Проблемы и перспективы преподавания технологии.
статья по технологии на тему
Небольшая статья о проблемах в преподавании технологии в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_tehnologii.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы и перспективы преподавания технологии.
Технологию (технический труд), по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Как учитель технологии я не могу задавать себе вопросы: чем же важен предмет технологии (технический труд)? Что дают детям занятия в школьной мастерской? Уроки технологии, особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.
Возрастающая учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом. Предметно-практическая преобразующая деятельность необходима для развития, независимо от того будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда. Практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие.
Конкретные задания требуют не просто изготовления изделий, а решения задач, в которых предметно-практическая форма их выполнения выступает как одно из возможных средств, стимулирующих умственные действия. Здесь же даётся широкое поле для творческой деятельности, результаты которой воплощаются в вещественном виде.
Отсутствие предмета технологии (технического труда) может привести к снижению уровня знания и владения учащимися инструментами и технологическим оборудованием, их мотивации к изучению техники и продолжению образования в технической области, а также свёртывание профориентации сделает ещё менее престижным для школьников профессии в сфере материального производства. Таким образом, мы приходим к выводу, что без изучения технического труда невозможно целостное развитие ребёнка и формирование у него полноценного представления об окружающем мире.
1. Внимание к проблеме преемственности между начальной школой и средним звеном.
Она выражается в тесном контакте между учителями начальной школы и технологии. Особенно актуальным это становится в свете сокращения часов технологии в начальном звене. Здесь на помощь приходит анкетирование учителей начальной школы, помогающее полнее понять проблемы в подаче необходимых для среднего звена технических знаниях и последующих путях их решения. Эффективным средством является взаимное посещение уроков, экскурсии в школьные мастерские учащихся начальной школы, а возможно и проведение для них ряда занятий.
2. Изучение предлагаемого разными авторами программно-методического обеспечения с целью сравнения и определения оптимальных путей реализации программы.
В последнее время в связи с сокращением часов технического труда появляются затруднения в плане “сжатия” программы для максимально полного информирования учащихся о методах и приёмах ручной и механической обработки материалов. Поэтому необходимо идти по пути максимально возможно изучения вех издаваемых работ по технологии, чтобы выделять из них рациональное зерно.
3. Использование разнообразных средств обучения.
В соответствии с путями реализации программы необходимо подбирать средства обучения, позволяющие использовать в процессе обучения все виды восприятия и памяти (зрительной, слуховой, двигательной): таблица “План урока” включающая в себя графические элементы, модели инструментов, тематически систематизированные карточки со словами терминами, названиями инструментов, приспособлений, механизмов. Сочетание различных форм контроля: кроссворды, карточки с вопросами по отдельным темам, с опорными понятиями изучаемых тем, программированный опрос – все они помогают более глубоко прорабатывать программный материал. По возможности нужно использовать мультимедийные средства обучения, которые позволяют путём проецирования на экран расширить визуальный ряд учебников и плакатов, внести разнообразие в устоявшийся ход урока.
4. Предметно-практическая преобразующая деятельность учащихся.
Обучение владению инструментами и технологическим оборудованием, изготовление изделий, элементы метода проектов.
5. Профориентация.
Практическое знакомство с рабочими профессиями, воспитание уважения к людям труда – мастерам своего дела. Таким образом, необходимо стремиться на уроках технологии соединять теорию с практикой, учить работать головой и руками, созидать, формируя тем самым готовность к самостоятельному труду, выбору профессии, больше того – способствовать развитию ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях перехода к ФГОС
Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую и всё возрастающую роль играют индустриальные и информационные технологии. Главное преимущество высокоразви...
Презентация "Языковая политика в России: проблемы и перспективы изучения и преподавания иностранных языков"
Английский язык в современном мире...
Проблемы и перспективы современного преподавания математики в школе.
Современное образование предъявляет учителю все более высокие требования к обучению математики, делая упор на инновационные процессы, метапредметные связи и реализацию компетентностн...
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В работе представлены проблемы преподавания и освоения обучающимися русского языка как родного. Рассмотрены современные УМК по русскомй языку. Выделены задачи преподавания русского языка в свете требо...
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Статья "Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе"
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских тради...
Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в эпоху информационных технологий
Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в эпоху информационных технологий...