Методическая разработка внеклассного занятия по теме:«Пасха. Пасхальные традиции на Руси».
методическая разработка (9 класс) на тему

Жерело Любовь Валентиновна

 

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.

Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:

  • называть основные праздники, выделять среди них православные праздники,
  • называть символы Пасхи: окрашенные яйца, кулич, пасха,
  • применять в повседневной жизни знания о способах украшения пасхальных яиц, следовать пасхальным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paskha.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Жерело Любовь Валентиновна, учитель классов «Особый ребёнок» ГБСКОУ№613 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеклассного занятия по теме:

«Пасха. Пасхальные традиции на Руси», 9 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).

Занятие разработано для учащихся 9 класса «Особый ребёнок». Ученики данного класса – это дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. В целом класс обладает низким уровнем работоспособности, саморегуляции, отмечается низкая концентрация и сложная переключаемость внимания. В силу сложного нарушения интеллектуального развития у детей практически отсутствует мотивация к деятельности, преобладающей для них является игровая деятельность. На занятии делается большой акцент на ручной труд учащихся, т.к. наглядно-действенное мышление является у них ведущим, и процесс познания заключается в движении от предметных действий и упражнений к получению знаний.

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.

Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:

  • называть основные праздники, выделять среди них православные праздники,
  • называть символы Пасхи: окрашенные яйца, кулич, пасха,
  • применять в повседневной жизни знания о способах украшения пасхальных яиц, следовать пасхальным традициям.

Материалы: картинки с изображением праздников (Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Рождество Христово, День Рождения, 1 сентября); пазлы-картинки с изображением пасхальных яиц; раскраски «Пасхальные яйца»; цветные карандаши; набор для декупажа: цветные бумажные салфетки, клейстер из крахмала, кисточка, ножницы, прозрачный лак; картинка с изображением кулича и пасхи; листы с заданиями «Кулич»; для игр: ложки, яйца из киндер-сюрприза, картонные ворота, корзина для яиц.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Учитель: - Ребята, посмотрите на картинки. Скажите, какие праздники вы узнали?

Учитель предлагает ученикам картинки с изображением праздников (Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Рождество Христово, День Рождения, Пасха, 1 сентября), ученики узнают и называют праздники.

Учитель: - Из всех названных вами праздников можно выделить православные праздники – праздники Православной Церкви. Из тех праздников, которые мы с вами назвали, к православным относятся Рождество Христово и Пасха. Сегодня мы с вами поговорим о Пасхе, которая в этом году будет праздноваться 20 апреля.

  1. Основная часть.
  1. Знакомство с происхождением праздника.

Учитель: - Пасха – это самый главный праздник Православной Церкви. Этот  праздник празднуют люди, которые верят в Бога Иисуса Христа и считают себя православными христианами. В этот день православные христиане приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!», тем самым выражая уверенность в том, что как Христос воскрес, так и те, кто верует во Христа и следует Его заповедям, воскреснут для вечной счастливой жизни. В Евангелии говорится, что Иисус Христос был распят, умер, погребён в канун празднования Пасхи и на третий день Он воскрес из мёртвых. Ученики и последователи Господа понимают Его Смерть как искупительную жертву за грехи всех людей, а Воскресение Господа Иисуса Христа – как победу над силой зла, избавление от вечной смерти и власти дьявола. Христиане радуются тому, что смерть побеждена и открылись врата в жизнь вечную. Поэтому Пасху называют «праздником праздников и торжеством из торжеств».

  1. Символы и традиции Пасхи.
  1. Работа с пазлами  «Пасхальное яйцо».

Учитель: - Ребята, соберите пазл-картинку и вы узнаете, что является символом Пасхи.

Ученики собирают пазл-картинку.

Учитель: - Ребята, что изображено на картинке?

Ученики: - Яйцо.

Учитель: - Посмотрите внимательно, это обычное яйцо?

Ученики: - Нет, это красивое раскрашенное яйцо.

Учитель: - Одним из символов Пасхи является окрашенное яйцо.

  1. Работа с раскраской «Пасхальные яйца».

Учитель: - На Пасху принято красить яйца разными красками. Сейчас мы с вами потренируемся красить яйца на раскрасках.

Ученики работают с предложенными раскрасками с изображением пасхальных яйц.

  1. Декупаж деревянных заготовок пасхальных яиц салфетками.

Учитель предлагает ученикам деревянные заготовки в виде пасхальных яиц. Для декупажа понадобится кисточка, заранее подготовленный клейстер из крахмала, цветные салфетки. Деревянные заготовки яиц заранее загрунтованы белой акриловой краской.

Сначала из салфеток вырезаем понравившиеся предметы (цветы, декоративные элементы), затем с помощью клейстера и кисточки приклеиваем элементы салфетки на яйцо. Даём высохнуть. Покрываем лаком.

  1. Знакомство с символами «кулич» и «пасха».

Учитель: - Ребята, существуют и другие символы Пасхи. И сейчас мы с вами узнаем, какие это символы. Возьми листы с заданиями.

Учитель предлагает ученикам дифференцированные задания с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учеников:

- обведи предмет по точкам,

- обведи предмет по пунктирам,

- соедини последовательно цифры от 1 до 10 и посмотри, что получилось.

Учитель: - Ребята, какие картинки у вас получились?

Ученик: - Картинки с изображением кулича.

Учитель: - Кулич – это русский обрядовый хлеб, непременный атрибут пасхального стола. Ещё в этот праздник готовят пасху – пирог из творога.

Учитель: - Итак, какие символы Пасхи вы теперь знаете?

Ученик: - Окрашенные яйца, кулич и пасха.

Учитель: - Куличи, пасху и окрашенные яйца освящают в церкви. Обычно это делают в субботу перед Пасхой. Пасха всегда празднуется в воскресенье. В праздник куличи, пасху и яйца кушают.

  1. Игра «Катание яиц».

Учитель: - Ребята, всегда на Руси пасхальной забавой в деревнях было катание яиц, на которое приходили смотреть всей деревней. Сейчас мы с вами тоже поиграем.

На парте учитель ставит ворота из картона и просит детей по очереди ложкой закатить яйцо в ворота.

  1. Игра «Кто быстрее».

Игра – эстафета. Класс делится на 2 команды. Необходимо в ложке перенести яйца из одной корзины в другую.

  1. Заключительная часть.

Учитель: - Ребята, про какой праздник мы с вами сегодня поговорили?

Ученики: - Мы сегодня говорили про Пасху.

Учитель: - Пасха – это главный праздник Православной Церкви, «праздник праздников», «торжество торжеств».

Учитель: - Какие символы Пасхи вы знаете?

Ученики: - Кулич, пасха и окрашенные яйца.

Учитель: - Когда православные христиане ходят в церковь освящать куличи, пасхи и яйца?

Ученики: - В субботу перед Пасхой.

Учитель: - Как приветствуют люди друг друга в этот день?

Ученики: - «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

Учитель: - Ребята, вы молоды! Спасибо вам за старания во время занятия. Занятие подошло к концу. Завтра, когда яйца высохнут, вы сможете забрать их домой и украсить свой дом к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия "Вера в народной жизни"

В данной разработке рассматривается вопрос веры в народной жизни, влиянии православия на быт и традиции кубанских казачьих семей....

Методическая разработка внеклассного занятия по технологии "Изготовление пасхальной салфетницы из пенопласта".

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.Приемы учения: слушание, наблюдение ,ответы на вопросы, в...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме: «Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6 класса «традиции и обычаи Великобритании»

Эта методическая разработка даёт возможность учащимся через различные каналы восприятия представить  жизнь английского народа, познакомиться с одной из самых распрастранненых традиций в Великобри...

Методическая разработка учебного занятия по истории по теме "Феодальная раздробленность Руси"

Методическая разработка предназначена для изучения темы "Феодальная раздробленность Руси студентами первого курса. Тип занятия - изучение нового материала. Для закрепления изученного материла разработ...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...