«КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ»
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________/_________/ ФИО Протокол № _____ от «____»____________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ-СОШ № 2 р.п. Степное _____________/____________/ ФИО Приказ № _____ от «____»____________2012г. | «Согласовано» Директор МБОУ-СОШ № 2 р.п. Степное _____________/____________/ ФИО Приказ №_____ от «____»_______________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ»
Руководитель кружка:
учитель технологии
Петрова Светлана Викторовна
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 12-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
р.п. Степное 2012год
Пояснительная записка
Пошив одежды – одно из древнейших ремесел, ему учили с детства. Каждая девушка должна была приготовить приданое своими руками, и не только сшить, но суметь и украсить. Первое впечатление о человеке складывается по внешнему виду, манере поведения. Одежда несет определенную информацию, код и очень много может рассказать о своем хозяине.
Для того чтобы лучше выразить себя в одежде, необходимо, конечно, научиться шить, знать, что тебе подходит, а от чего лучше отказаться совсем.
Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома.
Для того чтобы выполнить швейные изделия качественно, эстетично, на высоком современном уровне, необходимо иметь определенные знания, умения, навыки в технологии изготовления выкроек, их моделирования, обработки женской одежды, в умении шить на швейной машине, разбираться в назначении тканей. Всему этому можно научиться на занятиях кружка «Конструирования и моделирования швейного изделия».
Программа кружка «Конструирование и моделирование швейного изделия» является модифицированной и составлена на основе типовой программы Министерства просвещения (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982. «Конструирование и моделирование одежды»).
Занятия в кружке способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства.
- Особенностью программы является связь с рядом общеобразовательных учебных предметов: история, экономика, ИЗО, математика. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Занимаясь в кружке «Конструирование и моделирование швейного изделия» по изготовлению одежды, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды, приобретенные на уроках технологии в школе. При выполнении схем, эскизов изделий применяются знания из области рисования и математики.
Ученики узнают о возникновении, развитии одежды, о национальных особенностях русской одежды и одежды других народов, знакомятся с направлениями современной моды, основными законами моделирования, приобретают умения в подборе тканей для изделий. На основе изучения законов композиции и цветосочетания школьники учатся выполнять эскизы моделей.
Курс программы выстроен от простого к сложному. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием.
Сегодня недостаточно дать детям только определенную сумму знаний — ведь им предстоит трудиться в стремительно обновляющемся мире. Вопрос формирования трудовых навыков имеет большое значение для подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни. Трудолюбие — главное богатство, которое мы должны передать своим детям, чтобы вырастить их счастливыми людьми. Задача педагога заключается в том, чтобы сохранить в глазах учеников огонек, чтобы труд приносил им радость, а не горечь неудач.
Данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у школьников эстетическое отношение и привить любовь к труду.
Цель занятия кружка «Конструирование и моделирование швейного изделия» - способствовать развитию у учащихся творческого интереса и любви к труду через изготовлении одежды своими руками.
Основные задачи программы
Образовательные:
- совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;
- ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;
- закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами, инструментами.
Развивающие:
- развивать художественную инициативу;
- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- уметь обогатить и разнообразить свой досуг.
Рекомендуемый возраст детей 12-14 лет. Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется в количестве 12человек по принципу добровольности.
Программа рассчитана на 1 год обучения (35 часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Обучающиеся должны знать:
- основные стили в одежде и современные направления моды;
- виды отделки швейных изделий;
- технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
- правила техники безопасности;
- последовательность изготовления изделия;
- правила работы с технологическими картами.
Обучающиеся должны уметь:
- снимать мерки с фигуры человека
- выполнять чертежи швейных изделий различных фасонов
- выбирать модель с учетом особенности фигуры;
- проектировать собственные модели, разрабатывать выкройки и лекала для изготовления изделия:
- подготавливать материалы для работы;
- подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
- пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
- соединять детали между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;
- экономно расходовать материалы;
- эстетично оформлять изделия;
- работать индивидуально и коллективно.
Критерии и формы оценки
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
• удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
• четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
• художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Учебно-тематическое планирование
Разделы и темы. | Общее количество часов | в том числе | |
Теорети- ческие | Практи-ческие | ||
3.1. Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные, шёлковые ткани. 3.2. Синтетические ткани. 3.3. Орнаментация ткани. 3.4. История украшения тканей.
4.1. Строчки прямых, косых, крестообразных стежков.
7.2Выполнение эскизов сувенира (по выбору: салфетка, прихватка, грелка на чайник, сумочка для телефона…). 7.3 Проработка технологии выполнения. 7.4 Изготовление изделия.
Поведение итогов | 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 17 1 4 3 3 2 3 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 3 3 2 3 1 |
Итого: | 35 | 7 | 28 |
Содержание программы
- Вводное занятие.
План и задачи работы кружка. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Правила поведения в кружке. Организационные вопросы.
- Беседа о истории одежды .
Основные характеристики модных направлений одежды разных исторических эпох. Этапы изготовления одежды.
- Материаловедение.
Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные, шёлковые ткани.
Природа и свойства волокон, из которых вырабатываются ткани. Производство и применение этих тканей, основные свойства. Окраска и рисунок тканей. Ассортимент тканей. Дефекты тканей.
Практические занятия. Работа с образцами тканей ( по группам) Определение технологических свойств, волокнистого состава, нити основы и утка, лицевой и изнаночной сторон, направления рисунка, подбор образцов ткани к эскизам моделей
Синтетические ткани.
Основные свойства натурального и искусственного шелков и синтетических тканей.
Природа и свойства волокон, характер расцветок и отделки. Ассортимент тканей.
Практические занятия: Работа с образцами тканей (определение натурального и искусственного шелков, синтетических тканей, их технологических свойств, лицевой и изнаночной сторон, подбор образцов ткани к эскизам моделей)
Орнаментация ткани.
Роль орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Основные группы рисунков ткани. Рисунки, созданные ткацким способом и набивные, способы изображения орнаментальных мотивов.
Практические занятия: Работа с образцами тканей, журналами. Определение направления рисунка, стиля, раппорта, подбор образцов ткани к эскизам моделей.
История украшения тканей.
Краткий обзор истории украшения тканей (древние ткани Индии, Вавилона, Египта, Греции, ткани в Европе: Италия XIII-XVI вв., Франция XVII-XVIII вв.
- Виды ручных работ.
Терминология ручных работ. Правила выполнения ручных работ. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами. (Презентация)
Строчки прямых, косых, крестообразных стежков.
Практические занятия: Изучение строения и выполнение ручных строчек прямых, косых и крестообразных стежков с напёрстком.
Стежки петлеобразные, петельные и специальные для отделочных работ.
Практические занятия: Изучение строения и выполнение ручных строчек прямых, петлеобразных и петельных стежков с напёрстком.
- Швейная машина и машинные работы.
Устройство и эксплуатация швейной машины.
История швейной машины, устройство, подготовка её к работе; правила начала и окончания работы на машине. Правила безопасности труда.
Практические занятия: Упражнения в работе на бытовой швейной машине с электроприводом. Заправка верхней и нижней ниток, наматывание ниток на шпульку. Регулировка величины стежка и натяжения нити.
Машинные швы.
Терминология машинных работ, виды швов и технические требования на их выполнение.
Практические занятия: Выполнение образца машинных строчек на ткани (прямая и зигзагообразная строчки с разной величиной стежков, обмётывание зигзагообразной строчкой открытых срезов, выполнение прорезной петли.)
- Виды декоративной отделки и оформления изделий.
Счётные вышивки.
Материалы и приспособления для работы. Техника выполнения вышивки «крест», «полукрест», «набор», косая стёжка.
Практические занятия: Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение образцов узора вышивки.
Строчевые вышивки.
Простейшая форма строчевой вышивки – мережка. Материалы и приспособления для выполнения мережки. Мережка «кисточка», «столбик», раскол», «снопик». «паучок».
Практические занятия: Отработка техники выполнения мережки (выдёргивание нитей основы или утка, закрепление рабочей нити, заделка края мережки). Выполнение образцов мережки .
Гладевые швы.
Виды гладевых швов, их применение в народных художественных вышивках. Способы выполнения глади, необходимые материалы.
Практические занятия: Выполнение образцов вышивки гладью различными приёмами, простыми и декоративными швами, цветной и белой гладью, стежками верхошова.
Декоративные машинные строчки.
Организация рабочего места. Подбор ниток.
Практические занятия: Выполнение различных видов зигзагообразной строчки на машине. Изготовление образцов.
Аппликация.
Способы выполнения аппликации, материалы и применяемая фурнитура.
Практические занятия: Выполнение образцов аппликации в различной технике (ручным способом, машинным, клеевым)
- Сувенир из лоскутков.
История сувенира, его назначение.
Беседа о сувенире, его появлении. Сувенир в повседневной жизни.
Выполнение эскизов сувенира (по выбору: салфетка, прихватка, грелка на чайник, сумочка для телефона…).
Практические занятия: Постановка проблемы, изучение потребности. Создание банка идей, дизайн-анализ, выбор лучшего варианта.
Проработка технологии выполнения изделия.
Практические занятия: Рекомендации по подбору тканей, декоративной отделки и техники выполнения. Экспериментирование с материалами, изготовление выкройки изделия, расчёт количества необходимых материалов.
Изготовление изделия.
Практические занятия: Раскрой изделия, поузловая обработка, декорирование, окончательная отделка.
Просмотр и оценка качества работ.
Выставка готовых изделий.
- Юбка усложнённого фасона.
Зрительные иллюзии в одежде.
Основы зрительного восприятия. Приёмы использования зрительных иллюзий в проектировании одежды.
Практические занятия: Работа с журналами мод и готовыми эскизами моделей.
Выполнение эскизов изделия.
Практические занятия: Эскиз модели (фигура, пропорции, силуэт), обсуждение его. Рекомендации по выбору ткани, силуэтных форм юбок, декоративных деталей.
Конструирование изделия.
Практические занятия: Измерения фигуры, расчёт и построение чертежа конструкции.
Техническое моделирование.
Практические занятия: Способы моделирования юбок усложнённых фасонов
Раскрой изделия.
Практические занятия: Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки юбки на ткани, перевод меловых линий.
Пошив изделия.
Практические занятия: Подготовка и проведение примерки, поузловая обработка, декоративная и окончательная отделка изделия.
Просмотр и оценка качества работ.
Защита проектов. Поведение итогов.
Методическое обеспечение программы
Помещение и оборудование.
Работа кружка проводится в кабинете технологии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем.
В классе имеется школьная доска для демонстрации схем, эскизов, рисунков и компьютер для показа презентаций по конструированию и моделированию швейного изделия.
Учебно-наглядные пособия.
Для проведения занятий используются наглядные пособия: готовые изделия, альбомы с образцами узоров и деталей к ним, журналы мод, схемы и инструкционные карты, электронные презентации по отдельным темам. Это помогает детям в выполнении заданий.
Материалы, инструменты и приспособления.
Ткани, материалы и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами. Так же кружковцы должны иметь личный, необходимый для работы инструмент:
- линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
- лекало закройщика, для раскроя изделий;
- сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
- булавки портновские;
- ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
- напёрсток для предохранения пальца от укола;
- пяльцы для выполнения вышивок;
- колышек металлический, для образования отверстий в ткани;
- игла швейная для выполнения швейных работ;
- канва – это специальная ткань для вышивки крестом, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
- игла для вышивки с удлиненным ушком;
- калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
- миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе, составления орнаментов.
- тетради для записей.
У руководителя имеется запасной инструмент.
Методика проведения занятий.
Занятия в кружке проходят успешно лишь в том случае, если дети увлечены работой, поэтому необходимо правильно организовать работу и методику проведения занятий.
В организации занятий целесообразно выделить следующие этапы работы:
- Организационная часть.
- Повторение пройденного.
- Изложение нового материала.
- Подготовка к практической работе.
- Практическое выполнение задания.
- Заключительная беседа. Подведение итогов.
- Уборка рабочих мест.
Большая часть работы в кружке - практические занятия с учётом домашней самостоятельной работы.
В теоретической части занятия проводятся в форме бесед на эстетические, морально-этические, профессиональные темы, расширяющие кругозор учащихся; а так же в форме исследований, изучения новых способов действий.
Основное внимание на практических занятиях обращается на совершенствование навыков техники и качества выполнения изделий.
Использование метода проектов позволяет более полно раскрыть творческий потенциал учащихся. Одна из главных целей метода – развитие критического мышления, познавательных навыков, самостоятельного конструирования своих знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Результаты проектной деятельности при выполнении изделия кружковцы поэтапно фиксируют в виде дизайн – папки.
Подведение итогов проводится в форме защиты проектов, выставки и обсуждения лучших работ.
Список литературы и источников для педагога
- Братчик И.М. «Конструирование женской легкой одежды» В: Высш. школа 1989г. Конспект лекций
- Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. «Проектирование детской одежды», 2000 г. Москва.
- Гуревич Н.И. Сборник проектов 6 кл Ниж-ий гуманит. центр2001
- Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.
- Дудник Г.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Зарецкая Т.И."Азбука шитья" издательство ЭКСМО-ПРЕСС 2000г.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.:Институт практической психологии,1998
- Коблакова Е.Б и др. «Конструирование одежды с элементами САПР».
- Морозова Л.Н. Проектная деятельность учащихся 5-11 кл Волгоград «Учитель» 2008
- Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
- Найденская Р.Г., Новокщенова Е.В., Трубецкова И.А. «Человек, образ, стиль», 2002 г., Москва. 365 с.
- Павлова М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников Вентана-Граф (Москва) 2003
- Фиалко Татьяна «Учимся кроить и шить». Минск. Полымя. 1996 (одежда для женщин и детей)
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. М.: Академия 2000 год.
- Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.
- Вышивка // Модный журнал – 2006. № 45, с. 4 – 10.
- Вышивка крестом // Валентина – 1995. № 7, с.17.
- Узоры вышивок // Узоры вышивок – 2006. №12, с. 11.
- Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ/сост. А.Г.Лазарева.- М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004.-296с
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ/под ред. Т.С.Комаровой. 2-е изд, дораб.-М.: Просвещение, 1985.-271с., ил.
- Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Немного об истории костюма http://la-gatta-ciara.livejournal.com/22043.html
- Юбки http://tvoiubki.ru/category/yubka-ukorochennaya-s-relefnymi-liniyami-ot-bokovogo-shva-i-podreznymi-karmanami/
- Катюшенька Ру - мир шитья http://katushenka.ru/2010/11/11/shem-sami-krasivyj-fartuk-dlya-kuxni-svoimi-rukami-poshiv-i-modeli-fartukov/
- Учимся кроить и шить http://www.liveinternet.ru/users/3714977/rubric/1387847/
Список литературы и источников для учащихся
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2003. 256 с.
- В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2001. 240 с.
- Михейшина М.Уроки рисования.- Минск, изд.В.М.Скакун, 1999г.
- 1000 узоров для вышивания//Мария Келли//ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006
- «Карина» журнал мод детской одежды.
- Технология шитья http://www.osinka.ru/Sewing/Techniques/Guide/
- Ткани http://www.narodko.ru/article/cloth/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-проект на тему:«Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
урок-проект на тему: "Выбор ткани для детской распашонки, выполненной на основе ночной сорочки и обоснование выбора". К данному уроку предлагаются две презентации: "Моделирование детской распашонки на...
7 класс Карточка-задание к разделу Конструирование и моделирование швейных изделий
В карточке-задании даны вопросы на повторение учебного материала к разделу Конструирование и моделирование швейных изделий...
Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"
Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...
Конструирование и моделирование швейных изделий
Конструирование и моделирование швейных изделий. История фартука. Снятие мерок. Практическая работа....
Презентация " Конструирование и моделирование швейного изделия "Юбка"
Презентация по технологии на тему: " Конструирование и моделирование швейного изделия "Юбка"Самый распространенный предмет поясной одежды - юбка. она может служить самрстоятельным ...
Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по ПМ.01 Моделирование швейных изделий
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения по специальности 29. 02. 04 «Конструирование, моделирование и технология...