Программа внеурочной деятельности"Умелые ручки"
рабочая программа по технологии по теме

Дроздова Сазида Фаритовна

Содержание программы знакомит  с нестандартными видами декоративно-прикладного искусства:джутовая филигрань, рисование шерстью, квиллинг, вышивки крестом, необычные формы работ с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_drozdovoy_s.f_22.docx67.64 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

                         Рассмотрена и одобрена                                                         Утверждаю:

на заседании Педагогического Совета                                  Директор ДДТ

протокол № _____от                                                                  С.В. Парамонова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Умелые ручки» 

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся: 9– 14 лет

Автор: Дроздова Сазида Фаритовна.

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Каргат 2016г.

Содержание.

    1.Пояснительная записка  ……………………………………………….3

  2.Цель и задачи Программы …………………………………….……….4

        3.Ожидаемые результаты…………………………………………………5

        4.Технология реализации Программы……………………………….......6

        5.Учебный план …………………………………………………………...8

        6.Учебно-тематический план    …………………………………………..9

        7.Методическое обеспечение ……………………………………………13

        8.Литература……………………………………………………… ………14

     

 

 

 

                                                        Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» (далее программа) относится к художественной направленности.

Актуальность определяется тем, что в последние годы  на рынке труда все более востребованной становится  профессия дизайнера. Дизайн –  это конструктивное искусство  и творчество,  направленное на оформление и творческую работу педагога и обучающихся. Декоративно-прикладное искусство  является основой дизайна. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность  к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

  Направленность.

 Программа «Умелые  ручки»  направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой квиллинга,   джутовой филиграни,  вышивки,  бумагопластики , рисования шерстью. Обучающиеся приобщаются к полезным видам  деятельности при помощи конструирования  с характерными видами и особенностями декоративно-прикладного искусства.   Работа в объединении  представляет  большие возможности для  профессиональной ориентации обучающихся, где они получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомительном труде и талантливости русского народа. Обществу нужны люди таких профессий, как художники и мастера,  художники-дизайнеры, модельеры.

Развитию творческих способностей обучающихся способствует коллективная деятельность, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомую технику.

Педагогическая целесообразность.    Педагогическая целесообразность  программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство.     Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить  себя и  свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Содержание программы знакомит обучающихся с особенностями и  возможностями различных материалов, раскрывает  основы цветоведения, композиции, повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной Программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения  в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.   Психологами доказано, что развитие  мелкой моторики рук  в работе с различными материалами развивает умственные способности, формирует их навыки практической деятельности  в различных видах декоративно-прикладного искусства, а так же, формирует коммуникативные способности, умения жить и работать в коллективе, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и уважения к педагогам и коллективу.

   Отличительными особенностями данной Программы является то, что Программа   рассчитана на разновозрастный коллектив, применение  инновационных  технологий преобразования, которые предполагают использование современных доступных для детей материалов: джут, бумага, проволока, нитки мулине, шерсть.  Сложность выполняемых работ  зависит от возраста обучающихся.

В структуру программы включено изучение различные разделы  ДПИ:

  • основа композиции;
  • основа цветоведения, которая  значительно расширяет кругозор обучающихся и способствует углублению знаний по данной Программе.

Реализация творческого потенциала происходит через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и  других мероприятиях.

Новизна программы.

 В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий в различных техниках - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома  и т.д. практическая ориентированность занятий, возможность использования результатов собственного труда.

Цель:  Создание  условий для формирования  у обучающихся художественной культуры, творческой  активности и познавательного интереса,  средствами прикладного творчества.

Задачи:

     Обучающие:

  • систематизировать и укреплять  знания по ДПИ;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • приобщить к истокам народного творчества;
  • формировать образное  мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • обучить техники работы с  инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

   Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

  Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
  • воспитывать у обучающихся  любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.

   Основой для структурирования содержания данной Программы послужили:

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844).  

Программа  предназначена на обучающихся  от 9 до 14 лет.

Срок реализации Программы -1 год.

Режим работы в  объединении предусматривает  2 часа в неделю (64 часа в год).

 

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности обучающихся;

-  формирование эмоционального отношения к искусству;

- формирование духовно-нравственных  качеств у детей;

- реализация творческого потенциала в процессе преобразовательной деятельности обучающихся.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;

- выстраивать самостоятельный творческий маршрут деятельности.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, коллектива);

- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли;

-применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

- использовать знаково-символические средства для решения задач;

- осуществлять поиск необходимой информации для работы с  учебной литературой, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

знать:

-  основы работы в технике квиллинга;

- основы работы в технике джутовая филигрань;

- основы цветоведения;

- приемы работы с бумагой;  

- особенности  работы в технике «живописи шестью»;

-технику вышивки простым и сложным крестом.

уметь:

- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности;

- выполнять  декоративные работы в технике квиллинга, вышивки крестом, гладью, атласными лентами, «живописи шестью»;

- выбирать цвет для гармоничного сочетания в различных техниках;

- выполнять самостоятельные творческие проекты.

  Способ отслеживания результатов освоения   Программы:

  • контрольные задания творческого характера,
  • выставка;  
  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • практические работы.

                              ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   В образовательно-воспитательной деятельности используются следующие формы и методы работы.

         Методы:

  • объяснительно – иллюстративные (при объяснении нового материала);
  • репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений);
  • стимулирования и мотивации (учебные дискуссии);
  • самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);
  • словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины);
  • творческий метод.

 Методы работы,   раскрывают творческие способности обучающихся и дают ему возможность попробовать себя  в творческой деятельности, что немаловажно, создают для обучающихся ситуацию успеха.

Формы:

  • групповая (используется на практических занятиях, самостоятельной работе обучающихся);
  • индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
  • коллективная (используется на общих занятиях).

    Для обучения по данной Программе обучающиеся принимаются без конкурсного отбора.

Типы занятий:

  • вводное,
  • традиционное,
  • практическое,
  • ознакомительное,
  • комбинированное,
  • инновационное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей, на природу).
  • контроль и самоконтроль  (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы, практическая работа).

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

  • по направлению деятельности       -   прикладная;
  • по виду деятельности                      -   художественная;
  • по образовательной деятельности -  искусство, технология;
  • по форме реализации                       -  групповая, индивидуальная;
  • по способу реализации                    -  эвристическая;
  • по уровню содержания                    -  общекультурная;
  • по возрасту детей                             - для обучающихся  9-14 лет;                                                                                                                  
  • по половому признаку                     -  смешанная;
  • по продолжительности реализации – одногодичная.

Психолого-педагогические особенности Программы:

   Средняя возрастная группа 9-14лет.

У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения.

14 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.

Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек, они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.

Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.

    2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.

    3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

    4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.

5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.

6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

7. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно:

  • взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
  • взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
  • сенсорное взаимодействие ребенка с материалом;
  • на уровне содержания курса: взаимодействие всех тем, входящих в структуру программы.     

Диагностика результативности программы

Во время реализации общеобразовательной Программы большое внимание уделяется диагностике обучающихся.

Оценка результатов образовательной деятельности

   Для оценки результативности Программы применяются входящий, промежуточный и итоговый контроль.

  Цель входящей диагностики – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся, мотив посещения учебных занятий.

  Формы оценки:

- собеседование с обучающимися;

- анкетирование;

- наблюдение.

   Цель промежуточной диагностики – проверка освоения образовательной программы (знаний, умений, навыков).

   Цель итоговой диагностики – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

  Диагностический инструментарий:

- тестовые задания;

- кроссворды;

- устный и письменный опрос;

- игры;

- творческие задания.

 

Критерии оценки (теория)

Минимальный (низкий) уровень – 1-2 балла. 

Базовый (средний) уровень – 3 баллов.

 Повышенный (высокий) уровень – 4 баллов.

Творческий уровень – 5 баллов.

Теоретические знания оцениваются по 5-бальной системе.

1 балл – обучающийся материал не знает, но пытается выстроить ответ.

2 балла – тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.

3 балла – содержание темы раскрыто на половину, ответ не уверенный, педагог помогает наводящими вопросами.

4 балла – тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другими обучающимся или педагогом.

5 баллов – обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.

Критерии оценки (практика)

Минимальный (низкий) уровень – 1-2 балла. 

Базовый (средний) уровень – 3 баллов.

 Повышенный (высокий) уровень – 4 баллов.

Творческий уровень – 5 баллов.

Практические знания оцениваются по 5-бальной системе.

1 балл – обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.

2 балла –  обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.

3 балла – недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания.

4 балла – обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.

5 баллов – выполнение задания хорошо продумано. Обучающийся хорошо применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.

                               Образец: Протокол аттестации обучающихся

ФИ обучающегося

Срок реализации программы

Год

 обучения

Количество баллов

уровень

 Выставки детского творчества являются подтверждением результативности общеобразовательной Программы:

  • тематическая – которая  проводятся после выполнения каждой работы по определённой теме, с целью обсуждения;
  • постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
  • персональная – работы одного обучающегося;
  • итоговая – по итогам года, на которой определяется полнота реализации общеобразовательной  программы по данному направлению.

Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка-конкурс – это не только отчет, но и процесс самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.


                                                                   Учебный план

Название базовых тем

1-й год обучения

 Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Чем мы будем заниматься? 1.Квиллинг.

10

2

8

2.Джутовая филигрань.

8

2

6

3. Вышивка.

16

 6

8

4.Бумагопластика.

     14

4

10

5.Рисование шерстью.

    16

4

12

6.Итоговое занятие. Выставка работ.

2

    Итого:    64ч, т-18, п – 46ч.

64

 18

46


Учебно-тематический план

Содержание тем

О

Н

Д

Я

Ф

М

А

М

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1.

Квиллинг.

 

1.1.

  Вводное занятие. Чем мы будем заниматься? Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга.

2

 

1.2

Изготовление панно в технике объемного квиллинга

6

2

2.

Джутовая филигрань

2.1.

 Знакомство с  новым видом декоративного искусства - джутовой филигранью.  Основы техники джутовой филиграни , материалы ,инструменты. Простейшие приемы изготовления основных деталей

 2

2.2.

 Конструирование форм изделия , черчение эскизов  деталей, проектирование последовательности изготовления изделия Коллективная работа.  

 

 4

2

3.

 Вышивка

3.1

Вышивка крестом  (панно)

2

4

 

3.2

Вышивка гладью

2

2

3.3

Вышивка атласными лентами

2

2

4.

Бумагопластика

4.1.

 Виды бумаги. Свойства бумаги .особенности работы с бумагой

2

4.2.

Оригами: Базовые формы

2

4.3.

Объемное оригами.  «Цветы»

4

 

4.4

Архитектура из бумаги

2

4

5.

Рисование шерстью

5.1.

 Основы цветоведения. Особенности работы в технике живописи шерстью.

2

 

 

 

5.2

Изготовление    несложных панно

2

6

5.3

Выполнение  проекта  «Родные просторы»

 

6

 6

 Итоговое занятие Выставка работ

2

2

6

2

6

2

 6

4

4

2

6

4

4

2

6

8

Итого: 64 ч, т-18, п – 46 ч.

8

8

8

8

8

8

 8

8

                                                   

                                     

 

                                                 

Содержание базовых тем

Вводное занятие.   Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, техникой безопасности.

  1.  Квиллинг.

История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. Коллективная работа (композиция)  по выбору  обучающихся.

  1. Джутовая филигрань

Беседа по ТБ. Знакомство с характерными особенностями видов джутовой филиграни.  Основы техники джутовой филиграни, материалы, инструменты. Простейшие приемы изготовления основных деталей. Конструирование форм изделия, черчение эскизов  деталей, проектирование последовательности изготовления изделия Коллективная работа

  1. Вышивка

     Вышивка крестом (панно) . Вышивка гладью. Вышивка атласными лентами

  1. Бумагопластика

Виды бумаги. Свойства бумаги .особенности работы с бумагой. Оригами: Базовые формы. Объемное оригами.  «Цветы». Архитектура из бумаги.

  1. Рисование шерстью 

Основы цветоведения. Особенности работы в технике живописи шерстью. Изготовление    несложных панно. Выполнение  проекта  «Родные просторы».

   6.Итоговое  занятие.

Организация отчетной выставки.  Праздник «Умелые руки не знают скуки».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Название раздела

Формы

Методы

Формы подведения итогов

 

Вводное занятие

Техника безопасности при работе в кабинете.

Коллективная.

Объяснение, рассказ, беседа, загадки.

Анкетирование.

Опрос.

1

Квиллинг

Групповые, индивидуальные.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, пример.

Выставка работ.

Тесты.

2

Джутовая филигрань

Групповые, коллективные.

Показ, демонстрация.

Выставка работ.

3

 Вышивка  

Групповые, индивидуальные.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, пример.

Выставка работ.  

4

Бумагопластика

Коллективные

индивидуальные.

Объяснение, рассказ, беседа, показ.

Демонстрация и показ на выставках.

5

Рисование шерстью

Коллективные, индивидуальные.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация,

Выставка работ.

6

Итоговое занятие

Вводное занятие

Техника безопасности при работе в кабинете.

праздник

Отчетная выставка работ. 

                                 Учебно-методическое обеспечение.

В кабинете имеется  компьютер, проектор  цветной принтер, фотоаппарат, видео камера.

Для реализации разделов  в кабинете имеется:  

Квиллинг:

Методическое пособие В.Смит «Красота из бумажных лент»

Стандартные бумажные полоски производства «Нева». С-Петербург.

Канцелярские ножи для нарезки дополнительной бумаги.

Ножницы и клей в необходимом количестве.

 Джутовая филигрань.

Методическое пособие В. Пушина «Декоративные изделия  в технике «Джутовая филигрань»»

Вышивка

Методическое пособие В.Логинова «Вышивка крестом», «Вышивка атласными лентами

Имеется набор мулине, иглы, канва, пяльцы, атласные ленты

Бумагопластика

Ресурсы интернет

  • набор бумаги;
  • канцелярские ножи;
  • клей;
  • ножницы.

Рисование шерстью

Ресурсы интернет.

  • набор шерсти;
  • рамки;
  • ножницы

Методические материалы.

Для реализации всех видов деятельности имеется коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Образцы вышивок, изделия из джута,  панно   в технике квиллинг, картины из шерсти. бумажные макеты зданий,  модульные оригами «Лебедь»

 .

Список  рекомендуемой литературы  для педагога

1. Д.Уилсон.Цветы из бумажных лент– Тверь. изд «Контент».: 2010

2.  Е.А Гурбина. Занятия по  прикладному искусству. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Сотникова Н.И  Вышивка .Для начинающих и не только. – М.: Вече. 2000.

4. Аристамбекова Л.А. Вышивка крестом. – М., Этерна, 2005.

5. Все для девочек. Домоводство и рукоделие. - М.: Астрель, 2002..

6. Высотская Е.В. Подарки своими руками /Минск: Харвест, 2003.

7. В. Пушина «Декоративные изделия  в технике «джутовая филигрань»».-Ростов –на Дону.Фетикс.2016

.  .

Список полезных интернет – ресурсов для педагога

Цифровые образовательные ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/598249/

http://dohcolonoc.ru/cons/2272-metodicheskie-rekomendatsii-po-biseropleteniyu-na-provolochnoj-osnove-dlya-kruzhkovoj-raboty-s-detmi-5-7-let.html

http://www.proshkolu.ru/user/veber72/file/3253143/

http://novozar-school5.ucoz.ru/222/vneuroch-trud_gorod_masterov.pdf

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/451,1355

 http://www.podelkin-dom.ru/biser/mk

 

      Список литературы для обучающихся

 1.Все для девочек. Домоводство и рукоделие. - М.: Астрель, 2002..

2.Высотская Е.В. Подарки своими руками /Минск.: Харвест, 2003.

3.Горяева Н.А Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

 М.: Просвещение 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности дости­гается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных цен­ностей до ...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс.

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 5 – 7-х классах

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо внеурочной деятельности «Умелые ручки»в 5 – 7-х классахна 2016 - 2017 учебный год...