Конструирование и моделирование швейных изделий
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Конструирование и моделирование швейных изделий. История фартука. Снятие мерок. Практическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_5kl.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: Конструирование и моделирование швейных изделий
Класс: 5
Тема урока: Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Тип: урок усвоения новых знаний и навыков.
Цели урока:
- ознакомить с классификацией одежды и фартуков;
- познакомить с историей фартука от древних времен и до наших дней;
- научить правильному измерению фигуры человека;
- развивать пространственное представление о конструктивных линиях на фигуре и эскизе моделей фартука;
- воспитывать аккуратность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения;
- воспитывать ответственность за выполняемую работу.
Инструменты и приспособления:
- сантиметровая лента,
- тесьма для опоясывания фигуры.
Дидактический материал:
- инструкционная карта «Мерки для построения чертежа фартука на поясе»,
- презентация.
Средства обучения:
- учебники,
- раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания),
- компьютер,
- экран,
- проект.
Межпредметные связи: история (краеведение), математика.
Наглядные пособия: образцы фартуков; манекен.
Ход урока
- Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутсвующих.
- Актуализация знаний
На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.
Этот раздел начинается с конструирования и моделирования швейных изделий.
Тема урока: (слайд 1)
Цель урока (слайд 2)
- Сообщение познавательных сведений
По своему назначению одежду разделяют на:
- бытовую,
- производственную,
- спортивную,
- форменную.(слайд 3)
Это классификацию можно представить в виде схемы: (слайд 4)
При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищи. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, как ткани хорошо стираются и утюжатся.
Классификация фартуков (слайд 5)
Фартуки могут быть:
- дополнением к национальному костюму
- элементом рабочей одежды
- нарядными – для сервировки стола при обслуживании гостей
3.1 История фартука (выступление учащихся) (слайд 6,7)
1 учен. История фартука начинается с древних Египта и Греции. Уже в ранний период существования Египта мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу из узкой полоски кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли. С течением времени фартук становится распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой собиралась в складки и прикладывались к корпусу спереди. Остальная часть ткани обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. (слайд 7)
Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.
2 учен. Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XV в.фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили иногда даже двойные фартуки (спереди и сзади).
Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660-1710 гг.) повязывали маленький фартук из дорогой ткани с богатой отделкой по краю. (Слайд 8).
3 учен.Во времена мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: дородного мастера, механика и т.п. таким образом из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую одежду. Вероятно, с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой. (Слайд9).
Однако в наши дни на производстве вместо фартука все чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.
- Конструирование – это построение чертежей деталей одежды.(слайд №10)
Чтобы одежда была удобна и красива, ее надо шить по определенному размеру. Для этого необходимо выполнить измерения фигуры человека.
Для построения чертежа необходимо: (слайд №11)
- Снять мерки,
- Записать мерки,
- Построить чертеж фартука.
- Снятие мерок
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получиться неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 г. французский портной.
Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см., ширина – 2 см.
На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа (слайд12).
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Талию предварительно опоясывают шнуром.
- Стоять надо прямо без напряжения.
- При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
- Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Все измерения записывают условными обозначениями (сайд13).
Физкультминутка
- Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперед, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.)
- И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 –опустить (повторить 4-6 раз)
- И.П – сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнуты в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (повторить 3-4 раза)
Инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”. (слайд №14-16)
Наименование мерки | Условное обозначение | Приём измерения | Назначение мерки | Мои мерки, см. |
Полуобхват талии | Ст | Измеряется вокруг туловища по самому узкому месту. | Для расчёта длины пояса | |
Полуобхват бёдер | Сб | Измеряется вокруг туловища по линии бёдер горизонтально | Для расчёта ширины фартука | |
Длина нагрудника | Дн | Измеряется от линии талии вверх до нужной длины | Для определения длины нагрудника | |
Длина изделия | Ди | Измеряется от линии талии до желаемой длины | Для определения длины фартука |
Текущий инструктаж
Учитель показывает на манекене или на одной из учениц приемы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения фартука»
IV.Практическая часть(слайд №17)
Измерение фигуры целесообразно выполнять в парах.
Заносить результаты следует в свободную колонку инструкционной карты.
V.Подведение итогов, рефлексия (слайд № 19)
1.Карточка-задание(слайд №18)
2. Чему научились на уроке ?
3. Как бы вы оценили свою работу на уроке?
4. Выставление оценок
На следующем уроке проверю ваши мерки и мы выполним построение чертежа в М 1:4
VI . Домашнее заданиее
Выучить название мерок и их условности обозначения, правила и приемы измерения фигуры.(Слайд №20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ»
план работы кружка...
урок-проект на тему:«Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
урок-проект на тему: "Выбор ткани для детской распашонки, выполненной на основе ночной сорочки и обоснование выбора". К данному уроку предлагаются две презентации: "Моделирование детской распашонки на...
7 класс Карточка-задание к разделу Конструирование и моделирование швейных изделий
В карточке-задании даны вопросы на повторение учебного материала к разделу Конструирование и моделирование швейных изделий...
Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"
Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...
Презентация " Конструирование и моделирование швейного изделия "Юбка"
Презентация по технологии на тему: " Конструирование и моделирование швейного изделия "Юбка"Самый распространенный предмет поясной одежды - юбка. она может служить самрстоятельным ...
Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по ПМ.01 Моделирование швейных изделий
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения по специальности 29. 02. 04 «Конструирование, моделирование и технология...