Нетрадиционный урок биологии и технологии "Культура чая и чай как культура
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок(2 часа) для праздника "Прощание с ботаникой"  в форме познавательной игры с чаепитием и постановкой сказки о чае. Применялись индивидуальный и групповой методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradicionnyy_integrirovannyy_urok.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

в форме познавательной игНетрадиционный интегрированный урок

по теме: "Культура чая и чай как культура на Дону"

по предметам:  технология и биология


 МОУ ТСОШ№3  

 учитель    Боярская Н.В.

учитель – технологии Авдиенко Г. Г.


 

Тип урока :    урок закрепления  и углубления знаний   в индивидуальном режиме

в форме познавательной игры

с применением компьютерных технологий      

Форма урока :  бинарный комбинированный  урок с применением групповой и индивидуальной работы учащихся

Методы: наблюдение, моделирование и эксперимент, словесные(сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение)

Технологии  :  интерактивные с применением компьютера

Презентация урока

 

Цели урока:

Знакомство с бытом и традициями европейцев ,россиян и народов Дальнего Востока через изучение чая, культуры имеющей широкое распространение /2 место в мире, после воды, знакомство с чаем как культурой, с чаем как частью быта и его культурой потребления. Показать это взаимопроникновение культур, как залог развития и сохранения культуры.
.Практическое применение полученных знаний.

 Пропаганда здорового образа жизни.

 Сохранение национальных русских традиций чаепития Русские промыслы.

Оборудование урока:

Самовар, подстаканник со стаканом, чайный сервиз, китайский чайный сервиз, комплект для китайской чайной церемонии, сушки, баранки на связке, пряники, конфеты, молоко в молочнике, прозрачные стеклянные чайники, пиленый сахар, мед, варенье нескольких видов, туесок из бересты, конфетница -Хохлома, сахарница -Гжель, лимон(на Руси с 15 в.), вилочка под лимон, щипчики для колки сахара, щипчики под сахар. Чай черный байховый, чай краснодарский, чай зеленый, чай желтый, каркаде,  матэ, деревянные подставки под чайник, скатерть, салфетки льняные, салфетки бумажные, халва. Чай "ройбуш". Чай из Юайньской провинции.
Компьютер, проектор, доска, карта "Великие географические открытия", CD-диск "Горячее наслаждение - чай".

Домашнее Задание:

 
Придумать слоган о чае, оформить вопросы викторины о чае и провести ее дома с родителями, или в классе.

Вход в класс перегорожен ленточкой, на высоте 91 см. Сделали чуть выше, учитывая возможности гостей - это высота двери в традиционных чайных домиках Японии. Вопрос об этом будет задан позже.

Дети входят в класс.
 ученица 8б класса, показывает презентацию о чае.
Учитель Панфилова Л.А. читает стихотворения А. Блока

На улице дождик и слякоть
Не знаешь с чем горевать.
И скучно, и хочется плакать
И некуда силы девать.

Глухая тоска без причины
И дум неотвязных угар,
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар.
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, что бы жить не спеша.
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа.

Время

Действия учителя

Действия ученика

1-1.5 мин

Запись д/з ,приглашение в класс, обьявление темы урока.
Чтение стихотворение А. Блока

Подготовка к уроку.
Работа с компьютером  . Тема на экране

2-я мин

А как вы бы определили по названию урока, какие вопросы мы будем сегодня изучать?

Ира - задачи сформулировала сама. слайд 2
Дополнение другими учащимися.
Где рос чай. Как появился в Европе. Как попал на Русскую территорию, какие виды чая есть. Как обрабатывают и готовят чай. Какие традиции потребления чая в каждой стране

4-5 мин

Какие вы знаете легенды о появлении чая?


Да, а знаете ли вы, что слова " чай" и "бодрость" по-китайски обозначаются 1 иероглифом.

О буддийском монахе, заснувшем однажды и терзаемый муками совести он отрезал себе веки, предательски закрывшие ночью его глаза и бросил их на землю. И на том месте вырос чайный куст. Из листьев монах приготовил напиток, придающий удивительную бодрость.

6-7 минута урока

Ребята! Работая на уроке Составьте таблицу, придумав только название граф, т.о. что бы отразить весь материал урока / на доске образец / Кому трудно, запишите? викторины о чае. Эта часть д/з.

Готовят тетради. Ручки. И уже некоторые ребята стали сразу работать в тетради

8-я мин

А вот еще одна легенда , но теперь о самом дорогом чае "Колодец дракона" рассказ учителя….
Цена за 50г. на аукционе 2005г составила 138 тыс.юаней, или 16,5тыс.долларов

Дети выполняют задание - составляют вопросы викторины и дают названия графам таблицы на протяжении всего урока

9-я

А что это за растение чай?

Условия произрастания.
Способы выращивания
Технология выращивания

Отвечают несколько человек 2 готовили этот вопрос     ,но еще 3
отвечали дополнительно, сами, найдя материал
+   -слайд презентации

12 -я

Учитель биологии  Какие виды чая вы можете назвать. И рассказать о них. И способах обработки чая

 

14-я

Л.А.- а в каких странах выращивают чай?

Отв: Вьетнам Китай, Япония, в18в в азиатские страны и 1-я европейская страна- Португалия, чай попадает в584г.
К концу века Африка. Россия -чайный  куст завезен 1817 г в Никитский Ботанический сад в Крыму, однако начало чаеводства 1833, когда опыты по разведению чая начались в Грузии.
К концу 19в. Чаеторговец Попов построил 1-я в нашей стране чайная фабрика.1949г- чай стали выращивать в Краснодаре

15-я

Л.А Как чай попал в Россию?


Делается это для того . что бы успели записать состав сбитня

Сценка. В переднике и с кружкой в руке девица.
Голос - Сбитень царю!
-она начинает готовить сбитень, приговаривая вслух и готовя его: горячая вода есть, мед есть. зверобой. Шалфей. лавровый лист, корень валерианы, имбирь и др. травы
Голос- Все ли положила? - да
-и имбирь7
-и л.лист с шалфеем и т.д

-перед доской стулья, накрытые покрывалом- царский трон. 1638 год Москва
Церемониймейстер:
-Титул царя называет
-все (1ые парты встают)(ребята сделали из бумаги короны -2 шт.)
Поясной поклон .
Царь с супругою проходят и садятся.
- Подавать ли сбитень, царь-батюшка?

Голос церемониймейстера объявляет о приходе боярского сына
Василия Старкова с дарами от
Алтын-хана /около четырех пудов, 200 пакетов по ? фунта/
Царь: Зови сына боярского.
С подносом, на котором насыпью чай лежит заходит боярский сын В.Старков.
С ответными дарами от Алтынского хана --чай.
Напиток зело пользительный
И с поклоном подает.
Царь пробует на ощупь. Нюхает: "Неси. Каков он для здоровья?"

20-я

Л.А. а какое значение для здоровья имеет чай?
Какой ответ бы услышал царь и что говорит современная наука?

Отвечают: О полезных свойства чая в средневековье как врачевали, о микроэлементах , витаминах. Содержащихся в чае, о калорийности.-4чел. Выступил  
мальчик, ничем особым не отличающийся, приготовил ответы на все вопросы, о чем и заявил сразу
-у меня есть все вопросы о чае

25-я

Л.А.Тайваньскими учеными сделано заявление "что  люди, употребляющие чай Зеленый ежедневно 120млг- В течении года снижает вероятность заболевания гипертонией на 40%. Чай является государственным напитком Китая

Заполняют таблицу и вопросы викторины

26-27

Каким является отношение к чаю в других странах?
Когда и как чай попал в Англию?

Рассказ о чайной традиции в Англии.2-человека -4-5 дополняют

28

В Америку?



В Европу?

Рассказ - историческая справка.
О появлении чая в мешочках, о появлении холодного чая

1 человек

29-33

Каким путем попадал чай в Россию?

Центры торговли Кяхта, Урга, Сибирь, Н- Новгород

Работа с картой на протяжении рассказа. Страны, выращивающие чай отмечаются цветными магнитами. Рассказ о русских традициях чаепития

34-37

Китай. Азия

Чай плиточный. Чай с солью и жиром. Китайская чайная церемония

38

Каким же образом заваривают чай.
Подойдите, и заварите свой чай, рассказывая о способах заварки
Чай поднесли , вскипяченный к назначенному времени

Какие вопросы к викторине Придумали? Л.А. проверила 2 работы и у одного ученика названия граф в таблице 3 графы

Дети приготовили цветные наклейки ,в зависимости от чая/зелёный. Черный, цветочный , каркаде, желтый и др. обваривая кипятком чайник и наливая свою порцию воды

Дополнили до 7

40

Придумайте слоган о чае и запишите аккуратно в тетрадях

 

 

Так урок проводился в рамках экспериментальной площадки . то всеобщая дегустация проходила на перемене и след. уроке. И здесь обратила внимание на расстроенного ребенка.
Она приготовила дополнительный материал по 4 вопросам, а ее спросили не про все. На вопрос: "Сможет ли она ответить сейчас"- и получив утвердительный ответ. Выслушали гости. Так как Дети были заняты дегустацией чая.
О Дюма, его книге рецептов и высокой оценке качества чая, который пьют в России, доставляя его сухопутьем, а не по морю. Ин затем начали убирать со столов, так как для чая сразу был поставлен в центре класса двойной стол. Накрытый скатертью всем необходимым для чая . а по мере рассказа демонстрировали все Атрибуты чайной церемонии в зависимости от страны.

Получение оценок за урок- и по технологии  и по биологии получили 5 все.Т ак как работал весь класс. Учащаяся, подготовившая презентацию - две пятерки.   дополняющий по всем вопросам- тоже две оценки.
 Сумевшая настоять на том чтобы ее спросили и дополнившая рассказ о русских традициях - две"5"

1

Выборочно взяты вопросы викторины:
Легенда о появлении чая?

Таблица

1.Страны, где выращивают чай

2

Родина чая?

2. Как выращивают чай

3

Что пили на Руси до чая?

3. Виды чая

4

Виды чая?

4. Что пили на Руси?

5

Назовите состав сбитня?

/перечислили, не назвали овсяный кисель, и бузу.

6

Какие страны выращивают чай?

5. традиции в разных странах

7

Полезные свойства чая?

6 Полезные свойства чая

8

В каком году чай попал в Россию?

 

9

Как выращивают и собирают чай?

 

10

Самый дорогой чай?

 

11

Л.А. задала вопрос:
Почему повесили ленточку на двери? ответ: "двери в избах низкие. Чтобы входя - шапку снимали, лоб крестили. Богу почтение, хозяину поклон"

Л.А.- Японская чайная церемония, все равны, и приходя пить чай забывать должны о соц. неравенстве, вход в чайный домик = 91 см

Интернет и медиа-ресурсы, использованные при подготовке к уроку:

1. Yandex.ru По вопросу "Как чай попал в Россию" стр. "Чайгород"
2. Чай.ру
3. Диск " Горячее наслаждение ЧАЙ"
4. "Быт и традиции в Москве 14-19 век" Москва.2005г.
5. Всевозможные кулинарные книги с рецептами чая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».

анализ применения мультимедийных презентаций на уроках зоологии в 7 классе....

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

Использование игры как нетрадиционной формы обучения на уроках биологии.

В данной статье раскрыта роль игровой технологии в развитии познавательной деятельности обучающихся с нарушенным слухом, а также описаны этапы проведения игры и основные результаты применения этой тех...

Нетрадиционные уроки или мое творчество на уроках биологии

Чтобы облегчить разработку конкретных уроков, были составлены общие планы- конспекты той или иной нестандартной формы проведения урока. Пользуясь этими рекомендациями, любой учитель легко может разраб...

Нетрадиционные уроки биологии как средство повышения мотивации учащихся.

Использование электронной формы учебника на уроках биологии....

Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...