Статья "Использование метода проектов для реализации здоровьесберегающего потенциала уроков технологии"
статья по технологии на тему
Статья раскрывает возможности технологии проектной деятельности в плане здоровьесбережения обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о здоровьесбережении | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов для реализации здоровьесберегающего потенциала уроков технологии
В современных ФГОС мы находим требования по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Среди планируемых личностных результатов выпускника школы целесообразно выделить следующие: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни [1].
Таким образом, осмысленное отношение школьников к здоровью, как к ценности, является требованием Государственного стандарта образования и личностным результатом образования. Следовательно, наше образование необходимо сделать здоровьесберегающим.
А.И. Севрук, Е.А. Юнина предлагают концепцию здоровьесберегающего обучения, представленного нижеприведенной логической цепочкой.
Направлено на цель – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на принципы – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через средства – учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к результатам – предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной деятельности.
Зависит от ресурсов – личный пример педагога; использование специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке [5, с.201].
Главной целью учителя технологии является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков), включающее формирование компетенций в области проектной, учебно-исследовательской деятельности, использования информационно-коммуникационных технологий.
Уроки технологии в школе, построенные на основе проектного метода обучения, во многом способствуют формированию и развитию творческих способностей учащихся, а значит сбережению и созиданию здоровья личности. Особенностью этих уроков является сочетание активной интеллектуальной деятельности и деятельности прикладной, при этом получение прикладного продукта дает положительный эмоциональный результат.
Школьник, имеющий опыт проектной деятельности, быстрее воспринимает изменение ситуации, выбирает грамотные пути решения возникающих задач.
Метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задач образовательного проекта; интегрирует в себе системный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [3].
Согласно ФГОС второго поколения некоторыми из личностных характеристик ученика являются: умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.
Метод проектов в технологическом образовании школьников ориентирован на те инвариантные для любого типа образования результаты обучения, формирование тех сторон личности, которые признаются сегодня наиболее важными и приоритетными [4, c.4].
С.В. Алексеев замечает, что жизнь учащихся в школе не ограничивается, и не должна ограничиваться только усвоением набора конкретных предметных знаний, умений, навыков, формированием предметных и метапредметных компетенций. Многие учащиеся, а их в среднем больше половины, имеют более обширные интересы и запросы при изучении предметов Базисного учебного плана, как по широте изучаемых проблем, так и по глубине их осмысления [2].
Таким образом, использование метода проектов на уроках технологии отвечает как требованиям ФГОС, так и запросам общества.
Учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно, учить поиску нужной информации; целеполаганию в деятельности и ее планированию; проведению исследования (выдвижению гипотезы, анализу и обобщению); практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; моделированию и выбору стратегий поведения; коммуникативным умениям; активному участию в улучшении жизни; умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме.
Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс – главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления [6].
Таким образом, работа обучающихся над проектами связана с личностным ростом, развитием познавательных потребностей, углубленным изучением материала и, возможно, формированием будущей индивидуальной образовательной траектории.
Можно выделить следующие типы проектов:
монопредметные, межпредметные, надпредметные;
информационные, исследовательские, прикладные;
игровые, ролевые;
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Любой проект требует творческого подхода при выполнении всех его компонентов: 1) определение потребностей; 2) выдвижение идей по удовлетворению этих потребностей; 3) выбор лучшей идеи и разработка путей ее реализации; 4) выполнение проекта (изготовление продукта);
5) самооценка, взаимооценка и презентация результатов.
Таким образом, проектный метод - одна из здоровьесберегающих технологий, направленных на индивидуализацию обучения и создание ситуации успеха для обучащихся. Проектный метод позволяет осуществить перенос акцента с "усвоения знаний" на "формирование компетентности". Метод проектов позволяет успешно формировать такие ключевые компетенции личности, необходимые в реальной жизни, как коммуникативные, проблемные (компетенция решения проблем), кооперативные (компетенция работы в сотрудничестве), информационные.
Источники
1. Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования./ Методист. – 2003.- № 4 – С.42-44.
2. Мой первый проект: организация индивидуальных образовательных проектов во внеурочной деятельности школьников. Методическое пособие / Под редакцией Алексеева С. В., Ванюшкиной Л. М., СПБ: КАРО, 2013. – 230 с.
3.Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Алексеев С.В., Гущина Э.В., Шаров С.В.; Под ред. Э.В. Гущиной. – СПБ:
СПбАППО, 2008. – 104 с.
4. Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
5. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок /А.И. Севрук, Е.А. Юнина/ Школьные технологии.-2004 №2 с. 200-207.
6.Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 126с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка
Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...
Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»
Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...
Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора
Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические, эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...
Формирование социализированной личности через реализацию здоровьесберегающего потенциала на уроках ОБЖ
Для социализации личности школьников в экспериментальном классе были использованы методы и средства здоровьесберегающих технологий...
Статья на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"
Материал на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"...
"Здоровьесберегающий потенциал урока"
quot;Здоровьесберегающий потенциал урока"...
Здоровьесберегающий потенциал урока (практический материал для учителя и заместителя директора по УВР)
Практически каждый вид деятельности тем или иным образом работает на решение задач как обучения, так и сохранения здоровья, т.е. процесс обучения из здоровьезатратного переходи...