Леворукость на уроках швейного дела
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему
Помощь ребенку с леворукостью на уроках швейного дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levorukost_na_urokah_shveynogo_dela_03.04.2018.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Третьякова Наталия Леонидовна
Должность: учитель швейного дела
ГКОУ школа-интернат №2 г. Сочи
Методическая разработка
«Помощь ребенку с леворукостью на уроках швейного дела».
Цель: оказать помощь в обучении учащихся с ведущей левой рукой на уроках швейного дела.
Обучая учащихся с ОВЗ мастерить руками на уроках Швейного дела, мы воспитываем в них чувство собственного достоинства, учим их самостоятельно принимать решения, развиваем творческие способности и все те необходимые навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.
Помимо основных вопросов связанных с подготовкой материалов и инструментов, безопасностью работы и рациональными решениями, возникающими при работе, они осложняются тем, что некоторые ученики не могут использовать оборудование на ровне со всеми потому, что являются леворукими.
Современные методики предлагают не переучивать леворуких, а подключать к работе правую руку. Например, использовать поочередно ножницы для правшей и левшей.
На уроках Швейного дела, при обучении работе на швейной машине возникает трудность при движении махового колеса левой рукой, то есть при шитье у ученика движения рук получаются перекрестные, что закрывает обзор движущихся частей машины (лапку, иголку), и затрудняет сам процесс шитья, который становится небезопасным.
В школе - интернате № 2 г. Сочи в швейной мастерской все оборудование разработано для правшей. И мне как учителю швейного дела на уроках приходится сталкиваться с такой особенностью детей как леворукость и проблемой в их обучении.
Леворукость — это преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость может быть скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой.
Дети с леворукостью иногда начинают говорить несколько позже, чем следует, в остальном развиваются нормально и умственно и физически. Насильственное, с упреками и насмешками, «переучивание» ребенка-левши часто ведет к его нервозности, заиканию и т. п. Но писать правой рукой многие левши привыкают без особого труда.
Леворукость может быть врожденной (иногда наследственной) и вынужденной — вследствие нарушения функции правой руки. Различают леворукость явную и скрытую; при последней человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользоваться преимущественно правой рукой. Леворукость, так же как праворукость и одинаковое развитие обеих рук (амбидекстрия), зависит от разных экологических условий происхождения и развития человека. В наших экологических условиях леворукие составляют 3 % всего населения.
В школе – интернате № 2 г.Сочи обучается 236 учащихся
из которых 29 являются леворукими. И это составляет 12,3%.
Класс | Количество учащихся | Правши | Левши |
1 «А» | 14 | 14 | - |
1 «Б» | 11 | 10 | 1 |
1 «В» | 9 | 7 | 2 |
2 «А» | 13 | 12 | 1 |
2 «Б» | 7 | 7 | - |
2 «В» | 7 | 5 | 2 |
3 «А» | 13 | 12 | 1 |
3 «Б» | 6 | 4 | 2 |
3 «В» | 7 | 5 | 1 |
4 «А» | 12 | 11 | 1 |
4 «Б» | 11 | - | - |
4 «В» | 6 | 5 | 1 |
5 «А» | 14 | 7 | 5 |
5 «Б» | 14 | 13 | 1 |
6 «А» | 13 | 12 | 1 |
6 «Б» | 13 | 10 | 3 |
6 «В» | 7 | 6 | 1 |
6 «Г» | 6 | 6 | - |
7 «А» | 13 | 11 | 2 |
8 «А» | 13 | 13 | - |
9 «А» | 13 | 10 | 3 |
10 «А» | 8 | 8 | - |
10 «Б» | 6 | 5 | 1 |
Общее кол-во: | 236 | 207 | 29 |
При воспитании не следует угнетать ребенка насильственным режимом перевоспитания из леворукого в праворукого. Ребенок и без такого воспитания прекрасно приспосабливается к окружающей обстановке, труду и механизмам орудий производства. Это учтено и в школах тех стран, где процент леворуких относительно высок.
В ряде стран (Англия, Япония, Китай) изготовляют орудия производства и для леворуких.
На данный момент я обучаю 15 учащихся из которых 5 являются леворукими (33%).
Класс | Подгруппа «швейное дело» | Правши | Левши |
6 «Б» | 6 | 5 | 2 |
9 «А» | 5 | 3 | 2 |
10 «Б» | 4 | 3 | 1 |
В своей работе я использую специальные методы и способы «подключения правой руки» к основной деятельности на уроке.
- Используются специальные ножницы для леворуких.
- Используются ручки для леворуких.
Чтобы процесс обучения швейному делу у учащихся с леворукостью был более продуктивным на уроках я использую следующие упражнения:
- Упражнения по завязыванию узелков (выполняются поочередно левой и правой рукой).
- Упражнения по заправке нитки в иголку (выполняются поочередно левой и правой рукой).
- Упражнения по изготовлению ручных строчек (выполняются поочередно левой и правой рукой).
- Упражнение по изготовлению строчки по бумаге без использования ниток (в холостую) (выполняются, задействовав поочередно левую и правую руку для вращения махового колеса швейной машины).
Статистика по освоению навыков выполнения упражнений правой рукой у леворуких обучающихся. За период с 2013 по 2018 год.
Фамилия, имя | 5 «А» | 6 «А» | 7 «А» | 8 «А» | 9 «А» | |||||||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №1 | №2 | №3 | №4 | №1 | №2 | №3 | №4 | №1 | №2 | №3 | №4 | №1 | №2 | №3 | №4 | |
Алина В. | - | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | + | + | + | + |
Алина М. | - | - | - | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + | + | + | + |
Данные упражнения по развитию правой руки и подключению ее к основной деятельности (по завязыванию узелков и заправке ниток в иголку, по изготовлению поочередно ручных строчек, а также строчек по бумаге в холостую) имеют положительную динамику. В дальнейшем количество упражнений и их сложность можно увеличить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок швейного дела в коррекционной школе VIII вида
конспект урока "Застрачивание углов основной детали сумки и утюжка готового изделия " + презентация + технологические карты....
Урок швейного дела в 5 классе
Данный материал познакомит учащихся с ограниченными возможностями здоровья с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей....
Интегрированный урок швейного дела и математики в коррекционной школе VIII вида Тема урока: Наволочка с клапаном. Расчёт расхода ткани.
Формирование знаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применения выкройки, учитывая ширину ткани....
Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией
Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."
Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...