Открытый урок
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Рябкина Елена Павловна

Блюда из круп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области»

Урок по технологии

«Блюда из круп».

Подготовила и провела учитель технологии I квалификационной категории Рябкина Елена Павловна

Октябрь

2017г

План урока:

Организация начала занятия. Психологический настрой на урок.

Сообщение темы и задач занятия.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление.

Рефлексия.

Подведение итогов.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что это 1 урок в этом году проводится в кабинете, что на уроке присутствуют не только девочки, но и мальчики, а также гости. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Посмотрите, пожалуйста,  на экран. Слайд1. Что мы видим? (Пшеничное поле)

Давайте представим, что мы находимся на краю пшеничного поля.  Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожмите руку друг другу и передайте это тепло).

- Теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия.

- И так начнем наш урок

II. Введение в тему.

-Послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Мала крошка, а пользы в ней много.

В вводе поварят, кто ест, похвалит (крупа)Слайд2.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Но чтобы более точно определить тему отгадайте еще загадку.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой горячей заливают.

И ставят на плиту вариться

И что тут может получиться?  (Каша) Слайд3.

Кто может назвать тему урока?

III. Сообщение темы и целей урока.

-Тема урока «Блюда из круп». Слайд 4.

- Определите цель, которую будем решать на уроке?

Изучить виды круп, значение их в питание, технологию приготовления блюд из круп.

IV.Формирование новых знаний.

Вопрос: Какие крупы для приготовления блюд вы знаете? (дети перечисляют)

Слайд 5.

Крупы обладают большой питательной ценностью.  Они поставляют

организму углеводы (65-77%), растительные белки (7-12%), жиры (до 6%), минеральные вещества, среди которых фосфор, железо, калий, магний, кальций. И витамины группы В.

Если в пище недостаточно витаминов В, то у людей нарушается деятельность нервной системы, они становятся раздражительными, невнимательными, рассеянными, плохо спят. Для нормальной жизнедеятельности организму человека требуется ежедневно 1,5 - 2 мг витамина В.

Слайд 6.

Наиболее полезной является гречневая крупа. В ней содержится  много растительных белков, жиров, углеводов - крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, магний, марганец, а также витамины группы В. Гречку рекомендуют при многих заболеваниях, анемии, ожирении и как общеукрепляющее средство.

Слайд 7.

   Второе место по пищевой ценности занимает овсяная крупа.

В ней  много незаменимых аминокислот, минеральных веществ, витаминов В и Е (способствующие росту детского организма). Овсяные хлопья, подвергнутые специальной обработке в процессе приготовления, усваиваются значительно лучше организмом, чем овсяная крупа. Они рекомендуются для завтраков.

 Слайд 8.

  Рис, по сравнению с другими крупами, наиболее богат крахмалом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ и витаминов. Рис очень легко усваивается организмом, поскольку в нем мало клетчатки. Это свойство широко используется в диетическом питании.

   Слайд 9.

Манная крупа, приготовленная из пшеницы, также относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Поэтому ее рекомендуется давать на завтрак ребенку перед серьезными нагрузками (контрольной, соревнованием).

Слайд10.

 Древнейшей зерновой культурой является просо. Сейчас из него делают пшено. Переваривается оно медленно и обычно рекомендуется при сахарном

-Вопрос. Какие блюда из перечисленных круп  можно приготовить? (ответы детей) А кроме каши, какие блюда вы знаете?

 Слайд11.

- Из круп можно приготовить закуски – различные салаты (салат оливье, крабовый салат, рисовый)

Широко используются крупы в первых блюдах (суп гороховый, рисовый, харчо (пшено), рассольник (перловка)

Также широко крупы используются и во вторых блюдах. Это – каши, запеканки, котлеты, плов, фаршированные блюда, тефтели и конечно гарниры (добавки к мясным блюдам).

Но самым распространенным блюдом являются каши.

- Ребята,  у вас на столах карточки с названиями круп и  каш, которые можно из них сварить. Вам нужно соотнести карточки с названиями круп и каш.

  • Работа в парах по карточкам.  

Гречка

Рисовая

Овес

Кукурузная

Рис

Манная

Пшеница

Овсяная

Ячмень

Перловая

Кукуруза

Гороховая

Горох

Пшенная

Просо

Гречневая

(Ошибки пока  не исправляются)

 Это ваши предположения.  В ходе занятия мы вернемся к заполненным вами таблицам.

Поднимите руки кто любит кашу? Надеюсь, что к концу занятия отношение к каше у многих измениться.

- Вопрос. Что вы предпочитаете есть на завтрак? (ответы учащихся)

К сожалению,  многие из вас предпочитают есть на завтрак бутерброды. Но наиболее подходящий продукт для завтрака – это каша. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки.  

 

- Каша – кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Слайд12.         

Каша, как самостоятельное блюдо, всегда занимала почетное место на русском столе. Ели кашу не только в будни, ею угощали гостей, ставили на стол в торжественном случае. В Древней Руси «Кашей» - называли свадебный пир. Она была символом мира, дружбы. Заключая мировой договор, наши предки варили кашу и ели ее вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договоренность не достигалась, говорили: «С ним каши не сваришь».

Трудно найти другое блюдо в русской кухне, которое так часто упоминалось бы в сказках, былинах и пословицах. Каша одна из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе. Как говорили в старину «Щи да каша – пища наша». Русский народ сложил много пословиц и поговорок о кашах. Давайте поиграем в игру «Собери пословицу» Слайд13.

А сейчас возвратимся с вами к карточкам и проверим правильно ли вы выполнили   задание? Слайд14.

Молодцы. С заданием справились. Оцените в карточках свою работу.

А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка Слайд15.

 

У вас на столах в баночках образцы круп. Посмотрите внимательно, есть ли в них примеси?

Можно ли крупы в таком виде использовать для приготовления блюд и почему?

Что вы можете сказать о первичной обработке круп?

Крупы перед приготовлением перебирают, просеивают, моют, подсушивают или обжаривают.

Заполним вместе табличку «Первичная обработка круп».

v. Работа по таблице «Первичная обработка круп» Слайд16.

В процессе заполнения мы выяснили, что:

А) перебирают: все, кроме манной;

Б) просеивают: только манную;

В) моют: все, кроме манной и гречневой, «Геркулеса»;

Д) замачивают: перловую, рисовую на 2-3 часа.

Крупа

Первичная обработка

Переборка

Просеивание

Мытье

Подсушивание

Замачивание

Гречневая

+

 

 

+

 

Рис

+

 

+

 

 

«Геркулес»

+

 

 

+

 

Пшено

+

 

+

 

 

Перловая

+

 

+

 

2-3 часа

Манная

 

+

 

+

 

Как мы уже выяснили, что самыми  известными блюдами из круп являются каши. Но и они бывают разными. Жидкие каши, вязкие и рассыпчатые  

Слайд17.

Жидкие каши готовят на цельном молоке или разведенном молоке из различных круп. Подают эти каши на завтрак и ужин.

Вязкие каши готовят из любого вида крупы на воде или молоке. Для их варки требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш. Используют как самостоятельное блюдо – с маслом, сахаром, изюмом, а также для приготовления запеканок, котлет.

Рассыпчатые каши варят из целой недробленой крупы, чаще всего на воде, иногда на молоке, разбавляют водой и на бульоне. Воды берут столько, сколько поглощают набухшие зерна до полного размягчения. Подают как самостоятельное блюдо или как гарнир.

- Вопрос: От чего зависит густота каши?

Степень густоты зависит от соотношения взятого количества крупы и жидкости.

Для приготовления каш используют воду, молоко, молоко, разбавленное водой; а также мясные бульоны и овощные отвары. Соль и сахар кладут в жидкость до закладки крупы. Крупу после первичной обработки засыпают в кипящую жидкость, затем кастрюлю закрывают крышкой и варят до готовности. Продолжительность варки зависит от вида крупы, степени ее измельчения. При выборе кастрюли нужно учитывать привар (увеличение крупы при варке), который образуется при разбухании крупы (в 2,5-3 раза). Варить каши лучше всего в алюминиевой кастрюле, или в кастрюле с толстым дном.

При варке каше нужно учитывать соотношение воды и крупы.

Обратите внимание на шпаргалку

Слайд18.

Если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной? «Как сделать кашу вкусной?» Что в неё можно добавить? Кто не знает, вспомните,  почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) 

Ведь недаром говорят «Маслом кашу не испортишь». Слайд19.

 Давайте проверим ваши предположения, разгадав кроссворд. По горизонтали:

1.Я бел как снег,

В чести у всех,

И нравлюсь вам

Во вред зубам (сахар)

2. Круглый, зрелый, загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок.

Чок-чок-чок-чок! (орех)

3. Меня одну не едят

И без меня не едят.

На воду упала и сразу пропала (соль)

По вертикали:

4. Бело, а не вода,

Сладкое, а не мёд.

От бурёнки берут,

Деточкам дают (молоко)

5.Из растительных продуктов,

Из известных ягод, фруктов,

Из всего, что сладко, сочно,

Что съедобно и не очень,

Детям всем на объеденье,

Можем мы сварить …(варенье)

6. Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают (банан)

Работа в парах. Задание: составить технологическую последовательность приготовления  каши. Не забудьте про первичную обработку.

Проверка выполнения работы. Поставьте оценку за свою работу.

VI.  Закрепление. Слайд 20

  • Из чего готовят каши?
  • Чем полезны каши?
  • Какая каша самая полезная?
  • Какую кашу рекомендуют есть перед контрольной работой?
  • Что входит в первичную обработку круп
  • Какой посудой лучше пользоваться для приготовления каши?
  • Назовите пословицы, поговорки.
  • Вспомним цель урока: Изучить виды круп, значение их в питание, технологию приготовления блюд из круп. Достигли мы цели?

VII.Рефлексия

  • Теперь вы всё знаете о крупах и каше, и даже можете дома родителям помочь её приготовить. Надеюсь, что те ребята, кто в начале урока сказали, что не любят кашу, теперь поняли, как важно есть ее по утрам, чтобы быть крепкими и здоровыми.
  • Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас украсить наше   «дерево успеха» яблочками и листочками. Если занятие для вас было поучительным, вам было интересно, то украшаете дерево зелеными яблочками и листочками, если вы не узнали для себя ничего нового, то желтыми, если вам было скучно, то красными.

VIII.  Итог урока, выставление оценок, домашнее задание. 

  •   Задание: составить технологическую последовательность приготовления  каши  

Манной

        

Проверка выполнения работы Гречка:

  1. Перебрать, подсушить
  2. Налить воду, вскипятить
  3. Добавить соль, сахар
  4. Засыпать крупу
  5. Накрыть крышкой и довести до готовности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...