КТП черчение 7 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маттинская средняя общеобразовательная школа им. Е.Д.Кычкина»
Рассмотрено на заседании ШМУ учителей «Согласовано» «Утверждаю»
№ протокола ___ Зам. директора по УВР _______/Находкина А.Т/
«___»__________2017г. ___________/Павлова М.Г./ от «___» __________ 2017г.
«___» _________ 2017г.
Рабочая программа
Предмет, учебный материал Черчение. Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вишнепольский, - Москва: Астрель, 2008г.
Учебный год 2017-2018 гг._____________________________________________________________________________________
Класс 7______________________________________________________________________________________________
Количество часов в год 34______________________________________________________________________________________________
Количество часов в неделю 1_______________________________________________________________________________________________
Учитель Стручкова Матрена Христофоровна________________________________________________________________
2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по черчению для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вишнепольский, - Москва: Астрель, 2008г.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа рассчитана на 34 учебных часов (34 часа в 7 классе по 1 часу в неделю).
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
прививать культуру графического труда.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ.
Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
Формы контроля
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
В 8 классе Графических и практических работ -12.
Процессы социальных преобразований в России поставили педагогическую науку перед необходимостью обновления подходов к обучению подрастающего поколения.
Особенность курса Черчения в общеобразовательной школе – его чрезмерная сжатость. При этом необходимо уложить знания, умения и навыки начального курса черчения так, чтобы учащиеся смогли использовать их в дальнейшем, особенно при продолжении обучения в технических вузах.
Создавшееся положение обязывает учителя черчения более тщательно отбирать и дозировать материал каждого урока. Проверка результатов графических знаний и умений является обязательным компонентом процесса обучения. Но контроль знаний учащихся остаётся наиболее уязвимым местом в работе школьного учителя.
7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со стандартом общеобразовательных учреждений по технологии, на основе программы рекомендованного Министерством образования РФ (Черчение : учебник для общеобразовательных учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вишнепольский, - Москва: Астрель, 2008г.)
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит цель:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
· Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
· Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
· Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
· Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
· Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно.
Календарно тематическое планирование включает в себя следующие разделы образовательной области «Черчения»:
- Техника выполнения чертежей и правила их оформления;
- Чертежи в системе прямоугольных проекций;
- Аксонометрические проекции. Технический рисунок;
- Чтение и выполнение чертежей;
- Эскизы.
В программе содержатся уроки с агро-компонетами. 4 ч, 1 ч в четверть.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Всего 34 часа.
Количество графических работ: 11
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1.Техника выполнения чертежей и правила их оформления | ||
1 | История развития чертежа. Графические изображения | 1 |
2 | Чертежные инструменты, материалы и принадлежности | 1 |
3 | Организация рабочего места | 1 |
4 | Правила оформления чертежей | 1 |
5 | Линии чертежа | 1 |
6 | Шрифты чертежные | 1 |
7 | Масштабы | 1 |
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций | ||
8 | Проецирование | 1 |
1 | ||
9 | Прямоугольное проецирование | |
10 | Расположение видов на чертеже. | 1 |
11 | Местные виды | 1 |
3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. | ||
12 | Получение аксонометрических проекций | 1 |
13 | Построение аксонометрических проекций | 1 |
14 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | 1 |
15 | Технический рисунок | 1 |
4. Чтение и выполнение чертежей | ||
16 | Анализ геометрической формы предмета | 1 |
17 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 |
18 | Проекции вершин, ребер и граней предмета | 1 |
19 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | 1 |
20 | Порядок построения изображений на чертежах | 1 |
21 | Построение третьего вида | 1 |
22 | Нанесение размеров с учетом формы предмета | 1 |
23 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей | 1 |
24 | Сопряжение | 1 |
25 | Применение геометрических построений на практике. | 1 |
26 | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | 1 |
27 | Порядок чтения чертежей деталей. | 1 |
28 | Практическая работа № 7 | 1 |
29 | Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы | 1 |
5. Эскизы | ||
30 | Выполнение эскизов деталей | 1 |
31 | Графическая работа №9 « Эскиз и технический рисунок детали» | 1 |
32 | Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования | 1 |
33 | Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета» | 1 |
34 | Обобщающий урок | 1 |
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование «7 класса»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Ожидаемый результат | Графическая и практическая | Домашнее задание | Агро -компонент | Дата по плану | Дата по факту |
1.Техника выполнения чертежей и правила их оформления | ||||||||
1 | История развития чертежа. Графические изображения | 1 | Знать: историю развития графических изображений и их виды. Предназначение чертежного инструмента, правила оформления чертежей. Уметь: определять масштабы, чертежные шрифты, виды изображений и линий. | Ознакомить историю развития графических изображений; изучить инструменты, принадлежности, материалы. Ознакомление основных правил оформления чертежей, нанесение линий, чертежных шрифтов, уменьшение и увеличение деталей по масштабу. | Стр. 3-9 | |||
2 | Чертежные инструменты, материалы и принадлежности | 1 | §1 Стр. 10-12 | |||||
3 | Организация рабочего места | 1 | Стр. 12-14 | |||||
4 | Правила оформления чертежей | 1 | §2 Стр.15-20 | |||||
5 | Линии чертежа | 1 | Графическая работа №1 | |||||
6 | Шрифты чертежные | 1 | Стр. 23-24 | |||||
7 | Масштабы | 1 | Графическая работа №2 | Вычислить масштаб ипподрома в м и см. | ||||
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций | ||||||||
8 | Проецирование | 1 | Знать: общие сведения о проецировании; центральное и параллельное проецирование; проецирование на одну и несколько плоскостей Уметь: построить проекции фигур, точек, плоскостей. Применять знания на практических работах. | Рассмотреть понятие проецирования, различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный). Выполнение проецирование деталей на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. | §3 Стр.32-35 | |||
1 | ||||||||
9 | Прямоугольное проецирование | §4 Упр. №7 | ||||||
10 | Расположение видов на чертеже. | 1 | §5 Стр.42 Вопросы 1-3 | |||||
11 | Местные виды | 1 | Упр. №8-№9 | |||||
3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. | ||||||||
12 | Получение аксонометрических проекций | 2 | Знать: Положение осей, аксонометрические проекции плоских фигур, аксонометрические проекции плоскогранных предметов, фронтальные диметрические проекции окружностей, изометрические проекции окружностей. Уметь: построить фронтальные диметрические и изометрические проекции деталей, окружностей. | Выполнение оси фронтальной диметрической и изометрической проекции по примерам. Увеличение величин изображений. Выполнение технических рисунков моделей и деталей. | §6 | |||
13 | Построение аксонометрических проекций | 1 | Стр. 48-52 Упр.10-11 | |||||
14 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | 1 | Упр. 15 | |||||
15 | Технический рисунок | 1 | Технический рисунок детали | Выполнить технический рисунок детали трактора. | ||||
4. Чтение и выполнение чертежей | ||||||||
16 | Анализ геометрической формы предмета | 1 | Знать: понятие о геометрических телах, разбивка деталей на геометрические тела; порядок построения проекций геометрических тел. Уметь: разбивать детали на геометрические тела; построить проекции геометрических тел; выделять простейшие геометрические тела в реальных деталях. | Строение проекции геометрических тел. Рассмотрение особенностей проецирования правильных пирамид. Освоение практических навыков анализа геометрических форм предметов на основе характерных признаков. | §10 Стр.61, вопросы 1-4; Упр.19 | |||
17 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | §11 Упр. 20 Занимательные задачи | |||||
18 | Проекции вершин, ребер и граней предмета | 1 | §12 Упр. 21-25 | |||||
19 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | 1 | Графическая работа №4 | |||||
20 | Порядок построения изображений на чертежах | 1 | Знать: порядок построения проекций геометрических тел и групп. Уметь: построить проекции геометрических тел и групп. | Построение проекции группы геометрических тел, рассмотрение взаимного расположения геометрических тел, также относительно плоскостей проекции. | §13 Упр. 31-32 | |||
21 | Построение третьего вида | 1 | Графическая работа №5 | Выполнить три вида рабочей лопаты. | ||||
22 | Нанесение размеров с учетом формы предмета | 1 | §14 Упр. 37 | |||||
23 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей | 1 | §15 98-103, Упр. 40 | |||||
24 | Сопряжение | 1 | Знать: применение геометрических построений на практике, чертежи разверток; габаритные размеры деталей. Уметь: построить сопряжения; определить виды деталей, размеры деталей и ее элементов.
| Выполнение технических рисунков деталей. Конструирование аналогичного моделя деталей предмета, выполнение ее чертежей и наглядного изображения. | Упр. 41 | |||
25 | Применение геометрических построений на практике. | 1 | Графическая работа №6 | |||||
26 | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | 1 | §16 Стр. 111-114 | |||||
27 | Порядок чтения чертежей деталей. | 1 | §17 Упр.№42 | |||||
28 | Практическая работа № 7 | 1 | Решение занимательных задач | |||||
29 | Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы | 1 | Графическая работа №8 | Выполнить преобразование детали трактора Синтай. | ||||
5. Эскизы | ||||||||
30 | Выполнение эскизов деталей | 1 | Знать: понятия об изображении эскиза детали. Назначение эскизов, порядок выполнения Уметь: выполнять эскизы деталей с натуры. | Выполнение эскиза технического рисунка деталей, нанесение размеров. | Упр.№43 | |||
31 | Графическая работа №9 « Эскиз и технический рисунок детали» | 1 | Графическая работа №9 | |||||
32 | Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования | 1 | Графическая работа № 10 | |||||
33 | Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета» | 1 | Знать: Порядок чтения чертежей. Уметь: применять знания в практических работах. | Повторение и закрепление полученных знаний | Стр.125 | |||
34 | Обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование ИЗО с элементами черчения и черчения в 8-9
Календарно-тематическое планирование по учебнику Черчение под редакцией В.В.Степаковой. М."Просвящение 2009 год"...
Рабочая пограмма по черчению область технологии 10-11 класс."Элементы начертательной геомнтрии. Машиностроительное черчение"
Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период о...
7 класс. Системы компьютерного черчения. Черчение геометрических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС
7 класс. Технология обработки графической информации. Системы компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАСПрезентация для дистанционного изучени...
Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".
Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...
Программа по технологии 5-8 класс .8 класс с модулем "Черчение". 5 класс с учетом ФГОС (девочки)
Программа по технологии 5-8 класс. 5 класс сучетом ФГОС8 класс с модулем "Черчение" 70 часов...
«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».
Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....
Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения
Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения...