Программа работы кружка «Береста»
рабочая программа по технологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа работы кружка «Береста» составлена на основе «Программ для внешкольных и общеобразовательных школ. Культура быта. Раздел «Работа с берестой» (авторский коллектив: Воропаева В.Н., Гришин В.К.,Голубова М.Б. и др.).,/М./ «Просвещение», 1986г.,
учебной программы курса:«Волшебная береста», Методическое пособие для учителя «Работа с берестой» С.С.Клыков,/Архангельск/ «издательский совет АО ИППК» 1995г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_beresta_2017-18_u.g.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы кружка «Береста»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа работы кружка «Береста» составлена на основе «Программ для внешкольных и общеобразовательных школ. Культура быта. Раздел «Работа с берестой» (авторский коллектив: Воропаева В.Н., Гришин В.К.,Голубова М.Б. и др.).,/М./ «Просвещение», 1986г., учебной программы курса:«Волшебная береста», Методическое пособие для учителя «Работа с берестой» С.С.Клыков,/Архангельск/ «издательский совет АО ИППК» 1995г.
Данная образовательная
создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки бересты;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с берестой;
- познакомить с основными свойствами бересты;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать бересту;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении берестяных изделий.
Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
Коррекционные:
- развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы; навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;
- при работе с берестой коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, формирование ручной умелости;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
Данная программа рассчитана на 1 учебный год - 36 часов. Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своим материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты предоставляет в этом плане широкие возможности.
Художественная обработка бересты ( резьба, чеканка и тиснение штампиками, гравировка и процарапывание, инкрустация) является одним из видов народного декоративного искусства, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки природного материала.
Благодаря своим положительным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна широко применялась в народном быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы: 1) вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: туески, солонки, футляры для очков.
Следует постоянно раскрывать перед учащимися нашу взаимосвязь с, окружающей средой, постоянно напоминать детям о том, что заготавливать бересту можно только с поваленных во время плановых рубок деревьев.
Художественной обработкой бересты рекомендуется начинать заниматься с учащимися среднего школьного возраста, хотя отдельные виды работ вполне доступны и учащимся начальных классов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, способных создавать и ценить прекрасное независимо от будущей профессии. При этом навыки,полученные на занятиях могут быть полезными учащимся для дальнейшего профессионального самоопределения, и социализации в обществе.
Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширения кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни семьи, быта, дизайна.
Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
В программе разработаны и подобраны такие изделия, которые с одной стороны не требуют больших затрат бересты. С другой стороны позволяют детям получить достаточно полное представление об искусстве изготовления поделок из бересты.
Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.
Воспитание эстетического вкуса учащихся должно осуществляться через понимание ими художественных и технологических возможностей бересты, умение сохранять и выявлять природную красоту материала.
Большое внимание на занятиях следует уделять правилам и приемам безопасной работы школьников.
Ознакомление детей с художественной обработкой бересты, фактическое обучение их техническим приемам этого ремесла вполне доступно не только в центрах народных художественных промыслов, но и в удаленных от них городских и особенно сельских школах, в кружках декоративно-прикладного искусства.
знать:
- Основы изготовления изделий из бересты.
- Особенности отделки бересты различными материалами.
- Время заготовки бересты.
- Обработку и хранение бересты.
- Виды орнаментов и узоров.
- Инструменты и приспособления.
уметь:
- Изготавливать небольшие объемные изделия.
- Изготавливать изделия из пластовой бересты.
- Изготавливать сувениры из бересты (цветы, украшения и др).
- Обрабатывать изделия из бересты, применяя:
- резьбу
- прорезную резьбу
- аппликацию
- тиснение
Перечень ключевых слов:
- Аппликация
- Загиб
- Интарсия
- Мозаика
- Монтаж
- Оберег
- Обжиг
- Пласт
- Плашка
- Плетение
- Роспись
- Тиснение
- Фигура
- Фон
- Шаблон
Список использованной литературы:
- Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М./ ОЛМА-ПРЕСС 2001 г.
- Дымковский И. П. Домовая резьба. - Минск-Элайда. 2002 г.
- Логачева Л. А. Основы мастерства. М./ Народное творчество. 2002 г.
- Полунина В. Н. Одолень-трава, ВНМЦ НТ, 1986 г.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта», М./Просвещение, 1986 г.
- Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М. Вече. 2000 г.
- Ускова Ф. Береста. Русское золото., М./ПРОФИЗДАТ.2007 г
Тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол. часов |
| ||||
I четверть 9 | |||||||
Обработка бересты, работа по технологической карте 6 | |||||||
1 2 3 | Вводное занятие. Ознакомление с задачами обучения и планами работы на год и на четверть. Правила безопасности и личной гигиены. Введение в курс народного творчества. Ознакомление учащихся с выставочными работами. Теоретические знания. Виды берез и географические зоны произрастания. Строение березы. Заготовка. Обработка. | 1 1 1 | |||||
4 5 6 | Хранение бересты. Медико-биологические показатели березы. Приёмы нанесения узора на бересту. Правила техники безопасности. Знакомство с инструментами. Правила техники безопасности Практическая работа. | 1 1 1 3 | |||||
2 четверть Технологические разновидности работ при изготовлении кулона | |||||||
1 | Подготовка материала. | 1 | |||||
2 | Раскрой материала (по шаблонам) | 1 | |||||
3 | Склеивание заготовок клеем. | 1 | |||||
4 | Изготовление цветка, стебля и листочков. | 1 | |||||
5 | Виды декора по бересте. | 1 | |||||
6 | Разметка нанесение узора на заготовке | 1 | |||||
III Четверть | |||||||
Традиционные формы берестяных изделий | |||||||
Изделие ободок для волос 10 | |||||||
1 | Подготовка материала. | 1 | |||||
2 | Разметка, вырезание деталей по шаблонам. | 1 | |||||
3 | Склеивание и обработка кромок деталей. | 1 | |||||
4 | Нанесение узора на декоративную ленту. | 1 | |||||
5-6 | Прокалывание отверстий для прошивки. | 2 | |||||
7 | Обработка кромок | 1 | |||||
8-9 | Прошивание изделия | 2 | |||||
10 | Подведение итогов работы. Выставка работ. | 1 | |||||
IV Четверть Короб из бересты. | |||||||
1 | Изготовление дна. | 1 | |||||
2 | Подготовка материала. | 1 | |||||
3 | Внутренний слой короба. | 1 | |||||
4 | Наружный слой | 1 | |||||
5 | Разметка и нанесение узора на наружный слой. | 1 | |||||
6 | Прокалывание отверстий для прошивания. | 1 | |||||
7 | Прошивание короба берестяной лентой. Закрепление дна. | 1 | |||||
8 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы кружка "Фантазия"
Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....
программа работы кружка "Юный краевед"
Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...
Программа работы кружка "Золотое перо"
Программа работы кружка юных журналистов...
программа работы кружка по математике для 5-6 класса
программа для работы кружка...
Программа работы кружка "Подарки своими руками"
Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов малокомплектных сельских школ. Включает в себя пояснительную записку, содержание программы, цели и задачи, тематическое планирование....
Программа работы кружка "Школа китайской каллиграфии"
Программа образовательно-развивающего кружка «Школа китайской каллиграфии» для углубленного овладения китайским языком, расширения кругозора и развития творческих способностей учащихся составлен...
Программа работы кружка рукоделия «Волшебные нити»
Программа кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида. Содержание курса направлено на развитие...