

 2 Встречаем праздники. Великая Пасха, № 7,2013

 3 Журнал «Лена». Специальный выпуск «Пасха». Коллекция идей, 2002

4 Иван Шмелёв. Поздняя Пасха. Издательство: сестричество во имя свт.Игнатия Ставропольского,2012

 5 Николай Васильевич Гоголь « Светлое Воскресенье»: - М., 1986.

6 Православный журнал для детей и юношества « Божий мир», 2005

7  Рекунова В.М. Иркутские истории. – Ч.1 – Иркутск: оттиск, 2012. Глава 64. « Пасхальное благодеяние» стр.274

8  Формула рукоделия. Пасхальное яйцо: история и современность, № 5,2013

  9 Энциклопедия. Подарки. Техники. Приёмы. Изделия.- М. «Аст – Пресс», 1999

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchepelina_alina_8_klass_pasha.odt25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пасха. Пасхальные яйца – история и современность»

                             

Работа выполнена:

Щепелиной Алиной, 8 класс

МБОУ  ООШ №1 г.Слюдянка

Руководитель:

Емельянцева Ирина Борисовна,

учитель технологии

МБОУ  ООШ №1 г.Слюдянка

                                                Слюдянка, 2018г.

Цель исследования: изучить традиции  и современные направления в изготовлении подарочных пасхальных яиц; изготовление подарочных яиц  в техниках креативного рукоделия.

Гипотеза исследования: существуют факты, легенды, исторические события, объясняющие традицию крашения и декорирования пасхальных яиц.  

Актуальность: знание традиций и обычаев в изготовлении пасхальных яиц – важная часть традиционной русской культуры. Вопрос о проблемах празднования  Светлой Пасхи, а  в частности изготовлении яиц  ручной работы достаточно актуален и всегда интересовал исследователей. Пасхальное яйцо ручной работы – вдохновляет на создание высокохудожественных произведений  искусства. Современный творческий человек не должен оставаться равнодушным к тому, что народ создавал веками, а сегодня является достоянием культуры.

Задачи исследования:

1 изучить историю изготовления подарочного пасхального яйца;

2 познакомиться с русскими писателями, описывающими праздник Пасхи; изучить пасхальные  игры и забавы;

3  провести социологический опрос  учащихся, учителей и знакомых; обработать анкеты

4 изготовить коллекцию пасхальных яиц, используя современные материалы

Методы исследования:

1. изучение литературы по истории празднования Пасхи

2. изучение литературы по истории изготовления пасхальных  яиц в прошлом и настоящем

3. анкетирование учащихся, учителей, знакомых

4 изготовление коллекции пасхальных яиц, используя современные техники и приёмы  

                                                          Введение

С самого раннего детства мы с сестрой знали, что Пасха - это  что-то особенное,   очень торжественное,  величественное и  в тоже время красивое и удивительно вкусное празднество.  

Накануне праздника мы с мамой наводим порядок в доме, в Чистый четверг  рано утром мама ставит тесто на куличи. Куличей всегда печём много, потому что мы очень любим людей и всегда хотим сделать приятное  знакомым и близким. Затем мы принимаемся за самое таинственное и удивительно приятное занятие. Мы начинаем красить яйца! В заранее приготовленную посуду складываем луковую шелуху и осторожно укладываем яйца. Ещё мы пользуемся пищевой краской и пасхальными наклейками.

Меня и мою сестру  всегда интересовал вопрос когда впервые стали красить яйца и  чем красили . А так как мы увлекаемся творчеством, нас всегда  интересовал вопрос декорирования и украшения пасхальных яиц. Несколько лет назад , будучи совсем маленькими, побывали на выставке яиц Фаберже в художественном музее им.Сукачёва в г. Иркутске.  Увиденное поразило нас!

   Мы поставили перед собой цель: создать свою коллекцию пасхальных яиц, используя современные материалы и техники,  при этом  изучить историю подарочных пасхальных яиц ручной работы  с самого начала их появления.

Работа нас увлекла настолько, что кажется, теперь нам не будет покоя. Многообразие современных материалов, используемых при создании коллекции,  дало нам огромное поле деятельности.

Первое пасхальное яйцо получил в дар римский император Тиберий. Его преподнесла св.Мария Магдалина со словами «Христос Воскресе!». С тех пор и возник  обычай дарить друг другу крашеные яйца. Этот обычай наша семья бережёт  и в пасхальные дни, мы с радостью одариваем своих знакомых и близких, подарочными  яйцами ручной работы.  

  Появление первого подарочного пасхального яйца, его история и объясняет выбор темы нашего проекта.

                                                           

                                                     

                                                         Глава I

                            История пасхального яйца ручной работы

В России Пасха всегда особо почиталась среди важных церковных праздников. Кроме затейливо расписанных натуральных яиц, готовили ещё специальные подарочные или сувенирные.

   В создании пасхальных сувениров принимали участие императорские и частные заводы, лучшие художники и ювелиры. В дело шли самые разнообразные материалы. Яйца вытачивали из дерева и расписывали по золоту яркими травными узорами с фантастическими птицами и зверями иконописцы Оружейной палаты и монахи Троице- Сергиевского монастыря. На императорском фарфоровом заводе выпускали пасхальные яйца с вензелями их императорского величества, украшенные шелковыми лентами и бантами. Художники — ювелиры прославили фирму Фаберже неистощимой фантазией в изготовлении пасхальных сувениров из золота и серебра с эмалями и драгоценными камнями. Удивительные красные и синии лаковые яйца из папье-маше делали иконопоисцы Палеха и Мстеры. Они украшали их миниатюрами с христианскими сюжетами.

  При дворе русских царей и императоров уже с эпохи Алексея Михайловича существовал целый церемониал празднования Пасхи. Хозяйственный двор в пасхальные дни напоминал огромный инкубатор, превращающий обычное — куриное, гусиное, утиное и голубиное яйцо — в яркое цветное чудо. Яиц порой уходило до 37000 штук.

  Женщины из богатых семей получали в подарок миниатюрные яички из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями. Их собирали в ожерелья, подвески, браслеты и носили в пасхальные дни и на Рождество. Сами женщины, в свою очередь, одаривали близких бисерными вещицами и сувенирами собственного изготовления. Яйца шитые, низанные бисером, обвязанные спицами и крючком, покрытые воском, в который по рисунку вдавлен разноцветный бисер — каких только не было!

  Преуспел в этом деле знаменитый ювелир Петер Карл Фаберже, который был владельцем ювелирной фирмы по изготовлению сувениров из драгоценных материалов.

  В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил самый оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной «крашенки». Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из золота и  покрыто плотным слоем белой эмали. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. В полусфере золотого желтка, как в лукошке, на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий  гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и самое маленькое её пёрышко. Курочка тоже содержала сюрприз. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.

   Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для подарка жене — императрице Марии Фёдоровне. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

   В конце XIX века мастерские Фаберже стали изготавливать и вовсе удивительные пасхальные яйца — с заводными механизмами. В яйце, получившем название «Ландыш», оно было подарено Николаем II жене на Пасху 1898 года, запрятан механизм, при запуске которого из яйца появляются и раскладываются веером три маленьких портрета — самого императора и и двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны.

  В русских городах, начиная с конца XIX  и до начала XX века, обычай дарить пасхальные яйца стал  обязательным для всех. И во дворце, и в самой бедной семье, и даже в казарме  в светлые пасхальные дни звучала «Христос Воскресе!».

  Русские женщины всегда были мастерицами. Домашнее рукоделие ценилось ничуть не меньше, чем рисование и музицирование. Барышни, закрывшись в своих светёлках, часами просиживали над своим рукоделием, вышивая бисером пасхальный сувенир кому-нибудь из своих близких....

  Согласитесь, как прекрасно и трогательно получить от родного человека не купленный в ближайшем магазине сувенир, а вещицу, сделанную его руками — подарок, в который вложили частичку своей души.

   И ведь это не так сложно. А вы хотели бы преподнести своим близким и знакомым на Пасху яйцо, сделанное своими руками.

 

 

                                                               Глава III

                            Пасха в произведениях  русских  писателей    

Детские воспоминания о службах Страстной и Светлой седмиц, написанные музыкальным, образным, ёмким языком Ивана Шмелёва. В маленьких деталях угадываются глубокие, дивные смыслы.

                                   Везде Христос

 Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонёк: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Старая кухарка рада, что я донёс. Она вымывает руки, берёт святой огонёк. Зажигает свою лампадку, и мы идём выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике….

- Спаси Христос….- крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. – Христос с тобой, матушка, не бойся…лежи себе.

Корова смотрит задумчиво и жуёт.

Ходит и Горкин с нами. Берёт у кухарки свечку и выжигает крестики над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних годов.

Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В чёрном крестике от моей свечки – пришёл Христос. И всё – для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни – страстные,Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу тёмными сенями – и ничего, потому что везде Христос.  

   Александр  Иванович Куприн ( 1870-1938)

                                            По- семейному

« …..Тут подошла и Пасха с её прекрасной, радостной, великой ночью. Мне некуда было пойти разговеться, и я просто в одиночестве бродил по городу, заходил в церкви, смотрел на крестные ходы, иллюминацию, слушал звон и пение, любовался милыми детскими и женскими лицами, освещёнными снизу тёплыми огнями свечек. Была у меня в душе какая-то упоительная грусть – сладкая, лёгкая и тихая, точно я жалел без боли об утраченной чистоте и ясности моего детства»

                                       

                                              Пасхальные яйца

«….. Завтра у нас Светлое  Воскресение, и я по всем этим вашим кулёчкам, свёрточкам и картоночкам вижу, что вы несёте домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Вижу, как вы целый день бегали по магазинам в толпе,в давке, забыв даже об еде, и теперь, счастливые, усталые и голодные, зашли сюда, в кабачок, перекусить на скорую руку. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и всё это в самых отроческих годах».

 Николай Васильевич Гоголь ( 1809-1852)

« В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней – те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая –то другая, а не повседневная. Ему вдруг представится – эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье « Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздаётся у нас, - и он готов почти воскликнуть: « Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»

Владимир Галактионович Короленко ( 1853-1921)

                                 Старый звонарь ( весенняя идиллия)

« В чудесном рассказе В.Г. Короленко « Старый звонарь ( весенняя идиллия)» действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живёт в русской природе, русской деревне, а особенно, когда смотрит всё это старый, видевший в жизни много горя человек».

                                                   

                                                           Глава II

Современные техники: « крашенки», « крапанки», « квилинг» …..                                                      

                                                  Готовимся к Пасхе!

Сейчас поле для творчества огромно, а способов по украшению пасхальных яиц даже и не счесть. Одним нравится роспись, другим - бумага, Третьи пускают в ход бисер, бусины, ленточки, тесёмки и многое другое.

 Оригинальной идеей для украшения яиц является техника декупаж. Необыкновенно красивые яйца можно сделать всего лишь с помощью салфеток и декупажного клея.

Также с помощью техники декупажа можно создать винтажные яйца. Для этого потребуются деревянные заготовки яиц,сафетки с розочками и ангелочками. Заготовки необходимо покрыть светло-розовой акриловой краской. Сверху нанести узор из салфеток, а после просушки яйцо нужно покрыть кракелюрным лаком. Он используется при декорировании с целью искусственного состаривания. Когда лак высохнет, на поверхности появится красивая сеть трещинок, так называемый эффект кракле.

Исследователь народных писанок  действительный член императорского географического общества С.К.Кулжинский писал: « У многих мастериц есть известный репертуар писаночных узоров; велик он или мал, но она его знает твёрдо, он ей передан от предков и вне его она не напишет ни одной писанки».

Роспись пасхального яйца – дело очень занимательное и любопытное. Для росписи подойдут акриловые краски. В основе орнамента писанок три главных символа, отражающих строение вселенной по вертикали. Это круг (небо), кавдрат или ромб ( земля) и соединяющая их мировая ось ( крест, дерево, гора, яйцо, зёрнышко). Все писаночные орнаменты сводятся к трём следующим типам: круговой, плетеница, ключевой.

Не так давно из Кореи в Россию пришла удивительная техника – квилинг. И эта техника стала очень популярной . Узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки из которых складывается узор. Работа не простая, требующая усидчивости, но результат поражает.

Пасхальные яйца оплетённые бисером. Сначала плетётся ободок в технике « сетка» высотой, равной примерно половине высоты деревянной заготовки. Когда ободок будет впору  при сильном натяжении, первый и последний ряды сшиваются встык. Макушки доплетаются по кругу в технике « мозаика» с постепенным равномерным убавлением.

Для оформления яиц к пасхальному столу прекрасно подойдут крупы. С помощью разноцветных зёрен можно создать настоящее чудо. На скорлупу наклеиваются крупинки,из которых формируются орнаменты неповторимой текстуры.

Пасхальные яйца в лоскутной технике. Яйцо устанавливаем на подставке, и пинцетом встык укладываем нарезанные небольшие лоскутки, смазанные клеем ПВА. Если ткань ложится одна на другую, то по краю клея используем больше. Почти просохшее яйцо нужно покатать по горячей поверхности утюга. После окончательной просушки места стыка не видны.

Принято считать, что техника хардангера родилась в холодной Норвегии, но разве можно назвать холодными весенние пасхальные мотивы.

Из пасхальных яиц можно сделать настоящие произведения искусства, вышивая нежные цветочные мотивы ленточками разной ширины.

Простые и милые пасхальные композиции рождаются в руках вышивальщиц крестиком. В них вся душа и настроение того, кто создаёт шедевр.

Если мы позаботимся заранее о приближающемся празднике, то используя данные техники оформления яиц, сможем красиво оформить свой стол.

Светлая Пасха – это весна, надежда, предчувствие любви. Праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления. И потому, готовясь к нему, думая о нём, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя всему светлому и чистому.

                                                     

                                                   Глава  IV

                                       Игры и забавы на Пасху

В прошлом на Руси в праздник Пасхи устраивались различные игры и забавы.

Катание яиц, начиналось в первый день Пасхи, после обеда и продолжалось всю пасхальную неделю. Для этого делали специальные лоточки или просто катали с бугорка. Одно яйцо клали на землю, другое скатывали с лоточка. Если скатывающееся с лоточка яйцо ударялось об яйцо, лежащее на земле, играющий брал яйцо себе.

 Другой вид катания яиц. Выбирали ровный участок земли. В земле делали небольшие  лунки.  Играющие  раскладывают  свои яйца в лунки. Задача играющих – выкатить понравившееся яйцо из лунки. Победителем является тот, кто сумел это сделать. Яйца выкатывали с помощью  специального  тряпичного  мяча со сплющенными боками, похожего на колесо.

Катание яиц навстречу. Двое играющих становятся у разных стенок и катают яйца навстречу друг другу. Один приговаривает: « Христос воскресе!», другой отвечает: « Воистину воскресе!». Нужно постараться, чтобы яйца столкнулись. У кого яйцо разобьётся, тот и проиграл. Он отдаёт своё яйцо выигравшему.

Пасхальные яйца можно было ещё и раскручивать. В игру играют до четырёх человек. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель, он забирает яйца остальных игроков.

Распространённой игрой была и есть игра в «битки». Заключалась она в том, что крашеное яйцо ударялось о другое. Побеждал тот, чьё яйцо оставалось целым.

Стремясь к победе , играющие готовились заранее, проверяя  приготовленные яйца на твёрдость. Яйцами постукивали о передние зубы и по звуку определяли их твёрдость.

Ещё одно пасхальное развлечение, для молодых девушек – это угадывание яиц. Под одной из трёх шапок прятали яйцо и, если девушка угадывала, где оно спрятано, то в этом году она выйдет замуж, то есть угаданное яйцо символизировало готовность к браку. Юноша, дарящий своей возлюбленной яйцо на пасхальной неделе, негласно делал предложение выйти за него замуж.

                                                         

                                                     Глава V

                                           Необычное – в обычном

В процессе работы над проектом возникла необходимость воспользоваться Интернет-ресурсами. Мы нашли много интересного, удивительного и неожиданного. Например:

1 Единственный в мире музей пасхальных яиц  «Писанка», хранящий традиции праздника – здание в виде 13-метрового пасхального яйца в городе Коломыя. Помещение изготовлено из цветного стекла. Музей имеет три этажа, верх расписан звёздами и главной звездой – Солнцем, в нижней части стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца. В экспозиции и музейных фондах находится свыше десяти тысяч разукрашенных пасхальных  яиц со всех регионов Украины, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Эту коллекцию начали собирать более ста лет назад.

2 Дом, напоминающий яйцо Фаберже есть в Москве.

3 Знаменитый «яйцеобразный» комплекс на берегу Темзы в Лондоне. Его необычная форма была не причудой архитектурной мысли, а результатом компьютерного моделирования.

4 Существует памятник путешественнику Колумбу в форме яйца.

5 Яйцо дружбы народов города Иркутска и японского города Канадзава.

6 В книге рекордов Гиннеса отмечено огромное шоколадное яйцо, над которым трудились 26 человек и израсходовали для изготовления почти две тонны шоколада.

7 Самое большое пасхальное яйцо находится в Германии на Берлинском вокзале.

                                             

                                                       Заключение

Работая над проектом, мы убедились в том, что Пасха – удивительный праздник, богатый своими традициями и обычаями.  Пасха в России всегда почиталась особо, и обычай делать подарки в виде пасхальных яиц был весьма распространён. Пасхальные яйца являлись не только съедобным подарком, но и сувениром, поскольку существовал обычай хранить яйца целый год до следующей Пасхи. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня…

В произведениях русских писателей «пасхальная радость смешана с той грустью, которая всегда живёт в русской природе…».

Интересны игры и забавы, которые устраивались в светлый праздник Пасхи. При проведении праздника в школе, мы обязательно поиграем сами и научим этому других.

Из  « Иркутских губернских  ведомостей» от 1904-1906годов в главе 64 « Пасхальные благодеяния» мы узнали что, в начале прошлого века не зависимо от чинов и положения Пасху отмечали все. В статье говорится о том, что инспектор Зайцев появился в тюремном замке и объявил смотрителю, что намерен обойти все камеры и похристосываться с заключёнными.

 Считаем, что работа только началась так, как  убранство дома на Пасху – это рушники вышитые своими руками, иконы выполненные в различных техниках, приготовление творожной пасхи, выпечка куличей, пасхальные открытки и многое другое.

Вывод: собранный и изученный нами материал о подарочных пасхальных яйцах полностью соответствует заявленным задачам.

Данный проект будет использован при подготовке  проведения праздника Светлой Пасхи в школе.

                               

                                                                        Библиография

 1 Антон Павлович Чехов « Пасхальные яйца»: - М., 1985.

 2 Встречаем праздники. Великая Пасха, № 7,2013

 3 Журнал «Лена». Специальный выпуск «Пасха». Коллекция идей, 2002

4 Иван Шмелёв. Поздняя Пасха. Издательство: сестричество во имя свт.Игнатия Ставропольского,2012

 5 Николай Васильевич Гоголь « Светлое Воскресенье»: - М., 1986.

6 Православный журнал для детей и юношества « Божий мир», 2005

7  Рекунова В.М. Иркутские истории. – Ч.1 – Иркутск: оттиск, 2012. Глава 64. « Пасхальное благодеяние» стр.274

8  Формула рукоделия. Пасхальное яйцо: история и современность, № 5,2013

  9 Энциклопедия. Подарки. Техники. Приёмы. Изделия.- М. «Аст – Пресс», 1999

 

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по теме:«Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Презентация по теме "Изготовление пасхального яйца"

Презентация по теме "Изготовление пасхального яйца"...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме: «Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Конспект занятия по теме "Японское искусство оригами: история, традиции, современность"

Цель занятия: познакомить обучающихся с японским искусством оригами....

методическая розработка открытого занятия светлый праздник Пасхи. изображение пасхального яйца

План - конспект занятия Тема занятия:“Светлый праздник Пасхи. Изображение пасхального яйца” ...

Методическая разработка по теме: «Изготовление пасхального яйца из фетра»

Цель - развитие творческих способностей учащихся  через изготовление пасхального сувенира. Познакомить с технологией пошива яичка петельными стежками.Задачи: -Формировать умение, необходимое...

Открытое занятие по теме: «Декорирование пасхального яйца в технике "квиллинг»

Открытое занятие на тему: "Декорирование пасхального яйца в технике "квиллинг»                Цели и задачи:О...