Статья "Использование метода проектов для реализации здоровьесберегающего потенциала уроков технологии"
статья по технологии на тему

Статья раскрывает возможности технологии проектной деятельности  в плане здоровьесбережения обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья о здоровьесбережении18.59 КБ

Предварительный просмотр:

    Использование метода проектов для реализации здоровьесберегающего потенциала уроков технологии

В современных ФГОС мы находим  требования по сохранению и укреплению  здоровья обучающихся.

   Среди планируемых личностных результатов выпускника школы целесообразно выделить следующие: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни [1].

Таким образом,  осмысленное отношение  школьников к здоровью, как к ценности, является требованием Государственного стандарта образования  и  личностным результатом образования.  Следовательно, наше образование необходимо сделать  здоровьесберегающим.

А.И. Севрук, Е.А. Юнина предлагают концепцию здоровьесберегающего обучения, представленного нижеприведенной логической цепочкой.

Направлено на цель – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на принципы – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через средства – учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к результатам – предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной  деятельности.

Зависит от ресурсов – личный пример педагога; использование специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке [5, с.201].

Главной целью учителя технологии является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков), включающее формирование компетенций в области проектной, учебно-исследовательской деятельности, использования информационно-коммуникационных технологий.

Уроки технологии в школе, построенные на основе проектного метода обучения, во многом способствуют формированию и развитию творческих способностей учащихся, а значит сбережению  и созиданию  здоровья личности.  Особенностью этих уроков  является сочетание активной интеллектуальной деятельности и деятельности прикладной, при этом  получение прикладного продукта дает положительный эмоциональный результат.

Школьник, имеющий опыт проектной деятельности,  быстрее воспринимает изменение  ситуации,  выбирает  грамотные пути решения возникающих задач.

Метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задач образовательного проекта; интегрирует в себе системный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [3].

Согласно ФГОС второго поколения некоторыми из личностных характеристик ученика являются: умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.

Метод проектов в технологическом образовании школьников ориентирован на те инвариантные для любого типа образования результаты обучения, формирование тех сторон личности, которые признаются сегодня наиболее важными и приоритетными [4, c.4].

С.В. Алексеев замечает, что  жизнь учащихся в школе не ограничивается, и не должна ограничиваться только усвоением набора конкретных предметных знаний, умений, навыков, формированием предметных и метапредметных компетенций. Многие учащиеся, а их в среднем больше половины, имеют более обширные интересы и запросы при   изучении предметов Базисного учебного плана, как по широте  изучаемых проблем, так и по глубине их осмысления [2].

Таким образом, использование метода проектов на уроках технологии отвечает как требованиям ФГОС, так и запросам общества.

Учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно, учить  поиску нужной информации; целеполаганию в деятельности и ее планированию; проведению исследования (выдвижению гипотезы, анализу и обобщению); практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; моделированию и выбору стратегий поведения; коммуникативным умениям;  активному участию в улучшении жизни;  умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме.  

Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс – главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления [6].

Таким образом, работа  обучающихся над проектами связана с личностным ростом, развитием познавательных потребностей, углубленным изучением материала и, возможно, формированием будущей индивидуальной образовательной траектории.

Можно выделить следующие типы проектов:

монопредметные, межпредметные, надпредметные;

информационные, исследовательские, прикладные;

игровые, ролевые;

краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

 Любой проект требует творческого подхода при выполнении всех его компонентов: 1) определение потребностей; 2) выдвижение идей по удовлетворению этих потребностей; 3) выбор лучшей идеи и разработка путей ее реализации; 4) выполнение проекта (изготовление продукта);

5) самооценка, взаимооценка и презентация результатов.

Таким образом, проектный метод - одна из здоровьесберегающих технологий, направленных на индивидуализацию обучения и создание ситуации успеха для обучащихся. Проектный метод позволяет осуществить перенос акцента с "усвоения знаний" на "формирование компетентности". Метод проектов позволяет успешно формировать такие ключевые компетенции личности, необходимые в реальной жизни, как коммуникативные, проблемные (компетенция решения проблем), кооперативные (компетенция работы в сотрудничестве), информационные.

Источники

1. Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе   развивающего образования./ Методист. – 2003.- № 4 – С.42-44.

 2. Мой первый проект: организация индивидуальных образовательных проектов во внеурочной деятельности школьников. Методическое пособие / Под редакцией Алексеева С. В., Ванюшкиной Л. М., СПБ: КАРО, 2013. – 230 с.

 3.Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Алексеев С.В., Гущина Э.В., Шаров С.В.; Под ред. Э.В. Гущиной. – СПБ:

СПбАППО, 2008. – 104 с.

4. Сасова И.А.  Технология. Метод проектов в технологическом   образовании школьников: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.

5. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок /А.И. Севрук, Е.А. Юнина/ Школьные технологии.-2004 №2 с. 200-207.

 6.Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 126с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка

Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора

Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические,  эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...

Формирование социализированной личности через реализацию здоровьесберегающего потенциала на уроках ОБЖ

Для социализации личности школьников в экспериментальном классе были использованы методы  и средства здоровьесберегающих технологий...

Статья на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"

Материал на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"...

"Здоровьесберегающий потенциал урока"

quot;Здоровьесберегающий потенциал урока"...

Здоровьесберегающий потенциал урока (практический материал для учителя и заместителя директора по УВР)

Практически каждый вид деятельности тем или иным образом работает на решение  задач  как обучения, так и  сохранения здоровья, т.е.  процесс обучения из здоровьезатратного переходи...