Программа внеурочной деятельности "Мир русской культуры" 5-6 классы
материал по технологии (6 класс) на тему
Цель программы - приобщение обучающихся к богатству и разнообразию народной культуры, культуры родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_russkoy_kultury_kupareva.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Купарева Татьяна Алексеевна
Учитель технологии
Козьмодемьяновский филиал МБОУ
2 Гавловской сош
Гавриловского района
Тамбовской области
Программа внеурочной деятельности
Мир русской культуры
5-6 класс
Сохранение возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Сегодня нельзя воспитать человека – гуманиста, имеющие широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота, способного к творческому труду в любой области без опоры на народное искусство, культуру своего народа.
Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему, обращение к фольклор, влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности. «В творчестве истинно народном эстетика-наука о красоте-всегда тесно связана с этикой-наукой о доброте!» (Горький А.М. Несобранные литературно-критические статьи.-М.,1941.с305)
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Формирование знаний истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Цель программы: Приобщение учащихся к богатству и разнообразию народной культуры, культуры родного края.
Задачи:
-развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные в нашей стране, но и стремящегося их умножить;
- расширять кругозор знаний у учащихся и умение использовать имеющиеся знания в повседневной жизни;
-воспитывать любовь к родному краю как к малой Родине
- обучать умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, вести поисковую деятельность по сбору и обработке краеведческих материалов;
Ценность программы: Восстановление исторической памяти.
Программа ориентирована на детей в возрасте 10-11 лет. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 45 минут.
Наличие инфраструктуры: школьный музей села Козьмодемьяновка
Наличие системы взаимодействия с социальными партнерами: сельская библиотека, храм Косьмы и Дамиана села Козьмодемьяновка, КДЦ.
Формы организации занятий: конкурсы, игры, выставки, концерты, инсценировки, праздники, КВНы, викторины, практикумы.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: игры (дидактические, ролевые), ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, работа в группах, праздники, творческие задания.
Формы контроля: ежегодное анкетирование учащихся и родителей, конкурсы, участие в концертах, праздниках, выставках, сочинения, социальный опрос, диагностика, видеозапись мероприятий.
Планируемые результаты обучения:
В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами
изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах своего села;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Формы занятий:
Учебно – теоретические | Практические |
Изучение литературы, работа с документацией | Экспедиции по сбору материала |
Рассказ педагога | Обработка собранного материала |
беседа | Научно – исследовательские работы |
Учебная игра | экскурсии |
Презентация | Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет). Музей с 2 Гавриловка |
Игровые занятия | Творческие конкурсы |
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) | Рукоделие и художественная деятельность |
Творческие проекты |
Формы подведения итогов работы:
-анкетирование;
- создание книжек – малышек;
-защита исследовательских работ, проектов;
-творческие отчеты- выставки поделок, рисунков, фотографий;
-участие в конкурсах и выставках.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Форма проведения занятий |
1 | Старинный русский быт Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян села Козьмодемьяновка Жилище. Русская изба | 1 ч. | Универсальные учебные действия: —познакомить с особенностями крестьянской одежды; —сравнить одежду современную и традиционную крестьянскую одежду; —ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером; -продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки). | Презентация Рассказ педагога Беседа Художественная деятельность | |
2 | Козьмодемьяновка-моя малая Родина | 1 ч. | Универсальные учебные действия: -развитие композиционного мышления и воображения -формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего народа. | Презентация Рассказ педагога Беседа Творческий проект Организация выставок | |
3 4 5 |
| Осень золотая. Спасы. Успение. Покров | 3 ч. | Универсальные учебные действия: —сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; —нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; — умение выступать в общение друг с другом | Презентация Рассказ педагога Игровые занятия
|
6 | Народный календарь осени. Престольный праздник села Козьмодемьяновка «Кузьминки» | 1ч | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности | Презентация Рассказ педагога Беседа Творческий проект Организация выставок | |
7 | Благодарение. Родительская любовь | 1ч | Универсальные учебные действия: -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Устный рассказ «За что я благодарен родителям» | |
8 9 | Традиции семьи. Составление родословного древа | 2ч | Универсальные учебные действия: -умение создавать творческие работы на основе собственного замысла | Презентация Рассказ педагога Беседа Творческий проект | |
10 | Традиционная русская кухня. | 1ч | Универсальные учебные действия: —оценить достоинства традиционной русской кухни; —уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот). | Презентация Рассказ педагога | |
11 | Русский самовар и чаепитие на Руси. Знакомство с традицией чаепития. | 1ч | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность Рукоделие Организация выставок | |
12 | Деревенские посиделки. Знакомство с традициями зимних вечеров. | 1ч | Универсальные учебные действия: -умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность Рукоделие Организация выставок | |
13 14 | Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – прядением и плетением. | 2ч | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности -умение решать творческие задачи на уровне импровизации | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность Рукоделие Организация выставок | |
15 16 | Народные промыслы: Керамика Гжели Хохлома и Жостово Павлопосадские шали | 2ч | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность Рукоделие Организация выставок | |
17 | Народный календарь зимы | 1ч | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность | |
18 19 20 | Русские народные праздники Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение | 3 ч. | Универсальные учебные действия: —разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; —познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; —изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность Рукоделие Организация выставок | |
21 22 | Игры и забавы детей. Русские народные игры | 2ч | Универсальные учебные действия: —разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). | Презентация Рассказ педагога Игровые занятия Изучение литературы | |
23 | Образ народного слова. Устное творчество (пословицы, поговорки) | 1ч | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников | Презентация Рассказ педагога Игровые занятия | |
24 25 | Широкая Масленица | 2ч | Универсальные учебные действия: - развитие коммуникативной компетентности школьников -особенности православного праздника —воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы. | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность Рукоделие | |
26 27 | Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха | 2ч | Универсальные учебные действия: —разучить песни и игры; —научиться печь блины, красить пасхальные яйца; —разучить игры с катанием пасхальных яиц. | Презентация Рассказ педагога Игровые занятия | |
28 29 | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы | 2 ч. | Универсальные учебные действия: —разучить хороводы, игры-хороводы. | Презентация Рассказ педагога Художественная деятельность Организация выставок | |
30 31 | Крестьянская игрушка. Изготовление кукол из ткани | 2ч | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности | Рассказ педагога Художественная деятельность Организация выставок Рукоделие | |
32 33 34 |
| Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Ку- пала. Петров день. Ильин день | 3 ч. | Универсальные учебные действия: -развитие коммуникативной компетентности школьников —разучить песни о завивании берёзки, хороводы; —научиться плести венки. | Презентация Рассказ педагога Игровые занятия |
Ресурсы реализации программы
Список литературы
1. Былеева, Л.В. Русские народные игры [Текст] / Л.В. Былеева. – М.: Советская Россия, 1988.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000.
3.Конспекты уроков по народной культуре: 1 кл.: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П. Аникина, Предисл. В П. Аникина; Сост.Ф.М Селиванов; Б.П. Кирдан, В.П. Аникин. – М.: Художественная литература, 1988.
5. Русские обычаи и обряды. / Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010.
8. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011.
9. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007
10.Электронные и цифровые образовательные ресурсы
Материально-техническое оснащение:
1. Проектор
2. Экран
3. Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
«Русский фольклор». Программа внеурочной деятельности. 1 - 4 класс.
В основе программы «Русский фольклор" Куприяновой - это пение с игровыми действиями или простейшими элементами хореографии. В данной программе вводится раздел декоративно прикладного искусства и...
Программа внеурочной деятельности. Русский язык. 5 класс.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку предлагается для учащихся, имеющих способности в освоении данного предмета. Практикумы, круглые столы, экскурсии, преследующие коммуникативные...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Сокровища русской классической музыки"
В данном документе содержится рабочая программа с УУД...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"
Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".
Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....