Программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
путь у успеху социальная программа по внеурочной деятельности | 63.9 КБ |
programma._put_k_uspehu.docx | 57.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Необходимость введения занятий по программе «Путь к успеху» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения школьников в коллективе. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Содержание программы «Путь к успеху» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МОУ СОШ № 52 построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Основу программы составляют занятия, основной формой которых является игра.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
- развлекательная,
- коммуникативная,
- пропедевтическая,
- игротерапевтическая.
Цель программы – воспитание социально-активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность, снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса к здоровому образу жизни.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
- Развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.
2. Воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
3. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
4.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку игр-драматизаций, упражнений, актерского тренинга, мероприятий, агитбригад, направленных на формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и игровые и психологические тренинговые упражнения по теме занятия.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.
Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с обучающимися на темы предусмотренные программой.
Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, выставки.
Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса.
Место в учебном плане
Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний, полученных раннее, совершенствование знаний и умений, необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения.
Программа рассчитана на 35 часов в год – 7 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности.
Содержание программы
№ п\п | Название раздела | Количество часов | Форма организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Введение. Знакомство с группой. Что вы знаете друг о друге. | 2 | Знакомство. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» правила группы» Словесный практико - ориентированный | Развитие познавательных способностей. Сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Выработать правила работы в группе. | |
Секреты общения. | 10 | Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты. Выполнение упражнений. Этикет, правила поведения. Тренировка восприятия партнера в общении. Развитие внимания к окружающим. Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Практическая деятельность по подготовке мероприятия. | Выявление наиболее эффективных способов начала общения. Развитие умения слушать других людей. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов. Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, раскрытие индивидуальных способностей. Развитие творческих способностей. | |
Тайна моего «Я» (формирование своего «Я»). | 7 | Выполнение упражнений. Беседа о чувствах. Мини- лекция. Релаксационное упражнение. Практико – ориентированная деятельность. Теория потребностей Маслоу. Выполнение упражнения « Каким я хочу быть». | Обучение способам внутреннего самоконтроля. Определение типа темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента. Дать знания о различии физического и психологического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса. | |
Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками). | 6 | Выполнение упражнений. Беседы. Шуточный тест. Практико - ориентированная деятельность | Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения. Развитие социально- коммуникативных навыков. Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях. | |
Выбор и жизненные ценности. | 6 | Интерактивное обучение, практико- ориентированная деятельность. Игра. Опросник. | Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни. Развитие ценностно- смысловой сферы. Развитие творчкских способностей. | |
Здоровый образ жизни. | 4 | Практико- ориентированная деятельность | Профилактика и коррекция социально –психологической дезадаптации. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни. Формирование нравственных качеств. Здоровый образ жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Осознание ценности собственного здоровья и ответственности. | |
Итого: | 35 |
Личностные, метопредметные и результаты
Личностные результаты:
- установка на здоровый образ жизни
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки к работе на результат.
Метапредметные результататы:
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности;
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, агитбригадах, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Учебно-методическое обеспечение
- Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
- Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
- Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
- Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
- Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011.
- Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.
Планируемые результаты.
В результате работы у учащихся происходит знакомство , сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Познакомиться с психологией сотрудничества и соперничества. Так же учащиеся должны выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству. Уметь исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, уметь закреплять навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Развивать уверенность в поведении и взаимодействии с окружающими. Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. Уметь формировать осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов развивать умения координировать совместные действия. Выявлять наиболее эффективных способов начала общения. Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения леживать свое внутреннее психологическое состояние.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных достижений) | Контроль | Сроки проведения урока | ||||||||||||||||||||
7А | 7Б | 7В | ||||||||||||||||||||||
ПЛАН | ФАКТ | ПЛАН | ФАКТ | |||||||||||||||||||||
Введение. Знакомство с группой. Что вы знаете друг о друге. (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||
| Знакомство. Театр-экспромт «Необычное знакомство». | Знакомство. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» Правила группы | Знакомство, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу | |||||||||||||||||||||
| Тренинг конструктивного общения «Что мы знаем друг о друге». | Словесный практико-ориентированный | Выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству | |||||||||||||||||||||
Секреты общения (10 ч.) | ||||||||||||||||||||||||
| Основные способы общения. Беседа об общении, видах общения. | Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты, поза. Упражнения: «Давайте познакомимся», «Узнай по голосу» | Выявление наиболее эффективных способов начала общения. Развитие умения слушать других людей. | |||||||||||||||||||||
| Секреты общения. Внимание к окружающим людям. | Этикет, правила поведения. Тренировка восприятия партнера в общении. Упражнения: «Опиши партнера» | Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими | |||||||||||||||||||||
| Секреты общения. Умение слушать. | Развитие внимания к окружающим. Упражнения: «Назови по имени», «Прикосновение», «Слушаем тишину» | Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей . | |||||||||||||||||||||
| Секреты общения. Вежливое отношение к людям. | Развитие внимания к окружающим. Упражнения «Интонация», «Сочиняем сказку» | Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов | |||||||||||||||||||||
| Секреты общения. Взаимоуважение | Упражнения: «Если б я был волшебником», «Подарок» | Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов | |||||||||||||||||||||
| Секреты общения. Умение учитывать позицию другого | Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: «Ссора», «Встреча», «Жмурки», «Найди ведущего», «На узкой тропинке». | Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. | |||||||||||||||||||||
| Секреты общения Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой Обобщение | Упражнения: «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Подарок», «Приглашение в гости». | Развитие навыков общения и взаимодействия. | |||||||||||||||||||||
| Обобщение | Игра на сплочение группы «Островок». | Развитие навыков общения и взаимодействия. | |||||||||||||||||||||
| Подготовка к выступлению для начальных классов «В дружбе – сила!» | Практическая деятельность по подготовке мероприятия | Развитие творческих способностей | |||||||||||||||||||||
Тайна моего «Я» (формирование своего «Я») (7 ч.) | ||||||||||||||||||||||||
| Кто я такой. Мини-лекция «Что такое самооценка». | Упражнение «Список черт» | Обучение способам внутреннего самоконтроля | |||||||||||||||||||||
| Беседа «Мои эмоции» | Беседа «Что такое чувства». Упражнение «Эмоции в мимике». Игра «Угадай эмоцию» | Выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции | |||||||||||||||||||||
| Мой темперамент. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента. | Мини-лекция: «Темперамент». | Определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента | |||||||||||||||||||||
| Я и мое здоровье. Игра Здоровье и его признаки. Что такое стресс. | Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг» | Дать знания о различии физического и психического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса | |||||||||||||||||||||
| Я и мое тело. Мозговой штурм «Что мы делаем со своим телом». | Причины стеснительности. Упражнение «Лепим фигуру» | Расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я», повысить уровень самооценки учащихся | |||||||||||||||||||||
| Я и мои желания | Теория потребностей Маслоу. Упражнение «Каким я хочу быть» Упражнение «Коллаж». | Дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся | |||||||||||||||||||||
| Сегодня, вчера, завтра | Практико-ориентированная деятельность. | Помочь осознать наиболее значимые жизненные события и достижения, повышение уверенности в собственных силах, снятие напряжения и снижение тревожности | |||||||||||||||||||||
Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками) (6ч.) | ||||||||||||||||||||||||
| Мир вокруг меня | Упражнения: «Печатная машинка», «Считалочка», «Спички», «Передача чувств прикосновением» | Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения | |||||||||||||||||||||
| Что такое сотрудничество | Беседа | Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения. | |||||||||||||||||||||
| Моё отношение к миру | Упражнения:«Я и мой мир», «20 желаний», «Пожелание», «Сад цветов», Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха» | Развитие социально-коммуникативных навыков. | |||||||||||||||||||||
| Познай самого себя и других | Шуточный тест «Нарисуй свой характер». Тест «Какие у тебя друзья?». Упражнения: «Лесенка», «Мои качества»,Игра «Я и ты» | Понимать причины поступков; | |||||||||||||||||||||
| Взаимодействие в паре | Разминка, «Работа в группах», «Обучение хорошим манерам», «Хорошие слова и чувства» | Навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других | |||||||||||||||||||||
| Соглашение. Компромисс | Практико-ориентированная деятельность | Функциональная тренировка поведения. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях. | |||||||||||||||||||||
Выбор и жизненные ценности. (6ч.) | ||||||||||||||||||||||||
| Мои представления о будущей профессии | Игра «Профессия на букву» Игра «Как здороваются представители разных профессий» Опросник «Как поживаешь?» | Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий | |||||||||||||||||||||
| Ставим цели на будущее | Практико-ориентированная деятельность | Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни. | |||||||||||||||||||||
| Мой жизненный выбор | Игра |
| |||||||||||||||||||||
| Ответственность. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение | Словесный, интерактивное обучение | Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации. Воспитание способностей строить свою жизнь в обществе | |||||||||||||||||||||
| Подготовка к мероприятию. Агитбригада «Мы такие разные, но мы вместе!» | Практическая деятельность по подготовке мероприятия | Развитие творческих способностей | |||||||||||||||||||||
Здоровый образ жизни. (4ч.) | ||||||||||||||||||||||||
| Здоровье – это здорово | Практико-ориентированная деятельность | Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни | |||||||||||||||||||||
| От чего мы зависим | Практико-ориентированная деятельность | Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ | |||||||||||||||||||||
| Здоровый образ жизни – школа выживания | Практико-ориентированная деятельность | Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности | |||||||||||||||||||||
| Мой дом – наведу порядок в нём | Практико-ориентированная деятельность | Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ |
«Согласовано»
с зам. директора по ВР
_______________ /Медведева Я.И../
«_____»________________ 2017 г.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе программы «Путь к успеху» И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина из сборника «Программы внеурочной деятельности» система Л.В. Занкова и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогического направления «Ведущие за собой» Ращупкиной Н.А, направленной на обучение учащихся основам организаторской деятельности.
Цели, задачи
Цель программы: воспитание социально - активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность.
Основными задачами данной программы является:
- научить положительной коммуникации и активному взаимодействию обучающихся;
- сформировать организаторские умения подростков посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности;
- развить навыки организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.
Основная характеристика
Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, игровые и психологические тренинговые упражнения по теме занятия.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.
Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с обучающимися на темы предусмотренные программой.
Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, выставки.
Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса. Китайская мудрость: «Скажи мне, я забуду; покажи мне, я запомню; позволь мне сделать, и я пойму»- как нельзя лучше иллюстрирует необходимость практической деятельности в рамках освоения данной программы. Включение в практические дела, организовываемые воспитанниками, позволит развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в различных условиях. Опыт совместной самостоятельной организаторской деятельности, планирования и анализа коллективных дел способствует приобретению лидерских, организаторских качеств.
Место в учебном плане
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Время, отведенное на занятия, предусматривает теорию и практику.
Программа первого года обучения рассчитана на 35 часов в год – в 6 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия по 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор тренингов и заданий отражает реальную умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;
• развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
• привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Содержание программы
№ п\п | Название раздела | Количество часов | Форма организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. | Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера | 4 | Знакомство. Тренинг конструктивного общения. Дискуссия. Упражнение, игра | Развитие познавательных способностей. Развитие коммуникативных способностей. |
2. | Коллектив. Законы развития коллектива | 5 | Диспут. Сюжетно- ролевая игра. Упражнения. Творческая мастерская | Наблюдение . Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей |
3. | Искусство общения | 4 | Беседа. Творческая мастерская. Упражнение. Игра . тренинг | Наблюдение . Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Развитие познавательных способностей |
4. | Конфликты и пути их решения | 4 | Беседа. Практико- ориентированная деятельность. Тренинг. Игра | Развитие познавательных способностей Развитие экспрессивности и навыков командной работы, развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности, в неожиданных ситуациях. |
5 | Основы публичного выступления | 4 | Искусство ведения переговоров. Мозговой штурм. Тренинг. Логика и техника публичного выступления | Формирование публичных качеств голоса. Выработка правил поведения в дискуссии. Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях. Умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили. |
6. | Основные формы организации досуговой деятельности | 12 | Игры. Тренинги. Упражнения. Творческая мастерская. Предварительная подготовка дела. Коллективная подготовка | Развитие творческого мировоззрения. Активизация личностных качеств. Способствующих творчеству. Формирование умение распределять роли среди участников мероприятия |
7. | Социальное проектирование | 3 | Творческая мастерская. Практическая деятельность по реализации проекта | Развитие творческого мировоззрения. Активизация личностных качеств., способствующих творчеству. |
Итого: | 35 |
Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты:
- формирование познавательной и информационной культуры;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- умение извлекать информацию из различных источников;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебно-методическое обеспечение учителя и ученика
- Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
- Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва — Воронеж, 1999.
- Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
- Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Рн/Д, 2002.
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
- Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
- Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011.
- Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.
Планируемые результаты.
В результате работы у учащихся происходит знакомство , сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Познакомиться с психологией сотрудничества и соперничества. Так же учащиеся должны выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству. Уметь исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, уметь закреплять навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Развивать уверенность в поведении и взаимодействии с окружающими. Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. Уметь формировать осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов развивать умения координировать совместные действия. Выявлять наиболее эффективных способов начала общения. Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения леживать свое внутреннее психологическое состояние.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных достижений) | Контроль | Сроки проведения урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 А | 6 Б | 6 В | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера (4 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство. Упражнение. «Мое имя». | Словесный, практико-ориентированный | Знакомство, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренинг конструктивного общения. Дискуссия «Качества лидера». | Словесный практико-ориентированный психологический | Познакомится с психологией сотрудничества и соперничества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение «Ты выбираешь», Тестирование «Я – лидер». | Тест «Я – лидер» Методичка «Формула успеха лидера» | Выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Кораблекрушение» | Практический | Исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коллектив. Законы развития коллектива (5 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коллектив. Законы развития коллектива. | Диспут | Развитие экспрессивности и навыков командной работы. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Презентация «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину) | Наглядный, таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину) | Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческая мастерская «Стили лидерства» | Практический, таблица «Стили руководства» | Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сюжетно-ролевая игра «Выбор организатора», упражнение «Ситуации» | Игровой | Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дискуссия «Кто мы, какие мы» | Вербальный | Знакомство участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство общения. (4 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство общения. Начало общения. Выход из общения. Беседа. | Игра практико-ориентировочная деятельность | Выявление наиболее эффективных способов начала общения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективные способы общения. Творческая мастерская «Давай дружить». «Наши достоинства». | Практико-ориентировочная деятельность | Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Укрепление самооценки. Развитие умения самопрезентации, уверенности в себе; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Упражнение «Место встречи». | Практико-ориентировочная деятельность | Умения координировать совместные действия, развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игры «Найди по описанию». Тренинги «Найди по инструкции», «Горячий стул». | Игра | Воспроизведение собственного опыта выхода из взаимодействия каждым участником, знакомство с опытом других участников, тренировка конструктивных способов выхода из взаимодействия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конфликты и пути их решения (4 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конфликты и пути их решения. Игра-конструктор «Ты меня не понимаешь». | Беседа | Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения отслеживать свое внутреннее психологическое состояние. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте. | Беседа | Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности, в неожиданных ситуациях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды поведения в конфликте. Тренинг «Стиль поведения в конфликте». | Практико-ориентированная деятельность | Развитие умения действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях, когда возникают противоречия в интересах между участниками. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласование интересов сторон в конфликте. Сюжетно-ролевая игра «Праздник». | Словесный, игра | Развитие экспрессивности и навыков командной работы, развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы публичного выступления (4 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство ведения переговоров. Сюжетно-ролевая игра «Слушаем докладчика» Мозговой штурм «Правила публичного выступления». | Беседа проблемное обучение | Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили. Развитие гибкости поведения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство ведения переговоров. Тренинг «Скажи мне...». | Практико-ориентированная деятельность | Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство ведения переговоров. «Тренинг «Я говорю «нет». | Беседа Практико-ориентированная деятельность | Вырабатываем правила поведения в дискуссии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Логика и техника публичного выступления. «Готовимся к публичному выступлению». | Практико-ориентированная деятельность | Формирование профессиональных качеств голоса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные формы организации досуговой деятельности. (12 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные формы организации досуговой деятельности. Лекция Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело». | Словесный, наглядный | Знакомство с формами организации досуговой деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра (5 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра. Общие сведения. Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». | Практико-ориентированная деятельность | Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижные игры. «Американский треугольник», «Голова – хвост», «Моргалки». | Игра | Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игры с залом «Чайничек», «У тети Моти четыре сына» и др. | Игра | Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровые методики «Терем-теремок», «Волшебный стул» и др. | Игра | Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренинги «Пальцы сверху», «Или – или», «Синхронный перевод» и др. | Психологический | Развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинств как черты личности разобраться в стиле, в котором отдельные люди решают проблемы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие (2 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие. Основные характеристики. Упражнение «Выбор организатора» | Словесный, интерактивное обучение | Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности. Формировать умение распределять роли среди участников мероприятия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческая мастерская. «Готовимся к мероприятию». Упражнение «Сценарий мероприятия» | Практическая деятельность по подготовке мероприятия | Формировать умение планировать мероприятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дело (3 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дело. Основные характеристики. «Конструируем КТД» | Интерактивное обучение | Формировать умение распределять роли среди участников мероприятия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительная подготовка дела. Анализ условий, потребностей. Упражнение «Выбор организатора», «Распределение ролей». | Практико-ориентированная деятельность | Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коллективная подготовка. Упражнение «Сценарий мероприятия» | Практико-ориентированная деятельность | Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальное проектирование ( 3 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальное проектирование. Основные признаки проекта. Лекция. | Словесный, наглядный | Умение создавать проекты, развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составляющие проекта. Творческая мастерская «Разрабатываем проект». | Практико-ориентированная деятельность | Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая деятельность по реализации проекта. | Практико-ориентированная деятельность | Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству. |
«Согласовано»
с зам. директора по ВР
_______________ /Медведева Я.И./
«_____»________________ 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"
Внеурочная программа «Путь к успеху» социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальная адаптация»
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...