| Проведение игры "Слабое звено". Активность учащихся регистрируется в ведомости №1. Оценки выставляются в ведомости №2. (Приложение) Цель игры: - образовательная: проверить степень усвоения тем обучающимися, закрепить знания по этим темам.
- воспитательная: активизировать деятельность обучающихся, повысить стремление усваивать знания.
Условия игры: Игра проводится в несколько туров. В 1 туре принимают участие все обучающиеся группы. Каждому задается по одному вопросу, те ребята, кто не ответит правильно на вопрос - выбывают из игры (слабое звено). По тому же принципу проводятся и последующие туры. Последний тур (финал) проводится с оставшимися учащимися (двумя или тремя). Победитель "сильное звено" группы. Выбывшие из игры учащиеся - "слабые звенья", могут принимать участие в игре, только в другом качестве: если участник игры не может ответить на вопрос, то с разрешения педагога на него отвечают "слабые звенья". Формы оценки: 5 - выставляется участникам финала и полуфинала, остальные оценки - за активность участи в игре. Выводы: Проведение игры способствует стиранию грани "учащийся - педагог"; остается желание ответить на вопрос, в процессе игры даже вышедшие из игры участники самопроизвольно мыслят про себя (или по разрешению педагога вслух), дают ответы на звучащие вопросы; обучающиеся лучше усваивают тему.
Вопросы для игры "Слабое звено"- тема "Первые блюда"- Форма нарезки овощей для супа с вермишелью (соломка)
- Можно ли сварить суп харчо со свининой? (нет)
- Форма нарезки овощей для супа рисового. (кубики)
- С какой крупой варят суп полевой? (пшено)
- Общие правила подачи заправочных супов (в подогретую тарелку мясо или рыбу, или курицу и т.д. + суп + сметана (если нужно) + зелень)
- С какой крупой можно приготовить суп крестьянский? (перловая, овсяная, пшенная)
- Какие солянки подают без сметаны? (рыбные)
- Какой рассольник подают с льезоном? (московский)
- Какую солянку готовят с картофелем? (домашняя)
- Суп с солеными огурцами (рассольник)
- Какие щи варят без капусты? (зеленые)
- Нужен ли для приготовления щей из свежей капусты картофель? (нет)
- Какие супы заправляют пассерованой мукой? (супы без крахмалосодержащих продуктов)
- Как подготавливают квашеную капусту для приготовления щей из квашеной капусты? (тушат)
- Какие супы подают со сметаной? (щи, борщи, рассольники, солянки, суп крестьянский)
- Без чего не приготовишь борщ? (без свеклы)
- Какие щи варят с крупой (по-уральски)
- Что нужно сделать с рассолом огуречным чтобы добавить его в рассольник? (процедить, прокипятить)
- Характерная особенность рассольника ленинградского (варят с крупой)
- Форма нарезки капусты в борще флотском (шашки)
- Форма нарезки картофеля в супе картофельном с рисом (кубики)
- С какой крупой варят харчо? (рис)
- Характерная особенность варки борща украинского (перед подачей заправляют чесноком, растертым со шпиком, варят со сладким перцем)
- Когда при варке супов добавляют соль и специи? (за 5 минут до готовности)
- При каком кипении варят супы? (слабом)
- Когда при варке супов закладывают кислотосодержащие продукты? (в конце варки)
- Как приготавливают крупу для варки супов? (перебирают, промывают)
- Какие супы называют заправочными? (которые заправляют пассерованными овощами)
- Норма отпуска 1 порции супа (500 гр)
- Один из способов подготовки свеклы для борща (тушение, пассерование или варка)
- Для чего при тушении свеклы добавляют уксус? (для сохранения цвета)
- Какие щи подают в горшочке? (суточные)
- Рассольник с капустой (домашний)
- Какой овощ входит в состав всех заправочных супов? (лук)
- Какие супы подают с кружочком очищенного лимона? (солянки)
- Какой рассольник готовят без картофеля? (московский)
- Можно ли из свежей капусты приготовить щи по-уральски? (нет, только из квашеной)
- Если щи из свежей капусты с картофелем варят с ранней капустой, ее закладывают до или после картофеля? (после)
- Когда при варке супов закладывают пассерованные овощи? (за 10-15 мин до готовности)
- Почему перловую крупу перед закладкой в суп отдельно отваривают до полуготовности и промывают? (так как отвар темного цвета и слизистой консистенции, это ухудшает качество супов)
- Борщ с фасолью (сибирский)
- какие супы готовят на концентрированных бульонах (солянки)
- t° подачи заправочных супов (75°)
- Виды бульонов (мясной, мясокостный, костный, из птицы, рыбный)
- Какие специи используют при варке супов (перец, лавровый лист)
- Ассортимент борщей
- Ассортимент щей
- Ассортимент рассольников
- Ассортимент солянок
- Ассортимент картофельных супов
- Как подготовить бобовые для варки супов? (перебрать, промыть, замочить в холодной воде)
- На каком бульоне готовят рассольник московский? (куриный)
- Перечислите сырье, входящее в состав супа картофельного с вермишелью (картофель, лук, морковь, вермишель, жир, зелень)
- Норма сметаны для подачи 1 порции супа (10 гр.)
- Соотношение воды и мясопродуктов для варки нормального бульона (5:1)
- Какой водой заливают мясопродукты при варке бульонов? (холодной)
- Почему нельзя варить бульоны на сильном огне? (бульон мутный, вкус эмульгированного жира_)
- Жидкая основа заправочных супов (бульон, отвар, вода)
- Что используют для придания рассольникам острого вкуса? (огуречный рассол)
- Грузинский суп (харчо)
- Какие бобовые используют для варки супов (горох, фасоль, чечевица)
- Какое мясо используют для подачи супа полевого? (никакое)
- Чем отличается суп рисовый от харчо? (больше мяса, харчо острый, нет моркови)
3. Практическая часть - групповые технологии(40мин) Слово педагога: Молодцы ребята, справились с вопросами, а теперь я предлагаю подгруппам приготовить суп по выбору. Вам необходимо распределить свои обязанности, кто, чем будет заниматься. Напомните основные этапы приготовления супа. Перечислите их (подготовка овощей – чистка, нарезка; варка бульон; закладка продуктов в бульон; пассерование овощей; заправка супа). Будет оцениваться вкусовые качества, правильность нарезки и подача блюда, правила соблюдения техники безопасности. Время на приготовление отводится 30 минут. В ходе работы проводится текущий инструктаж по мере необходимости, проверяется порядок выполнения задания, аккуратность в работе, чистота рабочих мест.
4.Дегустация(10мин) Дежурные производят сервировку стола. Слово педагога: Ребята, отведенное время вышло, и я чувствую аромат ваших супов. Сейчас я предлагаю вам продегустировать суп другой подгруппы. И дать оценку качества готового блюда. Если есть ошибки, указать какие. Записать результат в оценочную ведомость № 2. Дежурные убирают со стола.
5.Самостоятельная работа - технология игрового обучения (7мин) Слово педагога: Вы справились с этим заданием, оценили работу своих товарищей, я предлагаю вам поучаствовать в мини соревновании. Проведение соревнования. Дается задание каждой подгруппе: заполнить в таблицах№1, 2 (приложение) пустующие клетки. Дается старт. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание. Оценки выставляются в ведомости № 2. 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (6 мин). Итоги занятия подводятся в оценочной ведомости и оглашаются обучающимся. Слово педагога: Молодцы, ребята. Поработали все хорошо. -Что вам понравилась сегодня на занятии? -Что вы запомнили важного и главного для себя? -Что вам могло бы пригодиться в жизни? Я очень надеюсь, что полученные знания, будут закреплены дома, и вы сможете порадовать своих близких и родных вкусным супом, приготовленный вами. На следующий учебный год мы продолжим изучать эту тему. Ведь разнообразие супов очень велико. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!
Приложение Ведомость игры "Слабое звено"Фамилия, имя обучающихся | 1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | 5 тур | 6 тур | Места | Оценка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Оценочная ведомость № 2Группы | Оценки | Итоговая оценка | Игра "Слабое звено" | Приготовление супа | Задания | | 1группа | | | | | | 2 группа | | | | | |
Задание№1 по заправочным супамЗадание: Отметить галочками сырье, которое входит в состав данных супов Наименование продуктов | Супы | Борщ | Суп картофельный | Щи из квашеной капусты | Капуста квашеная | | | | Лук | | | | Морковь | | | | Жир | | | | Уксус | | | | Говядина | | | | Сметана | | | | Свекла | | | | Картофель | | | | Томат | | | | Сахар | | | | Соль | | | | Специи | | | | Рис | | | |
Задание№2 по заправочным супамЗадание: Отметить галочками сырье, которое входит в состав данных супов Наименование продуктов | Супы | Крупяной суп | Суп с лапшой | Рыбный суп | Свинина | | | | Рассол | | | | Рис | | | | Свекла | | | | Сметана | | | | Соль | | | | Специи | | | | Лук | | | | Морковь | | | | Жир | | | | Уксус | | | | Говядина | | | | Картофель | | | | Томат | | | | Огурцы соленые | | | | Перец сладкий | | | | Мука | | | | Сахар | | | | Чеснок | | | | Зелень | | | | Капуста | | | | Рыба |
|
|
| Лапша |
|
|
|
Тест 1 по заправочным супамЗадание: Отметить сырье, которое входит в состав данных супов Наименование продуктов | Супы | Щи из свежей капусты с картофелем, с говядиной | Рассольник домашний с говядиной |
| Говядина | + | + |
| Капуста свежая | + | + |
| Картофель | + | + |
| Морковь | + | + |
| Лук | + | + |
| Томат | + | + |
| Жир | + | + |
| Соль | + | + |
| Специи | + | + |
| Сметана | + | + |
| Зелень | + | + |
| Огурцы соленые | | + |
| Рассол огуречный | | + |
|
|