Методические рекомендации для учителей технологии
учебно-методическое пособие по технологии на тему
Рекомендации содержат актуальную информацию, раскрывающую особенности современного урока в соответствии с реализуемым в настоящее время ФГОС ООО. Разработаны отдельные приёмы к этапам урока технологии с использованием педагогической технологии развития критического мышления учащихся. Рекомендации могут быть полезны учителям технологии и методистам, разрабатывающим проблему реализации ФГОС ООО в предметных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для учителей технологии | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра «Профессиональное обучение, технология и дизайн»
В помощь учителю технологии
Современный урок технологии
Методические рекомендации
Курган 2017
Современный урок технологии: Методические рекомендации / Курганский государственный университет. – Курган 2017. −
Автор-составитель: Черных Т.А., учитель технологии МБОУ «Петуховская СОШ №1»
Рецензент: Алексеене Е.П., доцент кафедры ПОТиД, кандидат пед. наук.
Рекомендации содержат актуальную информацию, раскрывающую особенности современного урока в соответствии с реализуемым в настоящее время ФГОС ООО. Разработаны отдельные приёмы к этапам урока технологии с использованием педагогической технологии развития критического мышления учащихся. Рекомендации могут быть полезны учителям технологии и методистам, разрабатывающим проблему реализации ФГОС ООО в предметных областях.
Введение……………………………………………………………………….4. | |||
1 | Современный урок технологии в свете требований ФГОС ООО.5. | ||
2 | Структура современного урока……………………………………..8. | ||
3 | Разработка отдельных этапов урока технологии (по ФГОС ООО) с использованием приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся……..…………………………12. | ||
Заключение……………………………………………………………………21. | |||
Список использованных источников………………………………………..22. |
Приложение……………………………………………………………………23.
Введение
В условиях реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) учителями технологии предстоит внедрить в учебный процесс множество инноваций. Прежде всего, всем участникам образовательного процесса важно осознать, что стандарты «нового поколения» ориентированы на достижение качественно новых результатов образования и, следовательно, подходить к процессу образования необходимо иначе.
Стандарт «второго поколения» (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам образования: личностным, метапредметным, предметным. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки учащихся. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью перестройки всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного этапа образовательного взаимодействия учителя и ученика. Постановка целей, структура, отбор содержания, технологии, методы и приёмы, материально-техническое обеспечение – всё должно быть направлено на достижение планируемых результатов [1].
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся. Задача учителя – найти такие способы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения учащихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
В данных рекомендациях продемонстрированы основные подходы к планированию современного урока в аспекте реализации ФГОС ООО, а также разработаны отдельные этапы уроков технологии с использованием приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся.
1 Современный урок технологии в свете требований ФГОС ООО
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования − это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а, самое главное, умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка личности к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: изменяются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса.
В рамках ФГОС ООО меняются функции участников образовательного процесса: учитель из передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, то есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике [1].
Особенностью предмета «Технология» в соответствии с ФГОС ООО является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры, которые тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь важной составляющей человеческого быта [5].
Изучение «Технологии» в соответствии с новым стандартом общего образования должно обеспечивать достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
В основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения технологических знаний) лежат предметные универсальные учебные действия [8].
К задачам предметной области «Технология» в системе общего образования, в рамках ФГОС ООО, относятся: формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения [4].
Содержание технологического образования в соответствии с новым стандартом предусматривает изучение учащимися материала по следующим образовательным направлениям: технологическая культура; распространенные технологии современного производства; культура эстетики труда; получение, обработка, хранение и использование технической информации; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развитие технологии и техники.
В процессе обучения технологии в соответствии с ФГОС ООО учащиеся овладевают:
- навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
- навыкам созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- навыкам чтения и составления технической документации измерения параметров в технологии и продукте труда; выбора способа моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;
- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
- умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
- навыкам организации рабочего места;
- умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными профессиями [8].
Основным дидактическим средством обучения технологии является творческая учебно-практическая деятельность учащихся, а приоритетными методами – упражнение, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектных работ. Для практической работы учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проектной работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность изучаемых технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость [4].
Таким образом, для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами «второго поколения», урок технологии должен стать современным. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
2 Структура современного урока
В типологию и структуру современного урока технологи внесены новые элементы и этапы, поэтому важнейшей задачей учителя при реализации ФГОС
ООО является освоение технологии проектирования урока с учетом деятельностного подхода. В соответствии с новыми стандартами выделяют четыре типа уроков деятельностной направленности (в зависимости от поставленных целей):
- уроки «открытия» новых знаний; деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
- уроки рефлексии; деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); содержательная цель: закрепление (и при необходимости коррекция) изученных способов действий-понятий, алгоритмов;
- уроки общеметодологической направленности; деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов;
- уроки развивающего контроля; деятельностная цель: формирование у учащихся способности к осуществлению контрольной функции;
- содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов [5].
Современный урок включает в себя следующие этапы его структуры:
- мотивация к учебной деятельности;
- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
- выявление места и причины затруднения;
- построение проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта;
- первичное закрепление;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- включение в систему знаний и повторение;
- рефлексия учебной деятельности [8].
Предполагается, что такая структура урока будет направлена на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и формирование всех видов универсальных учебных действий (УУД).
Рассмотрим подробнее данные этапы в структуре урока (в соответствии с ФГОС ООО):
- мотивация к учебной деятельности (организационный этап, на который отводится 1-2 минуты); цель этапа: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно, актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности; создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность; устанавливаются тематические рамки;
- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 минуты); цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
- выявление места и причины затруднения(4-5 минуты); цель этапа: выявления места и причины затруднения; на данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации;
- построение проекта выхода из затруднения (7-8 минут); цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации; учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства (этим процессом руководит учитель);
- реализация построенного проекта (4-5 минуты); цель этапа: построение и фиксация нового знания; на этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации; в завершении этапа уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения;
- первичное закрепление (4-5 минуты); цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях; учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (первичное закрепление может проводиться в форме тестирования);
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минуты); цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях; при проведении этого этапа используется индивидуальная
- форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;
- включение в систему знаний и повторение (7-8 минут); цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного; на данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем; учащимся предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие и др., затем, в которых новое знание используется с изученным ранее;
- рефлексия учебной деятельности на уроке(2-3 минуты); цель этапа: соответствие цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания; на данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности; в завершении этапа соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности [6].
Итак, учитель, реализующий стандарт «второго поколения», должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
3 Разработка отдельных этапов урока технологии (по ФГОС ООО)
с использованием приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся
Важнейшим средством гарантированного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и точного инструментального управления учебным процессом является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, направленных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка, на достижении планируемых результатов ФГОС ООО.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление − размышление». Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность [2].
Инсерт − это приём технологии развития критического мышления учащихся через осмысленное чтение, используемый при работе с текстом. Приём применяется на уроках для актуализации новых знаний и умений и требует от учащегося не пассивного, а внимательного прочтения изучаемой информации [3]. И, если раньше ученик пропускал некоторые абзацы, предложения и слова в тексте, то приём инсерт заставляет обратить на них
внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V – «Я это знаю!!»;
+ – «Это новая информация для меня!»;
- – «Я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал!?»;
? – «Это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения».
Затем учащийся заполняет таблицу:
V | + | — | ? |
Здесь тезисами записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Здесь отмечается то новое, что стало известно из текста | Здесь отмечаются противоречия: ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями, представлениями, убеждениями. | Здесь перечисляются неясные моменты текста, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Таблица обсуждается по колонкам: идет анализ того, как накапливаются знания, при этом путь от старого к новому, от неизвестного к известному становится более наглядным.
Приём «Ключевые слова». Учитель называет основные слова (термины), относящиеся к изучаемой теме. Учащиеся, в свою очередь, пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.
«Круги по воде» − этот прием является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются слова (существительные, глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания), имеющие отношение к изучаемой теме. Это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома [7].
Синквейн − это прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу [2]. Написание синквейна − это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировав их.
При составлении синквейна на уроках:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся, их мышление и воображение;
- совершенствуются коммуникативные умения лаконично выражать свои мысли;
- вырабатывается способность к анализу;
- расширяется словарный запас.
Примеры синквейнов:
Проект.
Выполнимый, творческий.
Конструируем, кроим, шьём.
Проект позволяет много достичь.
Деятельность.
Кулинария.
Разнообразная, национальная!
Готовить, украшать, сервировать.
Искусство приготовления пищи.
Блюда.
Покажем на примерах (таблицы Е.1; Е.2; Е.3) применение описанных приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся на отдельных этапах уроков технологии в 5классе по направлению «Технологии ведения дома».
Таблица Е. 1 – Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Вызов»
Имя темы Класс | «Бутерброды» / 5 класс | |||||
Цель темы | Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к освоению раздела «Кулинария»; умений классифицировать бутерброды, определять их качество, полезность и достоинства в процессе самостоятельной практической деятельности; сформировать навык по приготовлению бутербродов. | |||||
Этап урока | Вызов | |||||
Цель этапа | Актуализация опорных знаний учащихся (опыта) и вызов познавательного интереса к изучению нового материала. Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома. | |||||
Основные термины и понятия | Бутерброд: открытый, закрытый, простой, сложный | |||||
Планируемые результаты: | ||||||
Личностные результаты образовательной деятельности учащихся: - оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных знаний (Л1); - определять мотив и смысл своей деятельности (Л2); - проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока (Л3); - высказывать свою позицию, предлагать свои способы решения (Л4); - принимать другое мнение и уважительно относиться к нему (Л5). Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся: Познавательные УУД: - искать и подбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П1); - приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении практических задач и обсуждении материала (П2); - осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать (П3) - определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П4); - делать выводы на основе полученного нового опыта, высказывать свое видение проблемы (П5); - осуществлять контроль и оценку своих действий (П6); - структурировать имеющийся опыт (П7). Регулятивные УУД: - уметь осознавать проблему и актуализировать знания для постановки целей (Р1); - уметь планировать свою деятельность (Р2); - осуществлять контроль своей деятельности (Р3); - корректировать действия (Р4); - оценивать свою работу (Р5). Коммуникативные УУД: - уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К1); - уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К2); - формировать и аргументировать свое мнение в коммуникации (К3); - формировать умение работать в парах и малых группах (К4). Предметные результаты образовательной деятельности учащихся: - знать классификацию бутербродов (Пр1); - определять качество и ценность продукта (Пр2); - подбирать необходимые продукты для выполнения практической работы (Пр3); - уметь приготавливать бутерброды (Пр4); - уметь рационально и бережно относиться к продуктам питания (Пр5);. | ||||||
Организация пространства | ||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||||
История | Групповые, индивидуальные | Тетрадь, учебник «Технология. Технологии ведения дома» (5 класс) / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко; инструменты и приспособления для практической работы, ИКТ. | ||||
Разработка фрагмента урока технологии | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические приемы | Планируемые результаты | |||
Постановка проблемного вопроса для определения темы. - Обратите внимание на доску (на доске 2 листка бумаги с надписью «Butter» «Brot»), на этих листах зашифрованы 2 слова. Загадки: 1) Им мы каши не испортим, поговорка вторит нам. Коль его добавим в тортик, то получим сдобный крем. (Масло) 2) «Он всему голова»; хрустящей корочкой одет, мягкий, черный, белый… (Хлеб) Вы догадались, какие блюда мы будем сегодня готовить? Давайте разбираться. У нас есть агенты, которые выяснили что означают эти слова. - Какова же тема нашего урока? На доске в столбик записывает слово «Бутерброд». На каждую букву нужно подобрать существительное, глагол, прилагательное или словосочетание к изучаемой теме. Например: Б − батон; У – утро; Т – тостер; Е – еда; Р – рубленная сельдь; Б – быстро готовить; Р – резать; О – очень вкусно; Д – джем. | - включаются в диалог с учителем, предлагают свои варианты решения - выявляют затруднения при выполнении задания - осуществляют диалог прошлого и нового субъектного опыта | Приём «Круги по воде | Л3Р1К1П3П4 |
Таблица Е. 2 – Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Осмысление»
Имя темы Класс | «Уход за одеждой» / 5 класс |
Цель темы | Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к освоению темы «Уход за одеждой» умений анализировать, классифицировать и определять символы по уходу за одеждой; сформировать навык по уходу за одеждой |
Этап урока | Осмысление |
Цель этапа | Получение новой информации; её осмысление и соотнесение с уже имеющимися знаниями |
Основные термины и понятия | Символы по уходу за одеждой |
Планируемые результаты: | |
Личностные результаты образовательной деятельности: - оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных знаний (Л1); - определять мотив и смысл своей деятельности (Л2); - проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока (Л3); - высказывать свою позицию, предлагать свои способы решения (Л4); - принимать другое мнение и уважительно относиться к нему (Л5). Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся: Познавательные УУД: - искать и подбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П1); - приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении практических задач и обсуждении материала (П2); - осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать (П3); - определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П4); - делать выводы на основе полученного нового опыта, высказывать свое видение проблемы (П5); - осуществлять контроль и оценку своих действий (П6); - структурировать имеющийся опыт (П7). Регулятивные УУД: - уметь осознавать проблему и актуализировать знания для постановки целей (Р1); - уметь планировать свою деятельность (Р2); - осуществлять контроль своей деятельности (Р3); - корректировать действия (Р4); - оценивать свою работу (Р5). Коммуникативные УУД: - уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К1); |
- уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К2); - формировать и аргументировать свое мнение в коммуникации (К3); - формировать умение работать в парах и малых группах (К4). Предметные результаты образовательной деятельности учащихся: - знать символы по уходу за одеждой (Пр1); - уметь ухаживать за одеждой из хлопчатобумажной и льняной тканей, головными уборами(Пр2). | ||||||
Организация пространства | ||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||||
История | Групповые, индивидуальные | Тетрадь, учебник «Технология. Технологии ведения дома» (5 класс) / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко; инструменты и приспособления для практической работы, ИКТ. | ||||
Разработка фрагмента урока технологии | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приёмы | Планируемые результаты | |||
Формулирование темы и цели урока. Предлагает поработать с учебником и составить инсерт. | Записать в тетрадь тему. Работа с текстом учебника: помечают на полях абзацы и предложения, используя знаки: «V» – что известно, «+» − что является интересным, «-» − думал иначе, «?» − не понял, есть вопросы. Систематизируют информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в таблицу. Составление инсерта. Обсуждение каждой графы таблицы. | Приём «Составление инсерта» | Л2П1П4Р1Р2Р3Пр1Пр2 |
Таблица Е. 3 – Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Рефлексия»
Имя темы Класс | Классификация текстильных волокон. Хлопчатобумажные и льняные ткани» / 5 класс |
Цель темы | Развитие познавательного интереса учащихся к освоению раздела «Материаловедение», умений классифицировать текстильные волокна, определять их по внешнему виду. |
Этап урока | Рефлексия |
Цель этапа | Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. |
Основные термины и понятия | Текстильные волокна: натуральные и химические |
Планируемые результаты: | |
Личностные УУД: - оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных знаний (Л1); - определять мотив и смысл своей деятельности (Л2); - проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока (Л3); - высказывать свою позицию, предлагать свои способы решения (Л4); - принимать другое мнение и уважительно относиться к нему (Л5). Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся: Познавательные УУД: - искать и подбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П1); - приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении практических задач и обсуждении материала (П2); - осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать (П3); - определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П4); - делать выводы на основе полученного нового опыта, высказывать свое видение проблемы (П5); - осуществлять контроль и оценку своих действий (П6); - структурировать имеющийся опыт (П7). Регулятивные УУД: - уметь осознавать проблему и актуализировать знания для постановки целей (Р1); - уметь планировать свою деятельность (Р2); - осуществлять контроль своей деятельности (Р3); - корректировать действия (Р4); - оценивать свою работу (Р5). Коммуникативные УУД: - уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К1); - уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К2); |
- формировать и аргументировать свое мнение в коммуникации (К3); - формировать умение работать в парах и малых группах (К4). Предметные результаты образовательной деятельности учащихся: - знать классификацию текстильных волокон; технологию производство тканей; - общие сведения о профессии прядильщика и ткача (Пр1). | |||||
Организация пространства | |||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |||
Литература Изобразительное искусство | Групповые, индивидуальные | Тетрадь, учебник «Технология. Технологии ведения дома» (5 класс) / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко; ИКТ. | |||
Разработка фрагмента урока технологии | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приёмы | Планируемые результаты | ||
Предлагает вернуться к началу урока, когда была продемонстрирована цепочка слов и дать понятие каждому слову: «КОРОБОЧКА – СИНИЕ ЦВЕТЫ – ОВЦА − ГУСЕНИЦА − КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – СОСНА – НЕФТЬ – ВЕРЕТЕНО– ПОЛОТНО». Предлагает составить синквейн со словами лён, хлопок), например: Хлопок. Мягкий, пушистый! Собирают, очищают. Изготавливают хлопчатобумажную ткань. Вата. | - включаются в диалог с учителем и предлагают свои варианты решения - выявляют свои затруднения при выполнении задания Составляют синквейн. | Приём «Ключевые слова» Приём «Синквейн» | Л1Л3П1П3 П4П5К1Р3 Пр1Пр2 |
Таким образом, в связи с большим многообразием приемов, входящих в технологию критического мышления, каждый учитель может выбрать те, которые соответствуют решаемым педагогическим задачам. Все зависит от профессионализма, мотивации, желания разрабатывать, применять инновации и совершенствовать своё мастерство.
Заключение
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. Только в этом случае знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. Именно такие уроки позволяют сегодня реализовать новые образовательные стандарты и соответствовать современным характеристикам.
Развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся является важнейшей составляющей образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО. Внедрение в процесс образования УУД позволяет подготовить конкурентоспособных людей, обладающих умением мыслить нестандартно и способных добиваться успеха в любой области. Учитель и ученик выступают в качестве партнеров, решая значимые проблемы. Цель учителя – правильно организовать поиск решения, а не передать знания.
Список использованных источников
1 Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М. : Просвещение. – 2010. – 159 с.
2 Авгусманова Т.А. Развитие критического мышления в профессиональной подготовке социального педагога: Учебно-методическое пособие. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та. – 2008. – 148 с.
3 Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М. : Просвещение. – 2004. – 175 с.
4 Зеленская Е.Ю. Рабочие программы. Технология 5-8 классы: учебно-методическое пособие – М. : Дрофа. – 2014. − 150 с.
5 Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты [Текст]. Школа и производство. – № 4. − 2013. – С. 24-28.
6 Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб., КАРО. – 2013. − 29 с.
7 Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб. : КАРО. – 2009. – 144 с.
8 Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам»). – М. : Просвещение. – 2012. – 46 с.
Приложение
Результаты изучения предметной области «Технология»
(в соответствии с ФГОС ООО)
Личностные результаты: социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труд; самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты: планирование процесса познавательной деятельности; ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни; определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; проявление нестандартного подходов к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства; виртуальное и натуральное моделирование художественных и технологических процессов и объектов; аргументированная защита в устной или письменной форме
результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую или социальную значимость; выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость; согласование и координации совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива; оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение безопасных приемов познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных технических средств и технологиях создания объектов труда; владение алгоритмами и методами решения технических технологических задач; распознание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; владение способами научной организации
труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре и технологической культуре производства; применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; планирование технологического процесса и процесса труда; организация рабочего места; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; планирование последовательности операций и составление технологической карты; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами; приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп с учетом требований здорового образа жизни; формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; составление меню для подростков, отвечающего требованию сохранение здоровья; заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального или среднего специального обучения; выраженная готовность к труду в сфере материального производства; согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда; дизайнерское конструирование изделия; применение различных технологий декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры; моделирование художественного оформление объекта труда; способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; создание художественного образа и воплощение его в материале; развитие пространственного художественного воображения; развитие композиционного мышления; развитие чувства цвета; развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы; понимание роли света в образовании формы и цвета; умение быть лидером и рядовым членом коллектива; формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; способность к коллективному решению творческих задач; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических операции.
Варианты технологических карт урока
(в соответствии с ФГОС ООО)
Предмет_______________Класс_______________Автор УМК______________
Тема урока_________________________________________________________
Тип урока__________________________________________________________
Учитель____________________________________________________________
Таблица Б.1 – Вариант трёхмодульной технологической карты урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Таблица Б.2 – Вариант четырёхмодульной карты урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | Модуль 4 | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
Таблица Б. 3 – Вариант пятимодульной карты урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
Модуль 2 | Модуль 3 | Модуль 4 | Модуль 5 | ||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | ||||||||||
Модуль 1 | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
Задания базового уровня | Задания повышенного уровня | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю
Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...
Методические рекомендации для учителей технологии
Молодым учителям испоьзование проектного метода на уроках технологии.Построение уроков по ФГОС 2-ого поколения....
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной ...
Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятел...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
Методические рекомендации для учителей технологии, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Работа с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, требует от учителей технологии особенного подхода и внимания. Важнейшей задачей является создание благоприятной образовательной среды, с...