О значимости урока социально- бытовой ориентировки в коррекционной школе.
статья по технологии на тему

Дреманович Евгения Владимировна

О значимости урока социально- бытовой ориентировки в коррекционной школе.

Социально-бытовая ориентировка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

О значимости урока социально- бытовой ориентировки в коррекционной школе.

Социально-бытовая ориентировка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили введение в учебно - воспитательный процесс коррекционной школы занятий по СБО.

Предмет СБО направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни.

Целью является формирование у каждого обучающегося того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?

Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.

К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), культуры (библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта.

К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому  обучающиеся должны знать медицинские учреждения, в которых следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»), и уметь оказывать некоторую первую помощь.

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.

Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.

Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации обучающихся коррекционных школ - формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.

Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке обучающихся способствуют следующие условия: целенаправленность и системность педагогической работы; направленность ее на результативную подготовку каждого обучающегося; дифференцированный и индивидуальный подходы к обучающимся в отношении содержания и методов их обучения; обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности обучающихся в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации; формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; широкое использование игровых методов и приемов обучения; коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.

Идеальный, желаемый «портрет» выпускника коррекционной школы можно считать целью процесса социально-бытовой ориентировки. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у обучающихся:

- знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);

- умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений            (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

- экономико-бытовых умений;

- умений организовать свой досуг;

- умений общения;

- волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

- познавательной деятельности;

- эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.

Социально бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по соци...

Неделя социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе

Неделя СБО в коррекционной школе-интернате VII-VIII вида. В материале имеется примерный план недели, цели, анкеты для учащихся, презентации, викторины....

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дет     Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующ...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...