Нетрадиционные уроки технологии.
статья по технологии (6 класс) на тему
Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_uroki_tehnologii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные уроки технологии.
Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых, …если бы процессы, с которыми они связаны, удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от взрослого увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество.
Д.Моррис.
Что такое нетрадиционный урок?
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.
Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников.
Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.)
Что же такое нестандартный урок?
По определению И.П. Подласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие», имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.
Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.):
Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);
межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;
театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;
сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик;
уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах.
Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):
Урок - деловая игра; - пресс конференция; - соревнование, -консилиум, -зачет, -КВН, -суд, -аукцион, -экскурсия, -семинар, - театральное представление, -консультация, - блок-схема, -лекция
Почему же нестандартные уроки получили такое распространение современной школе?
Учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности.
Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников, как по технологии. Ещё одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Процесс формирования творческих умений учащихся представлен в виде трех этапов. На первом этапе учащиеся осваиваю базовые теоретические знания и практические умения при решении наиболее типичных задач.
Основная задача второго этапа – формирование творческих умений. Ведущее место занимают приемы и методы, направленные на развитие творческих умений учащихся.
На третьем этапе процесс строится таким образом, чтобы умения могли активно приобретать умения собственно творческой деятельности в результате выполнения многовариантных творческих заданий.
Разработанная система нестандартных уроков является эффективной, поскольку использование нестандартных методов и форм приводит к повышению интереса к технологии, к повышению познавательной деятельности учащихся.
При использовании нестандартных уроков технологии желательно проводить обучение так, чтобы интерес к технологии у учащихся со слабым уровнем подготовки по данному предмету, сделать уроки технологии интересными.
Проведение профориентационных занятий.
Внесение производственной информации и элементов профессионального труда в материал занятий по трудовому обучению школьников. Это могут быть: производственные иллюстрации и практические примеры; задачи и упражнения с практическим содержанием; учебно-практические и лабораторно-практические работы, близкие по характеру к производственным; контрастные профориентационные вставки в учебный материал.
Ознакомление учащихся с условиями труда на производстве. С возможностями применить свои знания и умения по определенным направлениям трудовой деятельности в условиях средней школы и межшкольного учебно-производственного комбината; использование оборудования, документации и наглядных пособий кабинетов и учебных мастерских; проведение практических занятий; изложение теоретических сведений по отдельным разделам; организация и проведение экскурсий специалистами производства;
Формирование, поддержка и активизация познавательного интереса школьников к труду: беседы с учащимися о выборе профессий; составление карт интересов учащихся; организация профориентационных кабинетов, уголков, оформление стендов
Постановка учащихся перед необходимостью решения задач, связанных с анализом и выбором трудовой деятельности; социально-экономический анализ видов труда, проводимый учащимися; медицинские, психологические и профессиональные консультации; организация централизованных пунктов распределения выпускников школ на производство.
Рассмотрим некоторые формы и методы проведения нетрадиционных уроков.
Встречи с передовиками производства. Такие встречи, как правило, проводятся в самой школе. Организует их методист или преподаватель. Завод для проведения таких мероприятий выделяет передовиков производства – инженеров, мастеров и кадровых рабочих. С ними предварительно проводится краткий инструктаж, в котором объясняется цель встречи, вопросы, на которые следует обратить внимание, и методика проведения беседы.
Беседы и консультации. Большое значение в работе по профориентации имеют групповые беседы и индивидуальные консультации о предприятии.
Контрастные вставки в учебный материал. Суть положительного эффекта этого приема состоит в значительной активизации учащихся при резком контрасте изучаемого материала.
Из психологических и дидактических исследований известно, что объем и качество усвоения учебного материала в течение занятия постепенно снижаются. Изменение учебной обстановки (перемена рода работы, изменение объекта труда, переход к новому материалу) активизирует внимание учащихся и повышает эффективность обучения. Таким активизирующим фактором может быть контрастная вставка. В частности, фрагментарное сообщение о содержании работы по той или иной профессии, показ оригинальных инструментов и приспособлений, необходимых работам той или иной специальности, и т.п. Такая вставка может тематически и не согласовываться с основным программным материалом, а, наоборот, резко контрастировать с ним. Именно яркий контраст и создает условия для активизации внимания учащихся и запоминания материала. Следует, однако, учитывать, что на такую вставку нельзя отводить много времени, чтобы информация не заслоняла основной учебный материал.
Проведение учебных занятий специалистами производства. Отдельные элементы учебной программы: освоение приемов работы с машинами, станками, инструментами и приспособлениями, способов изготовления отдельных изделий, ознакомление с конструкцией изучаемых объектов, с технологическими процессами и т. п. – могут быть успешно реализованы при совместной деятельности учителя и специалиста производства. Участие рабочего в учебном процессе при надлежащей организации хода обучения будет способствовать более эффективной ориентации учащихся на труд по соответствующему профилю.
Ход занятия, на котором планируется присутствие специалиста производства, следует тщательно разработать. В его структуре надо четко определить место и содержание обучающей деятельности специалиста.
Экскурсии. Чтобы экскурсии были эффективными, необходимо: конкретно определить тему экскурсии и ее целевую направленность, предварительно провести ее тщательную подготовку, в ходе экскурсии ознакомить учащихся с конкретными объектами, после экскурсии провести закрепление полученных сведений и знаний.
Учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство. Но очевидно, что дать учащимся полное представление о современном производстве без его посещения весьма трудно. Многие проблемы могут быть представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой. В условиях учебных мастерских школьники, как правило, не имеют, возможности знакомиться с современными способами обработки материал Экскурсии — часто единственно возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации производства.
Экскурсии могут иметь различное назначение — в зависимости от ставящихся целей. Они могут быть общеознакомительными, целевыми.
В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные вопросы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов. Подготовка экскурсии обязательно включает в себя определение учебных целей, которые предполагается достичь, выбор места экскурсии;
определение ее маршрута с обязательным совместным решением с представителем производства об обеспечении безопасности передвижения учащихся и по территории предприятия, и при посещении производственных помещений (естественно, и сами школьники должны быть ознакомлены с привалами поведения во время экскурсии).
В проведении экскурсии принципиальная роль экскурсовода. Хорошо если это сам учитель, но часто, он оказывается, недостаточно подготовлен к разъяснению всех особенностей конкретного производства — тогда привлекается работник предприятия. Его выбор не может быть случайным. Он должен знать цели экскурсии. Подводить итог экскурсии можно по-разному. Заключительная беседа, письменные отчеты, выпуск технических бюллетеней альбомов с фотографиями и письменными материалами по истории производства, сведениями о выпускаемой продукции, и т.
В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут активизировать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Нетрадиционные уроки при преподавании технологии"
В школе предмет «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энерг...
В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки
Можно применить и разнообразить свои уроки....
Нетрадиционный урок биологии и технологии "Культура чая и чай как культура
Урок(2 часа) для праздника "Прощание с ботаникой" в форме познавательной игры с чаепитием и постановкой сказки о чае. Применялись индивидуальный и групповой методы....
Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства...
Нетрадиционный урок-викторина по предмету "Технология" для учащихся 5-х классов.
Урок-викторину можно провести с целью активизации знаний по предмету “Технология”, повышения технологической культуры, расширению кругозора учащихся. Урок расчитан на обощение знаний девочек и м...
Статья - Нетрадиционные уроки технологии (технический труд)
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике...
Нетрадиционные уроки технологии
Представляю два вида нетрадиционных урока технологии у девочек 5-7 класса....