Доклад "Безопасная работа на уроках технологии".
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Юльметов Олег Тимурович

Доклад о том как обеспечить безопасную работу на уроках технологии в пятых восьмых классах общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bezopasnaya_rabota_na_urokah_tehnicheskogo_truda.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя технологии ГБОУ НАО  «СШ №3»

Юльметова Олега Тимуровича

Тема: «Безопасная работа на уроках технического труда

как основа сохранения здоровья обучающихся».

Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго обучающегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

Здоровьесберегающие технологии на уроках технического труда - задача особой важности для преподавателей этих предметов.

 Урок – ведущая форма учебной деятельности, оценка его влияния на здоровье обучающихся является наиболее важной. Рациональная организация урока – важная составная часть работы по сохранению здоровья, поэтому при подготовке к уроку необходимо опираться на особенности проведения урока с позиции здоровьесбережения и создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Уроки технического труда дают возможность переключения обучающихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Для обеспечения безопасной работы на уроках технического труда необходимо выполнение ряда условий:

- готовность кабинета к безопасной работе;

- исправность оборудования и инструментов;

- дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке;

- знание и соблюдение правил безопасной работы;

- соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.

Рассмотрим подробнее все эти условия.

1.Готовность кабинета к безопасной работе.

В кабинете технического труда ученическая мебель, столярные и слесарные верстаки  расставляются согласно санитарным требованиям и нормам. Класс проветривается на каждой перемене и перед началом занятий. Световой и температурный режимы также соблюдаются. Регулярно проводится влажная уборка помещения. Соблюдается чистота и порядок в кабинете. Имеется всё необходимое на случай возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации: огнетушитель, аптечка, комплект ватно-марлевых повязок и ёмкости с водой.

2.Исправность оборудования и инструментов.

Оборудование и инструменты в кабинете технического труда перед началом занятий проверяются учителем технологии. Они должны быть исправными, чтобы обучающиеся не получили травму при их использовании.

3.Дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке.

Проведение физкультминуток и динамических пауз способствует снижению утомляемости обучающихся, их отдыху и является необходимой частью любого урока, особенно когда изучаемая тема сложна для понимания и требует большой умственной и физической работы. Уроки технического труда позволяют сочетать умственный и физический труд обучающихся.

Кроме того отдых на уроке – это смена видов деятельности. Так, например, на одном занятии обучающиеся могут выполнять эскиз, чертёж или технический рисунок какой-либо детали или изделия, составлять технологические карты, работать с различными инструментами и оборудованием, проверять качество изготовленного изделия, составлять кроссворды, ребусы и так далее.

Учителю технологии важно также обращать внимание на то, чтобы работа была посильной для обучающегося. По возможности необходимо организовывать групповую работу, в которую можно включать сильных учеников наряду со слабыми и оценивать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

4.Знание и соблюдение правил безопасной работы.

Обучающиеся во время выполнения работ в кабинете технического труда должны быть в рабочей одежде. Это может быть фартук, халат или рабочий пиджак. Для защиты глаз при некоторых видах работ и при работе на токарном станке обучающиеся должны надевать защитные очки.

В кабинете технического труда организован уголок по технике безопасности. На стене расположены плакаты по технике безопасности.

Правил безопасной работы достаточно много и запомнить их порой бывает непросто всем обучающимся. Для этой цели я использую на уроках следующие приёмы.

1.Правила безопасной работы в стихах.

Вот некоторые “Правила техники безопасности” в стихах.
                          * * *
Не подходи к станку без разрешенья.
Нельзя станок ни трогать, ни включать.
Учитель даст команду на включенье,
Тогда на кнопку можешь нажимать!
* * *
Посторонние предметы
В мастерской держать нельзя,
Или ты об них споткнешься,
Или же - твои друзья.
* * *
Напильник – шпага? Это несерьезно!
Им фехтовать как Д’Артаньян нельзя.
Осколок острый отлетит в глаза,
Тогда смеяться “мушкетеру” будет поздно!
* * *
Пыль, опилки не сдувай –
Щетку-сметку применяй.
Помни – пыль сдувать нельзя,
Дунешь – попадет в глаза!
* * *
И ножовки, и стамески –
Очень острые “железки”
Как попало не хватай,
Осторожность соблюдай!
* * *
Если пальцем будем проверять
Качество поверхности детали,
То на всех зеленки и бинтов
Из аптечки хватит нам едва ли.
* * *
Поосторожней будь с доской,
Не гладь ее своей рукой –
Так глубоко войдет заноза,
Что не достанешь без наркоза.

* * *

Если режущий инструмент в руки ты берёшь,
И к столярному верстаку с ним ты подойдёшь.
Не забудь на крышку доску подложить,
Чтобы инструментом её не повредить.

***

Если с крышки верстака удаляешь стружку,
Пригодится в этот миг помощница-подружка.
Она не гнётся, не ломается
И щёткой-смёткой называется.

***

Лезвие ножа рубанка ты рукой не проверяй,
Проверяй его дощечкой или палкой проверяй.
Ну, а если поработал и желаешь отдохнуть,
Положи рубанок на бок, не забудь перевернуть.

***

Если молотком работает товарищ твой,
Ты к нему не подходи, за спиной не стой.
Изогнутые гвозди ты не забивай,
Да и молоток свой не клади на край.

        2.Приём «покажи как правильно».

Например, даю обучающемуся рубанок и говорю: «Положи рубанок на верстак». А затем добиваюсь того, чтобы обучающийся положил его правильно, то есть на бок лезвием от себя. Подобным образом поступаю и с другими инструментами. При использовании данного приёма замечаю, что если ученик ошибается, то в дальнейшем он старается не допускать подобных ошибок, а значит, запоминает правила обращения с инструментом, что немаловажно для сохранения здоровья обучающегося при работе с ним.

3.Вспоминаем известные пословицы и поговорки.

Например, «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Наука учит только умного», «Не хвались языком, а хвались делом», «Труд всегда даёт, а лень только берёт», «Учить – ум точить», «Сумел ошибиться, сумей и исправиться», «Кончил дело – гуляй смело», «Была бы охота, заладиться любая работа», «Откладывай безделье, но не откладывай дело», «Не игла шьёт, а руки», «В деле не сила нужна, а уменье», «Корень учения горек, а плод его сладок», «Терпенье и труд всё перетрут».

5.Соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.

При изготовлении различных изделий на уроках технического труда необходимо знать технологию их изготовления и соблюдать все необходимые технологические этапы. Незнание последних может привести либо к браку заготовки, либо к травме обучающегося. Поэтому важно, чтобы каждый обучающийся научился безошибочно следовать этой последовательности при изготовлении изделий. А для этого необходимо следующее:

-многократно повторять все технологические этапы;

-учиться у своих товарищей;

-обязательно спрашивать совета у учителя, если возникают какие-то сложности:

-не идти вперёд, если не помнишь, что дальше.

Безусловно, выполнение технологических этапов обучающимися нельзя оставлять без учительского контроля, даже если ученик способный. Наблюдать за происходящим можно ненавязчиво со стороны. Это придаст уверенности обучающемуся, но и, в то же время, обезопасит его от возможных негативных последствий, а также сохранит его здоровье.

Таким образом, сохранить и укрепить здоровье обучающихся на уроках технического труда можно только при неукоснительном соблюдении правил безопасной работы. Только при этих условиях обучающийся получает позитивные эмоции и радость от результатов своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Выступление на районном методическом совете по теме самообразования" Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся"...

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления. Тема:« Технология обработки и приготовления блюд из курицы»

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии  по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления «Технология обработки и ...

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...