Программа внеурочной деятельности"Умелые ручки"
рабочая программа по технологии по теме
Содержание программы знакомит с нестандартными видами декоративно-прикладного искусства:джутовая филигрань, рисование шерстью, квиллинг, вышивки крестом, необычные формы работ с бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_drozdovoy_s.f_22.docx | 67.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена Утверждаю:
на заседании Педагогического Совета Директор ДДТ
протокол № _____от С.В. Парамонова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Умелые ручки»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся: 9– 14 лет
Автор: Дроздова Сазида Фаритовна.
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории
Каргат 2016г.
Содержание.
1.Пояснительная записка ……………………………………………….3
2.Цель и задачи Программы …………………………………….……….4
3.Ожидаемые результаты…………………………………………………5
4.Технология реализации Программы……………………………….......6
5.Учебный план …………………………………………………………...8
6.Учебно-тематический план …………………………………………..9
7.Методическое обеспечение ……………………………………………13
8.Литература……………………………………………………… ………14
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» (далее программа) относится к художественной направленности.
Актуальность определяется тем, что в последние годы на рынке труда все более востребованной становится профессия дизайнера. Дизайн – это конструктивное искусство и творчество, направленное на оформление и творческую работу педагога и обучающихся. Декоративно-прикладное искусство является основой дизайна. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Направленность.
Программа «Умелые ручки» направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой квиллинга, джутовой филиграни, вышивки, бумагопластики , рисования шерстью. Обучающиеся приобщаются к полезным видам деятельности при помощи конструирования с характерными видами и особенностями декоративно-прикладного искусства. Работа в объединении представляет большие возможности для профессиональной ориентации обучающихся, где они получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомительном труде и талантливости русского народа. Обществу нужны люди таких профессий, как художники и мастера, художники-дизайнеры, модельеры.
Развитию творческих способностей обучающихся способствует коллективная деятельность, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомую технику.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить себя и свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Содержание программы знакомит обучающихся с особенностями и возможностями различных материалов, раскрывает основы цветоведения, композиции, повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной Программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Психологами доказано, что развитие мелкой моторики рук в работе с различными материалами развивает умственные способности, формирует их навыки практической деятельности в различных видах декоративно-прикладного искусства, а так же, формирует коммуникативные способности, умения жить и работать в коллективе, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и уважения к педагогам и коллективу.
Отличительными особенностями данной Программы является то, что Программа рассчитана на разновозрастный коллектив, применение инновационных технологий преобразования, которые предполагают использование современных доступных для детей материалов: джут, бумага, проволока, нитки мулине, шерсть. Сложность выполняемых работ зависит от возраста обучающихся.
В структуру программы включено изучение различные разделы ДПИ:
- основа композиции;
- основа цветоведения, которая значительно расширяет кругозор обучающихся и способствует углублению знаний по данной Программе.
Реализация творческого потенциала происходит через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и других мероприятиях.
Новизна программы.
В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий в различных техниках - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т.д. практическая ориентированность занятий, возможность использования результатов собственного труда.
Цель: Создание условий для формирования у обучающихся художественной культуры, творческой активности и познавательного интереса, средствами прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать и укреплять знания по ДПИ;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- приобщить к истокам народного творчества;
- формировать образное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- обучить техники работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать у обучающихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.
Основой для структурирования содержания данной Программы послужили:
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844).
Программа предназначена на обучающихся от 9 до 14 лет.
Срок реализации Программы -1 год.
Режим работы в объединении предусматривает 2 часа в неделю (64 часа в год).
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности обучающихся;
- формирование эмоционального отношения к искусству;
- формирование духовно-нравственных качеств у детей;
- реализация творческого потенциала в процессе преобразовательной деятельности обучающихся.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут деятельности.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, коллектива);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли;
-применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для работы с учебной литературой, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать:
- основы работы в технике квиллинга;
- основы работы в технике джутовая филигрань;
- основы цветоведения;
- приемы работы с бумагой;
- особенности работы в технике «живописи шестью»;
-технику вышивки простым и сложным крестом.
уметь:
- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности;
- выполнять декоративные работы в технике квиллинга, вышивки крестом, гладью, атласными лентами, «живописи шестью»;
- выбирать цвет для гармоничного сочетания в различных техниках;
- выполнять самостоятельные творческие проекты.
Способ отслеживания результатов освоения Программы:
- контрольные задания творческого характера,
- выставка;
- индивидуальный опрос;
- фронтальный опрос;
- практические работы.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В образовательно-воспитательной деятельности используются следующие формы и методы работы.
Методы:
- объяснительно – иллюстративные (при объяснении нового материала);
- репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений);
- стимулирования и мотивации (учебные дискуссии);
- самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);
- словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины);
- творческий метод.
Методы работы, раскрывают творческие способности обучающихся и дают ему возможность попробовать себя в творческой деятельности, что немаловажно, создают для обучающихся ситуацию успеха.
Формы:
- групповая (используется на практических занятиях, самостоятельной работе обучающихся);
- индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
- коллективная (используется на общих занятиях).
Для обучения по данной Программе обучающиеся принимаются без конкурсного отбора.
Типы занятий:
- вводное,
- традиционное,
- практическое,
- ознакомительное,
- комбинированное,
- инновационное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей, на природу).
- контроль и самоконтроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы, практическая работа).
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
- по направлению деятельности - прикладная;
- по виду деятельности - художественная;
- по образовательной деятельности - искусство, технология;
- по форме реализации - групповая, индивидуальная;
- по способу реализации - эвристическая;
- по уровню содержания - общекультурная;
- по возрасту детей - для обучающихся 9-14 лет;
- по половому признаку - смешанная;
- по продолжительности реализации – одногодичная.
Психолого-педагогические особенности Программы:
Средняя возрастная группа 9-14лет.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения.
14 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек, они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
7. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно:
- взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
- взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
- сенсорное взаимодействие ребенка с материалом;
- на уровне содержания курса: взаимодействие всех тем, входящих в структуру программы.
Диагностика результативности программы
Во время реализации общеобразовательной Программы большое внимание уделяется диагностике обучающихся.
Оценка результатов образовательной деятельности
Для оценки результативности Программы применяются входящий, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входящей диагностики – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся, мотив посещения учебных занятий.
Формы оценки:
- собеседование с обучающимися;
- анкетирование;
- наблюдение.
Цель промежуточной диагностики – проверка освоения образовательной программы (знаний, умений, навыков).
Цель итоговой диагностики – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.
Диагностический инструментарий:
- тестовые задания;
- кроссворды;
- устный и письменный опрос;
- игры;
- творческие задания.
Критерии оценки (теория)
Минимальный (низкий) уровень – 1-2 балла.
Базовый (средний) уровень – 3 баллов.
Повышенный (высокий) уровень – 4 баллов.
Творческий уровень – 5 баллов.
Теоретические знания оцениваются по 5-бальной системе.
1 балл – обучающийся материал не знает, но пытается выстроить ответ.
2 балла – тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.
3 балла – содержание темы раскрыто на половину, ответ не уверенный, педагог помогает наводящими вопросами.
4 балла – тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другими обучающимся или педагогом.
5 баллов – обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.
Критерии оценки (практика)
Минимальный (низкий) уровень – 1-2 балла.
Базовый (средний) уровень – 3 баллов.
Повышенный (высокий) уровень – 4 баллов.
Творческий уровень – 5 баллов.
Практические знания оцениваются по 5-бальной системе.
1 балл – обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.
2 балла – обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.
3 балла – недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания.
4 балла – обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.
5 баллов – выполнение задания хорошо продумано. Обучающийся хорошо применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.
Образец: Протокол аттестации обучающихся
№ | ФИ обучающегося | Срок реализации программы | Год обучения | Количество баллов | уровень |
Выставки детского творчества являются подтверждением результативности общеобразовательной Программы:
- тематическая – которая проводятся после выполнения каждой работы по определённой теме, с целью обсуждения;
- постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
- персональная – работы одного обучающегося;
- итоговая – по итогам года, на которой определяется полнота реализации общеобразовательной программы по данному направлению.
Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка-конкурс – это не только отчет, но и процесс самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.
Учебный план
Название базовых тем | 1-й год обучения | ||
Всего | Теория | Практика | |
Вводное занятие. Чем мы будем заниматься? 1.Квиллинг. | 10 | 2 | 8 |
2.Джутовая филигрань. | 8 | 2 | 6 |
3. Вышивка. | 16 | 6 | 8 |
4.Бумагопластика. | 14 | 4 | 10 |
5.Рисование шерстью. | 16 | 4 | 12 |
6.Итоговое занятие. Выставка работ. | 2 | ||
Итого: 64ч, т-18, п – 46ч. | 64 | 18 | 46 |
Учебно-тематический план
№ | Содержание тем | О | Н | Д | Я | Ф | М | А | М | ||||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | ||
1. | Квиллинг. |
| |||||||||||||||
1.1. | Вводное занятие. Чем мы будем заниматься? Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. | 2 |
| ||||||||||||||
1.2 | Изготовление панно в технике объемного квиллинга | 6 | 2 | ||||||||||||||
2. | Джутовая филигрань | ||||||||||||||||
2.1. | Знакомство с новым видом декоративного искусства - джутовой филигранью. Основы техники джутовой филиграни , материалы ,инструменты. Простейшие приемы изготовления основных деталей | 2 | |||||||||||||||
2.2. | Конструирование форм изделия , черчение эскизов деталей, проектирование последовательности изготовления изделия Коллективная работа. |
| 4 | 2 | |||||||||||||
3. | Вышивка | ||||||||||||||||
3.1 | Вышивка крестом (панно) | 2 | 4 |
| |||||||||||||
3.2 | Вышивка гладью | 2 | 2 | ||||||||||||||
3.3 | Вышивка атласными лентами | 2 | 2 | ||||||||||||||
4. | Бумагопластика | ||||||||||||||||
4.1. | Виды бумаги. Свойства бумаги .особенности работы с бумагой | 2 | |||||||||||||||
4.2. | Оригами: Базовые формы | 2 | |||||||||||||||
4.3. | Объемное оригами. «Цветы» | 4 |
| ||||||||||||||
4.4 | Архитектура из бумаги | 2 | 4 | ||||||||||||||
5. | Рисование шерстью | ||||||||||||||||
5.1. | Основы цветоведения. Особенности работы в технике живописи шерстью. | 2 |
|
|
| ||||||||||||
5.2 | Изготовление несложных панно | 2 | 6 | ||||||||||||||
5.3 | Выполнение проекта «Родные просторы» |
| 6 | ||||||||||||||
6 | Итоговое занятие Выставка работ | 2 | |||||||||||||||
2 | 6 | 2 | 6 | 2 | 6 | 4 | 4 | 2 | 6 | 4 | 4 | 2 | 6 | 8 | |||
Итого: 64 ч, т-18, п – 46 ч. | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Содержание базовых тем
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, техникой безопасности.
- Квиллинг.
История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. Коллективная работа (композиция) по выбору обучающихся.
- Джутовая филигрань
Беседа по ТБ. Знакомство с характерными особенностями видов джутовой филиграни. Основы техники джутовой филиграни, материалы, инструменты. Простейшие приемы изготовления основных деталей. Конструирование форм изделия, черчение эскизов деталей, проектирование последовательности изготовления изделия Коллективная работа
- Вышивка
Вышивка крестом (панно) . Вышивка гладью. Вышивка атласными лентами
- Бумагопластика
Виды бумаги. Свойства бумаги .особенности работы с бумагой. Оригами: Базовые формы. Объемное оригами. «Цветы». Архитектура из бумаги.
- Рисование шерстью
Основы цветоведения. Особенности работы в технике живописи шерстью. Изготовление несложных панно. Выполнение проекта «Родные просторы».
6.Итоговое занятие.
Организация отчетной выставки. Праздник «Умелые руки не знают скуки».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название раздела | Формы | Методы | Формы подведения итогов |
| Вводное занятие Техника безопасности при работе в кабинете. | Коллективная. | Объяснение, рассказ, беседа, загадки. | Анкетирование. Опрос. |
1 | Квиллинг | Групповые, индивидуальные. | Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, пример. | Выставка работ. Тесты. |
2 | Джутовая филигрань | Групповые, коллективные. | Показ, демонстрация. | Выставка работ. |
3 | Вышивка | Групповые, индивидуальные. | Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, пример. | Выставка работ. |
4 | Бумагопластика | Коллективные индивидуальные. | Объяснение, рассказ, беседа, показ. | Демонстрация и показ на выставках. |
5 | Рисование шерстью | Коллективные, индивидуальные. | Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, | Выставка работ. |
6 | Итоговое занятие | Вводное занятие Техника безопасности при работе в кабинете. | праздник | Отчетная выставка работ. |
Учебно-методическое обеспечение.
В кабинете имеется компьютер, проектор цветной принтер, фотоаппарат, видео камера.
Для реализации разделов в кабинете имеется:
Квиллинг:
Методическое пособие В.Смит «Красота из бумажных лент»
Стандартные бумажные полоски производства «Нева». С-Петербург.
Канцелярские ножи для нарезки дополнительной бумаги.
Ножницы и клей в необходимом количестве.
Джутовая филигрань.
Методическое пособие В. Пушина «Декоративные изделия в технике «Джутовая филигрань»»
Вышивка
Методическое пособие В.Логинова «Вышивка крестом», «Вышивка атласными лентами
Имеется набор мулине, иглы, канва, пяльцы, атласные ленты
Бумагопластика
Ресурсы интернет
- набор бумаги;
- канцелярские ножи;
- клей;
- ножницы.
Рисование шерстью
Ресурсы интернет.
- набор шерсти;
- рамки;
- ножницы
Методические материалы.
Для реализации всех видов деятельности имеется коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Образцы вышивок, изделия из джута, панно в технике квиллинг, картины из шерсти. бумажные макеты зданий, модульные оригами «Лебедь»
.
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Д.Уилсон.Цветы из бумажных лент– Тверь. изд «Контент».: 2010
2. Е.А Гурбина. Занятия по прикладному искусству. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Сотникова Н.И Вышивка .Для начинающих и не только. – М.: Вече. 2000.
4. Аристамбекова Л.А. Вышивка крестом. – М., Этерна, 2005.
5. Все для девочек. Домоводство и рукоделие. - М.: Астрель, 2002..
6. Высотская Е.В. Подарки своими руками /Минск: Харвест, 2003.
7. В. Пушина «Декоративные изделия в технике «джутовая филигрань»».-Ростов –на Дону.Фетикс.2016
. .
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
Цифровые образовательные ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/598249/
http://www.proshkolu.ru/user/veber72/file/3253143/
http://novozar-school5.ucoz.ru/222/vneuroch-trud_gorod_masterov.pdf
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/451,1355
http://www.podelkin-dom.ru/biser/mk
Список литературы для обучающихся
1.Все для девочек. Домоводство и рукоделие. - М.: Астрель, 2002..
2.Высотская Е.В. Подарки своими руками /Минск.: Харвест, 2003.
3.Горяева Н.А Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
М.: Просвещение 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов
Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс.
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 5 – 7-х классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо внеурочной деятельности «Умелые ручки»в 5 – 7-х классахна 2016 - 2017 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Общекультурное направление...