Конспект занятия «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕРДЕЧЕК «ВАЛЕНТИНОК» ДЛЯ КОРОБОЧКИ»
план-конспект по технологии на тему

для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valentinki.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ   ПО ТЕМЕ

 «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕРДЕЧЕК «ВАЛЕНТИНОК» ДЛЯ КОРОБОЧКИ»

Цель занятия – Изготовление открытки - «валентинки» в форме сердечка.

Задачи – продолжать развивать художественно-творческие способности учащейся, закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках технологии, развивать   эстетический вкус.

Оборудование – картон, цветная бумага, простой карандаш, образцы «валентинок», фламастеры, белая бумага, шаблон сердца, шаблон крылышка, клей.

                             

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности рабочего места.

 

  1. Объяснение нового материала.  

Совсем недавно вошел в нашу жизнь праздник – День всех влюбленных или День святого Валентина, который отмечают 14 февраля.

Праздники Любви известны еще со времен древних языческих культур. Только на Руси в те давние времена его праздновали не зимой, а в начале лета и связан он был с легендарной историей любви Петра и Февроньи, и посвящен Купале – языческому славянскому богу, сыну Перуна. Этот праздник отмечается у нас снова и называется «День семьи».

А у современного европейского праздника есть и конкретный «виновник» - христианский священник Валентин. Одна из многих легенд датируется примерно 269 годом, когда Римской Империей правил император Клавдий П. Дабы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал Указ, запрещающий легионерам жениться. Но влюбляться-то солдаты от этого не стали меньше. Священник по имени Валентин из римского города Тернии стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Император приговорил Валентина к казни. Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблен в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано послание было уже после того, как его казнили. Говорят, что именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки – «валентинки».

Этот праздник у нас начали отмечать сравнительно недавно. И он сразу пришелся по душе тем, кто молод. К нему заранее готовят подарки, называя его «Днем всех влюбленных». И хотя праздник католический, для влюбленных это не стало помехой. Его полюбили в нашей стране, и теперь 14 февраля все дарят друг другу «валентинки».

Знаешь ли ты, например, из литературы любовные пары, которые прославились верностью и любовью на века:

- Руслан и Людмила (Пушкин) 

- Ромео Джульетта (Шекспир)

А в жизни, живут долго и счастливо?  Дедушка и бабушка? Родители? Знакомые?

  1.  Повторение правил техники безопасности на рабочем месте.

           Перед началом практической работы вместе повторим правила техники безопасности.

                              Правила техники безопасности при работе с ножницами

  1. Ножницы хранить в определенном месте -  в подставке или рабочей коробочке.
  2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
  3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  4. Не оставлять ножницы открытыми лезвиями.
  5. Следить за движениями и положением лезвий во время работы.

Использовать ножницы только по назначению.

IV. Практическая часть:

Сегодня мы с вами выполняем не простое сердечко! Именно его мы приклеим к нашей коробочке.

Общий порядок выполнения сердечка для коробочки.

  1. Положить шаблон сердца на цветную бумагу.
  2. Обвести шаблон по контору использую простой карандаш.
  3. С помощью ножниц вырезать сердце.
  4. Положить шаблон крылышка на белую бумагу.
  5. Обвести с помощью карандаша шаблон.
  6. Вырезать крылышко при помощи ножниц (2 шт)
  7. Если руки устали, сделать упражнения для разминки пальцев.
  8. Приклеить крылышки к сердечки с двух сторон.
  9. С помощью фломастеров прорисовываем глаза, нос, губы.
  10. Сердечко выполнено, самостоятельно приклеить его на коробочку дома.

V.   Подведение итогов.

     Просмотр выполненных изделий. Анализ выполненной работы: какое из сердечек нравится больше, почему. Что было сложно?

     На следующем занятии мы будем делать газетницу. Для этой работы необходимо приготовить: картон для основы, нитки, иглу.

    VI.  Уборка рабочего места.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Идеи для маленьких открыток

     

   

             

Сувенирные сердечки

 

     

       

Общий порядок выполнения сердечка для коробочки.

  1. Положить шаблон сердца на цветную бумагу.
  2. Обвести шаблон по контору использую простой карандаш.
  3. С помощью ножниц вырезать сердце.
  4. Положить шаблон крылышка на белую бумагу.
  5. Обвести с помощью карандаша шаблон.
  6. Вырезать крылышко при помощи ножниц (2 шт)
  7. Если руки устали, сделать упражнения для разминки пальцев.
  8. Приклеить крылышки к сердечки с двух сторон.
  9. С помощью фломастеров прорисовываем глаза, нос, губы.
  10. Сердечко выполнено, самостоятельно приклеить его на коробочку дома.

Общий порядок выполнения сердечка для коробочки.

  1. Положить шаблон сердца на цветную бумагу.
  2. Обвести шаблон по контору использую простой карандаш.
  3. С помощью ножниц вырезать сердце.
  4. Положить шаблон крылышка на белую бумагу.
  5. Обвести с помощью карандаша шаблон.
  6. Вырезать крылышко при помощи ножниц (2 шт)
  7. Если руки устали, сделать упражнения для разминки пальцев.
  8. Приклеить крылышки к сердечки с двух сторон.
  9. С помощью фломастеров прорисовываем глаза, нос, губы.
  10. Сердечко выполнено, самостоятельно приклеить его на коробочку дома.

Общий порядок выполнения сердечка для коробочки.

  1. Положить шаблон сердца на цветную бумагу.
  2. Обвести шаблон по контору использую простой карандаш.
  3. С помощью ножниц вырезать сердце.
  4. Положить шаблон крылышка на белую бумагу.
  5. Обвести с помощью карандаша шаблон.
  6. Вырезать крылышко при помощи ножниц (2 шт)
  7. Если руки устали, сделать упражнения для разминки пальцев.
  8. Приклеить крылышки к сердечки с двух сторон.
  9. С помощью фломастеров прорисовываем глаза, нос, губы.
  10. Сердечко выполнено, самостоятельно приклеить его на коробочку дома.

Общий порядок выполнения сердечка для коробочки.

  1. Положить шаблон сердца на цветную бумагу.
  2. Обвести шаблон по контору использую простой карандаш.
  3. С помощью ножниц вырезать сердце.
  4. Положить шаблон крылышка на белую бумагу.
  5. Обвести с помощью карандаша шаблон.
  6. Вырезать крылышко при помощи ножниц (2 шт)
  7. Если руки устали, сделать упражнения для разминки пальцев.
  8. Приклеить крылышки к сердечки с двух сторон.
  9. С помощью фломастеров прорисовываем глаза, нос, губы.
  10. Сердечко выполнено, самостоятельно приклеить его на коробочку дома.

Тема урока. Сказочный ларец.

Цели урока.

  • Продолжать формировать представления учащихся о единстве пользы и красоты в конструировании традиционных предметов быта.
  • Познакомить учащихся с разнообразием, ажурностью и изяществом сундуков, ларцов, выполненных по традиционным канонам.
  • Формировать умения по объемному конструированию из бумаги и нескольких упаковочных коробочек.
  • Развивать умения выполнять декор из бумаги приемами складывания, прямолинейного гофрирования и декоративной сквозной разделки заготовки (вырезывание).

Оборудование.

  1. Презентация “Сказочный ларец”
  2. Готовое изделие-образец.
  3. Иллюстрации сундуков, ларцов, рисунки интерьера русской избы.
  4. Пословицы на доске на плакатах:
  • Всякое дело мастера боится.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  1. У учащихся: ножницы, клей, цветная и белая бумага, упаковочные коробочки, “Правила безопасной работы” (на каждой парте).
  1. Ход урока
  2. I. Организационный момент.

Учитель и дежурные ученики проверяют готовность к уроку.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  1. II. Актуализация знаний. Постановка цели и темы урока.
  • Сегодня мы совершим путешествие в мир старины.
  • А сначала отгадайте загадки.

Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
(Печь)

Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (
Свеча)

  • Как называется в русской избе подставка под свечу, лучину? (Светец)

Четыре братца
Под одной крышей живут,
Одним поясом опоясаны.
(Стол)

  • Какую посуду из традиционного крестьянского быта вы знаете? (деревянные ложки, миски, квасники, кумганы)

У бабушки сейф, он давно уж не новый,
К тому же совсем не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит у нее в уголочке.
В нем бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платья, немножечко пряжи,
Пуховый платочек и пенсию даже.
Но только не дверца, а крышка на нем.
Тяжелая очень, с висячим замком.
(сундук)

  • Вспомните, какие предметы старинного русского быта мы уже материли? (Светец, домик-теремок, кумган)
  • Внимательно посмотрите на иллюстрации на доске. Какой предмет быта присутствует в каждой русской избе? (сундук)
  • Сегодня мы будем конструировать из упаковочных коробочек красивый сундучок и украшать его декоративным узором.
  1. III. Беседа о традиционных ларцах и сундуках.
  • Сундуки в старину были неотъемлемой частью интерьера каждой семьи, избы.
  • Кто видел сундуки в современных домах? Для чего они предназначены?
  • Что в них хранят? (ответы детей)
  • Как называется небольшой сундучок для хранения ценностей? (ларец)

Рассказывают ученики.

Слайд 2, 3.

Ученик 1. В старину ларцы да сундуки использовались вместо мебели. Ни одна изба не обходилась без прочных и нарядных сундуков, которые были различных размеров, от больших спальных до маленьких настольных. В них хранили одежду, посуду, украшения, продукты и многое другое. В некоторых сундуках было несколько отделений с потайными ящичками, которые закрывались надёжными замками. [1]

Слайд 4.

Ученик 2. На русском севере наибольшей популярностью пользовались сундучки, похожие на терема, окованные красивыми резными узорами из железа. Отсюда и название пошло – сундучок-теремок.[1]

На доске появляется определение:

Сундучок-теремок – изделие, напоминающее по форме древнерусскую постройку.

Слайд 5.

Ученик 3. Кузнецы с особым мастерством делали оковку сундука с геометрическим или растительным узором, выполняли угловые накладки и замки. Замки тоже были необычные, некоторые даже музыкальные, а некоторые с секретами и даже с шифрами. [1] Для женских ларцов, в которых хранились украшения, делались крохотные декоративные замочки.

Слайд 6.

Украшали такие ларцы изображениями фантастических растений или животных, символов природы.

  1. IV. Анализ конструкции и декора традиционных изделий мастеров.
  • Рассмотрите изображения ларцов и сундуков, представленных на доске.
  • Из каких материалов традиционно изготавливали эти изделия?
  • Как металлическая окантовка сочетается с формой сундука?
  • Какие еще украшения вы видите на сундуках? (замки, застежки, ручки)
  • Какие резные узоры вам понравились?
  1. V. Обсуждение значения народных пословиц.

Слайд 7.

  • Объясните смысл пословиц:

Всякое дело мастера боится.

Глаза страшатся, а руки делают.

  1. VI. Составление плана работы по конструированию и украшению сундучка.

Слайд 8-9.

Конструирование сундучка

  1. Подбери коробочку и обклей ее цветной или белой бумагой.
  2. Из картона сделай крышку, приклей к задней стенке коробочки.
  3. Сверху приклей коробочку меньшего размера и обклей ее цветной или белой бумагой.

– Как вы думаете, ребята, какого цвета нужно подобрать бумагу для декоративных украшений? (контрастного)

– Вспомните приемы вырезания. Как выполнить из бумаги узор, имитирующий рисунок просечного железа? (сложить лист гармошкой)

– Как вырезать двойной замочек? Ручки для сундучка-ларца? (сложить лист вчетверо)

– Составим план декорирования сундучка-ларца. 

Слайд 10-11.

Декорирование сундучка

  1. Придумай орнамент, напоминающий кованые узоры из металла.
  2. Сложи лист гармошкой и сделай красивые сквозные прорези.
  3. Оклей сундучок заготовкой из цветной бумаги со сквозным узором.
  4. Вырежи фигурный замочек и ручки для сундучка.

См. Приложение 1.

Слайд 12.

  • Подумайте, ребята, как можно использовать красивый сундучок в дни празднования Нового года? (в качестве подарка или упаковки к подарку)
  1. VII. Физкультминутка.
  2. VIII. Повторение правил безопасной работы.

См. Приложение 2.

  1. IX. Работа учащихся в “Творческой мастерской”.

Индивидуальная помощь отдельным ученикам.

  1. X. Подведение итогов работы.
  • Чему вы сегодня научились?
  • Какие приемы работы с бумагой мы сегодня повторили?
  • Кто доволен своей работой?
  • Для чего вы предполагаете использовать изготовленные вами сундучки?
  • Вот какие нарядные сундучки у нас получились. Лучшие работы будут украшать школьную выставку.
  1. XI. Выставка лучших работ учащихся.

См. Приложение 3.

  1. XII. Уборка рабочего места.
  2. XIII. Использованная литература и интернет-источники:
  1. Технология. Художественный труд: учеб. для 3 кл. нач. шк. / [ Т. Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова; под ред. Т.Я.Шпикаловой] – М., Просвещение, 2007.
  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Сборник загадок. Пособие для учителя./Сост.М.Т.Карпенко. – М.,Просвещение, 1988.
  4. http://www.vsezagadki.ru/ загадка про сундук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Изготовление елочной игрушки гномик"

Занятие кружка "Сказка". Мы с детьми в предверие Нового года изготовили поделку Гномик из шерстянных ниток....

план конспект занятия "Изготовление визитной карточки"

План конспект занятия по программе художественной направленности "Волшебный мир природы"...

конспект занятия "Изготовление метательной модели самолета Су 25 грач из бумаги.

Представлен конспект занятия по изготовлению метательной модели самолета Су-25 Грач...

Конспект занятия "Изготовление топиария"

Сделать топиарий своими руками - увлекательное и интересное занятие, которое может пригодиться для украшения и декорирования квартиры или  дома. Большое количество природного материала, привлекат...

Конспект занятия «Изготовление подвески «Бабочки»

Конспект занятия "Изготовление подвески "Бабочки" знакомит детей младшего школьного возраста с плоской аппликацией. Для работы потребуются простые, доступные материалы. ...

Конспект занятия "Изготовление ромашки".

Конспект занятия "Изготовление ромашки" из бумаги разработан для детей младшего школьного возраста.С бумагой легко работать, делать различные поделки и даже полезные вещи. Бумага-  самый простой ...